Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аксиологический метод восприятия музыки, ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Он обращен к ценностному сознанию, ставит слушателя в ситуацию выбора жизненных ценностей, которые он сам извлекает из форм - идеи музыки, слушая и размышляя о ней. В этом смысле музыка как история никогда не завершена в себе, переживается, постигается и переосмысляется снова и снова как открытый смысл. Музыка ценностна свойством субстанции, содержащим Смысл, при этом музыка выступает как незавершенный смысл. Вместе с тем музыка как вид искусства есть необходимый способ существования человека. Следовательно, для «себя-бытия» музыки мы используем аксиологический подход: ценностно-эстетическое постижение путём истолкования музыки, сознавая, что мы постигаем музыку, музыкальное произведение не как предмет, а предметно, ценностно для себя. Нас интересует не столько музыкальная субстанция как таковая, сколько её связь с миром человека, её миссия, связь с ценностями духовного мира человека. В центре аксиологического подхода при постижении музыки – «человек музыкальный», «человек воспринимающий». Движение ценностного взаимодействия в системе «человек – мир – музыка» представляется так: музыка-сущность (субстанция) – она всегда есть и есть число, логос, законы музыки. Автор-композитор – воспроизводит сущностные законы музыки, раскрывает музыкальный мир перед человеком и расширяет горизонты человеческого видения. Музыкальное произведение – форм-идея (музыкальная идея, выраженная в форме-содержании), когда музыка представлена в сознании автора как живое звуковое существо в архитектурной конструкции, как кристаллизация формы, подлежащая записи музыки (нотный текст). Воспроизведение записанной музыки есть «пробуждение», оживление музыкально-архитектурного построения, т.е. вживание его в сознание человека воспринимающего, или вселение человеческого духа в музыкально-архитектурную схему (одухотворение нотной записи) исполнителем, слушателем, интерпретатором. Фоном ко всему этому процессу музыкального становления является весь звучащий и незвучащий окружающий мир (природы и культуры) во всем его многообразии, воспринимаемый нашим человеческим сознанием, со всеми фантазиями и понятиями. Вся эта цепь (связь) музыкального окружения, в котором клубятся и внемузыкальные представления, воспринятая как значимость, вся эта «вязь» музыкального и внемузыкального, реального и фонового и есть музыкальное ценностное взаимодействие человека с миром, не мыслимое без человека, музыкального произведения как реально «звучащего вещества» и музыки-субстанции.
Мысль античных философов о том, что всё, что движется должно звучать, и звучит, мир есть звучащий космос, не устарела. Музыка мира, это все те звуки, звучания, которые не привлекают внимание как опознавательные знаки, с точки зрения причинных связей, а увлекающие наше сознание в сферу наслаждения ими самими, одухотворяемые нашим сознанием. Среди этой музыки мира как бы конденсаторами звучания выступают музыкальные произведения. Музыкой может быть всё звучащее и внешне незвучащее, но в любом случае одухотворенное ценностным сознанием человека. Всё может быть музыкой, но не всё вокруг реализуется в музыку. Музыкальное – это ритм, движение одухотворенного, аксиологически насыщенного сознания. Без эстетического как специфически ценностного отношения, без духа не может быть музыкальности. Музыкальное «парит» в своей субстанциональной сущности. Следовательно, музыка приходит к нам не от внешнего звучания, а от самого Сущего. Музыка имеет ценность только как феномен человеческого сознания. Но эта ценность музыки-искусства имеет своё предсуществование в музыкальной субстанциональности, в музыкальной сущности. Музыка – самодостаточная субстанция, а значит, не познаваема рациональным способом, однако мы постигаем её в сопричастии, в таком ракурсе, в каком она нам слышится и представляется. Если мы пытаемся вычленить в музыкальном произведении общезначимые ценности, например «жизнь», «любовь», «красота», «природа» и т.д., то возникает вопрос: Зачем человеку нужно «мыслить музыку», размышлять, оценивать, фантазировать, стремиться к разного рода суждениям, обнаруживая её общечеловеческие смыслы? Значит, музыка, имеющая цель самой по себе, взывает и требует активного, творческого и интеллектуального (или неинтеллектуального) отклика. Мы различаем ценность музыки и ценности в музыке. Ценность музыки заключается в высшем смысле, который является человеку в музыкальных феноменах. Смысл музыки содержит музыка-субстанция. При этом нас интересуют те жизненные смыслы, которые человек обнаруживает в музыке. Потенциально ценности присутствуют в музыке, смыслы заложены. Мы имеем дело с ценностями в музыке по качеству и достоинству формы, а также с ценностями смысло-содержательного характера (или антиценностями – теми, которые не несут красоту, добро, истину).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.003 с.) |