Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика общественных отношений

Поиск
  • В систему общественных отношений включают: экономические, социальные, политические, идеологические и пр. виды отношений.
  • В них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, т.д.).
  • Строятся на основе определенного положения, занимаемого в системе общества (не на симпатии).
  • Носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Место и природа межличностных отношений

  • Межличностные отношения - особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, а не вне их (как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: экономических, социальных, политически, идеологических и пр.)

Особенности межличностных отношений

  • Важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа, т.е. они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
  • В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.

Чувства

  • ) конъюнктивные чувства —разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства (другая сторона выступает как желаемый объект, к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.);
  • 2) дизъюнктивные чувства —разъединяющие людей чувства (другая сторона выступает как неприемлемая, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.).
  • Общение - реализация всей системы отношений человека (как реальность общественных и межличностных отношений)!
  • Соотношение общения и деятельности
  • В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.
  • Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.
  • О бщение как реальность человеческих отношений, формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Рассмотрение данных видов межгруппового взаимодействия и межгрупповых отношений имеют свои особенности в различных теоретических подходах.

Проявление интереса к межгрупповым отношениям - начало 50-х годов. Подходы:

1. Ситуативный: Эксперимент М.Шерифа 1954г.в американском лагере для подростков (надеюсь, все и так знают). Выввод: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия..

2. Когнитивный: Тэшфел (внутригрупповой фаворитизм)

Эксперимент Тэшфела: картины Кандинского и Клее. Было предложено подсчитать кол-во точек на этих картинах и сказать где больше. На основе этого испытуемые были разделены на «сторонников» Кандинского и «сторонников» Клее. Возник эффект «своих» и «чужих» и были выявлены приверженность своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебность по отношению к чужой группе. Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе.

25. Групповые решения как групподинамический процесс.

Тот факт, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные, отмечался неоднократно.

Роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. В ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовует себя включенным в принятие решения. В ходе дискуссии становится очевидным факт, что другие члены группы движутся в направлении определенного решения, это укрепляет собственную позицию. Решение таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Решение не становится навязанным, а именно принято группой.

Роли групповой дискуссии: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации, 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии. Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты самой практикой, их ценность давно осознана. Например, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что — в терминах социально-психологического анализа — является своеобразной формой групповой дискуссии. Выдвинуты и новые формы групповых дискуссий. Одна из них, введенная А. Осборном, получила название «брейнсторминг» («мозговая атака»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Цель — получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. На втором этапе в дело вступают «критики», они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются, и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, — это метод синектики, буквально — метод соединения разнородного. В группе выделяются «синекторы» — своеобразные затравщики дискуссии. Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Синекторы — это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов — наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех.

Что касается качества группового решения, то установлено, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности.

Производительность труда группы (или продуктивность) есть лишь один показатель эффективности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. В некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях — нет. Объясняется это противоречие тем, что эффективность связывалась с таким показателем, как совместная деятельность группы, а удовлетворенность — с системой преимущественно межличностных отношений.

Логично предположить, что группы, находящиеся на разных стадиях развития, должны обладать различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого. Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект, однако лишь при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи, Это — критерий общественной значимости задачи.

26. Проблема развития группы в социальной психологии.

Проблема развития социальной группы нашла свое решение в психологической теории коллектива.

В педагогике идея коллектива была разработана А. С. Макаренко, в которой также представлен и социально-психологический аспект. По А. С. Макаренко, коллектив – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

Наиболее полно эта теории представлена в работах А. В. Петровского [Психологическая теория коллектива, 1979]. В его представлении, группа – это набор из трех страт, наличие третьего слоя (ярда) и означает, что перед нами коллектив. Основная мысль теории: дея-тельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

Деятельность, ради которой создан и которой занимается коллектив, имеет положительное значение для многих людей, а не только для членов данной группы. Отношения основаны на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т. п.

Требования к коллективу:

1) успешно справляться с возложенными на него задачами (быть эффективным в отношении основной деятельности);

2) иметь высокую мораль;

3) устанавливать хорошие человеческие отношения;

4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) сложившаяся дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Коллективистские отношения определяются через следующие понятия:

1) нравственность – построение внутрикол-лективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность – добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является ли он членом данного коллектива; требовательность к себе и другим; объективное оценивание своих достижений;

3) открытость – способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими группами или новыми членами в своем коллективе;

4) коллективизм – постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщению;

5) контактность – доверительные личные отношения;

6) организованность – умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;

7) информированность – знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы;

8) эффективность – успешность решения задач.

Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в реальности почти нет. Большинство реальных малых групп занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

2. Гештальтпсихология: идеи и факты. (6)

ГештальтΨ – направление в западной Ψ, возникшее в Германии в период открытого кризиса (в 1ой трети ХХ в.), как реакция против механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии, а также и бихевиоризма. Она явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в психологии. Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии — важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, но они вторичны и определяются по своему функциональному значению в целом.

 

Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое.

 

Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в 1890г. при исследовании восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

ГЕШТАЛЬТ (форма, структура) — основное понятие гештальт-психологии, которое обозначает целостные (т. е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности.

Основные два понятия гештальт психологии: фигура и фон.

Фигура – замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

 

Законы образования гештальта:

а) очередность (молодые структуры преобладают над старыми)

б) завершенность (любая структура стремится к завершению)

 

Факторы восприятия (элементы - гештальты)

1. фактор близости (в фигуру объединяются те элементы, которые ближе всего расположены друг к другу)

2. фактор сходства (в фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства)

3. фактор хорошего продолжения (две пересекающиеся фигуры сохраняют свою форму до и после пересечения)

4. фактор общей судьбы (объединяются элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью относительно др-х)

5. фактор замкнутости (воспринимается 1 из 2 перцептивных организаций, ведущая к образованию фигуры с замкнутым контуром)

27. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологическая теория коллектива.

Группа выступает как субъект деятельности. Все процессы в группе являются опосредованными деятельностью. Особое качество группы, связанной общей деятельностью - продукт развития группы. Высший уровень развития - коллектив. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, это не любая совместная деятельность, а сознательно-позитивная, отвечающая потребностям общества. Важная черта - направленность (целеустремленность). Природа отношений в коллективе - признание важнейшей роли совместной деятельности, опосредующей отношения в коллективе. Ряд стадий развития коллектива. По Макаренко, для развития коллектива необходимы "перспективные линии развития коллектива, диалектика требований, завтрашние радости". Коллектив включен в систему общественных отношений и необходима потому согласованность целей коллектива и общества в целом.

^ Психологическая теория коллектива Петровского (Стратометрическая концепция).

Группа состоит из трех слоев (в виду круга):

1)в центре ядро (принятие целей групповой деятельности, формирование отношений каждого к деятельности и целям)

2)ЦОЕ (развитие мотивации, отношения к деятельности)

3)внешний слой - межличностные отношения.

Критерии типологии групп - степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, а также общественная значимость деятельности.

^ Главная идея концепции: деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

Центральное звено - предметная деятельность группы.

Степень развития группы через критерии:

1.оценка выполнения группой основной общественной функции

2.оценка соответствия группы социальным нормам

3.оценка способности группы обеспечить каждого необходимым для полноценного развития.

Общественная Значимость Д-ти


2 1


5


Опосредование межличностных отн-й групповой д-тью

4 3

 


  1. коллектив

  2. только что созданная группа

  3. антиколлектив

  4. менее опасны антиколлектив

  5. лабораторная группа


Параметрическая модель Уманского.

Идея стадий развития группы сочетается с выделением параметров развития группы:

1)направленность коллектива

2)организованность

3)подготовленность

4)психологическая коммуникативность

 

Коллектив Группа- автономия Группа- кооперация Зона положительного влияния группы на личность
Отрицательное влияние группы на личность Дезинтеграция Интраэгоизм Антиколлектив

 

28. Стадии и уровни развития группы (зарубежные и отечественные исследования).

В отечественной социальной психологии существует несколько «моделей» развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Названный ранее ЦОЕ («ценностно-ориентационное единство»), этот слой позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр. Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя: на только что охарактеризованный слой, где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.

Наконец четвертый слой групповой структуры, где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

Идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л.И. Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность. Далее устанавливается континуум реальных групп — от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров.

 29. Психология межгрупповых отношений (основные подходы и исследования).

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX−XX вв. с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер).

Одной из основных концепций в современных исследованиях межгрупповых отношений является концепция социальной или групповой идентичности (идентификации). В широком смысле понятие “идентификация” означает самоопределение, самоотождествление индивидов и групп в социуме. Речь идет о том, какое сообщество индивид и группы считают “своим”, в отношении чего они самоопределяются, какие характеристики при этом считают “своими” и т.д. Когда говорят об идентичности, акцент делается на некотором состоянии как относительно конечном результате самоотождествления, когда об идентификации − на самом процессе социально-психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию.

В американской социальной психологии традиционно рассматриваются отношения между группами как разновидность межличностных отношений, в которых основной единицей анализа является индивид. В противовес этому подходу западноевропейские исследователи считают, что межгрупповые отношения не сводимы к межиндивидуальным и детерминируются положением группы в системе отношений с другими группами. Новизна современного подхода состоит в том, что группа рассматривается не как простая сумма, скопление индивидов, а как качественно своеобразное целое.

Теоретическая позиция западноевропейских исследователей в области психологии межгрупповых отношений наиболее полно представлена в теории социальной идентичности (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, М. Белиг и др.). По их мнению, “индивидуалистическая” интерпретация межгрупповых отношений бесплодна не только потому, что игнорирует роль социальных групп в социальном процессе. Пагубность методологического индивидуализма и редукционизма состоит в том, что в итоге такие социальные явления и процессы, как социальные движения и межгрупповые конфликты практически исключаются из сферы социально-психологического исследования. Основным субъектом социального процесса они объявляют группу, а главным объектом социальной психологии − отражение социальной действительности (прежде всего, системы межгрупповых отношений) в сознании людей.

Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных, психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий, в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними. Такой подход предполагает выход за рамки лабораторного эксперимента и изучение взаимоотношений, складывающихся между группами в реальных социальных общностях.

30. Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

Групповой фаворитизм

Фаворитизм групповой [от лат. favor -- благосклонность ] -- стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Групповой фаворитизм может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в различных ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и другой группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками других общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и тем более ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление группового фаворитизма тогда, когда дело касается больших групп, особенно национальных образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение другой общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. В этой ситуации, как правило, можно констатировать потерю ценности для индивида факта своего членства в своей группе и прогнозировать, что без целенаправленного вмешательства этот процесс будет развиваться по нарастающей. Более того, если придерживающихся такой позиции членов группы достаточно много, то не может быть сомнения в том, что процессы интеграции в этом сообществе принципиально нарушены, ценности внутригрупповой жизни, по сути дела, не "работают", а система межличностных отношений деструктурирована. В настоящее время миф об изначальности, универсальности и неизбежности группового фаворитизма в любых условиях межгруппового взаимодействия развеян [12].

Вывод: Наличие группового фаворитизма, степень его выраженности и конкретные формы проявления отчетливо зависят, как минимум, от двух факторов -- уровня социально-психологического развития конкретной группы, ее социальной направленности и индивидуальных особенностей каждого из ее конкретных членов.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность

Внутригрупповой фаворитизм – чувство «мы», защищенность в своей группе, ощущение комфорта.

Внегрупповая враждебность – чувство «они», угроза, исходящая от другой группы, неприязнь в отношении других.

Внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это бессознательное явление.

Фрейд объяснял внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность как следствие психосоциальной природы человека.

- мы приспосабливаемся к миру, взаимодействуем с помощью тонких приспособительных интеллектуальных реакций

- человек – существо тонкое, ранимое, слабое, поэтому люди объединяются в группы, чтобы быть защищенными. Группа выбирает вожака, которого одновременно любит и ненавидит.

Трусов: внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность – это следствие недостаточно развитого морального сознания. Со временем это ослабевает. Провел исторический анализ, чтобы доказать ослабевание внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

В России внутригрупповой фаворитизм и внегрупповая враждебность экспериментально изучал Агеев, написал диссертацию по межгрупповым взаимоотношениям. Проводил исследования в пионерских лагерях: соревнования мальчиков и девочек.

Мальчики и девочки объясняли причины победы и поражении. Агеев их систематизировал и разделил на внешние и внутренние причины.

Агеев дает рекомендации педагогам, чтобы сгладить внутригрупповой фаворитизм и внегрупповую враждебность:

по возможности создавать объединяющие цели

если мы имеем дело с конкурирующими группами, то их нужно сравнивать по показателям деятельности, а не по личностным оценкам.

31. Проблемы личности в социальной психологии.

Личность — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, обладающий сознанием.

2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности

Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности:
1) рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной;
2) объясняет механизмы социализации личности;
3) раскрывает социально-психологическую структуру личности;
4) позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.75.238 (0.013 с.)