Негативные последствия психологической травмы у комбатантов и способы их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Негативные последствия психологической травмы у комбатантов и способы их решения



Шерматов Ф.Т.

  Annotation: This article examines the theoretical and practical aspects of the author's service experience and analyzes the negative consequences of psychological trauma in military personnel in the process of training and combat training and their solutions on the basis of comparative examples.

Keywords: psychological trauma, combatants, military-professional obligations, emotional states, individual characteristics, psychological factors, communicative stress, professional knowledge and professional experience.

Аннотация: В данной научной статье подробно изучены теоретические и практические аспекты исследования, проведенного на основе авторского опыта службы, на сравнительных примерах анализируются негативные последствия психологической травмы военнослужащих в процессе учебно-боевой подготовки и способы их устранения.

Ключевые слова: психологическая травма, комбатанты, военно-профессиональные обязанности, эмоциональные состояния, индивидуальные особенности, психологические факторы, коммуникативный стресс, профессиональные знания и профессиональный опыт.

 Сегодня мы уверенно идем по пути формирования военного человека, отвечающего самым высоким требованиям, способного надежно защищать мир и спокойствие нашей страны, быстро, хорошо экипированного и хорошо вооруженного, профессионально подготовленного, духовно богатого, физически и морально, здорового физически и морально, олицетворяющего высокие военно-патриотические чувства, мужественного борца за идеи независимости, верного своему народу, Родине и Президенту. [1, с.21]

В системе Минобороны обеспечение выполнения этих задач напрямую зависит от психологической подготовки военнослужащих, нравственного и духовного состояния, сформированного в воинских частях, эффективности духовно-воспитательной работы и боевой подготовки. Углубленное изучение этих особенностей позволит тщательно организовать учебный процесс, учебно-боевую деятельность и взаимодействие военнослужащих, выработать рекомендации по стабилизации боевого духа.

Ведь сегодня в преподавании военной психологии важно реализовать процесс учебно-боевой подготовки в сочетании с теорией и практикой, используя современные психологические тренинги и самообучение.

Следует отметить, что даже после окончания боевой обстановки наблюдаются определенные изменения в восприятии себя и окружающей среды у участников боевых действий, получивших психологическую травму под воздействием боевых стрессоров.

Чем сильнее боевой стресс получали участники боевых действий, тем больше вероятность возникновения негативных психологических осложнений.

Психотравматические осложнения боевого стресса проявляются в следующих различных формах. В том числе [4, с.53-54]

Ø бессмысленность жизни;

Ø почувствовать нереальность своего существования;

Ø чувствовать, что разрушение близко, что я скоро погибну;

Ø снижение или повышение самооценки;

Ø резкое изменение самовосприятия;

Ø ощущение собственной личной дезинтеграции (как он разбивает свою личность на составляющие (как он себя чувствует до и после травмы);

Ø чувство вины в психотравмирующей ситуации боевой деятельности;

Ø субъективная оценка влияния своих возможностей на текущие события;

Ø чувство отчужденности от родственников;

Ø создание наиболее оптимальных сценариев психотравмирующих событий закреплено в воображаемом мозгу;

Ø усиление эмоциональных переживаний или, наоборот, отсутствие ничего эмоционального;

Ø высокий уровень нервозности, раздражительности, агрессии, суицидальных мыслей, перепады настроения и тяжелая депрессия.

 Сегодня в процессе эффективного выполнения боевых действий, в процессе проведения театрализованной боевой подготовки боевых ситуаций стало ясно, что психотравматические эффекты боевого стресса проявляются в следующих формах:

а) впечатления, образы, переживания, напоминающие внезапные психотравмирующие ситуации, эмоции и события реальной жизни, оказывающие сильное влияние на военнослужащего;

- Невозможность полностью или частично констатировать любую психотравмирующую ситуацию во время разговора с психологом (врачом);

- Проблемы со сном: нарушения сна, кошмары, различные страхи;

- Перепады настроения от высокого к депрессивному, переходят в унылое настроение;

б) бывают случаи неконтролируемой ненависти, агрессивной реакции на негативное воздействие на организм человека, в результате чего возникают реакции на негативное воздействие на организм человека:

- четкая идея, опыт, жесткость в действиях, необоснованные обвинения в адрес окружающих;

- общее торможение мышления;

- неумение сосредоточиться на решении той или иной задачи;

- трудности с запоминанием менее сложной информации;

- головная боль и головокружение;

- боли в области сердца, желудка (неприятные ощущения);

- высокий уровень потоотделения;

- резкое повышение или снижение аппетита;

- чувство постоянной усталости, депрессии;

- неконтролируемый тремор пальцев, рук, ног, головы и других частей тела, а также аналогичные эмоциональные и психологические изменения.

На сегодняшний день у военнослужащих, попавших в опасную ситуацию при исполнении военно-профессиональных обязанностей, быстро развиваются различные типы поведения, связанные с аномалиями, фобиями, чувством вины, депрессией, нарушениями межличностных отношений - посттравматическим стрессовым расстройством, а также нарушение ценностных ориентаций и мотивационных установок, проявляющееся в процессе общения. При этом выраженность посттравматического стрессового расстройства часто зависит от времени начала боевой ситуации и уровня реального риска.

Такие результаты приводят к нарушению функционального состояния организма, ценностной ориентации, мотивационных установок комбатантов, стресс-факторов боевой обстановки и, как следствие, требуют медико-психологической коррекции и восстановления их здоровья.

Эффективным средством предотвращения негативных осложнений участия в боевых ситуациях будет позитивная среда в военных сообществах. Как упоминалось ранее, большинство комбатантов ограничивают свое социальное окружение только участниками боя, которые похожи на них. С одной стороны, это можно считать негативным фактором, потому что чем дальше они уходят от активной общественной жизни, тем сложнее становится их процесс реадаптации. Но в контексте профессиональных военных команд этот факт целесообразно использовать в положительных целях, например, чтобы сблизить военные команды. Таким образом, ряд исследований показал, что психическое состояние участников военных конфликтов часто зависит от коллективной среды в части и подразделении. Если после боевых действий военнослужащими будут пренебрегать, их боевой опыт будет никому не нужен. В этом случае посттравматическое стрессовое расстройство сильно и сильно выражено, а забота, уважение, образование и подготовка военнослужащих в ближайшем социальном окружении, против которого их боевой опыт позволяет быстрее восстановить их здоровье и социальную адаптацию. Нет сомнений в том, что обстановка в воинской команде часто зависит от командира части и командира части. Командир (начальник), заметивший нарушения у подчиненных после психологической травмы, должен принять все необходимые меры для оказания необходимой медицинской и психологической помощи и принять соответствующее решение. [5, с. 67-68]

Психологические факторы, которые следует учитывать в процессе наблюдения за поведением военнослужащих, участвующих в боевых действиях:

Ø анамнестические (самоотчетные) данные, полученные в рамках обычного человеческого опыта и вызывающие психотравмы;

Ø вспоминая эпизоды, в которых комбатанты постоянно возвращались к своему опыту и переживали психологические травмы в этих эпизодах;

Ø стараться избегать вещей, которые напоминают хотя бы часть психотравмирующей ситуации;

Ø наличие стойких неврологических симптомов, отражающих высокий уровень возбуждения нервной системы, возникающий после психогенной травмы;

Ø длительность проявления основных симптомов посттравматического стрессового расстройства и др.

 В качестве решения вышеупомянутых проблем и недостатков командир (начальники) должен внимательно следить за личным составом на поле боя. Военнослужащие с признаками негативного психического состояния должны быть максимально изолированы и им должна быть оказана первая помощь. Следует отметить, что далеко не все военнослужащие страдают психическими расстройствами под воздействием негативных факторов войны. Большинство участников боевых действий продолжают жить после окончания боевых действий и ведут полностью психологически здоровый образ жизни. В результате воздействия стрессовых факторов в бою, функционального состояния организма военнослужащих, ценностной ориентации и мотивационных установок необходимо проводить медико-психологическую коррекцию и реабилитацию их здоровья, а также эффективную профилактику и реабилитацию. Для обеспечения высокой боеспособности комбатантов командиры и их заместители должны осознавать влияние военной службы на моральный дух личного состава и учитывать их в учебной и боевой деятельности. При этом, учитывая насыщенность военной службы стрессовыми факторами, конфликтными ситуациями, эффективность деятельности и ухудшение здоровья людей, все должностные лица должны изучать моральный дух своих подчиненных, знать меры по предотвращению стрессов и кризисов.

В заключение следует отметить, что уважаемый подчиненными командир (начальник) подразделения может легко оценить психическое состояние военнослужащих и уметь принимать соответствующие меры и незамедлительно принимать решения, чтобы избежать негативных последствий воздействия чрезвычайной ситуации. Для этого необходимо, чтобы современный командир обладал психологическими знаниями и прошел профессиональную психологическую подготовку. Практика показывает, что если современный офицер не обладает интеллектуальными способностями и способностями руководить военным коллективом, то успех военной службы не может быть обеспечен. Поэтому современному офицеру целесообразно знать индивидуально-психологические особенности подчиненных и организовывать учебно-боевую подготовку в условиях жесткого психологического давления с учетом особенностей современных войн.

 

Список литературы

1. Послание Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису Республики Узбекистан. 2020. –с.17.

2. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1998. – С.46.

3. Шерматов Ф.Т., Бекназаров А.А. Бороться со стрессом и его психологическими последствиями. // Учебное пособие. 2021. с. 53-54.

4. Шерматов Ф. Социально-психологические и специфические аспекты проявления профессионального стресса у будущих офицеров: теория и практика // Монография. 2021. с. 67-68.

5. Равшанов Л.У. Психологические аспекты военной службы / III Международной научно-практическая конференция вопросы развития мировых научных процессов. – Россия, 2019. – С. 37.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.014 с.)