Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе



СОДЕРЖАНИЕ

 

От редактора ……………………………………………………………………………………5

 

Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе

С детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Педагог-психолог МАДОУ «ДС № 36 (СП) г.Челябинска» И.В.Бурова ……………………..6

 

Применение эффективных практических психологических техник

С использованием метафорических ассоциативных карт в работе

С родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагог-психолог МБДОУ «ДС №257 г.Челябинска» Э.А.Гиниятулина,

педагог-психолог МБДОУ «ДС №283 г.Челябинска» Т.Ю.Солодкова ………………………17

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

в условиях дошкольной образовательной организации

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» Н.М.Жабыко ………………………22

Интегрированный подход в организации работы

По профилактике возможных трудностей в развитии личностной сферы

У детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» Н.М.Жабыко ………………………...24

Применение метода сказкотерапии в работе с семьей ребенка

С ограниченными возможностями здоровья

Педагог-психолог ГБОУ ОЦДиК Исламова Л.А. …………………………………….………..28

 

«Игровое поле» как средство организации психологических

И познавательных игр с детьми с общим недоразвитием речи

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 315 г.Челябинска» Криволапова Н.М… ………………....31

 

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

С общим недоразвитием речи

Педагог - психолог МБДОУ «ДС №222 г. Челябинска» Малявкина А.В… …………..………..44

 

Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

С использованием терапевтической песочницы

Педагог-психолог МБДОУ «ДС №127 г. Челябинска» Маркелова Г.В… …………………….47

 

Гармонизация личности дошкольников посредством изотерапии

в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Педагог-психолог МАДОУ «ДС № 23 г. Челябинска» Мелёхина О. А… …………………...…53

 

Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития

Посредством библиотерапии

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 64 г.Челябинска» Назарова Ю.В.,

учитель-логопед МБДОУ «ДС № 64 г.Челябинска» Макарова О.Г …………………………60

 

Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и консультационной работе с родителями (законными представителями) воспитанников

Педагог-психолог МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска» Новикова А.А… ……………………….64

 

Лекотека как форма социализации и обучения детей с нарушением интеллекта

Педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ «С(К)ОШ № 119 г.Челябинска» Нестерова Г.Р. …………………………………………………………………………………70

«Круг радости» - современная форма организации детей

с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Педагог – психолог МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска» Оспищева И.Ю… …………………73

 

Детско-родительская группа как форма психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с расстройством аутистического спектра и

Генетическими нарушениями

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 448г.Челябинска» Синицына Е.Н… …………………..…77

 

Применение цветных резинок в совместной деятельности

С дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 267 г. Челябинска» Синицына Е.Н… ……………………80

 

Система работы по профилактике и реабилитации семьи,

Воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Педагог-психолог МБДОУ «ДС №35 г.Челябинска» Тубулбаева Д.Х… ……………………...83

 

Особенности адаптации детей с расстройством аутистического спектра

к условиям дошкольного образовательного учреждения

Педагог-психолог МБДОУ «ДС № 304 г. Челябинска» Чумейкина Т.Б… ……………………86

От редактора

 

Приветствую Вас, читатель, на страницах первого сборника статей I Городского Фестиваля педагогов-психологов детских садов города Челябинска. Сборник является продолжением участия в Фестивале и одновременно его завершением.

Проблема психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей является актуальной, а значит не решенной, требующий внимания и профессиональных усилий. Во всех детских садах города есть дети с особыми образовательными потребностями и, следовательно, каждому педагогу-психологу необходимо оказывать им психологическую помощь. Пытаясь решить проблему, специалисты обучаются разным психологическим подходам, методам, пробуют использовать известные методики в современных условиях, разрабатывают и применяют новые технологии. Кто-то только находится в начале пути, а кто-то уже готов поделиться опытом.

В сборнике, который вы видите, как раз и опубликованы результаты профессиональных поисков наших коллег. Предлагая участвовать в Фестивале с публикацией, мы просили педагогов-психологов не только описать свой практический опыт, но и попытаться проанализировать его, осмыслить с точки зрения того подхода, метода, который психолог практикует. На этапе принятия статей мы обнаружили, что в них есть описание опыта, но нет анализа. Возможных причин такого явления может быть много. Мы подумали, что недостаточно четко и ясно было сформулировано требование к статьям, а также о готовности, желании, умении специалистов анализировать свои профессиональные действия. Мы планируем и дальше делать сборники со статьями, и призываем авторов публиковать собственные размышления о целесообразности, эффективности используемых профессиональных действий. Другими словами, описывать не только, ЧТО и КАК делаете, но ЗАЧЕМ делаете, ПОЧЕМУ выбираете делать именно так, в это время и с этими людьми.     

Мы благодарны всем психологам, кто написал статьи и решился показать свою работу, за смелость, открытость и готовность делиться. Большинство статей публикуются в том виде, в каком они были присланы. Содержание статей полностью сохранено из-за уважения к коллегам. Все предлагаемые изменения касались только формы, лишь для того, чтобы Вам, читатель, было удобнее знакомиться с материалом. 

 

Руководитель

Городского профессионального сообщества

педагогов-психологов г.Челябинска

О.Л.Асташкина

 

 

Этапы реализации проекта.

Для реализации данного проекта были определены 4 этапа:

II – диагностический

Цель данного этапа – определить уровень развития познавательных психических процессов у воспитанников подготовительных к школе групп. Определить уровень развития межполушарного взаимодействия у детей.

Содержание проекта

Кинезиологические упражнения используются как на самих коррекционно-развивающих занятиях в качестве динамических пауз – «отдыхалочек», так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Релаксационные упражнения способствуют снятию напряжения, расслабляют. Каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд.

Телесные упражнения снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие [2].

Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. От детей требуется точное выполнение движений и приемов. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог следит за правильностью выполнения заданий.

Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать три или более раз для другой стороны. Основным требованием методики «Гимнастика мозга» является точность выполнения специальных движений и приемов. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся (кумулятивный) эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов [2].

Планирование комплексов кинезиологических упражнений

Месяцы

КОМПЛЕКС 2

1. Цепочка Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. д. В этом упражнении участвуют все пальчики.
2. Домик Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
3. Дом-ёжик-замок Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, Ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки,  Замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести
4. Гусь-курица-петух Гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; Курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении; Петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок
5. Лезгинка Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

КОМПЛЕКС 3

1. Кулак - ребро-ладонь Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10раз Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
2. Фонарик или Лягушка Исходное положение: две ладони лежат на столе. Затем на одной руке пальцы сжимаются в кулачок, вторая ладонь остается без изменений. Потом ладони меняются. Так продолжать 20-30 сек, постепенно увеличивая темп.
3. Зайчик-колечко-цепочка Вышел зайка На крылечко. Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили И цепочку в дар купили. *Зайчик на крылечке Отыскал колечко, А свою цепочку Приберёг для дочки.
4. Мышка Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты — это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после — двумя руками одновременно. Перед тем как хрумкать сушки, Ты, мышонок, вымой ушки, Чтоб услышать шорох кошки, Что крадётся по дорожке.
5. Перекрестные шаги 1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. 2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4 – 8 раз), дышите в обычном темпе. Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.
6. Змейка Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

КОМПЛЕКС 4

1. Флажок- рыбка- лодочка Плавничок, Как флажок У рыбки-малютки Словно лодочка плывет - Говорю без шутки. *** Что за красный флажок Рыбка увидала? Это лодочка к ней Тихо подплывала.
2. Птичка летит Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими. Птички летели, (помахать «крыльями») Сели — посидели, (прижать ладони к груди) Дальше полетели.
3. Цветок Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе. Солнце поднимается — Цветочек распускается! Солнышко садится — Цветочек спать ложится.
4. Сарай - дом с трубой – пароход *Пальцы рук соединить под большим углом – «крыша» *Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба». *Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба»
5. Симметричные рисунки Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
6. Зайчик-колечко-цепочка Вышел зайка на крылечко. Потерял Своё колечко. Зайку мы приободрили  И цепочку в дар купили.  **** Зайчик на крылечке Отыскал колечко,  А свою цепочку Приберёг для дочки.
7. Ножницы-собака-лошадка «Ножницы-собака-лошадка» Катя ножницы берёт И собачку подстрижёт, А потом с лошадкой Поиграет в прятки. **** Ножницы стригут без брака: Вот подстрижена собака, Налысо - лошадка! Ей пришлось несладко. Улыбнулись куклы дружно: Поменять ей имидж нужно.

Заключение

Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии. Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.

Кинезиологические упражнения, игры и сказки «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. В результате системного использования педагогами ДОУ методов кинезиологии у дошкольников с ТНР улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь), повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение.

 

Список литературы

1. Голомазов, С.В. Кинезиология точностных действий человека / С.В.Голомазов. - М: СпортАкадемПресс, 2003.

2. Деннисон, П. Программа «Гимнастика ума» / П.Деннисон, Г.Деннисон; пер. с анг. С.М. Масагутовой. – М, 1997.

3. Сазонов, В.Ф. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: учебно-методическое пособие / В.Ф.Сазонов, Л.П.Кириллова, О.П.Мосунов. – Рязань: изд-во РГПУ, 2000.

4. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений / А.В.Семенович.– М, 2002.

5. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А.Л.Сиротюк.- М., 2002.

6. Сиротюк, А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей / А.Л.Сиротюк. - М: ТЦ Сфера, 2001.

7. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие / А.Л.Сиротюк. – М: Аркти, 2008.

8. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков / Г.Е.Шанина. - М, ВНИИФК, 1999.

9. Ханнафорд, К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / К.Ханнафорд. - М., «Восхождение», 1998.

 

Список литературы

1. Карачева, С. А. Специфика работы психолога с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями / С. А. Карачева // Работник социальной службы. – 2010. – №11.

2. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога / Г.Кац, Е.Мухаматулина. – 6-е изд. – М: Генезис, 2016.

3. Савина Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Е.А.Савина, О.Б.Чарова. – М: ВЛАДОС, 2008.

4. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития / М.Селигман, Р.Дарлинг. - М: Теревинф, 2013.

5. Ткачёва, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В.Ткачева. – М: Национальный книжный центр, 2014.

6. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие / Э.Г.Эйдемиллер. – СПб:«Фолиум», 1996.

 

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации

Н.М.Жабыко,

педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска»

Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Л.Н. Толстой

 

Инклюзивное обучение предполагает активное совместное участие в образовательном процессе каждого ребенка вне зависимости от его способностей и образовательных потребностей. Соблюдение интересов каждого ребенка – вот главный принцип развития инклюзивных подходов в образовании.

Инклюзия начинается с признания наличия различий между детьми при условии, что такие различия уважаются и являются основой образовательного процесса. Так, ценностной основой инклюзивного образования выступает толерантность.

Инклюзивная модель обучения затрагивает интересы всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся детей и членов их семей, педагогов и других специалистов образовательного пространства, администрации. Поэтому деятельность образовательной организации должна быть направлена на обеспечение взаимопонимания между педагогами, и между воспитанниками с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.

Быть толерантным в педагогической среде означает преодолеть свою неприязнь к «другому», быть чутким и внимательным, доброжелательным по отношению ко всем окружающим.

Поэтому важным аспектом в работе педагогов МБДОУ «ДС № 314            г.Челябинска» является формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ – готовность к восприятию их нормально развивающимися детьми, их родителями.

Категории детей МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» различны и включают детей – инвалидов, детей с расстройствами аутистического спектра, 4 возрастные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Специалистами ДОУ организована консультативная и просветительская работа по принятию идеологии инклюзивного образования, формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ у воспитанников, родителей и педагогов ДОУ. С этой целью педагоги-психологи, учителя-логопеды проводят в образовательном учреждении занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ.

В старших группах общеразвивающей направленности специалисты ДОУ осуществляют ролевые игры, проигрывают ситуации и обсуждают с детьми как преодолеть барьеры в общении. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется через чтение детской литературы – сказки, стихи, рассказы.

Так, в рамках участия в городской акции «Мир добра и толерантности» в МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» организован праздник для детей «День доброты», направленный на воспитание терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовности им помогать.

В процессе проведения праздника были решены следующие задачи:

1. расширить представления детей о людях с ограниченными возможностями здоровья;

2. познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;

3. подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательным и терпимым таким людям.

Специалистами МБДОУ № 314 создана картотека игр для детей по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Активное участие специалисты принимают в родительских собраниях образовательного учреждения, проводят индивидуальные и групповые консультации, распространяют памятки, буклеты, информацию в сети Интернет.

Так, в родительские собрания МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» в 2017-2018 учебном году были включены выступления педагогов – психологов, в ходе которых родителей познакомили с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно детей с тяжелыми нарушениями речи. Также на родительских собраниях общеразвивающих групп педагоги-психологи обсуждают с родителями вопросы о взаимодополняющей роли общения здорового ребенка с ребенком с ОВЗ.

Организация консультаций основывается на запросах педагогов, родителей, администрации ДОУ. Актуальные проблемы, связанные с включением ребенка с расстройствами аутистического спектра в образовательную деятельность участники образовательного процесса МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» решают на индивидуальных и групповых консультация с педагогами – психологами.

Психологами ДОУ организованы тренинговые занятия для педагогов: «Мир один для всех», «Учимся понимать друг друга», «Все дети – равные», «Жить вместе».

 В рамках работы с семьей ребенка-инвалида педагогом-психологом Жабыко Натальей Михайловной были разработаны памятки «Ребенок с особыми потребностями и игра», «Самооценка ребенка-инвалида» и т.д.

В целях повышения правовой грамотности педагогов педагогами-психологами Жабыко Н.М. и Сериковой Л.В. разработаны буклеты «Основные постулаты Саламанской декларации», «Восемь принципов инклюзивного образования».

Работа творческой группы педагогов-психологов Тракторозаводского района г. Челябинска по проблеме: Организация и содержание инклюзивного воспитания и обучения детей с ОВЗ/инвалидов в дошкольной образовательной организации» строилась с учетом рассмотрения вопроса формирования толерантности у всех участников образовательного процесса, как ценностной основы инклюзивного образования. Серикова Лариса Викторовна, педагог-психолог МБДОУ «ДС № 314 г. Челябинска» провела для коллег – педагогов-психологов Тракторозаводского района практическое занятие «Воспитание толерантности начинается в педагога».

Такие формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, отметим, что большое значение имеет не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и понимание нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в образовательном процессе ДОУ.

 

Список литературы

1. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М: МГППУ, 2015.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования/ О.А.Карабанова - М: Гардарики, 2005.

3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М: Генезис, 2001.

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.

2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М: АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

3. Веракса Н.Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: подготовительная к школе группа / Е.Н.Веракса, А.Н.Веракса. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

4. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н.Волковска, Г.Х.Юсупова. – М.: Книголюб, 2008.

5. Лалаева, Р.И. Диагностика речевых нарушений / Р.И.Лалаева. - М: 1999.

6. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. – СПб: Образование, 1994.

7.  Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Л. В. Кузнецовой. - М: Издательский центр «Академия», 2002.

8.  Романович, О.А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет: диагностический журнал/ О.А.Романович, Е.П.Кольцова. – Волгоград: Учитель, 2011.

 

 

Список литературы

1. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самопознания через психологическую сказку / И.В.Вачков. – М: Ось-89, 2007.

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: РЕЧЬ, 2008.

3. Монахов, М.В. Качество жизни семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.В.Монахов // Социальные аспекты здоровья населения: Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. – 2009. - № 1(9). 

4. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В.Осорина. – СПб: РЕЧЬ, 2001.

5. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М: Академия, 1999.

6. Ткачева, В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М: Психология: Московский психолого-социальный институт, 2004.

 

 

«Игровое поле» как средство организации психологических и познавательных игр

Правила и ход игры:

1. Обговариваются правила игры:

- игроки передвигаются по «игровому полю» с помощью кубика;

- соблюдают очередность, и терпеливо ждут своей очереди;

- есть начало и конец игры;

- в процессе игры дети должны договариваться друг с другом, применяя речевой этикет;

- если возник конфликт, надо найти способ его решения, если не знаешь как, то обратись за помощью.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ

2. Ребенок из коллекции выбирает себе игрушку (фишка) и с помощью волшебной палочки наделяет ее разными качествами, дает ей имя, обозначает возраст, описывает внешность.

3. Для своей фишки-игрушки дети выбирают цветовой сектор, который на протяжении игры будет давать свои преимущества. При помощи кубика в порядке очереди дети начинают передвигаться по игровому полю.

4. При условии, если фишки-игрушки встречаются (попадают) в одном цветовом секторе, они знакомятся, применяя различные формы речевого этикета.

5. При условии, если фишка-игрушка является хозяином цветового сектора, ребенок имеет право не пустить в «свой дом». Задача «гостя» уговорить (убедить) «хозяина», что он его настоящий друг, и готов выполнить его условия. Дети договариваются друг с другом о совместном пребывании в данном секторе.

6. Так же «хозяин» сектора имеет право задавать любой интересующий его вопрос о «госте», с целью узнать о нем как можно больше. Например, что он больше всего любит, чем интересуется, любимая игрушка, игра и т.п.

7. Взрослый регулирует игру и напоминает, если это необходимо, о правилах.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ

Все этапы игры сохраняются, заменяются игрушки, вместо игрушек педагог предлагает вылепить свои фигурки из пластилина, на выбор детей кого они хотят представить.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

Игра может повторяться, но меняется тема, и на «игровом поле» появляются другие персонажи.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ

Ребенок, встречаясь на игровом поле в одном цветовом секторе. Показывает способы приветствия (как или с помощью чего можно поздороваться, завязать разговор, применяя вербальные и невербальные способы выражения своих эмоций и чувств).

 

  Представленные варианты игры «Знакомство» направлены на познание себя и другого. Так же можно разрабатывать познавательные игры, с помощью которых можно решать педагогические образовательные задачи по любой теме недели.

 

ТЕМА: УРОЖАЙ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ПРОДУКТЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«ПОЧЕМУ ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ПОПРОБОВАТЬ?»

 

Цель игры: развитие связной речи (монолог), умение вести диалог, умение составлять рассказ о предмете по схеме (цвет, размер, форма), применять полученные знания в реальной жизни.

Оборудование: игровое поле, пластилин, карточки с цветами секторов.

Правила и ход игры:

1) Объявление темы: «Почему вы это должны попробовать?»

2) На протяжении нескольких недель мы с вами знакомились с дарами осени. Какой урожай собрали люди. Нам с вами предстоит обобщить наши знания и сделать выводы о пользе или вреде продуктов.

3) Как вы думаете, какой самый полезный продукт для нашего здоровья? Сейчас каждый из вас вспомнит все овощи, фрукты, ягоды. Загадать продукт «дары осени» и подумать, чем он для вас полезен или вреден?

4) Не договариваясь друг с другом, начинайте лепить свой «продукт».

- если дети затрудняются в выборе или не могут придумать на помощь приходят карточки-помощники, с изображением одного предмета (морковь, лук, перец, арбуз, абрикос, виноград и т.д.). Ориентируясь на карточку-помощника, ребенок вспоминает ее образ, мысленно составляет рассказ, вспоминает все сведения о нем.

5) Как только фишка-овощ (фрукт, ягода) готова, дети находят место на игровом поле. Выставленные на поле «продукты» дети представляют (делают презентацию) свой продукт. Начинает тот, кто отгадает загадку.

- Загадка

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

- Ребенок, отгадавший загадку, начинает презентацию своего «продукта». В презентацию входит описание «продукта» и обязательная фраза, которую надо продолжить «Вы должны обязательно попробовать это (например, попробуй морковь, потому что она …». Ребенок старается вспомнить и назвать все полезные свойства.

- После представления первым ребенком своего «продукта», ребенок может передавать ход следующему, назвав имя следующего ребенка. «Я передаю ход Маше».

6) После того как все представили свои «продукты», дети делают вывод, что полезного было для него в этой игре. Например, научиться ждать свой ход, уметь терпеливо выслушать товарища, узнать что-то новое для себя.

           

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

(2 направление)

Методические рекомендации по проведению психологических игр.

Начните с первого этапа – организационного, т.е. внимательно познакомьтесь с пилотной (первоначальной) версией игры, которую предлагает автор. Проведя игру, вы будете знать – придерживаться разработанных правил или вы будете отталкиваться от возможностей и интересов детей, будете вводить свои правила игры, но обязательным условием остается – это направление игры, ее цель, к чему вы должны привести игроков.

Психологичность предложенных игр заключается в том, что есть направление игры (на что направлена), правила организуют действия игроков, а содержание игры может разворачиваться в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных особенностей детей, группы игроков. Например, игра «Зеркало – 1» направлена на исследование эмоций, выражение эмоций разными способами, как ребенок может узнать свои эмоции, по каким признакам. А вот вторая игра «Зеркало – 2» преследует уже другие цели – понимание эмоций другого игрока, уметь распознавать по мимике, пантомимике, жестам чужие эмоции, что впоследствии развивает у детей эмоциональную грамотность, возможность избегать конфликтные ситуации, или напротив, быть эмпатичным, уметь сорадоваться и сопереживать.

Таким образом, проводя одну и ту же игру несколько раз, разворачиваться она будет всегда по-разному и будет зависеть от контингента игроков. 

 

ИГРА «ЗЕРКАЛО – 1»

Направление и цели игры: Понимание, узнавание и осознание своих эмоций.

Оборудование: «поле», фишки, кубик,

цветовые карточки с надписью эмоции:

- голубой (печаль)

- оранжевый (радость)

- сиреневый (волнение)

- желтый (удивление)

- зеленый (смущение)

- розовый (интерес)

- черный с красным овалом (страх)

- черный с красным треугольником (гнев)

- черный с красным кругом (вина)

- черный с красным квадратом (стыд)

(Использована классификация базовых эмоций по К. Изарду).

Правила:

1-е и самое главное правило – попадая на цветовой сектор, взять точно такую же цветную карточку.

2-е – дети передвигаются по «полю» с помощью фишки, количество ходов показывает выброшенный кубик.

3-е – цветной сектор указывает, какую карточку надо взять.

4-е – ведущий зачитывает «эмоцию», а ребенок показывает «эмоцию», используя невербальные способы: мимику, пантомимику, жесты.  

5-е – дойдя до финиша, игроки становятся в круг и делятся впечатлениями (вопросы ведущего: что узнали о себе, какие трудности были во время игры, с чем столкнулись?).

К сведению для ведущего:

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

1. Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

2. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

3. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эм



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.163 с.)