Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные организации: понятие и теории. Виды и функции социальных организаций.



Социальная организация - большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).

А.И. Пригожий выделяет следующие признаки современной организации:

  • целевую природу;
  • распределение членов организации по ролям и статусам;
  • разделение труда и специализацию функций;
  • построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
  • наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
  • целостность социальной системы.

Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженер Федерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».

В начале XX в. французский инженер Анри Файоль (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля.

М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделил семь основных характерных черт бюрократической организации:

  • иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
  • деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
  • строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;
  • частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
  • продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
  • деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:
  • должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).

М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям. Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.

Виды социальных организаций:

  1. Формальная — наличие устойчивой формы, жесткого иерархического каркаса взаимоотношений. Формальный характер социальной организации проявляется в наличии постоянной статусной структуры, комплекса формализованных норм, устойчивого разделения обязанностей и полномочий. Основой формализации является функциональное разделение труда. В соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном уровне различия статусов. Статусы упорядочиваются иерархически по сходству функциональных задач и между ними устанавливаются отношения руководства-подчинения.
  2. Неформальная — представляет собой самопроизвольно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющуюся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения, к примеру, в трудовом коллективе на основе симпатий и антипатий.

Можно также выделить следующие виды организаций:

1) Деловые организации. Членство в организации обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, связанный с принципами единоначалия, назначения и коммерческой целесообразности;

2) Общественные союзы. Регулирование производится совместно принятым уставом, оно основано на принципе выборности. Членство в организации связано с удовлетворением разнообразных потребностей;

3) Промежуточные формы, сочетающие признаки союзов и предпринимательские функции (артели, кооперативы и т. п.).

Типы организаций:

  1. Добровольные — люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и т. д.
  2. Принудительные (Тоталитарные) — недобровольное членство, люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них строго подчинена определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т. д.
  3. Утилитарные — люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

Функции социальных организаций:

  • интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
  • упорядочивание и социальный контроль над действиями членов организации в жизненно важных для них сферах.
  • сплочение общества;
  • удовлетворение потребностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.006 с.)