Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнопедагогическое наследие народа мари.
Термин «этнопедагогика» впервые был введен проф, Г.Н. Волковым и в его трактовке определение сути понятия отражалось в следующем: «Этнопедагогика — наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа». (31) «Этнопедагогика исследуя педагогический опыт народа, — пишет Г.Н. Волков, — выясняет возможности и эффективные пути реализации его прогрессивных педагогических идей в современную научно-педагогическую практику, исследует способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания». Проанализируем педагогическое значение явлений народной жизни марийцев. Педагогика марийского народа очень богата содержательным аспектом и отличалась результативностью воздействия на детей, при большой любви к ним. Об этом писал и Кузнецов C.R. еще в 1904 г.: «Следует отметить... любовь черемис к детям, готовность во всякую минуту помочь сиротам...» (55) Забота о будущем ребенка начиналась с момента зачатия, ведь именно «тотчас же при самом его зачатии «великая все рождающая мать» (кугу шочун куба) влагает в него неведомо откуда взятую душу, быть может — из того запаса, который скопляется от черемис, успевших ранее умереть по шести раз на других планетах. Душа эта называется по-черемисски чон, но это же слово служит для выражения понятий «совесть» и «сознание». А раз у ребенка уже есть чон (душа, сознание), значит, нужно оберегать ее и воздействовать на нее через мать, вынашивающую дитя. Чтобы, родившись, ребенок имел твердую нравственную направленность в жизни, беременной женщине необходимо, по поверьям марийцев, в момент первого шевеления плода в животе смотреть на хорошего во всех отношениях человека, чтобы ребенок перенял его положительные качества. Наряду с нравственным здоровьем развивающего младенца народ заботился и о его физическом состоянии. Так, в период беременности женщине нельзя было хранить что-нибудь за пазухой, например, нитки, чтобы у ребенка не было бородавок или пигментных пятен; пить воду из ведра, иначе ребенок будет часто болеть насморком; грубо обращаться с животными, например, пинать свинью, кошку, собаку — ребенок будет страдать волосяницей («сосна игу»); перешагивать через веревку, иначе пуповина обернется вокруг шеи ребенка, и он может задохнуться при родах и т.д. Вообще, здоровью беременной женщины уделяли очень большое внимание, потому что «Таза ен деч таза шочеш» («От здоровых здоровые дети рождаются») (115) — говорили в народе. Женщина до самых родов должна была много двигаться, работать и как можно меньше спать, чтобы живот не был очень большой. Ведь «Большой плод — трудные роды, маленький может сьесть большого», — гласила народная примета. В случае трудных родов в доме раскрывали все замки и двери, развязывали все узлы, роженице давали воду, в которой споласкивали ключ от замка. Чтобы роды были легкими, роженица через пазуху рубахи пропускала куриное яйцо (как легко прошло через рубаху яйцо, так и легко должен родиться ребенок).
В старину женщины-марийки в основном рожали очень легко. Многими исследователями быта черемис отмечалось, как во время сенокоса женщина отходила в кусты, рожала там, укладывала ребенка в колыбель и продолжала косьбу. Момент рождения ребенка зафиксирован и в работе А. Фукс: «Черемиски очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, родивши, туж минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало». (112) Роды обычно происходили в бане, потому что здесь обитает покровительница рожениц «монча кува». Здесь же новорожденному отрезали пуповину (келымде) и сразу же мыли его. Пуповину отрезали такой длины, чтобы она доставала до лба ребенка, потому что если отрезать короче, то плохо будет функционировать его мочеточник. В зависимости от того, как долго отсыхает пуповина, пытались определить будущее новорожденного. Так, если пуповина отсыхала 5-6 дней, считали, что ребенок будет жить долго, а если 3-4 дня — значит, он не жилец на этом свете. С отсохшими пуповинами также было связано много примет и поверий. Так, например, в многодетных семьях отсохшие пуповины всех детей хранили связанными в один пучок, чтобы дети в этой семье были дружными; пуповину закладывали в щели бревен избы, чтобы она принесла счастье в дом и ребенку; хранили отсохшую пуповину и между страницами книги, чтобы ребенок хорошо учился. Кроме того, пуповину даже использовали в качестве лекарства, например, при лечении грыжи.
«Новорожденного обычно мыла в бане повитуха, — читаем у Молотовой Т.Д., — Новорожденной девочке прежде всего умывали лицо и ягодицы, чтобы девочка была красивой и хорошо сложенной. Мальчика начинали мыть со спины, чтобы рос широкоплечим и здоровым.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.006 с.) |