Контрольные упражнения (тесты) для оценки развития гибкости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные упражнения (тесты) для оценки развития гибкости



Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: механический (с помощью гониометра); механоэлектрический (с помощью электрогониометра, позволяющего получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения); оптический (основан на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры); рентгенографический (позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава).

Педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов

- Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за кон­цы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

- Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оцени­вают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантимет­рах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстоя­ние обозначается знаком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+). «Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

- Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика):чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

- Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

- Подвижность в голеностопных, суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку данные условия так или иначе вли­яют на подвижность в суставах.

Билет 6

Характеристика средств и методов физического воспитания.

Общая характеристика средств физического воспитания. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания. Классификации физических упражнений. Естественные силы природы как неспецифические средства физического воспитания, требования к их использованию. Характеристика методов организации учебной деятельности занимающихся в физическом воспитании, обучения двигательному действию, развития физических качеств, воспитания морально-волевых и нравственных качеств, научных исследований в процессе физического воспитания.

ОТВЕТ:

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью её совершенствования (В.П. Лукьяненко, 2003).

Ю.Ф. Курамшин (2010) утверждает, что средством является то, что создано человеком для достижения определенных целей.

К средствам физического воспитания относят:

· физические упражнения;

· естественные силы природы (закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации);

· социально-бытовые и гигиенические факторы (режим труда, отдыха, питания, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.д.);

· восстановительные (идеомоторные, психогенные, аутогенные) средства;

· материально-технические средства (спортивный инвентарь и оборудование).

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания дополняют физические упражнения важными воздей­ствиями, которыми физические упражнения не обладают.

К природным (естественным) факторам относятся: солнечная радиация, свойства воздушной среды и водной среды. Существуют два пути использования естественных сил природы:

· как сопутствующих условий занятий физическими упражнениями (занятия на открытом воздухе, в естественных водоемах), когда воздействие природных факторов сочетается с физическими упражнениями;

· организация специальных процедур закаливающего и оздоровительно-восстановительного характера.

Существуют следующие требования к применению природных и гигиенических факторов как средств физического воспитания:

· системное и комплексное использование естественных сил природы в сочетании с физическими упражнениями;

· естественные факторы приобретают значение, когда их воздействие дозировано по продолжительности, силе, направленности;

· при определении оптимальной дозы необходимо учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу раз­нообразных средств, условно разделяемых на две группы:

· средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания (нормы личной гигиены, отдыха, питания);

· средства, включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузки и отдыха; обеспечение рационального питания на дистанции; создание внешних условий для занятий физическими упражнениями (чистый воздух, освещенность, инвентарь, одежда); создание условий восстановления после занятий физическими упражнениями – массаж, баня, ультрафиолетовое облучение (УФО).

Гигиенические факторы способствуют реализации принципа оздорови­тельной направленности системы физического воспитания.

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания, их классификация, форма и содержание

Физическое упражнение – двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям            (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2012).

Кроме физических упражнений, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метания, переноска тяжестей, плавание и т.д.) и условно называются естественными, существуют упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физического воспитания. Это, так называемые, аналитические упражнения, применяемые для обучения основам движения, создания «школы движения», развития основных физических способностей (качеств), решения специальных педагогических и лечебных задач. К ним относятся упражнения, выполняемые на большинстве гимнастических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью данной группы физических упражнений является их значительная отвлеченность от движений и действий, встречающихся в практической повседневной жизни.

Физические упражнения являются основным средством физического воспитания, так как:

· оказывают наиболее глубокое воздействие на организм занимающихся;

· без физических упражнений невозможно формировать двигательные умения и навыки;

· воздействуют на морфофункциональные свойства человека и на его личность.

Классифицировать физические упражнения – значит разделять их на группы (классы) в соответствии с определенным признаком. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. Необходимо учитывать, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации физических упражнений:

· по целевой направленности использования упражнений – общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстановительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др.;

· по преимущественному воздействию на развитие отдельных физических качеств человека – упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, выносливости, гибкости;

· по преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения;

· по структуре двигательных действий – циклические, ациклические и смешанные;

· по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп (по анатомическому признаку) – упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы;

· по особенностям режима работы мышц – динамические упражнения (если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются); статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц;

· по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности – упражнения аэробные, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробные, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера;

· по интенсивности работы – упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности;

· по признаку физиологических зон мощности – максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной;

· по воздействию на системы и функции организма – упражнения на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного и опорно-двигательного аппарата;

· по признаку спортивной специализации – соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В общее содержание физических упражнений входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся. Результатом данных процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающаяся, в частности, в физических и психических качествах.

Форма физических упражнений представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относятся взаимосвязь и согласованность процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.227 (0.02 с.)