В исследовании использовались системы ценностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В исследовании использовались системы ценностей



1.  интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов,

2. дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении

 

 В анализе ценностных систем родительского поколения мы ориентировались на характеристики, указанные в работе В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич, СВ. Туманова [61]. В качестве особенностей ценностного сознания старшего поколения в этом исследовании названы: идейность; примат духовного над материальным; державность; трудолюбие; коллективизм; общинность; двойственность модели поведения ("домашнее" и "общественное" поведение): интеракционизм.

РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОКОЛЕНИЯ:

1.  "Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода".

2.  "Человеку свойственны разные проявления, но все-таки по природе он добр".

3.  "Жизнь человека - высшая ценность. Только закон может посягнуть на нее".

4.  "Свобода человека- то, без чего жизнь теряет смысл".

5. "Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни".

6.  "Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не совсем понятный смысл".

7.  "Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше".

8. "Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение".

В целом витальная система ценностей родительского поколения может быть представлена следующими альтернативами ценностей (в порядке убывания их значимости):

 1. "Нравственный, совестливый человек должен помогать бедным и слабым, даже если ему приходится пожертвовать своим комфортом".

 2. "Главное в жизни - это забота о своем здоровье и благополучии".

 3. "Личная безопасность человека должна обеспечиваться законом"

 Аналогично мы проанализировали интеракционистскую систему ценностей родитель- ского поколения. В порядке убывания значимости альтернативы распределились следую- щим образом:

 1. "В жизни максимальное внимание нужно уделить тому, чтобы установить хорошие семейные и дружеские отношения".

 2. "В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него в первую очередь была спокойная совесть и душевный покой".

3. "Взаимопомощь и поддержка в труде важнее состязания".

4. "В нашей жизни очень важно быть готовым к равноправному диалогу с теми, кто придерживается иных взглядов".

в данной системе указанные трактовки рассматриваются как интегрирующие, практически единодушные.

=>>> только интерактивные ценности без оговорок являются теми позициями, которые объединяют родительское поколение.

 

СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ.

базовые понятия: индивидуальность, традиции, ориентация на поколение, Родина, экология. От степени сформированности данной системы зависит теснота связи родительского и молодого поколений, успешность и скорость адаптации молодежи в современных социально-экономических условиях, а также возможность бесконфликтного диалога поколений. Анализ показал, что именно данная система характери- зуется самыми противоречивыми оценками

 результаты показывают:

1. Родительское поколение отнюдь не гомогенно, внутри этого поколения возможно распределение на социальные группы именно по ценностным системам.

2. Относительно данной системы ценностей становится некорректной характеристика родительского поколения как традиционного, с устаревшей системой ценностей, ориентированного на коллективное, общинное сознание. Ведь 59% опрошенных родителей согласны с утверждением, что "быть яркой индивидуальностью лучше, чем быть как все", очевидна ориентация на дифференцирующие характеристики, выявляющие специфичность и особенность личности.

3. в 44% случаев можно говорить о сохранении традиционных ценностей родительским поколением, т.к.  большинство родителей говорят об установках на инициативность, предприимчивость, новаторство в сознании и поведении.

4. о "Родине". 55% родителей подростков 90-х годов указали на то, что "человек должен жить в той стране, где ему больше нравится".

 => предположение о том, что из группы "старшее поколение" (в которое включаются все социально-демографические группы, не относя- щиеся к молодежным) необходимо вычленить как социальную общность родительское поколение по отношению к молодежи, оказалось верным. Анализ ценностных систем показал, что родительское поколение, в отличие от старшего в целом, неоднородно, но имеет схожие социальные характеристики, привитые социалистической системой. В ценностной системе родителей в равной мере присутствуют как интегративные ценности, предназначение которых - консолидация поведения внутри со- циальной общности, так и дифференцирующие ценности, выявляющие индивидуальные особенности личностей. Кроме того, проявляется несформированность общей системы цен- ностей родителей. Об этом свидетельствуют данные, характеризующие блок социализа- ционных ценностей: по ряду позиций отсутствует однозначность восприятия и трактовки отдельных ценностей. Мы уже отмечали, что, вырабатывая собственное ценностное сознание, группа пре- вращается в сплоченный субъект социальной деятельности. родительское поколение не представляется сплоченной социальной группой, способной к активным социальным преобразованиям, несмотря на то, что она содержит огромный новаторский потенциал. В данном аспекте можно предположить, что:

 а) нереализованный потенциал родители попытаются реализовать через своих детей;

б) в силу указанного фактора, родители готовы к равноправному диалогу с детьми, причем они сами указывают на это;

в) для осуществления диалога между поколениями необходимо рассмотреть и систему цен- ностей молодого поколения,

Для молодого поколения:

1. литературные герои никогда не служат образцом для подражания для 67% учащихся

2. Ниже котируются только политические деятели, 87% учащихся отрицали возможность подражать им.

3.  молодое поколение оказалось более категоричным в суждениях и. что на первый взгляд парадоксально, более сплоченным, чем их родители.

 

Смысложизненные ценности молодого поколения распределились следующим образом (в порядке убывания значимости):

1. "Свобода человека то, без чего жизнь теряет смысл".

2. "Вера в бога - это только обряды, имеющие какой-то не всем понятный смысл".

 3. Бывают условия, что никакая красота не сделает человека лучше".

 4. "Человеку свойственно разное, но все-таки по природе он добр".

 5. "Смысл жизни не в том, чтобы улучшить свою собственную жизнь, а в том, чтобы обеспечить достойное продолжение своего рода.

6. "Не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение". 7

. "Только содержательная работа заслуживает того, чтобы заниматься ею значительную часть своей жизни".

9. "Жизнь человека - высшая ценность, только закон может посягнуть на нее".

=> Мы пришли к заключению, что ценности добра, свободы и достойного продолжения своего рода не подвержены влиянию перемен в обществе. Для 79% опрошенных эти ценно- сти - основа интеграции. А вот отношение к правде, красоте и, что особенно настораживает, к жизни - весьма неоднозначное. 71% (!) респондентов считают, что "не всегда нужно стремиться к правде, иногда нужна ложь во спасение". Для 77% красота не является той ценностью, которая важна в нашем обществе.

Система ценностей молодого поколения - в стадии становления, причем четко видна ориентация на дифференцирующие или интегрирующие системы. Что же касается социализационных ценностей, то здесь не выявлены существенные отклонения от созданного в литературе образа молодого поколения как поколения, стремящегося проявить свою индивидуальность, не приемлющего традиционных ценностей норм, что сказывается даже в отсутствии ориентации на ценности своей социальной общности.

социализационная система - выявлена склонность к расслоению внутри поколения.

1.. 70% опрошенных считают, что человек должен жить в той стране, где ему больше нравится. "Заграница" для молодых людей более привлекательна, этим можно объяснить стремление молодых людей получить образование за рубежом или в престижных вузах нашей страны, имеющих связи с иностранными учебными заведениями. Такое образование становится для них залогом, первой ступенью к достижению своей цели - возможности состояться профессионально. Молодые люди часто не только не отождествляют себя с Родиной, "которая у человека одна", но и со своим поколением.

2. Личную жизнь соотносят с жизнью своего поколения только 31% респондентов; остальные считают, что "для чело- века важна оценка своей личной жизни по собственным индивидуальным критериям".

 

В нашем исследовании установлены факторы, влияющие на взаимодействие и взаимо- отношение поколений;

 а) интегрирующие ценности - желание обоих поколений к равноправному диалогу; установлены и ценностные основания для такого диалога - стремление к спокойной совести и душевному покою, экологическое сознание;

б) дифференцирующие ценности: "ложь во спасение", "никакая красота не сделает человека лучше", "яркая ин- дивидуальность", " инициатива, предприимчивость, поиск нового", "оценка своей жизни по собственным индивидуальным критериям", "свобода выбора места проживания". Дифференцирующие ценности нельзя назвать "отрицательными", но они не способствуют ни внутрипоколенной интеграции, ни диалогу поколений.

Задача классификации поколенческих обществ решалась с помощью жесткого метода анализа данных - эмпирической типологизации. Для анализа мы применили модель трехмерного пространства и определения в ее поле степени упорядоченности свойств. Как обнаружили И.А. Таганов и О.И. Шкаратан, наибольшую упорядоченность связей дают три переменные: профессия; квалификация; образование [7, с. 324]. В полученных нами данных для исследования родителей оказался доступным только критерий образования, в соответствии с которым и была проведена классификация родительского поколения. В анализе молодого поколения были использованы два критерия: квалификация (успеваемость) и образование родителей, Далее решались задачи многомерной эмпирической классификации свойств: таксономии и кластерного анализа, причем исходные данные были представлены в метрических шкалах. В качестве показателей таксономического анализа были выбраны не отдельные ценности, а ценностные системы. В итоге было решено использовать распределение ценностей по четырем ценностным системам: смысложизненной, витальной, социализационной, интерак- ционистской.

 

 Весь материал исследования в дальнейшем был подвергнут кластерному анализу - типологизации на основе выявления устойчивых сочетаний множества признаков. Для решения данной задачи исследуемые ценностные системы были распределены в сложные двухмерные таблицы. Результаты этого анализа показывают, что поляризация ценностей внутри родительского поколения достаточно очевидна. Настораживает, что среди родительских групп имеются такие, которые не будут способствовать интеграции общества. В силу этого появляется необходимость не менее тщательного анализа ценностной структуры молодого поколения. И в этом случае был применен метод эмпирической типологизации данных. В качестве критерия классификации выбран показатель успеваемости опрошенных старшеклассников. Однако в данном случае исследователь исключает интеракционистскую систему ценностей, так как анализ таблицы 4 показывает, что данные ценности практически одинаково трактуются, а следовательно принимаются всеми опрошенными молодыми людьми. 104 Динамика ценностных ориентации молодого и родительского поколений, исследованная в отдельном российском регионе в последнее десятилетие, позволяет сделать выводы, прежде всего, о неоднородности как родительского, так и молодого поколений. Второй, значимый вывод связан с некоторыми выявленными совпадениями в ценностных ориентациях "отцов" и "детей", что, в свою очередь, определяет осторожно оптимистический взгляд на существующий конфликт поколений.

О. А. Кувшинова. Проблемы социального конструкта пожилого возраста // Вестник Томского Государственного Университета. Философия. Социология. Политология. №1(17). 2012. С.24-30.

Традиционное определение времени жизни после 55–60 лет как старости в современных условиях не может считаться состоятельным. При этом понятие пожилого населения не имеет в современнои науке однозначнои дефиниции. Окончательного разграничения между терминами «старыи» и «пожилои» так и не произошло.

В современнои науке при определении возрастнои когорты используется понятие биологического либо биосоциального возраста, представляющего собои «дискретное обозначение перемещения человека во времени от рождения до смерти, которое сопровождается сначала взрослением, а затем старением».

Ранние культуры всех известных нам обществ тех людеи, которые перешагивали рубеж зрелости, называли стариками. Стариками считались люди в возрасте от 30 до 50 лет. Такое представление сохранялось вплоть до ХХ века, когда демографы стали относить к «старым людям» любого индивида в возрасте от 50 лет и старше.

Современные трактовки возрастных границ в основном базируются на положениях, которые были приняты в 1963 г. на семинаре советских геронтологов и представителеи Всемирнои организации здравоохранения (ВОЗ) в Киеве. Совместным решением была принята следующая хронобиологическая (возрастная) периодизация:

• молодои возраст 18–44 года;

• средний возраст 45–59 лет;


• пожилой возраст 60–74 года;

• старческий возраст 75–90 лет;

• долголетие, старше 90 лет.

Один из основателей психологии профессий Э.Ф. Зеер связывает переход к пожилому и старческому возрасту с прекращением профессионального развития и переживанием людьми определенных этапов геронтологического кризиса:

• утрата профессиональной деятельности (55–60 лет);


• кризис социально-психологической адекватности (65–70 лет).

Биолого-временная научная позиция Р.С. Яцемирской также построена на процессах угасания, свойственных лицам пожилого возраста. Она утверждает, что инволюционные процессы старения «начинаются после 40–45 лет у большинства людей.

Рассматривая проблемы периодизации развития личности, В.М. Моргун и Н.Ю. Ткачева, положив в основу социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и личностные новообразования, выявляют следующую возрастную градацию старости:

• пожилой возраст (55–75 лет);

• старческий возраст (75–90 лет);

• долгожительство (свыше 90 лет).

Первое десятилетие XXI в. можно охарактеризовать временем повышенного исследовательского интереса к проблемам старшего возраста. В этот период появляется целый ряд работ, рассматривающих проблемы лиц пожилого возраста.

А.В. Дюмин сводит понятие пожилого человека к «нуждающимся гражданам» и относит к этой возрастной категории лиц от 60 лет и выше. Фактически он идентифицирует пожилой возраст с возрастом старости. Аналогичную позицию занимают Н.Г. Большакова, Л.В. Прохорова, Э.К. Турбаева, О.Б. Мурзина, Д.П. Солодухина и др.

И.П. Щукина относит к категории пожилых, очерчивая нижнюю границу переходом от зрелости к старости, людей в возрасте старше 60 лет. Пожилои человек и пенсионер в ее исследовании звучат как синонимы. Близкую позицию занимает А.О. Кабанов, он также рассматривает пожилых и пенсионеров как единую социальную группу. Кроме того, И.П. Щукина рассматривает место «самых старых» среди пожилых людеи, что практически смешивает понятия «пожилые», «престарелые», «лица старческого возраста» и «долгожители», ссылаясь на то, что такое отождествление делает большинство исследователей.

В работе Е.В. Шмелевой пожилые рассматриваются в жизненном про- межутке «старости», а само понятие старости идентифицируется с понятием «третьего возраста» [8]. Таким образом, четкости позиции в определении рассматриваемой категории не прослеживается.

Т.И. Сапожникова, проводя исследования пожилого возраста, предлагает определить нижнюю возрастную границу возрастом выхода на пенсию: для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет. Верхнюю границу возраста считает общей для обоих полов – 75-летний возраст, согласно классификации ВОЗ.

Анализ указанных работ показал наличие следующих проблем: отсутствует единое понимание возрастных границ пожилого возраста; не выявлены идентификационные характеристики социальной группы пожилых. В связи с вышеизложенным предлагаем определить возрастные границы пожилого возраста от 55 до 72 лет.

Кроме возрастной периодизации, можно привести ряд характеристик, объединяющих представителей данного возраста в единую социальную группу. Материальное обеспечение подавляющего большинства пожилого населения (99%) составляют пенсии. Утрата профессиональных позиций тоже является неизменным сопровождением пожилого возраста. При этом пожилые люди активизируются в сфере общественной и хозяйственно-бытовой деятельности. В то же время люди пожилого возраста получают возможность заняться любимым делом, на которое не хватало времени в период трудовой активно- сти.

Таким образом, в представленной возрастной группе среди основных проблем можно назвать проблемы сохранения социального статуса пожилого человека, обесценивания накопленного опыта старшего поколения в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, поиска механиз- мов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста с требованиями, налагаемыми на них окружением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.033 с.)