А.Н.Афанасьев о роли языка в формировании народной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Н.Афанасьев о роли языка в формировании народной культуры.



Одним из самых глубоких исследователей культуры являлся представитель так называемой русской «мифологической школы» Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871). Имя этого ученого известно не только взрослым читателям, но и каждому русскому ребенку. Именно А. II. Афанасьев собрал, обработал и издал знаменитый трехтомник «Русских народных сказок». Его усилиями были собраны и изданы впоследствии запрещенные «Заветные сказки». Перу А. Н. Афанасьева также принадлежит фундаментальный многотомный труд по истории славянской (русской) культуры «Поэтические воззрения славян на природу», которым восхищались многие известные, включая западных, исследователи культуры. Обратим внимание на некоторые важные положения, сформулированные русским ученым.

1. А. Н. Афанасьев исследовал вопросы происхождения и развития культуры посредством изучения истории языка [22, с. 5—551. С его точки зрения, именно язык является главным источником знаний о прошлом, причем наиболее достоверным, поскольку слово запечатлевает в своих первозданных выражениях весь внутренний мир человека, богатство его взаимоотношений с природой. В слове фактически закодирована вся культура, важно всего лишь умело извлечь из него самое сокровенное. Сам А. Н. Афанасьев, подобно скульптору, высекающему из глыбы прекрасный образ, через скрупулезный анализ языка движется к первозданным культурным истокам человечества, дает ответы на важные вопросы.

2. Он раскрывает символическое (метафорическое) значение не только слова, но и примет, обычаев, загадок, пословиц, открывает многие «темные места» и метафоры славянской культуры. По мнению А. Н. Афанасьева, народная фантазия рисовала могучие стихии и их влияние в поэтических образах. Эти образы в основном были заимствованы из того, что окружало человека, что было для него доступнее. Древний человек из собственной житейской обстановки брал свои наглядные уподобления и заставлял божественные существа творить на небе то, что делал сам на земле. Но впоследствии было утрачено истинное значение метафорического языка. Древние мифы стали пониматься буквально, и боги, мало-помалу, унизились до человеческих нужд, забот и увлечений, они стали низводиться на землю. Многие сокровенные обычаи, обряды, действия со временем стали рассматриваться как бессмысленные. Метафоричность была утрачена и по религиозным причинам. Жрецы, монахи, церковь монополизировали право трактовать, предсказывать, а все, что не соответствовало представлениям церкви, стало рассматриваться как языческое, еретическое.

3. Афанасьев одним из первых подметил, что культура — явление далеко не однородное, что в ней имеют место различные уровни поведения. Его дерзкие «Заветные сказки» являлись свидетельством деления культуры на официальную и неофициальную, культуру верхов и простонародья. Официальная культура — это регламентированная, рафинированная, ритуализированная сфера жизни. В то же время народная, неофициальная культура в максимальной степени сочетает в себе природное и социальное, красивое и уродливое, умное и глупое, гордое и низкое, творческое и обыденное. В ней есть все, и она такова, какова она есть. Важно ее исследовать, понять доподлинную природу, сделать правильные теоретические и практические выводы.

4. Русский исследователь внес существенный вклад в проблему изучения единства и родства различных культур. Как бы авансом возражая Н. Я. Данилевскому, О. Шпенглеру и другим, он показывает, что культура — это настоящее древо жизни, проистекающее из глубин народного бытия и его сознания. Культура, по глубокому убеждению А. Н. Афанасьева, имеет общие корни, единые истоки и основания. Она общемировая, общечеловеческая, хотя проявляет свои особенности у разных народов. В качестве аргументов культурного родства разных народов он приводит примеры языковой, мифологической, религиозной, фольклорной общности.

Следует отметить, что, к большому сожалению, роль А. Н. Афанасьева как культуролога явно приуменьшена и до сих пор мало исследована.

 

10. Этнопедагогическое наследие Г.Н.Волкова.

Этнопедагогика – это наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, а также морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Геннадий Никандрович Волков – мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель. Г.Н. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека, именно он является основателем этнопедагогики в России, как научной области. В настоящее время положения этнопедагогики Волкова широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Воспитательные подходы Волкова очень популярны и востребованы в педагогической среде. Это особенно актуально в нашей стране, которая является многонациональной. Многие народности и этносы владеют эффективными и удивительными приемами воспитания, применение которых в современных условиях гарантирует высокий воспитательный результат. Важным является гармоничное соотношение применяемых методов этнопедагогики и принципов добросовестности и гуманности.

Г.Н. Волков является разработчиком и популяризатором идей этнопедагогики в традиционную педагогику. Впервые его этнопедагогические идеи были представлены широкой публике в 1962 году. Именно с этого времени этнопедагогика получает широкое развитие и применение на практике. Несмотря на всю популярность и востребованность данной педагогической науки, этнопедагогика имеет и критиков, которые считают, что архаичные средства и методы не актуальны и устарели, их применение в рамках современной педагогики просто не возможно. Основной упор критики делают на то, что у ряда народностей в вопросах воспитания присутствуют грубость, неконтролируемая стихийность и даже насилие (физические наказания). Однако Г.Н. Волков опровергает данные нападки и насыщает свои разработки этническим и народным достоянием в области воспитания и обучения детей. Предметом этнопедагогики Волкова является целенаправленный и четко обозначенный воспитательный процесс, основанный на этнических традициях. Основой концепции Г.Н. Волкова является народная культура, которую он использует не целиком, а более прагматично. Народная культура в этнопедагогике Г.Н. Волкова – это элементы народного фольклора, духовные ценности и семейный опыт, которые органично включаются в воспитательный процесс, в результате чего решается одновременно несколько задач воспитания и развития детей. В трудах Г.Н. Волкова образовательный процесс делится на два элемента:

воспитательный и образовательный. Каждый из элементов должен обязательно включать в себя народные традиции. Важным моментов является точная и четка формулировка целей и задач работы. Основной целью этнопедагогики Г.Н. Волкова является всестороннее развитие у детей национальных ценностей и гражданского сознания. Для достижения данной цели необходимо опираться не только на принципы гуманизма, но и учитывать творческое вдохновение каждого воспитанника, его национальные корни, историю и традиции его народа.

Задачами этнопедагогики Г.Н. Волкова являются:

-Формирование у подрастающего поколения уважительного отношения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народностей.

-Воспитание уважительного отношения к своему народу, Родине, его истории и традициям.

-Формирование гордости за принадлежность к конкретной этнической группе. Этнопедагогика Г.Н. Волкова использует разнообразные методики и приемы воспитания, которые способны актуализировать этнические подходы к процессу воспитания. Для того, чтобы применяемые методы и приемы были действенны, педагогу в первую очередь следует выявить все воспитательные факторы, связанные с этнической принадлежностью воспитанников. Только на основании этого можно правильно и грамотно включить их в воспитательный процесс. Методы воспитания, которые были предложены Н.Г. Волковым в рамках этнопедагогики, являются весьма специфичными. В первую очередь это связано с тем, что костяк методологической системы воспитания этнопедагогики являются: Требования

Уговоры

Приказы

Советы

Просьбы

Поверья

Встраивание данных методов в процесс воспитания очень прост, в том случае, если педагог предварительно определил психотип ребенка и учитывает его, подбирая наиболее оптимальные способы воспитания и развития. Например, если ребенок спокоен, то для его воспитания и развития больше всего подходят такие методы как советы и просьбы. Если же ребенок, напротив, слишком своенравен и активен, то для него будут действенны методы требований и уговоров. Подбор оптимальных методов воспитания в этнопедагогике является кропотливой и ответственной работой, выполнить которую способен не каждый педагог. В трудах Г.Н. Волкова, большое внимание уделяется средствам этнопедагогики в вопросах воспитания. Каждое средство должно включать в себя традиции определенного этноса. Однако важным является учет и современных требований к нормам морали, этики и гуманности. Это связано с тем, что только адекватные факторы, способны оказать необходимое воспитательное воздействие на ребенка, научить его выражать свободно свои эмоции и мысли. Самым распространенным педагогическим средством в любой воспитательной среде является общение. Необходимо оно для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, получить его доверие. На втором месте находится игра - важнейший психологический элемент. При помощи игры можно добиться невероятно успешных результатов. Грамотно выстроенный и четко спланированный игровой процесс позволит укрепить командный дух в детях, сделать их частью социума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.009 с.)