Демографическая ситуация и оценка социальной сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демографическая ситуация и оценка социальной сферы.



Ретроспективная динамика численности наличного населения собственно города (по данным Госкомстата России) выглядит следующим образом (тыс.чел.):

1897г. – 16,9 1973 – 141,3 1993г. – 191,6
1914г. - 70 1975г. – 146,7 1994г. – 193,7
1920г. – 50 1978г. – 156,3 1995г. – 201,8*
1926г. – 68 1979 – 159,3 1996г. – 203,3
1939г. – 95.2 1980г. – 162,3 1997г. –204,3 (208,1)**
1959г. – 93,5 1985г. – 174,8 1998г. - (208,3)
1961г. – 101 1989г. - 185,9 1999г. – 204,3
1970г. – 132,7 1991г. – 188,6 2000г. – 203,3 (206,2)
1972г. – 138,5 1992г. – 189,7 2001г. – 202,5 (202,5)
    2008г.- 242,6

* Прирост около 5тыс.чел. в связи с изменением территорий. Входящих в городские округа

 ** Здесь и ниже в скобках приводятся данные Новороссийского межрайонного отдела статистики.

 

В течение всего периода после Великой Отечественной войны происходил неуклонный рост численности населения города, при ежегодном приросте за последнее десятилетие в 1-3 тыс. человек. В последние годы, по официальным данным, численность населения Новороссийска стабилизировалась и до 2000 года имели тенденцию к некоторому сокращению, но к 2008 году благодаря социальной политики проводимой государством численность населения медленно стала увеличиваться.

Показатели с 1999г. свидетельствует об увеличении естественной убыли населения и сокращении механического прироста.

Есть основание полагать, что фактическая численность наличного населения города в настоящее время превышает численность, учитываемую федеральными органами, не менее чем до 15% за счет нелегальной миграции и воинских подразделений, перебазированных в город в 90-е годы.

Для большинства населенных пунктов характерна стабилизация численности населения.

Разделение населения на городское и сельское в пределах рассматриваемой территории в большой мере условно. Вся эта территория, за исключением района станиц Раевская и Натухаевская, располагается практически в пределах часовой доступности от центральной части города.

Непосредственно к городской черте примыкают поселения с интенсивными трудовыми и бытовыми связями населения с собственно городом.

В последнее десятилетие отводы под коттеджное строительство горожан распространились и на сельские поселения.

Городской поселок Гайдук практически слился с застройкой города.

Городской поселок Верхнебаканский также может рассматриваться несколько обособленным городским районом.

Демографические процессы на рассматриваемой территории не отличаются принципиально от общероссийских и складывающихся в большом числе регионов страны.

С 1991г. естественный прирост населения стал отрицательным. Прирост численности населения города в 90-е годы происходит исключительно за счет внешней миграции.

Перспективный прирост численности населения города в большой мере будет зависеть от степени его привлекательности для потенциальных мигрантов.

По имеющимся оценкам, половозрастная структура постоянного населения всей рассматриваемой территории (городская и сельская местность) характеризуется следующими показателями (по данным НМОГС).

 

                                                                                                      

Половозрастная структура постоянного населения (с округлением)

 

Возрастные группы

Доля в общей численности населения, %

 

Всего

в том числе

мужчин* Женщины*
Всё население 100 47 53
В возрастах моложе трудоспособного   23   25   21
В трудноспособных возрастах 58 64 52,5
В возрастах старше трудноспособного   19   11   26

 

* Распределение мужчин и женщин по возрастным группам приводится в процентах к численности соответственно мужского и женского населения.

 

По национальному признаку в общей численности населения Новороссийска преобладают русские (более 84%), наиболее многочисленными среди других национальностей являются ар­мяне (6%) и украинцы (5%).

Особенности учета занятости в современных условиях позволяют сугубо ориентировочно оценить количественные и структурные показатели занятости в хозяйственном комплексе рассматриваемой территории, которые и приводятся ниже, с учетом данных НМОГС и Управления экономики, социального развития и инвестиций  администрации города.

 

Структура занятых в хозяйственном комплексе территорий, подчиненных администрации города (современное состояние, с округлением)

 

 

 

в %% от численности

  занятых   Населения
Всего занятых в том числе:                                                    100 44
Промышленность 17,5 8
НТУ 25,5 11
Строительство 6 2,5
Сельское хозяйство 4 2
Рекреационно-оздоровительные учреждения   2   0,5
Прочие градообразующие и обслуживающие предприятия   46   20

 

В этой оценке г. Новороссийск учитывается в его проектных границах – с городскими поселками Гайдук, Верхнебаканский, с сельской местностью Приморского округа, Мысхакским сельским округом, с современной численностью населения около 230 тыс.человек. Численность сельского населения за его пределами оценивается стабильно примерно в 20 -25 тыс.человек.

Численность трудовых ресурсов может быть оценена только косвенно через оценки изменения числа жителей в трудоспособном возрасте. Сокращение численности трудоспособного (и, как следствие, занятого) населения представляет собой одну из наиболее существенных скрытых угроз стратегического развития города заложено в неравномерности современной возрастной структуры населения города. Значительное снижение численности трудоспособного населения обусловлено недостаточной компенсацией численности населения в предпенсионном возрасте пополнением из поколения 1990-х гг. рождения. Ощутимый спад рождаемости в этот период отражается в малой численности детей и подростков, которые в перспективе являются основным резервом для перспективного пополнения трудовых ресурсов города.

 


На всю социальную сферу Новороссийска приходится менее 10% стоимости основных фондов города, т.ч. на просвещение, здравоохранение, культуру – около 1%.

 

 

Распределение жилищного фонда по формам собственности

 

Формы

собственности

                

 

Городская

местность

 

Сельская

местность

 

Итого

  тыс. м² общей площади   В %% к итогу   тыс. м² общей площади   в % к итогу   тыс. м² общей площади   в % к итогу
1 2 3 4 5 6 7
Частная 2172 58,7 400 97,3 2572 62,6
Государственная   30   0,8   -     30   0,7
Муниципальная 1392 37,6 3,0 0,7 1395 33,9
Общественная - - 3,0 0,9 3 0,1
Смешанная 107 2,9 5 1,1 112 2,7
Итого 3701 100,0 411 100,0 4112 100,0

 

На территории города насчитывается 14,3 тысяч индивидуальных домов, в том числе 10,3тысяч в городской и 4тысячи в сельской местности.

           

                                                                           Таблица 7

Характеристика жилищного фонда по уровню инженерного оборудования

 

Виды

инженерного

оборудования

 

Городская

местность

 

Сельская

местность

 

Итого

  тыс.м² общей площ.   в %% от всего фонда   тыс.м² общей площ.   в %% от всего фонда   тыс.м² общей площ.   в % от всего фонда
Водопровод 3490 94 62 15 3552 86
Канализация 3420 92 57 14 3477 84
Центральное отопление 3183 86 41 10 3224 78
 Ванны (душ)   2702 73 12 3 2714 66
 Газ 2776 75 41 10 2817 68
Горячее водоснабжение 2739 74 12 3 2751 67
Напольные электрические плиты 420 11 - - 420 10

 

* По собственно городу Новороссийску показатели по инженерному оборудованию жилищного фонда несколько выше средних по городской местности: по канализации и центральному отоплению – 94%, горячему водоснабжению, газу – 88%.

 

Уровень инженерного оборудования индивидуальных домов                                                                                                                                                                                               

  Виды инженерного оборудования     Городская местность   Сельская местность
Водопровод и канализация 72 10
Центральное отопление 70 22

 

В городской местности многоэтажный жилищный фонд (4-5-ти и выше этажей) составляет около 67% (собственно город Новороссийск 72%), каменный и кирпичный свыше - 88% (собственно город Новороссийск 90%).

Износ до 30% имеет 81% фонда, от 30% до 70% - 18% и свыше 70% - 2%.

В сельской местности в жилой застройке пребладает одноэтажный фонд - 76%, 2-х этажный фонд составляет - 22%, 3-4 этажный - 2%. Каменный фонд составляет около 68%, фонд из прочих материалов - 31,8%.

Техническое состояние фонда по собственно городу сельской

местности характеризуется следующими данными: износ до 30% - 65% жилищного фонда, от 30 до 70% - 32фонда, свыше 70% - 3% фонда.                

Наиболее обеспечен водопроводом жилищный фонд села Мысхако - 82% и станицы Раевская - 30%.

 

Новое индивидуальное строительство осуществляется каменными домами, оборудованными водопроводом, канализацией и ванными на 61% (в городской местности - 46%, в основном второе жильё, в сельской – 91%); центральным отоплением 100% как городской местности, так и в сельской (от индивидуальных источников). Средний размер одного индивидуального дома - 130м² общей площади.

Социальное обслуживание на уровне поселков городского типа и центров сельских округов удовлетворяется преимущественно в учреждениях первичного (школы, детские сады-ясли, магазины, столовые) и отчасти периодического обслуживания. Учреждения же эпизодического и отчасти периодического обслуживания, в основном расположены в г. Новороссийске.

В Новороссийске размещается центральная бассейновая больница моряков (520 коек) и Узловая больница железнодорожников (205 коек).

Из других ведомственных учреждений здравоохранения в городе размещаются госпитали Новороссийского военного округа и б.Управления строительства 12, дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Из 34 общеобразовательных школ в городе размещаются 25 школ емкостью 18,7 тыс.мест, три в городских поселках - 1,4 тыс.мест и шесть в сельских округах – 2,6 тыс.мест. Общий дефицит школьных мест в общеобразовательных школах составляет около 11тыс. мест.

 

Уровень обеспеченности города и его администрации населения мест основными учреждениями социального обслуживания

  №   Виды учреждений обслуживания   Единицы измерения   Вмести- мость   Обеспечен-ность   Норма СниПа 2.07.01-89   % обеспеченности
1 2 3 4 5 6 7

1

Больницы всего кол-во коек 14 2935   11,7   13,5   87
в том числе: по управлению здравоохранения   кол-во коек 12 2210     8,8     13,5     65
2 Общеобразовательные школы кол-во мест 34 22750   91   136**   67
3 Детские дошколь-ные учреждения кол-во мест 63 8700   35   54***   65
4 Библиотеки кол-во тыс.том 29 952   3,8   4,1   92
5 Гостиницы кол-во мест   41320   5,3   6   88
6 Прачечные кол-во кг. сух. белья в смену 1 500     20     120     16

 

* В условиях коммерциализации сферы обслуживания нормы СНиПа могут рассматриваться только в качестве контрольных данных, характеризующих уровень обслуживания и степень комфортности проживания.

** Норматив рассчитан, исходя из фактического количества школьников.

***Норма обеспеченности принята, исходя из 50% охвата детей дошкольного возраста против 85% предусмотренных СниПом 2.07.01-89.

 

 

1.5. Отраслевой анализ муниципального образования

 

1.5.1. Транспортная инфраструктура.

 

Дороги: Федеральная автодорога Новороссийск — Сочи подходит к городу с юго-востока, ее продолжением фактически является федеральная автодорога Новороссийск — Анапа — порт Кавказ. Транспорт, следующий в этих направлениях, проходит транзитом через территорию города. На подходах к городу обе дороги имеют I - II техническую категорию, в настоящее время на отдельных участках ведется реконструкция со спрямлением и расширением проезжей части и заменой покрытия.

Федеральная автомобильная дорога Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск – Геленджик (через Краснодар, Крымск и Верхнебаканский) имеет ll - lll техническую категорию, входит в город по ул. Анапское шоссе.

Кроме федеральных магистральных дорог, в пригороде Новороссийска развита сеть территориальных дорог, которые связывают его с прилегающими населенными пунктами. Все они имеют асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 6м., исключение составляет автодорога Цемдолина-Кирилловка-Мефодиевка, ширина проезжей части которой составляет 9м. Общая протяженность территориальных дорог - 75км. По всей сети организовано пригородное автобусное движение.

Длина магистральных улиц и дорог - 61,5км, Общая длина городской уличной сети составляет по отчётным данным 246,2 км, в т.ч. 135 км с твёрдым покрытием. Ширина проезжих частей магистральных улиц, как правило, позволяет организовать движение не более чем по 2 полосы в каждом направлении. Трехполосные проезжие части имеют только некоторые улицы с односторонним движением в центре города. Искусственные сооружения на улично-дорожной сети (мост через р.Цемес, путепроводные пересечения с железной дорогой) сконцентрированы в основном вдоль упомянутого луча в направлении Сухумийского шоссе. Сооружений для развязок в разных уровнях уличного движения не имеется, кроме одного пешеходного перехода под ул. Советов.

Продольные уклоны на магистральных направлениях как прави­ло не выходят за пределы нормативных.

Размеры движения за последние годы возрастали скачкообразно. Этот рост определился двумя основными причинами:

- бурным ростом парка легковых автомобилей личного пользования;

- изменением структуры перевозок через морской порт, обусловленным прибытием значительного числа большегрузных автомобилей для дальнейшего следования через город на сеть внешних автодорог.

Из двух указанных первая причина определяет наибольшую составляющую. Уровень насыщения легковыми автомобилями в настоящее время 250 ед. на 1 тысячу жителей.

Морской транспорт: Новороссийск расположен в ес­тественной Цемесской бухте с глубинами до 23 - 28м. (глубина действующих причалов - 8,3-19м.). Со стороны открытого моря бухта заканчивается на востоке мысом Дооб, на юго-западе Суджукской косой и мысом Мысхако.

Порт защищен двумя молами - восточным, длиной 970 м, и западным, длиной 1065 м, а также новым волноломом - длиной 1106 м. Под защитой восточ­ного и западного волноломов находятся 57 причалов сухогрузно­го района порта и судоремонтного завода (СРЗ); еще 4 причала, принадлежащие СРЗ и Новороссийскому морскому торговому порту, находятся под защитой нового волнолома. Общая площадь огражденной акватории составляет около 185га.

Вся длина береговой полосы, занятой сооружениями порта внутри защищённой акватории - 3830м.

За пределами огражденной акватории находится еще 16 причалов на 1450 п.м. береговой полосы.            

В порту перерабатываются сухие и наливные грузы, грузы Ро-Ро, выполняются пассажирские перевозки. По типу совершаемой работы в акватории порта выделяются районы — сухогрузный, нефтеналивной (Шесхарис) и пассажирский (каботажный).

К основным проблемам, связанным с эксплуатацией порта, имеющим отношение к пространственной организации города относятся:

- отсутствие свободных площадок на припортовых территориях, что затрудняет организацию автостоянок, таможенных операций, развитие железнодорожного хозяйства и т.п.

- неудовлетворительное состояние автодорог на внутрипортовой территории и наличие большого количества пересечений с железнодорожными путями;

- осуществление связи порта с внешними автодорогами по улицам плотно застроенной территории города;

- перевалка грузов с морского на наземные виды транспорта и обратно связана с проблемой движения транспортных средств по территории города, вызывая значительные технические и экологические трудности. Прежде всего, они связаны с городской улично-дорожной сетью, пропускная способность которой пол­ностью исчерпана.

Экономической основой жизни города является Новороссийский транспортный узел, на долю которого приходится 2/3 основных производственных фондов Новороссийска. Порт города Новороссийска - это морской порт международного класса, крупнейший порт России, ключевой, транспортный перевалочный пункт на Черном море.

С портовыми функциями города и его положением на государственной границе России связана работа крупнейшей на юге России таможни. Грузооборот порта может быть повышен по условиям пропускной способности нового железнодорожного ввода и резерва территорий, на которых возможно разместить перегрузочные комплексы (особенно при пирсовом размещении причалов). Второй железнодорожный ввод в район Цемесской бухты, обеспечивающий развитие порта, может решить проблему развития порта. Учитывая расположение города и многие технические факторы, приоритетному развитию порта Новороссийск на черноморском побережье России в настоящее время нет альтернативы.

Новороссийск сохранит в перспективе свою специализацию как порт для отгрузки сухих и наливных грузов. При этом, прогнозная потребность в перевалке грузов через порт к 2020 г. оценивается в 90 – 95 млн.тн, в т.ч. сухих грузов около 35 млн.тн, сырой нефти – около 55 млн.тн.

Максимальный объем пропускной способности для порта железнодорожного узла Новороссийска оценивается в 17 млн.тн. Это определяет необходимость строительства второго железнодорожного въезда в район Цемесской бухты и соответствующего автодорожного строительства.

Этапность освоения новых территорий порта от района Шесхарис до м. Пенай и возможно дальше будет продиктована условиями строительства второго железнодорожного въезда в порт и объездной автодороги.

В связи с уникальностью в условиях России и Черноморского бассейна портового потенциала города, весь его хозяйственный комплекс и его пространственная организация в максимальной степени должны быть подчинены портовой функции города.

Железнодорожный транспорт: развитие важнейшей составляющей узла – морского порта – влечет за собой и развитие наземных видов транспорта с соответствующим увеличением пропускной способности их сетей и совершенствовании транспортно-экспедиционной и сервисной службы.

Станции «Новороссийск», «Гайдук» и «Тоннельная» находятся в ведении Краснодарско­го отделения Северо-Кавказской железной дороги. Станции последовательно расположены на двухпутной железнодорожной линии Новороссийск-Крымск.

Станция Новороссийск является тупиковой, внеклассной грузовой, припортовой. Путевое разви­тие станции образует 8 парков.

Перегоны на подходах к Новороссийску характеризуются следующими показателями: руководящий уклон -11.6 промилле, (на отдельных участках до 18 промилле); средство связи по движению поездов - АБ; вид тяги и локомотивы-электрическая.

Предприятия, не имеющие подъездных путей, обслуживаются через грузовой порт и контейнерную площадку, расположенные на ст. Новороссийск в Нижнем парке.

Станция «Гайдук» является промежуточной станцией V класса. К ней примыкают 4 подъездные пути общей длиной 2079м, кото­рые обслуживают прилегающие к поселку Гайдук предприятия и склады. Станция расположена на участке ст.Тоннельная - ст. Новороссийск, с частотой движения 20 пар поездов в сутки. На пересечении с автомобильной дорогой в районе станции оборудован охраняемый переезд. Интенсивность движения по автодороге 430 автомашин в сутки.

Станция «Тоннельная» – промежуточная станция lll класса. К станции примыкают 4 подъездных пути общей длиной 7169м, которые обслуживают цементный завод «Первомайский» АО Новоросцемент, ТОМ №1, АООТ «Промжелдортранс», АФ ОАО «Кубаньнефтьподукты».

Основное назначение станции – осмотр и подготовка поездов к дальнейшему следованию в направлении на Новороссийск через горный перевал с двумя тоннелями.

На станции имеется охраняемый переезд. Интенсивность движения по автодороге около 950 автомобилей в сутки, по железной дороге - 24 пары поездов в сутки.

На перегоне между ст. Тоннельная и ст. Гайдук в тоннелях существует габаритное ограничение.

НТППК. В пос. Верхнебаканский к подъездному пути цемзавода примыкает трасса строящегося подъездного железнодорожного пути «Новороссийского транспортно-технологического производственного комплекса» (НТТПК).

Для увеличения пропускной способности станции Новороссийск ведется строительство второго сортировочного парка на 8 путей, длиной по 350м; есть проект на строительство третьего парка, также на 8 путей, длиной по 250м. Кроме того, в составе проекта «Зерно» (по линии МАПа) разработан проект строительства второго пути от Верхнего парка, с соответствующим переустройством горловин Верхнего и Нижнего парков, для разделения поездов, прибывающих в Нижний парк и отправляемых из него. Увеличение пропускной способности станции Новороссийск, в частности, строительство второго верхнего главного пути, со­пряжено со сносом жилых домов.

Развитие Новороссийского транспортного узла, обосновано перспективной потребностью в объемах перевозок грузов через морские порты России в Черноморско-Азовском бассейне.

В генеральном плане учтены разработки по развитию порта Новороссийск и разработки института Мосгипротранс по развитию Новороссийского железнодорожного узла в связи с перспективой развития Новороссийского транспортного узла. 

Трубопроводный транспорт: представлен нефте - и продуктопроводами, по которым поступает нефть и нефтепродукты для погрузки на суда и нефтепродукты для обеспечения потребностей промрайона и населения. Мощности по транспорту нефти на Кубани были созданы в 60-70-е годы. В порту «Новороссийск» функционируют нефтеперевалочные базы «Грушовая» и «Шесхарис», на которые нефть подается по магистральным трубопроводам: Тихорецк – Новороссийск-1 диаметром 500 мм и Тихорецк – Новороссийск-2 диаметром 800 мм. Предприятия выполняют следующие функции:

- транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам на экспортные перевалочные нефтебазы и нефтеперерабатывающие заводы;

- разгрузка нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цис­терн;

- хранение нефти и нефтепродуктов на нефтебазах;

- погрузка нефти и нефтепродуктов на морской транспорт;

- прием и очистка балластных и промышленных сточных вод.

В 2001г. принят в эксплуатацию нефтепровод КТК общей протяженностью 1295км с резервным парком морского терминала в Северной Озереевке.

В состав сооружений морского терминала входят: резервуарный парк, подводящий трубопровод от резервуарного парка до береговых сооружений, подводный трубопровод, укрытие-стоянка для вспомогательных судов, ВПУ.

На первоначальной стадии предусматривается возможность перекачки 28,2млн.тонн сырой нефти в год, полное развитие предполагает повышение пропускной способности до 67млн.тонн в год.

Нефтепроводная система КТК включена в настоящее время в сосотав Новороссийского порта.

В качестве приоритетных мероприятий по развитию Новороссийского транспортного узла принято следующее:

- комплексное развитие морского порта, увязанное со строительством федеральной автомагистрали и железно-дорожного ввода в порт со стороны Абинска

- резервирование территорий для развития порта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.071 с.)