Почему необходимо формирование этнической идентичности? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему необходимо формирование этнической идентичности?



Каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизни, находясь в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе вкусы, нормы, традиции и обычаи, ценности. Самоидентификация происходит через язык и культуру.

Очень важна этническая установка – готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и в соответствии с этим восприятием действовать определенным способом, в определенной ситуации.

С этнической идентичностью тесно связана культурная идентичность –это принадлежность индивида к какой-либо культуре, формирующей ценности, отношение к себе, миру, людям, обществу.

Формирование идентичности требует длительной работы.

Сегодня создаются региональные программы этнокультурного развития края для удовлетворения национально-культурных интересов и запросов народов, проживающих на его территории, разрабатываются педагогические модели формирования идентичности и технологии их реализации.

Основная роль в становлении национально-культурной идентичности принадлежит социальным институтам - семье, школе, учреждениям культуры. СМИ, общественным организациям. (Схема)

Самые первые навыки речевого взаимопонимания ребенок получает в младенчестве, когда слышит колыбельную песню на родном языке, потом повторяет слова потешек. Первый язык, материнский язык, услышанный в детстве, приобретает статус реальной неизбежности и вызывает эмоциональную привязанность, даже если потом ребенок не говорит на нем. Поэтому важно при обучении родному языку обратить внимание именно на эту сторону в содержании обучения

В последнее время некоторые детские сады с национальным контингентом стали проводить занятия по родному языку.

Культурные учреждения также проводят работу в этом направлении: выставки, беседы, утренники, чтение вслух произведений на нанайском языке, конкурсы, вечера, посвященные национальной литературе и поэзии, фестивали национальной культуры, мастер- классы по декоративно-прикладному искусству, всевозможные кружки, ансамбли песни и танца - формы работы самые разнообразные.

И все же этого недостаточно, потому что отсутствует языковая среда. Поскольку представителей старшего поколения, носителей языка, становится все меньше, нужно активнее использовать медиаресурсы, современные средства коммуникации для использования в обучении языку, они могут помочь сохранить живую разговорную речь.

Жизнеспособность языка сегодня определяется следующими критериями:

1.Число носителей.

2.Наличие и доступность учебных материалов для приобретения грамотности на данном языке, присутствие его в системе образования.

3.Официальный статус языка и его использование в различных областях, в том числе и в СМИ.

4.Отношение членов общины к родному языку и его передача из поколения в поколение.

В заключение хочу сказать, что самым эффективным инструментом воспроизводства знаний и реальной поддержки языков КМНС, а также формирования этнической идентичности по-прежнему остается система образования. На учителях родного языка лежит огромная, историческая задача сохранения нанайцев, как народа.

7. Идеи К.Д.Ушинского о народной педагогике и национально – культурных основах образования («Родное слово»).

Основой педагогической системы Ушинского является идея народности. Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, которое обусловлено его историческим развитием, а также географическими и природными условиями. Ушинский считал, что основная черта воспитания русского человека – развитие у детей патриотизма и любви к родине. Лучшее выражение народности – родной язык, то есть основа обучения русского человека – русский язык. Такое воспитание должно развить в детях национальную гордость, чуждое шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно воспитывает в детях чувство долга перед родиной, приучает их ставить общие интересы превыше личных. Наряду с идеей народности в качестве основы воспитания, Ушинский в своей педагогической системе ставил вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Родной язык, по мнению Ушинского, - не только лучше всего выражает духовные свойства народа, но и является лучшим народным наставником, который учил народ еще до того, как появились книги и школы. При усвоении родного языка, ребенок воспринимает не только звуки и их сочетания, но видоизменения и понятия, воззрения, чувства и художественные образы. Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задать вопрос Учитель и его подготовка Ушинский высоко ценил роль учителя, он считал влияние педагога на учеников той воспитательной силой, которая не может быть заменена никаким уставом или программой, никакой организацией учебного заведения. Деятельность учителя, по мнению Ушинского, более любой другой требует постоянного воодушевления: внешне она кажется однообразной, ее результат видно нескоро, в ней силен риск, что преподавание станет просто механическим. Ушинский предостерегал учителей от этого, призывая их постоянно двигаться вперед. Учителю необходимо быть не просто преподавателем того или иного предмета, но и воспитателем, любить свою работу, ответственно относиться к делу воспитания, быть образованным человеком, знающим педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и тактом. Ушинским был разработан подробный план подготовки учителей начальных классов. В соответствии с этим планом, учительские семинарии должны открываться не в крупных центрах, а в маленьких городах и селах, чтобы воспитанники не поддавались соблазнам большого города, а учителя могли полностью отдаться работе в учительской семинарии, не растрачивая себя на совместительство в других учебных заведениях. Учительская семинария – педагогический центр, при котором были организованы высшие педагогические курсы для лиц, которые получили университетское образование, а также руководителями и учителями семинарии организовывались лекции на педагогические темы и пр. В соответствии с проектом Ушинского открыли лучшие учительские семинарии, например, Закавказская учительская семинария в Гори. Ушинский об уроках и методах обучения Ушинский уделял много внимания урокам. Необходимое условие успешной организации учебных занятий в школах – класс с устойчивым составом учеников в качестве основного звена школьного обучения, устойчивое расписание классных занятий, фронтальные занятия со всеми учениками рассматриваемого класса, сочетающиеся с индивидуальными занятиями при условии ведущей роли учителя. Виды учебных занятий на уроках могут быть крайне разнообразными: сообщение новых знаний; упражнения; повторение пройденного материала; учет знаний; письменные и графические работы учеников. У каждого урока должна быть цель, он должен быть законченным и иметь воспитательный характер. В связи со сравнительно быстрой утомляемостью внимания детей, Ушинский рекомендовал изменять занятия и разнообразить методы. Также Ушинский настаивал, что большую роль в развитии у детей самостоятельности работы, играют правильные приемы самостоятельной работы под контролем учителя в классе. Для этого нельзя задавать детям домашние задания, пока они не овладеют в полной мере правильными навыками самостоятельной работы. Ушинский выделял три основные задачи преподавания: развивать речь ребенка; научить детей сознательно обладать сокровищами родного языка; помочь детям усвоить логику родного языка и его грамматику. Все три задачи должны выполняться одновременно. Чтобы эффективнее развивать речь, Ушинский рекомендует использование систематических упражнений – устных, а позже письменных, которые должны идти с постепенным нарастанием сложности. Большое значение придают правильной речи педагога. Решение второй задачи достигают через изучение народной поэзии и лучших образцов художественной литературы. Ушинский требовал тщательно подбирать произведения для чтения детьми. Они должны быть высокохудожественными и доступными для детского понимания, пробуждать в детях энергию и жизнерадостность. Также Ушинский выделял большую роль сказок, былин, народных песен, пословиц и загадок. Из произведений русских писателей он считал подходящими и доступными для детского чтения произведения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других. Также Ушинский придавал большое значение грамматике как логике языка, но предостерегал от двух крайностей: сухой грамматизм – чрезмерное увлечение грамматикой; пренебрежение грамматикой, то есть ее недооценка. Любое грамматическое правило должно стать выводом из употребления языковых форм, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей необходимо подводить постепенными упражнениями.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном об образовательном значении родного языка. В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа —лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,—народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,— это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.006 с.)