Акажанова А.Т., Коргамбекова Ж. Ж. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акажанова А.Т., Коргамбекова Ж. Ж.



Аннотация: В статье особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних, характеризуются проблемы профилактики делинквентного поведения, его общие и специальные меры по предупреждению правонарушений. Учитывая специфические условия и менталитет воспитанников закрытых учреждений, автор предлагает программу психокоррекционной превентивной практики в местах социальной изоляции, указывает на необходимость улучшения комплексной работы с правонарушителями в учреждениях закрытого типа.

Ключевые слова: превенция, несовершеннолетние, отклоняющееся поведение, ювенальная юстиция, реабилитация, воспитанники, программа, коррекционная работа.

Abstract: The article pays special attention to the protection of the rights of minors, describes the problems of prevention of delinquent behavior, its general and special measures to prevent offenses. Taking into account the specific conditions and mentality of inmates of closed institutions, the author suggests a program of psychocorrective preventive practice in places of social isolation, and points out the need to improve comprehensive work with offenders in closed institutions.

Keywords: prevention, minors, deviant behavior, juvenile justice, rehabilitation, pupils, program, correctional work.

Изменения, происходяшие в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одна из которых – отклоняющееся (девиантное) поведение, оно занимает определенную нишу в ряду психических феноменов и выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция». Данная проблема очень сложная и требует тщательного изучения. Обеспечение соблюдения прав несовершеннолетних непосредственно связано с их правовой защитой. Новое законодательство Республики Казахстан в сфере уголовной юстиции особое внимание обращает на проблемы развития отечественной системы по обеспечению гарантий прав несовершеннолетних и положению детей, находящихся в конфликте с законом. В мировой практике оно осуществляется в рамках ювенальной системы. Примерами возросшего интереса государства и общества к судьбам детей и подростков является принятие закона РК [1], реализация международного проекта [2], разработка «Концепции развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 годы» [3]. В этой связи особо значима роль восстановительной ювенальной юстиции.

Комплексная социальная психолого-педагогическая  работа с несовершеннолетними, направленная на предупреждение совершения ими противоправных действий, является важным направлением превентивной работы [4, с. 160].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Под профилактикой, в нашем случае, понимается своевременно предпринятые комплексные меры,  направленные на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизнедеятельности несовершеннолетних, содействие несовершеннолетнему в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы различных мер воздействий [5, с.132-136].  

Особый интерес для нашего исследования представляют специальные воспитательные учреждения закрытого типа для девиантных подростков в условиях различных исправительных и воспитательно-трудовых учреждений. Включенная в систему ресоциализации и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, работа в закрытых учреждениях способна значительно повысить результативность деятельности работников, задействованных в данном направлении (Беличева С.А., Дебольский М.Г., Деев В.Г.,Долгова А.И.Петрова А.Б. и др.).

Придерживаясь принципов ювенальной системы, опираясь на модели ряда зарубежных и отечественных специалистов-практиков и исходя из опыта практической деятельности в пенитенциарных учреждениях (с 2006 года, г. Алматы и Алматинская область), мы предлагаем разработанную членами научно-исследовательской группы (докторанты, магистранты, студенты) программу коррекционно-превентивной  работы с несовершеннолетними колонии ЛА-155/6, г. Алматы.

Цель программы – психокоррекция делинквентного поведения несовершеннолетних по предупреждению правонарушений в условиях свободы.

Основная задача:

· развитие и укрепление нравственно ценных черт и качеств личности

 осужденного (осознание чувства вины, раскаяния за совершенное деяние, установка на позитивное поведение и изменение криминальных убеждений);

· формирование умений управлять своими эмоциями в ситуациях кризиса и стремление к активной и целеустремленной жизни;

· способствование развитию волевой сферы по преодолению всевозможных трудностей и препятствий в условиях свободы.

Таблица 1. Программа коррекционно-превентивной работы по подготовке воспитанников к жизни на свободе.

І - Этап работы Подготовительный этап (8 часов)
Цель работы 1.Создание психолого-педагогических условий для успешной реадаптации и ресоциализации воспитанников к жизни в условиях свободы
  Ход работы - Определить круг задач, соответствующие цели - Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет проводиться психолого-педагогическая коррекционная работа. - Совместно с администрацией и психологами учреждения определить частоту необходимых встреч и длительность каждого занятия.  - Сбор психолого-педагогического анамнеза: беседа, психодиагностика и т.д. - Установление психологического диагноза с учетом половозрастных особенностей и психических свойств исследуемых воспитанников. - Планирование психокоррекционных мероприятий по реадаптации и ресоциализации к жизни в новых условиях.
    Содержание работы 1. Приветствие. 2. Знакомство. 3. Разминка. 4. Диагностическая работа (входная анкета). 5. Обратная связь.   Примечание: после каждого упражнения проводится беседа с элементами рефлексии. На этом этапе проводится входная психодиагностическая работа для определения психических свойств и психического состояния воспитанников.
ІІ - Этап работы Основной этап (54 часа)
  Цель работы Содействие в формировании способностей к адекватному пониманию себя; восстановление утраченных жизненных ценностей и положительных взаимоотношений с макро и микросредой.
    Ход работы - Развитие адаптивных способностей, снижение тревожности, агрессивности, повышение самооценки, развитие позитивных навыков и привычек, улучшение сферы межличностных отношений, изменение ценностной ориентации и мировоззрений. - Психологическое просвещение: самопознание самоанализ саморегуляция самоконтроль саморазвитие  самоактуализация.
  Содержание работы 1. Приветствие 2. Разминка. 3. Проведение беседы, интервью с использованием различных упражнений и методик. 4. Диагностическая работа (методы и методики). 5. Коррекционно-развивающая работа (ролевая, имитационная и др. виды игр, мини-сочинения, притчи, истории, разные направления психотерапии). 6. Консультационная работа (индивидуальное и групповое консультирование, беседы-исповеди, диалог наедине, письма родным и близким и др.). 7. Обратная связь. Примечание: после каждого упражнения проводится беседа с элементами рефлексии.
ІІІ - Этап работы Завершающий этап (10 часов)
Цель работы Создание психологических условий для дальнейшего совершенствования и интеграции конструктивных личностных качеств и ориентаций
  Ход работы  Психологическое сопровождение для выявления: – изменения личностных особенностей и свойств – индивидуально-типологических особенностей личности – навыков межличностного взаимодействия – морально-нравственной готовности к свободе – мотивационной сферы личности – осознания вины и самоактуализация
    Содержание работы 1. Приветствие. 2. Разминка. 3. Проведение беседы, интервью с использованием различных упражнений и методик. 4. Диагностическая работа (методы и методики). 5. Коррекционно-развивающая работа (ролевая, имитационная и др. виды игр, мини-сочинения, разные направления психотерапии). 6. Консультационная работа (индивидуальное и групповое консультирование, беседы-исповеди, письма близким и родным и др.) 7. Оказание конкретной помощи воспитанникам, обратившимся с просьбой для решения личностных проблем. 8. Обратная связь. На этом этапе проводится выходная психодиагностическая работа для сравнения контрольной и экспериментальной групп.

       

        Психологическая работа по подготовке осужденных к жизни на свободе должна переплетаться как с деятельностью работников пенитенциарного учреждения (режим, срок, культурно-массовые мероприятия и т.д.), так и осуществляться с учетом криминологических, возрастных, индивидуально-психологических, социально-психологических особенностей личности и с учетом этнического менталитета осужденных

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года № 345-П6 с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.07.2007.

2. Проект «Ювенальная юстиция в Казахстане». – Алматы, Казахстан (Март 10-14, 2003).

3. Концепция развития ювенальной юстиции в Республике Казахстан на 2009-2011 год // Мат-лы официального сайта министерства юстиции РК от 19 августа 2008 годы.

4. Змановская Е.В. Девиантология / Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

5. Акажанова А.Т. Психология отклоняющегося поведения (Девиантология). Учебное пособие. – Германия: Palmarium Academic Publishing, 2015. – 235 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА, В РАМКАХ СТАРТАПА «EASY LIFE. ЖИТЬ ПРОСТО!!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.008 с.)