Социологическое понимание гражданского общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическое понимание гражданского общества.



Что представляет собой гражданское общество и каковы его основные черты, особенности, признаки? Так, Е. В. Галкина трактует гражданское общество как совокупность негосударственных институтов (общественные объединения и движения, некоммерческие организации, политические партии, фонды, ассоциации, СМИ, бизнес и т. д.), функционирующих на основе принципов добровольности, равноправия, реализации законных прав и свобод личности. Изложенная позиция является довольно распространенной среди исследователей гражданского общества.

Обращает на себя внимание, прежде всего, методологический подход В. К. Левашова. Согласно ему, в качестве гражданского общества рассматривается значимая социальная общность, политическая самоорганизация которой получает поддержку со стороны государства. Но тут же почему-то автор сводит все интересы и гражданские права к владению и распоряжению имуществом. При всей их значимости они не являются единственными и не покрывают всей совокупности Угол зрения прав людей. И в связи с приведенной точкой зрения так и просится еще одно соображение в виде вопроса: а если значимая социальная общность не получает поддержки государства, представляет ли она в таком случае гражданское общество?

Приведем еще одну точку зрения на понятие гражданского общества, автор которой — В. Г. Доманов — стремится показать направленность этого концепта не столько на общество, сколько на конкретного человека. По его мнению, гражданское общество — еще один шаг на пути обретения человеком свободы, его собственной сущности. Это тот исторический тип социальности, где главным действующим лицом оказывается осознавший свои общественные и индивидуальные интересы человек со всей многообразной гаммой его непосредственных жизненных потребностей и соответствующей системой ценностей. В. Г. Доманов полагает, что становление гражданского общества означает отказ от иерархических структур власти в обществе и замену их новыми, открытыми социальными структурами, ячейку которых и составляют общественные, гражданские объединения и организации граждан. Взаимоотношения как внутри их, так и между собой строятся на оппозиции авторитарным методам государственного управления.

Отличительными чертами гражданского общества являются неполитический, негосударственный характер деятельности его структур, альтернативность по отношению к политической (государственной) системе. Задачи гражданского общества состоят в создании условий для выражения социальной активности значительной части населения, решении многочисленных социальных проблем в его интересах, прежде всего обеспечения прав и свобод каждого конкретного человека. Отсюда следует, что одна из центральных проблем гражданского общества — взаимодействие с государственной властью в интересах реализации его основных задач и поиск путей оптимизации этого взаимодействия.

Понятие общественного мнения, его структура, функции и

Управление.

Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

Субъект общественного мнения — народное большинство — обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований.

Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.

Объект общественного мнения — то, по поводу чего складывается общественное мнение.

Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества. Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна. Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.

Управление общественным мнением предполагает воздействие в первую очередь на его оценочную функцию, а также зачастую имеет целью мобилизацию общественности для совершения какого-либо действия.

В качестве субъектов управления общественным мнением наиболее часто выступают компании-производители продукции или услуг, органы государственной власти, политические партии, общественные организации, правительства зарубежных государств.

Основным инструментом УОМ в современном мире являются средства массовой коммуникации (далее - СМК).

Важнейшей тенденцией в эволюции современных технологий УОМ является их глобализация.

37. Понятие личности в социологии: сущность, структура и типология.

В социологии под личностью понимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются, прежде всего, социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых, формируется поведение личности.

Эти социально значимые свойства и качества индивида реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты, общности. Отсюда следует, что личность- это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений. Сам же индивид- это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности. Сущность личности проявляется через ряд общепризнанных исходных положений:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных;

3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

Структура личности:

1)Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором, господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм.

2) Структура личности по Рубинштейну С. Л. (выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии). Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

3) Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.

Типология личности:

1) Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

а)теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

б) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

в) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

г) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

д) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

е) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

2) Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

3) Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

4) Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

 

38. Ролевая теория личности. Социальные статусы и социальные роли личности в обществе.

Понятия «статус», «Социальная позиция» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30е гг. ХХ в. американский антрополог Р. Линтон. Наиболее полно статусно ролевая структура личности была писана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме. Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Статус – это определенное место индивида в социальной структуре общества, связанное с его правами и обязанностями. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называют главным или интегральным. Часто бывает так, что главный интегральный статус человека обусловлен его должностью (директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении, облике (одежде, жаргоне и т.д.), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях и т.д.). Существует иерархия статусов: более престижные статусы занимают более высокие позиции (напр., физики, математики в СССР), а малопрестижные – более низкие.

Статусы делятся по вида на:

· индивидуальные и групповые

· по происхождению: предписанный – определенный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Он имеет значение в современном открытом обществе. Также выделяют смешанный статус (можно получить от рождения либо приобрести).

Согласно статусно-ролевой теории социальное поведение индивида есть исполнение им определенной социальной роли.

Социальная роль – это социально ожидаемая модель поведения, соответствующая определенному статусу. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса называется ролевым набором. Одна из первых попыток систематизации ролей была принята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1. эмоциональной –одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 2. способом получения – одни предписываются, другие - завоевываются; 3. масштабом – часть ролей строго сформулирована, другая размыта; 4. формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5. мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. Исполнение социальной роли конкретным определенным индивидом называется социальным поведением. Ролевому поведению предшествуют процессы обучения и принятия ролей Успешность исполнения социальной роли зависит от различных личностных качеств. Сильная личность – та, которая успешно справляется с разными соц. ролями и быстро осваивает новые роли. Поскольку человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций может возникнуть ролевой конфликт. Внутриролевой конфликт – конфликт, возникающий вследствие неисполнения из-за недостатка личностных качеств. Межролевой конфликт – возникает между ролями, перенос элементов одной соц. роли на другую.

 

39. Социальные действия и взаимодействия. Формирование социальных отношений

Впервые в социологию понятие «социальное действие» было введено и научно обосновано М. Вебером. Он определял социальное действие как осознанное действие человека, ориентированное на поведение других и воздействующее на них.

Любое социальное действие должно включать в себя:
1. действующее лицо;
2. потребность в активизации поведения;
3. цель действия;
4. метод действия;
5. другое действующее лицо, на которое направлено действие;
6. результат действия;

Виды социального действия:
1. Разумные или целерациональные - когда просматривается определённая цель;
2. Ценностные - просматриваются эстетические, моральные, либо другие идеалы;
3. Эмоциональные или аффективные - вызванные психическим состоянием человека (любовь, радость, злость, гнев и т.д.);
4. Традиционные - основанные на традициях, обычаях или привычках;

Социальные действия бывают межличностными и совместными.

Впоследствии социальные действия перерастают в социальные отношения. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин разграничивал их следующим образом:

· по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

· по продолжительности – на кратковременные и долговременные;

· по характеру – на односторонние и многосторонние;

· по организованности – на организованные и неорганизованные;

· по сознательности – на сознательные и стихийные;

· по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.037 с.)