Этнопедагогическое наследие народа мари. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этнопедагогическое наследие народа мари.



Термин «этнопедагогика» впервые был введен проф, Г.Н. Волковым и в его трактовке определение сути понятия отражалось в следующем: «Этнопедагогика — наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий, сохраняющиеся благодаря национальной системе воспитания и претерпевающие эволюцию вместе с условиями жизни, вместе с педагогической культурой народа». (31) «Этнопедагогика исследуя педагогический опыт народа, — пишет Г.Н. Волков, — выясняет возможности и эффективные пути реализации его прогрессивных педагогических идей в современную научно-педагогическую практику, исследует способы установления контактов народной педагогической мудрости с педагогической наукой, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания». Проанализируем педагогическое значение явлений народной жизни марийцев.

Педагогика марийского народа очень богата содержательным аспектом и отличалась результативностью воздействия на детей, при большой любви к ним. Об этом писал и Кузнецов C.R. еще в 1904 г.: «Следует отметить... любовь черемис к детям, готовность во всякую минуту помочь сиротам...» (55) Забота о будущем ребенка начиналась с момента зачатия, ведь именно «тотчас же при самом его зачатии «великая все рождающая мать» (кугу шочун куба) влагает в него неведомо откуда взятую душу, быть может — из того запаса, который скопляется от черемис, успевших ранее умереть по шести раз на других планетах. Душа эта называется по-черемисски чон, но это же слово служит для выражения понятий «совесть» и «сознание». А раз у ребенка уже есть чон (душа, сознание), значит, нужно оберегать ее и воздействовать на нее через мать, вынашивающую дитя. Чтобы, родившись, ребенок имел твердую нравственную направленность в жизни, беременной женщине необходимо, по поверьям марийцев, в момент первого шевеления плода в животе смотреть на хорошего во всех отношениях человека, чтобы ребенок перенял его положительные качества. Наряду с нравственным здоровьем развивающего младенца народ заботился и о его физическом состоянии. Так, в период беременности женщине нельзя было хранить что-нибудь за пазухой, например, нитки, чтобы у ребенка не было бородавок или пигментных пятен; пить воду из ведра, иначе ребенок будет часто болеть насморком; грубо обращаться с животными, например, пинать свинью, кошку, собаку — ребенок будет страдать волосяницей («сосна игу»); перешагивать через веревку, иначе пуповина обернется вокруг шеи ребенка, и он может задохнуться при родах и т.д. Вообще, здоровью беременной женщины уделяли очень большое внимание, потому что «Таза ен деч таза шочеш» («От здоровых здоровые дети рождаются») (115) — говорили в народе. Женщина до самых родов должна была много двигаться, работать и как можно меньше спать, чтобы живот не был очень большой. Ведь «Большой плод — трудные роды, маленький может сьесть большого», — гласила народная примета. В случае трудных родов в доме раскрывали все замки и двери, развязывали все узлы, роженице давали воду, в которой споласкивали ключ от замка. Чтобы роды были легкими, роженица через пазуху рубахи пропускала куриное яйцо (как легко прошло через рубаху яйцо, так и легко должен родиться ребенок).

В старину женщины-марийки в основном рожали очень легко. Многими исследователями быта черемис отмечалось, как во время сенокоса женщина отходила в кусты, рожала там, укладывала ребенка в колыбель и продолжала косьбу. Момент рождения ребенка зафиксирован и в работе А. Фукс: «Черемиски очень крепкого сложения. Они даже после родов не ложатся ни на полчаса, родивши, туж минуту идут топить баню, вымоют ребенка и начинают работать, как ни в чем не бывало». (112)

Роды обычно происходили в бане, потому что здесь обитает покровительница рожениц «монча кува». Здесь же новорожденному отрезали пуповину (келымде) и сразу же мыли его. Пуповину отрезали такой длины, чтобы она доставала до лба ребенка, потому что если отрезать короче, то плохо будет функционировать его мочеточник. В зависимости от того, как долго отсыхает пуповина, пытались определить будущее новорожденного. Так, если пуповина отсыхала 5-6 дней, считали, что ребенок будет жить долго, а если 3-4 дня — значит, он не жилец на этом свете. С отсохшими пуповинами также было связано много примет и поверий. Так, например, в многодетных семьях отсохшие пуповины всех детей хранили связанными в один пучок, чтобы дети в этой семье были дружными; пуповину закладывали в щели бревен избы, чтобы она принесла счастье в дом и ребенку; хранили отсохшую пуповину и между страницами книги, чтобы ребенок хорошо учился. Кроме того, пуповину даже использовали в качестве лекарства, например, при лечении грыжи.

«Новорожденного обычно мыла в бане повитуха, — читаем у Молотовой Т.Д., — Новорожденной девочке прежде всего умывали лицо и ягодицы, чтобы девочка была красивой и хорошо сложенной. Мальчика начинали мыть со спины, чтобы рос широкоплечим и здоровым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.006 с.)