Ресурсная база (природные условия и ресурсы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсная база (природные условия и ресурсы).



Живописный берег озера Абрау.

 

o Малый Лиман расположен в 4 км к югу от озера Абрау. Лиманчик имеет сейсмогравитационное происхождение. Площадь его водной поверхности составляет 21 400м, глубина 5м. От моря озеро Малый Лиман отгорожено 3-метровой каменной косой, поэтому уровень озера на 3 м выше уровня моря. Вода в озере пресная.

o Суджукская лагуна (озеро Соленое) находится вблизи Новороссийска, на выходе из Цемесской бухты, на западной окраине Малой Земли. Площадь этого водоема 300 тыс. м. Лагуна заключена между коренным берегом и обширной косой, состоящей из двух ветвей. Там, где смыкаются обе ветви косы, образовался остроконечный мыс, а за ним поднимается из воды маленький остров. Между морем и лагуной существует постоянный водообмен. Лагуна имеет важное значение, она хороший естественный водоем для рыб. Суджукская коса считается излюбленным место отдыха новороссийцев и их гостей.

o   Урочище Кедровый бугор располагается около станицы Раевской, в 35-40км от берега моря. Здесь произрастают три вида можжевельников, образующих характерные растительные сообщества, в которых отмечены и другие редкие виды: асфоделина крымская, эндемичный лен крымский, желтушник красноплодный, ятрышник точечный. Урочище Кедровый бугор является самым крайним северо-западным пунктом сосредоточения средиземноморских видов на северном макросклоне, не считая горы Папай.

На территории муниципального образования город-герой Новороссийск расположено значительное число поверхностных водных источников. Наиболее значительными из них являются реки Цемдолина, Абрау и Дюрсо. Кроме того, на территории муниципального образования расположено несколько десятков искусственных водоемов, крупнейшим из которых является озеро Дюрсо.

Озеро выполняет функцию своеобразного «аттрактора» ландшафтной планировки территории, прилегающей к винзаводу и может служить примером использования водоемов для улучшения как общего облика территории поселения, так и расширения возможностей для отдыха населения, особенно во внутрисуточном цикле жизнедеятельности. В корректировке генерального плана развития г. Новороссийска предусмотрены мероприятия по расширению сети искусственных водоемов за счет создания новых в предгорных частях путем запруживания долин и благоустройство береговой зоны уже имеющихся водоемов.

Широкая сеть водоемов не только повысит аттрактивность ландшафтов, но и расширит возможности для отдыха населения у водных объектов, особенно в весенний период, когда температура воды в море еще низкая. Основные работы по реконструкции и благоустройству поверхностных водотоков предполагается провести в пределах долины реки Цемдолина.

Основные перспективы использования внутренних водоемов в пределах МО связаны с развитием агротуризма, поскольку они сочетают в себе элементы, повышающие аттрактивность руральных ландшафтов. В пределах собственно городской территории водоемы будут выполнять функции повышения комфортности проживания населения, содействуя общей привлекательности г. Новороссийска для мигрантов.

Количество мест в разных типах объектов размещения

МО Новороссийск

 

 

Гостиницы и отели

Детские лагеря

Базы отдыха

Новороссийск

1 261

 -

-

Дюрсо, урочище Сухая щель

159

-

1 942

Широкая Балка

22

360

3 550

Южная Озереевка

 118

800

630

Всего

1560

1 160

6 122

 

Другая значительная группа отдыхающих размещается в частном секторе (х. Дюрсо, с. Ю. Озерейка, п. Алексино). Частные квартиросдатчики готовы принять одновременно порядка 300 отдыхающих.

Если сравнивать плотность нагрузки со стороны отдыхающих на частные домовладения в Новороссийске, то он оказывается на порядок ниже, чем в соседних Анапе и Геленджике. Однако следует иметь в виду, что привлекательность г. Новороссийск как курортно-рекреационного центра значительно ниже, а дальнейшее развитие транспортно-промышленных функций не будет способствовать ее росту.

Однако у Новороссийска есть существенные конкурентные преимущества в перспективе. В условиях близкого к пределу использования потенциала размещения и досуга в г.г. Анапа и Геленджик, в сочетание с неизбежным оттоком отдыхающих из г. Сочи на период массового олимпийского строительства у МО г. Новороссийск открывается значительная ниша. Только за счет доведения емкости размещения на одно частное домовладение хотя бы до уровня г. Сочи (59), не говоря об уровнях г. Геленджика (106) и г. Анапы (125) возможно существенно нарастить численность отдыхающих.

Однако, последнее возможно лишь в условиях развития индустрий отдыха и развлечений, часть из которых может быть отнесена к креативным индустриям. В настоящее время количество международных туристических прибытий имеет устойчивую тенденцию к росту – в 1,2; 2 раза за каждые десять лет. При этом все большая часть в этом потоке это бизнес-туристы, совмещающие работу с познавательным и развлекательным отдыхом в местах пребывания.

Новороссийск – это южный приморский город, крупный портово-промышленный центр, имеющий значительную социальную инфраструктуру и умеренный уровень благоустройства. Все это создает предпосылки для реализации значительной части из перечисленных ранее туристско-привлекательных направлений деятельности в рамках специальных городских программ развития.

Привлекательным город делают не только зоны рекреации но и 29 объектов туристского показа, основная часть которых носит тематику военного характера, т.к. город является городом-героем. В последнее время добавляются объекты не связанные с боевыми действиями, такие как: «Парк живой природы «До До» - ст. Натухаевская, поющие фонтаны – парк Фрунзе и т.д.

Актуальны винные туры – ЗАО «Абрау-Дюрсо», «Мысхако»

Места поломничества – церковь Феодосия Кавказского, Кашино ущелье.

Другое направление развития курортно-рекреационного комплекса, для которого у Новороссийска есть несомненные преимущества, это экологический сельский туризм, который может стать составной частью развития агро-рекреационного кластера.

Такое разнообразие видов туризма позволит привлечь большое количество самодеятельных туристов.

 

Промышленность и ТЭК.

Промышленный комплекс города представлен тремя базовыми отраслями, удельный вес которых в общем объеме производства промышленных предприятий составляет:

- промышленность стройматериалов – 57% (крупнейшие предприятия: ОАО «Новоросцемент», ОАО «Верхнебаканский цемзавод», ООО «Атакайцемент», ОАО «Шиферник»);

- машиностроение и металлообработка – 21% (крупнейшие предприятия ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», Новороссийский вагоноремонтный завод филиал ОАО «РЖД», ООО «Новоросметалл»);

- пищевая и перерабатывающая промышленность – 8,4% (крупнейшие предприятия: ЗАО «ПИНО», ЗАО «Абрау-Дюрсо», ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов»).

Доля остальных отраслей промышленного комплекса, таких как: электроэнергетика, водоснабжение, газоснабжение, теплоэнергетика, легкая, полиграфическая промышленность составляет порядка 13,6% (крупнейшие предприятия: ОАО «НовоТЭК», ООО «Брис-Босфор», ОАО «Новороссийское полиграфобъединение»).

Жилищное строительство.

Жилищная проблема в Краснодарском крае и городе-герое Новороссийске является одной из наиболее острых социальных проблем.

В улучшении жилищных условий на 01.01.2009 года только из числа зарегистрированных граждан нуждаются 7256 семей.

Реальную потребность в улучшении жилищных условий испытывают более 10 тысяч семей. Объемы жилищного строительства в городе не обеспечивают эту потребность. Ежегодный объём ввода жилья снизился с 199 тыс.кв.м. в 2007 году до 181,7 тыс.кв.м. в 2008 году.

На территории города осуществляют свою деятельность 23 крупных строительных предприятий.

    Основными причинами, сдерживающими рост объёмов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

    ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из государственных и муниципальных бюджетов;

    недоступность для большинства граждан и юридических лиц кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок;

    недостаток площадок, обеспеченных инженерными коммуникациями.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья молодым семьям, перед которыми жилищная проблема стоит особенно остро, в том числе с помощью ипотечных кредитов.

Администрацией муниципального образования в целях решения существующих жилищных проблем разработана и принята целевая программа «Жилище 2009-2010». Настоящая программа основывается на новых подходах к решению жилищной проблемы, главный принцип которой – доступность жилья. В связи с этим в Программу включены мероприятия, реализуемые в рамках федеральных, краевых целевых программ.

Программа разработана в соответствии с федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, краевой целевой программой «Жилище» на 2009-2010 годы.

Реализация основной цели Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания.

Транспорт

1. ОАО «Новорослесэкспорт» хранение и перевалка грузов 2ОАО «Черномортранснефть» транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов 3. ОАО «Новороссийский морской торговый порт» транспортная обработка грузов 4. АЧФ ФГУП «Росморпорт» деятельность морского грузового транспорта ФЛ ГУЧ «Новороссийский морской регистр судоходства» технадзор за судами ЗАО «Лукойл-Черноморье» транспортная обработка прочих грузов ОАО «ИПП» (Импортпищепром) услуги по перевалке наливных грузов ГНЦ ФГУП «Южморгеология» Новороссийский филиал «Геопорт» Морские геологоразведочные работы ФГУ «Администрация морского порта Новороссийск» осуществление функций по обеспечению безопасности мореплавания (в морских портах Анапа, Геленджик, Новороссийск)

Промышленность

ОАО «Новоросцемент» производство цемента ООО «Атакайцемент» производство цемента ОАО «Верхнебаканский цемзавод» производство и продажа цемента ОАО «Шиферник» 353900, производство шифера ЗАО «Новоросцемремонт» ремонт технологического оборудования цементных заводов ЗАО «Молот» производство мелющего оборудования и запасных частей для стройиндустрии ОАО «Прибой» производство радиоизмерительной аппаратуры Новороссийский вагоноремонтный завод ОАО «РЖД» предоставление услуг по ремонту и обслуживанию подвижного состава ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Судоремонт ЗАО «Новороссийский опытно-экспериментальный завод» производство низковольтных комплектных устройств ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» производство муки, крупы

ООО «Новоросметалл»

производство и оптовая торговля металлическими заготовками

ЗАО Мясокомбинат «Новороссийский» производство мяса и пищевых субпродуктов ОАО «Новоросхлебкондитер» производство хлеба и мучных кондитерских изделий ЗАО «Пино» производство пива и минеральных вод ОАО «Новороссийсkое полиграфобъединение» выпуск и реализация полиграфической продукции ООО «Брис-Босфор» производство обуви Рыбколхоз «Черноморец» переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов ЗАО «Абрау-Дюрсо» производство шампанских вин ЗАО АФ «Мысхако» производство виноградного вина

ОАО «НовоТЭК»

производство электроэнергии тепловыми электростанциями

Строительство

ОАО «Кубаньвзрывпром» производство буровзрывных работ ФГУП «УССТ-4» Спецстроя РФ производство строительных работ ЗАО НМУС «Асстек» производство строительных работ

 

 

Структура доходов бюджета.

Новороссийск обладает выгодным экономико-географическим и геополитическим положением, является крупным портом, транспортным и важным стратегическим центром Краснодарского края и России. Города обладает относительно высоким уровнем социально-экономического развития, являясь одним из наиболее привлекательных городов региона и страны в целом.

Финансовое положение Новороссийска среди других городских округов и муниципальных образований Краснодарского края характеризуется высоким уровнем финансового состояния хозяйствующих субъектов, высоким налоговым потенциалом и развитой налоговой базой. Предприятия города вносят существенный вклад в формирование бюджетной системы Краснодарского края.

 

Период

Среднее значение по краю

2006

7 298

20 035

27 107

1,70

1,00

2007

9 181

22 491

29 335

1,85

1,00

2008

10 400

24 753

33 567

1,86

1,00

г.Краснодар

2006

20 196

51 087

42 497

3,22

1,40

2007

23 301

61 593

43 958

4,05

1,32

2008

26 529

68 262

51 853

4,01

1,34

г.Туапсе

2006

46 181

44 112

30 942

3,69

1,11

2007

44 909

49 553

33 537

4,36

1,03

2008

47 000

52 557

37 272

4,31

1,01

г.Сочи

2006

5 744

24 284

49 843

1,48

1,37

2007

6 236

26 873

53 983

1,68

1,32

2008

6 718

29 649

60 174

1,74

1,29

г. Новороссийск

2006

15 054

34 737

23 160

2,90

1,01

2007

30 665

35 817

23 743

3,16

0,91

2008

35 465

38 416

26 132

3,22

0,89

г. Геленджик

2006

3 897

25 138

26 358

1,80

1,26

2007

5 045

26 734

28 410

2,01

1,16

2008

6 300

29 185

31 661

2,03

1,16

г. Ейск

2006

3 242

12 497

24 950

0,99

0,95

2007

3 495

14 625

29 479

1,20

0,90

2008

3 803

15 910

35 320

1,13

0,92

г.Анапа

2006

4 242

19 932

25 714

1,33

1,30

2007

4 643

20 480

26 823

1,33

1,31

2008

5 048

22 142

30 710

1,34

1,33

г.Тихорецк

2006

3 246

21 242

24 683

1,66

0,80

2007

3 624

24 737

28 355

1,63

0,93

2008

3 853

28 836

32 086

1,79

0,86

Между тем, несмотря на высокую обеспеченность Новороссийска налоговым потенциалов, уровень бюджетной финансовой обеспеченности территории не превышает среднего значения по краю. Большая часть, собранных на территории города налоговых доходов (около 80% всех собранных доходов), перечисляется в федеральный центр и краевой бюджет.

Основу налоговой базы Новороссийска формируют крупные предприятия транспортной отрасли, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. Большой вклад в формирование бюджета города вносят такие налогоплательщики, как ОАО «Черномортранснефть», ОАО «Новошип», ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новоросцемент», ОАО «Новорослесэкспорт», флот Новороссийского морского торгового порта, ОАО «Импортпищепром».

Доходы бюджета Новороссийска формируются преимущественно за счет собственных доходов (70%), и безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов (25%). Бюджетообразующая роль в доходах города принадлежит налогу на доходы физических лиц (33% всех собственных доходов) Среди прочих финансовых источников можно выделить: единый налог на вмененный доход (9%), налог на прибыль (19%), земельный налог (9%), доходы от арендных платежей за использование муниципального имущества и арендная плата за землю (7%) (2006 год).

Структурные изменения за период 2002–2006 годы в доходах бюджета Новороссийска связаны с отменой многих видов местных и региональных налогов, централизацией доходных источников в федеральном и краевом бюджетах.

Важным моментом на пути стабилизации бюджетной системы стало вступление в действие 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и поправок в Бюджетный кодекс в 2006-2007 годах. Были установлены единые для всех муниципальных образований Краснодарского края нормативов отчислений от федеральных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов на долговременной основе.

Закрепление за бюджетом доходов на долгосрочной основе обеспечивает стабильность и предсказуемость финансовых источников, что позволяет городской администрации строить прогнозы и более эффективно планировать доходы на перспективу, проводить сбалансированную политику.

На современном этапе развития и становления Налогового законодательства можно говорить о стабилизации налоговой системы Российской Федерации её субъектов и муниципалитетов. Конструкция основных налогов и сборов в долгосрочной перспективе в целом останется неизменной.

Основу бюджетной системы города будут составлять налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также налог на недвижимость. Возрастет роль доходов от использования муниципального имущества.

Доходы бюджета Новороссийска обеспечивают выполнение расходных обязательств города.

Расходы бюджета Новороссийска имеют социальную направленность. Финансовое обеспечение учреждений и предприятий социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства являются приоритетной задачей местных органов власти.

Структура расходов бюджета Новороссийска,  (%)

 

В структуре расходов городского бюджета социальные расходы (в т.ч. образование – 28,6%, здравоохранение и спорт – 19,5%, культура – 3,8%, социальная политика – 3,8%), жилищно-коммунальное хозяйство – 36,7%, административные расходы (в т.ч. общегосударственные вопросы – 5,6%), прочие расходы – 1,9% (в т.ч. экономика, охрана окружающей среды, безопасность, национальная оборона, межбюджетные трансферты), (2006 год).

Значительная часть средств бюджета идет на финансирование комплекса мероприятий для преодоления кризисного состояния в городском хозяйстве Новороссийска, повышения инвестиционной привлекательности города, улучшения условий проживания и уровня социального обслуживания населения.

Капитальные расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, составляют около 16% всех расходов городского бюджета. Основная часть инвестиций поступает в рамках краевых и федеральных программ.

Структура расходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе не претерпит значительных изменений. Однако расходы будут скорректированы в соответствии уровнем доходов города. Приоритетными отраслями останутся социальные отрасли: образование, здравоохранение, и жилищно-коммунальное хозяйство.

Реальностью формирования бюджетной системы города в обозримой перспективе является ее адаптация к новой бюджетной политики государства, базирующейся на территориальной и бюджетной реформе муниципального уровня.

SWOT-анализ

Сильные стороны (S) § выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитая инфраструктура, относительно высокий уровень социально-экономического развития; § высокий налоговый потенциал и развитая налоговая база   Слабые стороны (W) § низкая эффективность использования собственной налоговой базы города. § низкий уровень инвестиционных расходов бюджета города § отсутствие эффективных методов и формализованных процедур управления расходами.
Возможности (O) § формирование эффективной бюджетной политики, направленной на повышение качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления муниципальными финансами; § стабилизация бюджетной системы города; § создание благоприятных условий для экономического развития города, развития инвестиционного потенциала города и городской экономики; § совершенствование механизма местного налогообложения, воспроизводства налогового потенциала города; § эффективное использование муниципальной собственности; § оптимизация и повышение эффективности бюджетного сектора. § положительный бюджетный, экономический и социальный эффект окажет проведения в 2014 году Олимпийских игра на территории Краснодарского края (г.Сочи). Угрозы (Т) § стагнация и\или ухудшение социально-экономических процессов в стране, крае, городе; § нестабильность бюджетной системы в стране, крае, городе; § вывод финансовых потоков и бюджетообразующих сфер города § неэффективная бюджетная политика администрации города в области управления доходами, расходами, муниципальным имуществом, долговыми обязательствами, муниципальными инвестициями § инертность, безынициативность местных органов власти и городской общественности

 

 

1.8. Инвестиционная активность и инвестиционные проекты на активной стадии реализации (более 20%) в отраслях экономики.

Объем инвестиций в основной капитал по городу Новороссийску за 2008 год составил 15,8 млрд. рублей, в 2007 году объем инвестиций оценивался на уровне 11,7 млрд. рублей, рост в 2008 году составил 135%.

На современном этапе развития города Новороссийска одной из задач местного самоуправления является достижение стабилизации и последующего устойчивого развития транспортного комплекса, промышленного производства и улучшения на этой основе социально-экономических и экологических условий жизни населения города.

Для решения этой задачи необходима активная местная инвестиционная политика, определяющая приоритеты инвестирования, способствующая привлечению и эффективному использованию имеющихся инвестиционных ресурсов, обеспечивающая экономическую и инвестиционную поддержку местных товаропроизводителей. Поскольку транспорт и промышленность являются основными отраслями экономики, обеспечивающими функционирование всего городского хозяйства, именно эти отрасли должны быть выделены в качестве приоритетных при разработке инвестиционной политики города. Кроме того, учитывая имеющийся и неиспользованный потенциал, приоритетной отраслью является туристско-рекреационная.

В настоящее время экономическая ситуация в городе Новороссийске характеризуется отдельными положительными тенденциями в динамике основных социально-экономических показателей.

В Новороссийске увеличивается объем производства, возрастают располагаемые доходы населения, растет инвестиционная активность. Однако, несмотря на рост доходов населения, большая их часть (более 90 % денежных доходов) используется на покупку товаров и услуг первой необходимости и оплату обязательных платежей, что говорит о недостаточно высоком уровне жизни населения.

 

Рост объемов инвестиций в основной капитал всех отраслей города с учетом изменения цен имеет нестабильный характер и не в состоянии обеспечить устойчивый рост производства. Несмотря на рост объемов производства, имеет место снижение их темпов.

 

По-прежнему основным источником финансирования инвестиций в основной капитал для большинства предприятий и организаций города остаются собственные средства (65-85% всех источников финансирования инвестиций), большую часть которых составляет прибыль. В силу недостаточной рентабельности значительной части предприятий и организаций города, основная часть прибыли идет на поддержание и расширение их текущей деятельности, а состояние основных фондов при этом продолжает ухудшаться. Направляемые предприятиями средства на финансирование капитальных вложений идут в основном на восстановление и поддержание их состояния, а на модернизацию и развитие средства выделяет лишь незначительное число предприятий транспорта и промышленности города.

В общей сумме инвестиций в основной капитал города большая их часть приходится на транспорт и промышленность.

В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям экономики города, традиционно наибольшую долю (на уровне 55-65%) составляют инвестиции в транспортную отрасль.

В 2006 году в городе введено в действие 167,9 тыс. квадратных метров жилья, что составило 240 % к 2005 году, несмотря на значительное увеличение объемов строительства, объем инвестиций в основной капитал строительной отрасли в 2006 году имел отрицательную динамику и в общегородском объеме составил менее 2%.

 

Состояние инвестиционного климата в городе характеризуется нестабильной динамикой основных показателей инвестиционной деятельности несмотря на рост суммарных показателей.

 

Динамика инвестиций в основной капитал в действующих ценах соответствующего года представлена в таблице.

 

Таблица. Динамика инвестиций в основной капитал в действующих ценах соответствующего года, млрд. руб.

Показатели
2005 2006 2007

Инвестиции в основной капитал

по Российской Федерации - всего: 3534,0 4462,0 5394,0
Темп роста в сопоставимых ценах, % 110,7 126,3 110,4
по Краснодарскому краю - всего: 111,5 145,0 187,7
Темп роста в сопоставимых ценах, % 102,0 114,9 117,4
по городу Новороссийску -всего: 7,662 9,325 10,001
Темп роста в сопоставимых ценах, % 100,01 121,7 107,2
Из общего объема инвестиций  крупные и средние предприятия 6,505 7,955 9,908

Удельный вес инвестиций города новороссийска в общем объеме инвестиций Краснодарского края

В общем объеме инвестиций края, % 5,8 5 5,3

Объем инвестиций на душу населения (руб.)

Российская Федерация 24696 31334 38066
Край 21870 22544 36820
Город 27247 33020 35414

 

Сравнительный анализ показал, что наблюдается положительная динамика темпов роста инвестиций по Российской Федерации и по Краснодарскому краю, по городу Новороссийску динамика роста не стабильна.

Нестабильность динамики роста инвестиций в основной капитал по городу объясняется тем, что основной объем инвестиций приходится на крупные предприятия, такие как ОАО «ЧТН», ОАО «НМТП» и т.д., суммы инвестиций каждого из которых составляют 25 - 30 % в общегородском объеме инвестиций, что приводит, в случае завершения реализации проекта такого предприятия, к резкому снижению городского объема инвестиций.

 

Таблица проектов, реализуемых предприятиями муниципального образования на активной стадии реализации (см. приложение).

 

Инженерная инфраструктура.

1.9.1. Водоснабжение: Водоснабжение г. Новороссийска осуществляют три самостоятельных источника: подземные воды Троицкого группового водопровода, поверхностные воды Неберджаевского водохранилища и Пенайский каптажный водозабор. Прилегающие населенные пункты: Глебовка, Васильевка, Борисовка и частично Цемдолина снабжаются водой от местных необустроенных источников.

Троицкий групповой водопровод (ТГВ) расположен на территории Крымского района Краснодарского края. Водозабор протяженностью 15,2км построен на южной окраине ст. Троицкой в виде линейного ряда артезианских скважин и состоит из 47 площадок, на которых расположены 131 скважина глубиной 120-360м. Установленная мощность водозабора, согласно разработанного СКО «Гипрокоммунводоканал» (г. Ростов-на-Дону) проекта реконструкции водоснабжения г. Новороссийска, составляет 243,5 тыс. м3/сутки. Водозаборные сооружения состоят из трех площадок насосных станций, на которых смонтированы пять резервуаров чистой воды и хлораторных.

Водозабор эксплуатируется с 1971 года. Расстояние от ст. Троицкой до г. Новороссийска - 63км.

Фактическая подача воды в 2007 году в г. Новороссийск от ТГВ по данным диспетчерской службы Водоканала, составила 89,722 тыс. м3/сутки.

Неберджаевский водозабор. В 1959 г. на р. Липки за Маркотхским хребтом было построено Неберджаевское водохранилище для обеспечения водой г. Новороссийска. Проектный объем чаши водохранилища составляет 7,2 млн. м3, в том числе товарный объем – 3,85млн. м3. Полезная годовая водоотдача определена в размере 8,2 млн. м3.Среднесуточный отбор воды из водохранилища за многолетний период (1998-2007 годы) составил 18,475 тыс. м3/сутки. Из резервуаров вода подается в зонные насосные станции и сеть города по водоводу Д=600 мм. На территории ВОС построен резервуар W=5000м3 с отм.92 м, который заполняется водой, как с Троицкого так и Неберджаевского источников.

Пенайский каптажный водозабор находится между пос. Кабардинка и г. Новороссийском, состоит из 6-и каптированных родников. Дебит родников колеблется в зависимости от времени года и составляет 30,0 тыс. м3/сутки в осенне-зимний период и 1,5 и менее тыс. м3/сутки в летний период. В дождливые годы суммарный дебит источников повышается до 50,0 и более тыс. м3/сутки, но данный объем воды нет возможности подать в город без полной реконструкции сооружений Пенайского водозабора. Максимальный дебет всех источников этой группы за весь период наблюдения (1930-2007 годы) дважды достигал величины около 100 тыс. м3/сутки. Вода от каптажных сооружений (Голубая щель, Трубецкая щель, Красная щель, Пенайская щель) поступает по двум водопроводам Д=300 мм и Д=500 мм в резервуар емкостью 3000м3 при насосной станции на 11-й км Сухумийского шоссе, где обеззараживается хлором и подается в г. Новороссийск. По данным Горводоканала, среднегодовой отбор Пенайского источника составляет 11тыс. м3/сутки.

Пенайские водоводы построены в 30-х и 50-х годах прошлого столетия и имеют 100%-й износ на всем их протяжении.

 I-й Троицкий водовод Д=600мм до резервуаров Вербовая балка выполнен из стальных труб и на всем протяжении имеет так же высокий процент износа, поэтому требует срочной реконструкции. Магистральные и разводящие сети из стальных и чугунных труб построенные до 80 - х годов прошлого столетия в связи с частыми авариями и значительными утечками требуют реконструкции и перекладки.

Действующая схема водоснабжения г. Новороссийска состоит из 32-х локальных зон и 3-х подзон, каждая их которых включает в себя основной (подающий) водовод, зонные резервуары чистой воды с насосными станциями, магистральные водоводы и распределительные сети.

Недостаток исторически сложившейся схемы основных водоводов состоит в том, что в случае вынужденной остановки ТГВ перераспределить воду от Неберджаевского и Пенайского гидроузлов в районы, обеспечивающиеся от ТГВ невозможно.

По состоянию на 01.01.08 г. городская система подачи и распределения воды состояла из 631,98 км сетей и водоводов. Система водоснабжения города характеризуется высокой степенью износа. По данным Водоканала из 631,98 км водопроводных сетей имеют износ до 80%, а 229.6 км (36,3%) имеют износ более 100%. Ежегодно более 24 км сетей приходит в негодность, а при отсутствии достаточного финансирования восстанавливается только 9 км сетей.

Часть индивидуальной застройки, расположенной на повышенных отметках и не имеющей системы водопровода, пользуются привозной водой в объёме порядка 8 тыс.м³/год.

От городской системы осуществляется водоснабжение пос. Мысхако через резервуары “Вербовая балка”. Водоснабжение пос. Гайдук и Верхнебаканский осуществляется от магистральных водоводов Троицкого водопровода.

Поселки Борисовка, Васильевка и Глебовка снабжаются водой от каптажей различной производительности. Борисовка - 30м3/ сут с резервуаром W=20м3, Васильевка - 40м3/сут c резервуаром W=100м3 и водонапорной башней W=36 м3 и Глебовское - 100 м3/сут с резервуаром W=100м3.

В селах Северная и Южная Озереевка системы водоснабжения нет, население пользуется индивидуальными скважинами и колодцами.

Питьевое водоснабжение зоны отдыха Широкая Балка осуществляется привозной водой.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.186 с.)