Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка в контексте взаимосвязей и отношений человека с окружающим миром. Познавательно-аксиологическая функция музыки



С момента своего возникновения, человек, особое природное существо, наделенное таким родовым качеством, как бесконечное и никогда не удовлетворяемое в полной мере стремление к совершенству, гармонии и красоте, почувствовав это стремление в себе, испытал желание пробудить его в своих детях. Отсюда, можно предположить, и родились такие специфические, изначально гуманистические способы жизнедеятельности человека, которые гораздо позже были названы педагогически-воспитательными. Эти способы жизнедеятельности на первых стадиях становления человечества выполнялись всеми членами социума по отношению к новым поколениям и строились они на естественно накапливаемом опыте взаимодействия людей с окружающим миром и на опыте взаимоотношений между членами социума.

В этом опыте естественного становления социальной жизни человек использовал все то, что он, видимо, освоил и оценил как Благо - пусть даже по самым примитивным представлениям; в первую очередь это были звуки, цвета, свето-теневые, пластические, объемные, силуэтные и им подобные отношения в природе.

Позже все названные и многие неназванные природные отношения выстраивались в определенную иерархию на основе значимости каждого из видов отношений для жизнедеятельности людей и их роли в подготовке к жизни новых поколений. А.Ф. Лосев - а до него практически все философы oт древности до наших дней - ставил звуковую реальность, а потом и музыку на первое место в процессе развития человечества. Сама музыка представлялась Лосеву как "чистое становление"  и "философское откровение", а музыкальное переживание для любого человека "становится как бы... самим бытием во всей жизненности его проявлений". Само музыкальное переживание рассматривается ученым как "становящееся музыкальное познание". Следовательно, и становление новых поколений людей целесообразно рас сматривать, согласно концепции Лосева, через призму освоенной звучащей и гармонизированной стихии, в которой музыкальное бытие каждого человеческого индивида предстает как "план глубинное слияния субъектного и объектного бытия" [9].

Из истории культуры, представленной в обобщающих трудах философов, мы знаем, что во всех самых древних культурах опора на музыку и другие искусства в вопросах становления, формирования, воспитания и развития новых поколений людей являлась фундаментальным основанием для создания социально управляемых систем обучения, воспитания и образования во всех без исключения обществах и государствах.

В настоящее время можно считать общепризнанным, что человек живет больше в мире чувств, нежели в мире разума; на этом сходятся как педагоги и психологи, так и представители других гуманитарных отраслей знания. Музыка и - есть то искусство, которое предоставляет человеческому духу возможность постоянной и интенсивной внутренней жизни.

Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей, в которых - как в древности, так и в наши дни - наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. В этих душевных движениях и отношениях с миром, собственно, и состоит жизнь. Так же, как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь, так и музыкальное выражение чувств и эмоций, пережитого человеком опыта чувственных взаимодействий с миром обретает право на вечное существование. Причина этого в том, что в тончайших, душевных взаимоотношениях, в чувственной сфере человека кроется глубокое интуитивное знание, благодаря которому он точнее и эффективнее воспринимает природу и окружающих его людей. Недаром в древних философских учениях интуитивно-врожденное (т.е. переданное человеку по наследству, можно сказать, по социальному наследованию) знание почиталось высшим знанием. И именно с его помощью только и мог человек постичь сущность музыки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.004 с.)