Упражнения, выполняемые в положении стоя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения, выполняемые в положении стоя



Эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди.

* «Сокращение» стоп (рис. 33).

* Перекатывание с носка на пятку (рис. 34).

* Разведение и сведение пяток, стоя на носках (рис. 35).


* Приседания (рис. 36).

* Поднимание мелких предметов пальцами ноги.

* Отталкивание мяча тыльной стороной стопы (рис. 37).


 

Рис. 33. «Сокращение» стоп Рис. 34. Перекатывание с носка на пятку


Рис. 35. Разведение и сведение пяток Рис. 36. Приседание

Рис. 37. Отталкивание мяча Рис. 38. Ходьба на носках


ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

* «Ходьба на носках» (рис. 38).

* «Пройди по линии» (рис. 39).

Начертите мелом на полу прямую линию. Предложите ребенку пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем – обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

* «Аист» (рис. 40).

Поднять согнутую в колене ногу, обхватив ее руками, коснуться лбом колена.

* «Журавль на болоте»

Ребенок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене.

* «Конькобежец» (рис. 41).

Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.

* «Хлопки под коленом» (рис. 42).

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Быстро поднимая прямую ногу вперед, сделать хлопок под коленом. Повторить поочередно каждой ногой.

* «Присядь» (рис. 43).

Стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже и затем встать, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.

* «Присядь комочком» (рис. 44)..

Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.

* «Перешагни через руки» (рис. 45).

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой, слегка наклоняясь вперед, перешагнуть через руки.



Рис. 39. Пройди по линии Рис. 40. «Аист»

Рис. 41. «Конькобежец» Рис. 42. Хлопки под коленом

Рис. 43. Приседание Рис. 44. Приседание комочком


Рис. 45. Перешагивание через руки Рис. 46. «Лыжник»

* «Лыжник» (рис. 46).

Ребенок ходит широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад), и, поочередно поднимая руки вперед, подражая движениям лыжника.

* «Сядь-встань».

Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Медленно сесть и встать, помогая себе руками.

* «Сядь по-турецки» (рис. 47).

Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себе руками.

Тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп.

* «Утиная ходьба» (рис. 48).

Ребенок приседает, кладет себе руки на колени и передвигается в полуприседе.

* «Лошадка».

Ребенок вприпрыжку бегает, изображая лошадку.

* «Попрыгай, как мячик».

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыгать на носках, передвигаясь мелкими прыжками.

* «Попрыгай на одной ноге».

Мелкими прыжками прыгать то на одной, то на другой ноге.

* «Потанцуй» (рис. 49).

Ребенок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выставляет ноги вперед то на носок, то на пятку.

* «Ласточка» (рис. 50).

Стать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять прямую ногу назад, руки – в стороны.


* «Велосипед»

Ребенок лежит на спине и, подняв согнутые ноги, «крутит педали».


 

Рис. 47. Сядь по-турецки Рис. 48. Утиная ходьба

 

Рис. 49. Потанцуй Рис. 50 «Ласточка»

Для следующих упражнений потребуется

 

гимнастическая палка:

* «Перешагивание через палку».

Встать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы, горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и обратно (рис. 51). Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.

* «Подними палку ногами» (рис. 52).

Сидя, одной ногой» придерживать палку снизу, другой – сверху и стараться поднять ее.

* «Перешагивание сидя» (рис. 53).

Сидя на полу, ребенок переносит ноги через палку.

* «Удержи палку ногами»

Сидя на полу, захватить палку пальцами ног и постараться приподнять ее.

* «Перенеси ноги через палку» (рис. 54).

Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.

* «Пройди по палке».

Ребенок ходит вдоль палки, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая его за руку.

* «Пройди по палке боком».

Ребенок передвигается боком по палке приставными шагами.

 

 

или кегли:

* «Перешагни через кегли» (рис. 55).

Кегли расставить на полу на расстоянии шага. Ребенок перешагивает через них, высоко поднимая колени.

* «Прыжки вокруг кегли».


 

Рис. 51. Перешагивание через палку Рис. 52. Подними палку ногами

Рис. 53. Перешагивание сидя Рис. 54. Перенеси ноги через палку


Рис. 55. Перешагни через кегли Рис. 56. Удержи кеглю

Ребенок легко прыгает вокруг кегли, стараясь не уронить ее.

* «Перешагни через кеглю»

Ребенок держит кеглю в опущенных руках за оба конца. Перешагивает через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.

* «Поднимание кегли ногами» (рис 56).

Сидя на полу с опорой руками сзади ребенок захватывает кеглю подошвами и приподнимает ее.

* «Перекладывание кегли».

Исходное положение прежнее. Стараться приподнимать и ставить кегли на пол, не роняя их.

* Ходьба или бег «змейкой»

Поставьте кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии примерно 1 м друг от друга Предложите ребенку обходить их справа и слева «змейкой» Затем – оббегать

«змейкой», стараясь их не уронить.

 

 

Упражнения с толстой веревкой или скакалкой:

* «Сложи веревку» (рис. 57).

Ребенок сидит на полу, опираясь сзади руками. Пытается собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку.

* «Подними веревку».

Сесть на пол, опираясь руками сзади. Вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.

* «Пройди по веревке».

Положить вытянутую веревку на пол и предложить ребенку пройти вдоль нее.

* «Прыжки через веревку боком».


Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через веревку, продвигаясь вперед.

* «Прыжки через скакалку».

Научите ребенка прыгать через маленькую (1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.

Все вышеперечисленные упражнения достаточно просты и доступны детям. Для начала вы можете выбрать несколько (3–5) самых простых упражнений и делать до тех пор, пока ребенок их не освоит. Затем, постепенно вводите новые, более сложные движения. Начинать заниматься лечебной гимнастикой следует в положении сидя, упражнения в положении стоя и, особенно, в ходьбе возможны уже после некоторой подготовки.


 

Рис. 57. «Сложи веревку»

Наращивать интенсивность занятий необходимо, но очень постепенно: увеличивая количество повторений одного упражнения или введя новое, более сложное. Особое внимание следует уделять правильности упражнений, качеству выполнения движений!

Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, обыгрывайте упражнения, включайте специальные и общеразвивающие упражнения.

 


       ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ОБУВИ

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измеряйте размер стопы только у стоящего ребенка.

Поставьте малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки (рис. 1).


 

Рис. 1. Определение размера стопы

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша на верх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви (рис. 2). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком, обуви было расстояние примерно в один сантиметр (рис. 3).

При покупке новой обуви обратите внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно это важно для часто болеющих, ослабленных детей с признаками рахита, искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком.


 

Рис 2. Примерка обуви Рис. 3. Правильный размер

Подошва – это тоже очень важно – должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой два-три сантиметра, каблучок.

Таким образом, подбор обуви дело крайне ответственное. Не забывайте, что нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2–3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. Родители должны помнить, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп ребенка.

 

 


Вывод

Проанализировав литературные данные, мы пришли к выводу:

1. Детский организм достаточно восприимчив к внешним воздействиям, благоприятным и не очень, в силу незавершенности своего развития. Поэтому разного рода неблагоприятные факторы (наследственность, неправильное питание, недостаточная или наоборот избыточная физическая нагрузка и прочие) приводят к появлению тех или иных морфофункциональных нарушений ОДА в дошкольном возрасте. Но благодаря этой же податливости детского организма, пока не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить деформации стоп, осанки, закрепить правильную походку.

2. Визуальный осмотр, проводимый хирургами и ортопедами в рамках ежегодных мониторингов здоровья воспитанников ДОУ, не позволяет выявить стопные деформации на начальных этапах их развития. Высокая степень распространения стопных деформаций у подростков и взрослых это только подтверждает..

3. Большинство дошкольных учреждений в профилактических целях включают в состав занятий комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. С детьми, имеющими другие стопные нарушения, работа практически не ведется. Чтобы индивидуализировать физкультурно- оздоровительную работу в дошкольном учреждении, в зависимости от того или иного типа и степени нарушения, необходимо внедрить в практику обследование стоп, что в свою очередь поможет разработать наиболее оптимальную коррекционно-оздоровительную методику.


4. При разработке методики физического воспитания необходимо строго учесть все тонкости коррекции каждого из видов деформации, быть внимательным в подборе упражнений и понимать, как каждое из них воздействует в каждом конкретном случае. Неверно подобранные упражнения или их неправильное выполнение могут привести к усугублению деформации.

5. Различными авторами предложено очень много комплексов упражнений (Ю. Ямпольская, И.А.Калюжнов, В.А. Мцицкевич, И.Д.Ловейко) и методик для профилактики и коррекции плоскостопия (игровой метод, горизонтальный пластический балет Н.Н. Ефименко, метод с использованием элементов художественной гимнастики, с использованием батутов и минитрампов, спринг-эластика М.Г. Трибурта и пр.). Но что касается прочих стопных деформаций, то относительно некоторых из них, есть только общие рекомендации, но нет разработанных комплексов. Поэтому возникла необходимость составить комплексы и для них, а также внедрить их в систему физического воспитания параллельно с обследованием стоп.

 

В результате проведенного исследования наметилась положительная динамика и в двигательном развитии детей. Достоверно улучшились показатели проведенных двигательных тестов челночный бег что подтверждает улучшение и функционального состояния стоп.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

 

2. Волков М.В. Детская ортопедия [Текст] / М.В. Волков, В.Д. Дедова. - М.: Медицина, 1980. – 312 с.

3. Вихляев Ю.Н. Физическая реабилитация функциональных расстройств и деформаций стопы у детей [Текст]/ Ю.Н. Вихляев, А.Е. Ардашева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – №05. – с.3-8

 

4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин // Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

– 176 с.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст [Текст] / Л.Д. Глазырина // Пособие для педагогов дошк. учреждений.

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 264 с.

 

       6. Лукьяненко В.П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко, С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 118 с.

         7. Кирпиченков А.А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений [Текст] / А.А. Кирпиченков. – Смоленск: Спорт, 2012. - 21 с.


8. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 238 с.

   9. Лукьяненко В.П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко, С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 118 с.

10. Мандриков, В.Б. Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата [Текст]: учебное пособие / В.Б. Мандриков, В.О Аристакесян, М.П. Мицулина. - Волгоград: ВолГМУ, 2013. – 205 с.

11. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт,1991. – 543 с.

12. Милюкова, И.В. Лечебная и профилактическая гимнастика: практическая энциклопедия [Текст] / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. – М.: Эксмо, 2006. – 496 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.041 с.)