Подходы к определению творческой способности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению творческой способности



Валиева Н.

 

Аннотация: в статье обсуждаются различные подходы к определению понятия творческой способности, приводятся мнения авторов к критериям диагностики творческих способностей у детей. Отмечается, что существуют различные точки зрения к понятию творческой способности, которые отличаются как описанием характеристик данного явления, так и методологической позицией авторов.

Ключевые слова: дети, творческая способность, подходы, творческая деятельность, воображение, качества мышления, методология, обучение, личность. 

Annotation: the article discusses various approaches to defining the concept of creative ability, provides the authors' opinions on the criteria for diagnosing creative abilities in children. It is noted that there are different points of view to the concept of creative ability, which differ both in the description of the characteristics of this phenomenon and in the methodological position of the authors

Key words: children, creativity, approaches, creative activity, imagination, qualities of thinking, methodology, teaching, personality

 

В последние годы все больше внимания специалистов привлекает проблема формирования творческих способностей. Если обратиться к определению самого понятия «творческая способность», то можно столкнуться с несколькими подходами к определению данного термина, которые отличаются разнообразием, в некоторой степень размытостью данного понятия.

По данным литературы, анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет определяться тем содержанием, которое будет вкладываться в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". По мнению Д.Б.Боговленской под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [1].

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос­производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, можно сказать, что творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые проявляются в успешности выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, к примеру, математических, языковых творческих способностях и т.д.

По мнению ряда специалистов творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления[1,8]. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся, проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [1,4,8]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Известный отечественный исследователь проблемы творчества Ряд авторов, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [1,2,8]: 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие; 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы; 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой; 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части; 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия; 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; 7. Гибкость мышления; 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки; 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; 11. Творческое воображение; 12. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

В.Т. Кудрявцев, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях[7].

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

В психологии под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Данное понятие связано с тем, что современные подходы к образованию подразумевают: развитие творческой личности, которая может принимать нестандартные решения, создавать новые продукты, т. е выходить за приделы известного [4,5]. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [1,3,4].

Л.С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового [4]. В работах ряда авторов отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество [4,7]. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение [4,5]. Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека, для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Таким образом, можно прийти к выводу, что творческие способности – способности создавать новое, способность порождать необычные идеи, умение мыслить не традиционно. Основными средствам развития творческих способностей является стимуляция познавательной активности детей, их знакомства с различными сферами предметного и социального мира, формирования адекватной возрасту ведущей деятельности, устойчивых интересов, настойчивости, инициативности, самостоятельности. Мы считаем, что подходы к определению понятия творческие способности имеют многогранный характер, чувствуется подход с различных точек зрения, некоторые моменты кажутся спорными. Если учитывать то, что, что формирование творчески активной личности закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности вышеперечисленные подходы нужно совершенствовать, найти общую методологическую точку и методические аспекты.

 

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов учебных заведений. - М.: Академия, 2002. – С.150-167.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2001. – С.234-256.

3. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс Изд-во, 2001. – С.45-69.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Водолей, 1997. – С. 45- 56.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. – С.125-132.

6. Запорожец А.В. Психология действия. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 657 с.

7. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учебное пособие. – М.: Российский Открытый Университет, 1997. – 123 с.

8. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002. – С.2-46.

9. Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольнико. – СПб.: Издательство Речь ООО, 2005. – 15 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.011 с.)