Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические особенности физического воспитания учащихся старшего школьного возраста.



Старший школьный (юношеский) возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (Х – ХI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

Анатомо физиологические особенности возрастного развития.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма.

В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и нормах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 – 12 см и тяжелее на 5 – 8 кг.

Масса мышц юношей по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10 %, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У девушек ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается трудная клетка, особенно у юношей.

Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила.

В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.

У девушек, в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Сердечно- сосудистая и дыхательная системы, трудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у девушек оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10 – 15 % больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см меньше.

В 15 – 17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей. Тем не менее, в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

Задачи физического воспитания:

1. Содействовать гармоничному физическому развитию; выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья; выработке умений противостоять стрессам; формировать общественные и личностные представления о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

2. Приобретать двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями и формировать умение применять их в различных по сложности условиях;

3. В дальнейшем развивать кондиционные способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость и координационные способности: быстроту перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости;

4. Формировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;

5. Закрепить навыки систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;

6. Формировать адекватную самооценку личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм; развивать целеустремленность, уверенность, выдержку, самообладание;

7. В дальнейшем содействовать развитию психических свойств и качеств личности и обучить основам психической регуляции.

Средства физического воспитания. Программа физической активности детей старшего школьного возраста весьма насыщена и разнообразна.

Наиболее целесообразными средствами физического воспитания в этот период являются:

- гимнастические и акробатические упражнения (гимнастические и акробатические упражнения, включенные в программу старших классов, занимают до 30% учебного времени, их отличает большая избирательная направленность, и нацелены они, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц, координационных способностей и гибкости). Гимнастические упражнения для юношей имеют большое прикладное значение для их подготовки к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Для девушек практическая значимость упражнений заключается в том, что они направлены на воспитание грациозности, красоты движений и способствуют развитию мышечных групп, играющих большую роль в выполнении функций материнства.

- легкоатлетические упражнения;

- лыжная подготовка;

- спортивные игры; плавание;

- элементы единоборств.

Методические особенности физического воспитания старшеклассников:

уроки физической культуры следует проводить интересно и увлеченно, чтобы они доставляли детям удовольствие (обязательная и корректная постановка задач; правильное планирование учебно-тренировочного материала; эмоциональность занятия; частое использование игрового и соревновательного методов; музыкальное сопровождение»

«Физическому воспитанию нужно придать характер удовольствия, т.к. это единственная приправа, способная вызвать у молодежи аппетит к физкультуре» М. Буаже, 1933 (французский ученый в области ФК).

• в старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками необходимо проводить раздельно (анатомо-физиологические, психологические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств, методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки).

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек;

• при организации занятий с юношами необходимо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому важно предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках;

• для правильного формирования костно – мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление (поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность) и широко применять упражнения, укрепляющие мышцы таза и брюшного пресса (упражнения типа «велосипед» лежа на спине и т.д.);

• на уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп (для этого широко использовать ОРУ без предметов и с предметами, силовые упражнения в парах, с набивными мячами, с гимнастическими палками);

• для тренировки сердечно – сосудистой системы необходимо широко использовать разновидности циклических упражнений: бег в умеренном темпе, бег на скорость на короткие дистанции, ходьбу на лыжах, плавание (следует чередовать упражнения, дающие большую нагрузку с упражнениями умеренными или с периодами кратковременного отдыха, с дыхательными упражнениями);

• большое значение для развития органов дыхания, кровообращения и всего организма имеет выработка у школьников равномерного и глубокого дыхания; при обучении двигательным действиям необходимо обращать внимание на глубокий выдох, на согласование дыхания с движением.

• в старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделять внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической); среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий и вестибулярной устойчивости.

• на занятиях со старшеклассниками необходимо увеличивать долю упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки (техника) и физические качества;

• интенсификация обучения в этом возрасте должна идти по пути усиления тренировочной направленности уроков (доля игрового метода должна сокращаться, а соревновательного увеличиваться);

• в работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений (заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактический подготовленности);

• прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

• в этом периоде дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. Формируется характер и личность подростка. Этот процесс часто труден как для самого подростка, так и для родителей, учителей, товарищей.

• особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с впервые появившимся чувством полового влечения. Психика подростка отличается большой ранимостью, чему могут способствовать и повышенные нагрузки при чрезмерном обременении внешкольными обязанностями или односторонних увлечениях. Подростки относительно быстро утомляются как при физической, так и психической нагрузке.

В юношеском возрасте многих психологических и физических отклонений в организме подростка можно избежать при разумном использовании физкультуры, соблюдении правильного режима и создании благоприятного психологического климата.

 

Билет 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.011 с.)