Аксиологический метод восприятия музыки, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аксиологический метод восприятия музыки,



Он обращен к ценностному сознанию, ставит слушателя в ситуацию выбора жизненных ценностей, которые он сам извлекает из форм - идеи музыки, слушая и размышляя о ней. В этом смысле музыка как история никогда не завершена в себе, переживается, постигается и переосмысляется снова и снова как открытый смысл.

Музыка ценностна свойством субстанции, содержащим Смысл, при этом музыка выступает как незавершенный смысл. Вместе с тем музыка как вид искусства есть необходимый способ существования человека. Следовательно, для «себя-бытия» музыки мы используем аксиологический подход: ценностно-эстетическое постижение путём истолкования музыки, сознавая, что мы постигаем музыку, музыкальное произведение не как предмет, а предметно, ценностно для себя. Нас интересует не столько музыкальная субстанция как таковая, сколько её связь с миром человека, её миссия, связь с ценностями духовного мира человека.

В центре аксиологического подхода при постижении музыки – «человек музыкальный», «человек воспринимающий».

Движение ценностного взаимодействия в системе «человек – мир – музыка» представляется так: музыка-сущность (субстанция) – она всегда есть и есть число, логос, законы музыки.

Автор-композитор – воспроизводит сущностные законы музыки, раскрывает музыкальный мир перед человеком и расширяет горизонты человеческого видения. Музыкальное произведение – форм-идея (музыкальная идея, выраженная в форме-содержании), когда музыка представлена в сознании автора как живое звуковое существо в архитектурной конструкции, как кристаллизация формы, подлежащая записи музыки (нотный текст). Воспроизведение записанной музыки есть «пробуждение», оживление музыкально-архитектурного построения, т.е. вживание его в сознание человека воспринимающего, или вселение человеческого духа в музыкально-архитектурную схему (одухотворение нотной записи) исполнителем, слушателем, интерпретатором.

Фоном ко всему этому процессу музыкального становления является весь звучащий и незвучащий окружающий мир (природы и культуры) во всем его многообразии, воспринимаемый нашим человеческим сознанием, со всеми фантазиями и понятиями. Вся эта цепь (связь) музыкального окружения, в котором клубятся и внемузыкальные представления, воспринятая как значимость, вся эта «вязь» музыкального и внемузыкального, реального и фонового и есть музыкальное ценностное взаимодействие человека с миром, не мыслимое без человека, музыкального произведения как реально «звучащего вещества» и музыки-субстанции.

Мысль античных философов о том, что всё, что движется должно звучать, и звучит, мир есть звучащий космос, не устарела. Музыка мира, это все те звуки, звучания, которые не привлекают внимание как опознавательные знаки, с точки зрения причинных связей, а увлекающие наше сознание в сферу наслаждения ими самими, одухотворяемые нашим сознанием. Среди этой музыки мира как бы конденсаторами звучания выступают музыкальные произведения.

Музыкой может быть всё звучащее и внешне незвучащее, но в любом случае одухотворенное ценностным сознанием человека. Всё может быть музыкой, но не всё вокруг реализуется в музыку.

Музыкальное – это ритм, движение одухотворенного, аксиологически насыщенного сознания. Без эстетического как специфически ценностного отношения, без духа не может быть музыкальности. Музыкальное «парит» в своей субстанциональной сущности. Следовательно, музыка приходит к нам не от внешнего звучания, а от самого Сущего.

Музыка имеет ценность только как феномен человеческого сознания. Но эта ценность музыки-искусства имеет своё предсуществование в музыкальной субстанциональности, в музыкальной сущности.

Музыка – самодостаточная субстанция, а значит, не познаваема рациональным способом, однако мы постигаем её в сопричастии, в таком ракурсе, в каком она нам слышится и представляется. Если мы пытаемся вычленить в музыкальном произведении общезначимые ценности, например «жизнь», «любовь», «красота», «природа» и т.д., то возникает вопрос: Зачем человеку нужно «мыслить музыку», размышлять, оценивать, фантазировать, стремиться к разного рода суждениям, обнаруживая её общечеловеческие смыслы? Значит, музыка, имеющая цель самой по себе, взывает и требует активного, творческого и интеллектуального (или неинтеллектуального) отклика.

Мы различаем ценность музыки и ценности в музыке. Ценность музыки заключается в высшем смысле, который является человеку в музыкальных феноменах. Смысл музыки содержит музыка-субстанция. При этом нас интересуют те жизненные смыслы, которые человек обнаруживает в музыке. Потенциально ценности присутствуют в музыке, смыслы заложены. Мы имеем дело с ценностями в музыке по качеству и достоинству формы, а также с ценностями смысло-содержательного характера (или антиценностями – теми, которые не несут красоту, добро, истину).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.003 с.)