Цифровые права как объекты гражданского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цифровые права как объекты гражданского права



Аннотация: В данной статье автором рассмотрена проблема правового регулирования цифровых прав, недавно включенных в перечень объектов гражданских прав. Были обозначены проблемы, связанные с несовершенством данной категории, причиной которого является ее новизна. Рассмотрено зарубежное законодательство, регулирующее аналогичные правоотношения, с целью выявления возможностей усовершенствования законодательства отечественного.

Ключевые слова: гражданское право, объект гражданских прав, цифровые права, утилитарные права, интеллектуальная собственность.

Прогресс порождает все большее количество совершенно новых явлений в обществе, науке и технике. Особенно это касается цифровых технологий. Процесс внедрения и развития цифровых технологий на сегодняшний день происходит стремительными темпами. В современном мире они становятся все более важным элементом нашей жизни. С течением времени увеличивается количество людей, которые начинают активно использовать цифровые технологии в процессе своей жизнедеятельности. Право же, в свою очередь, призвано регулировать общественные отношения, в том числе появляющиеся в области цифровых прав. Ввиду этого в настоящее время серьезной задачей для законодателя является их регламентация.

Так, были приняты следующие нормативно-правовые акты. Правительство Российской Федерации разработало на основе Указа Президента Российской Федерации[176] такую национальную программу, как «Цифровая экономика Российской Федерации». Задачей этой программы, а также одной из основных национальных целей развития государства является внедрение цифровых технологий в социальной и экономической сферах в ускоренных темпах.

Кроме того, два года назад были внесены изменения в гражданский кодекс[177]. Данные изменения позволили определить отправные начала цифровых прав, а также способы заключения сделок такого рода. В действующем законодательстве дается легальное понятие рассматриваемой темы, а именно цифровых прав. Согласно п. 1 ст. 141.1 ГК РФ[178] ими признаются «названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам.» Обратим внимание на пояснительную записку к проекту Федерального закона, внесшего изменения в Гражданский кодекс в области цифровых прав. В данной пояснительной записке отмечается значение введения вышеуказанного понятия, в частности, введение данной категории позволяет закрепить ее как объект гражданского права и определить ее место в их системе, а также предоставить защиту юридическим лицам и гражданам по тем сделкам, совершаемыми с данным объектом.

Также необходимо рассмотреть следующий пункт ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ. Осуществление, распоряжение, обременение и ограничение распоряжения такого рода правами возможны исключительно в информационной системе без осуществления обращения к третьим лицам. Пункт 3 вышеуказанной статьи называет лицо, являющееся обладателем цифрового права. Им является лицо, которое может распоряжаться этим правом согласно правилам информационной системы. Касательно перехода таких прав посредством сделки хотелось бы подчеркнуть, что в этом случае согласие обязанных по такому праву не требуется.

Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие цифрового права, но не указывает, какие обязательственные и иные права признаются таковыми. Тем не менее подобные права указаны в ФЗ № 259[179]. В нем описано приобретение инвесторами такого рода утилитарных прав. К такого рода правам относится право на требование передачи вещей, а также выполнения работ либо же оказания услуг. Кроме того, к ним также относится право требовать передачи исключительных прав либо же прав, которые позволяют использовать результаты интеллектуальной деятельности. Можно сделать вывод, что в настоящее время в законодательстве содержатся помимо понятия цифровых прав, присутствует и понятие утилитарных цифровых прав, которые, по-видимому, – вид цифровых прав.

Кроме этого, значительные изменения претерпела и ст. 128 ГК РФ. Осуществляя анализ статьи, можно сделать вывод, что бездокументарные ценные бумаги, а также безналичные денежные средства непосредственно входят в категорию имущественных прав. Но, разумеется, основным новшеством стало включение в объекты гражданского права еще одной категории, а именно цифровых прав.

Цифровые права, являющиеся новшеством в гражданском законодательстве, подверглись различной оценке правоведов. Одни считают, что рассматриваемые права являются результатом развития информационных технологий и обусловлены возникновением новых общественных отношений, а их появление в системе объектов гражданского права закономерно. Другие же выступают против выделения цифровых прав в отдельную категорию объектов гражданского права.

Оценка специалистов в сфере права к данному закону, как уже и было сказано, неоднозначна.

Профессор Л.А. Новоселова считает, что введение термина цифровые права – положительная тенденция. Вполне целесообразным, по мнению
Л.А. Новоселовой, является то, что гражданское законодательство, не отказываясь полностью от цифровых прав, из-за активных дебатов по поводу их правового регулирования, все же признает их объектом гражданского права, однако не предлагая развернутой системы норм о них[180].

Встречаются в научной литературе и мнения о том, что в введении новых объектов гражданских прав отсутствует необходимость. Например, Л.Ю. Василевская считает, что цифровые права – не объект гражданского права, а лишь форма цифрового представления существующих прав.[181]

Появление еще одного объекта гражданского права является своего рода новшеством для российского законодательства и ввиду этого следует урегулировать ряд вопросов, которые касаются данной темы. Поскольку на данный момент вводимое понятие весьма обширно, то необходимо доработать данную секцию гражданского права путем классификации и описания различных видов проявления цифровых прав. Это потребует от законодателей внедрения перечня терминов, что позволит четко сформировать предмет данного права. Только после внесения данных правок, законопроект сможет соответствовать нормам правового регулирования для защиты гражданских физических и юридических лиц. Также в законопроект необходимо добавить систему мер по доказыванию появления или передачи цифровых прав на что-либо, в частности для третьих лиц, не являющихся участниками информационной системы.

В международном праве возникновение цифрового права непосредственно связано с международным договором Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности по авторскому праву от 20.12.1996. На основе данного договора страны-участники обязаны внести в свое законодательство законы, регулирующие авторское право в цифровой сфере. Россия же присоединилась к данному международному договору по распоряжению Правительства РФ со вступлением его в силу с 5 февраля 2009 года[182]. В США данное обязательство было выполнено путем внесения поправок законом от 28 октября 1998 г. в ст. 17 Кодекса США[183], расширяющих действие закона об авторском праве в пространство интернет и накладывающих ответственность на компании-провайдеры онлайн услуг и сервисов за нарушение авторского права их клиентами. Примером же возникновения и использования данного права гражданским лицом может послужить сделка купли-продажи объектов цифрового искусства после проведения торгов 11 марта 2021 года[184] аукционным домом Christie’s. Предметом сделки стало изображение современного художника Beeple, защищенное невзаимозаменяемым токеном (англ. NFT – non-fungible token), обеспечившим его подлинность и уникальность. После вступления в силу договора, эксклюзивные права собственности на оригинал цифровой картины, а также NFT-Токен переходят к новому владельцу, а художник получает вознаграждение в размере $69 млн. Также цифровые права проявляются в праве граждан на конфиденциальность персональных данных. К примеру, данное цифровое право обеспечивается соблюдением генерального регламента о защите персональных данных (англ. GDPR, General Data Protection Regulation)[185], принятого Европейским Парламентом совместно с Советом Европейского союза 27 апреля 2016 года. Данное постановление кроме всего прочего внедряет право человека на «забвение», предоставляющего гражданину ЕС возможность, при определенных обстоятельствах, требовать удаления своих персональных данных из сети интернет. Однако, статус его как одного из международных прав человека оспаривается, поскольку его влияние в сферах неприкосновенности частной жизни и свободы слова недостаточно ясны.

Подводя итоги, необходимо отметить, что цифровые технологии продолжат играть важную роль в жизни общества еще долгие годы. На сегодняшний день они обхватывают практически все аспекты нашей жизни, мы не можем без них обойтись. Все большее количество сфер деятельности человека связываются или полностью переходят в цифровое пространство. И поскольку в процессе таковой деятельности могут возникать правоотношения между несколькими лицами, то необходимо вводить новые нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в цифровом пространстве. Примером внедрения данного НПА может послужить федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ, описывающего термин «Цифровые права». Плюсами данного подхода являются стандартизация правоотношений между лицами, появление механизмов юридической защиты сделок и договоров. Минусами же можно считать новизну данного термина и как следствие – неточное и неполное раскрытие его смысла, что допускает неправильную трактовку законов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.008 с.)