Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации
Конец двадцатого столетия стал в России · трансформациия базовых социальных институтов · новая социальная дифференциация, · заметной эволюции российской ментальности (в об- щественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина") =>особый не традиционный ценностный конфликт молодого и взрослого поколений (В.Т. Лисовский): "В России он касался философских, мировоззрен- ческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует... В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития" [1, с. 20]. Только во второй половине двадцатого века возрождается исследование социальных групп через поколенный поход. Понятие "поколение", как и "молодежь", имеет несколько отличных по значению и подходам определений. 1. В.Т. Лисовский определяет поколение через достаточно разные характеристики [2, с. 18]: ü демографическое поколение - совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения; ü антропологическое поколение - совокупность людей, имеющая общих предков (в данном аспекте анализ связан с генеалогией семьи); ü историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей. Статистически это интервал, составляющий примерно 20-25 лет; ü хронологическое поколение функционирует в определенный период времени; ü символическое поколение - общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий. По мнению автора, эти признаки можно использовать как классификацию поколений. 2. Ю.Р. Вишневский также подчеркивает многомерность подходов к определению термина. Поколение - это: определенная возрастная когорта, имеющая более или менее жесткие возрастные границы; когорта сверстников; не масса случайных сверстников, а "динамический компромисс между массой и индивидом",
т.е. признаки поколения типологические; ü общность социальных условий формирования и жизненного опыта; ü общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций; ü общность доминирующих возрастных социально-психологических черт; ü общность поколенческого сознания, поколенческого духа; ü хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение - поколение 1950-х и т.д. [3, с. 40]. 3. Итак, поколение как социальная реальность предполагает существование совокупности людей в виде некоторого взаимосвязанного относительного единства. В основе выделения поколения как определенной социальной общности людей: 1) Демографический признак: возрастная дифференциация людей в обществе 2) Социальные признаки: 2.1. характер социальной деятельности поколения (изучать социальную роль поколения и его место в общест- венном процессе.) 2.2. направленность его социальных действий (насколько поколение стало активной силой общест- венной жизни). Границы поколений не абсолютны, они подвижны и зависят от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами. Поколение как определенная совокупность - носитель общих свойств и отношений. все поколение в целом несет на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие (2, с. 23]. 3) другие черты: количественный состав, определенное соотношение полов, дифференциациия по профессиям, национальным состав и др. В нашем проекте основными стали два понятия: 1. молодое поколени е - это особая социальная общность, состоящая из когорты сверстников в возрасте 15-17 лет, находящаяся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального положения на социальной лестнице, поскольку либо "наследует" социальный статус семьи, либо характеризуется "будущим" социальным статусом.
2. Родительское поколение - поколение "отцов" относительно выделенной конкретной группы молодежи, с определенными социальными статусами в семейной и профессио- нальной сфере деятельности, имеющее достаточно устойчивую систему ценностей.
Сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи. Социально-психологический анализ отношений между поколениями предпринял Кингсли Дэвис. Он исходил из того, что разница между родителями и детьми составляет 20-30 лет, а темп изменений в социальной жизни => с возрастом снижаются способности к адаптации, новое не принимается и не усваивается взрослыми так быстро, как молодежью. Для старших характерно постоянное отставание от ускоряющегося темпа жизни, что приводит к тому, что в зрелом и пожилом возрасте человек возвращается к привычкам, убеждениям своей молодости. Возникает "историческое несоответствие " старшего поколения изменившимся задачам нового времени [4. с. 15 Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом, в данном исследовании - поколения). Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их "индивидуальных эквивалентов" - ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентации молодежи необходимо учитывать действие двух механизмов – 1. преемственности 2. изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Отказ детей от усвоенных родителями тоталитарных ценностей => критика, осуждение ими образа мыслей и жизни отцов. Важные моменты: 1) два уровня отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне - конкретные родители влияют на своих детей. На поколенческом - молодое поколение в целом так или иначе воспринимает ценности старшего поколения. Присущая ситуации кризиса ломка ценностных ориентаций молодых чаще всего переходит с поколенческого уровня на индивидуальный. 2) родители не могут прожить свои молодые годы заново по иным меркам и критериям. Сегодня "подростковый период" переживают не одни подростки и юноши, а все общество. Сегодня "отцам" открывается знание того, насколько иррационально пропитано мифами и идеологическими миражами их сознание, насколько оно неадекватно современной жизни. Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности: - сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации; -расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения; -развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере. кафедра социологии и социального управления Тюменского государственного университета осуществляла мониторинг Молодежи 90-х годов. Всего в исследованиях 1992, 1996 и 1998 гг. принимало участие около 2600 человек. В 1999 г. опрошено 574 старшеклассника и 510 родителей. В мониторинговых исследованиях в период с 1998 по 2000 гг. участвовало 1550 тюменских школьников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.006 с.) |