Стопа: строение и функции. Возрастные особенности детской стопы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стопа: строение и функции. Возрастные особенности детской стопы



ВВЕДЕНИЕ

Только та нация может надеяться на счастливое будущее, которая заботится о здоровье подрастающего поколения. Ведь именно здоровье детей определяет будущее страны, ее генофонд, потенциал общества и наряду с другими демографическими характеристиками показывает социально-экономическое развитие страны, эффективность деятельности органов и учреждений здравоохранения и социальной сферы в целом. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, а именно тогда, в дошкольном детстве, закладывается фундамент практически всех характеристик физической подготовленности взрослого человека, является наиболее важной задачей для современного общества.

В течение последних лет во множестве публикаций отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. И хотя количественные данные об отклонениях в состоянии здоровья дошкольников значительно варьируются [13,15], тем не менее, почти все авторы отмечают рост числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

Неутешительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, возрастающий поток детей, страдающих хроническими патологиями и инвалидов, стали национальным бедствием для России. В последнее десятилетие педагоги, ученые, врачи, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития и других критериев здоровья, двигательной подготовленности. В целом, по данным НИИ педиатрии, численность практически здоровых детей не превышает 10%, а у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения [38]. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита).


Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую выносливость, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми и детьми, подверженными факторам риска. С этой целью организованные, т.е. посещающие детский сад, дети проходят ежегодно диспансеризацию, которая включает также осмотры врачей узких направленностей, таких как ортопед, хирург, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, педагог, психолог, логопед. Но чаще всего из-за большого потока детей и малого времени, которое отводится на их прием, такие осмотры проводятся достаточно поверхностно и не отражают всей полноты картины. Так, например, врачами ортопедами проводится лишь общий визуальный осмотр ребенка, при котором невозможно поставить такой диагноз как плоскостопие. Для подтверждения такого диагноза самым достоверным методом является рентгенография стоп стоя под нагрузкой, но можно воспользоваться и плантографическим исследованием отпечатков стоп. Сделав плантографию частью процесса мониторинга физического здоровья у воспитанников ДОУ, объединив при этом усилия медперсонала, педагогов, физкультурных работников и родителей, можно осуществлять профилактическую и коррекционную работу в рамках физического воспитания более личностно направленно.

Таким образом, рассматриваемая нами тема актуальна и дает возможность при более точной постановке диагноза у каждого ребенка подойти к разработке методики физического воспитания в ДОУ на основе этих данных более детально, соблюдая принципы доступности, индивидуализации, осознанности, систематичности и оздоровительной направленности.

На данный момент написана масса программ и методик, направленных на повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, в том числе существует большое количество методик лечебной и


оздоровительной физической культуры для детей с нарушением сводов стопы. Но традиционная система образования и физического воспитания, хотя и декларирует принцип всесторонности процесса физического воспитания, вместе с тем не обладает адекватными возможностями целенаправленной его организации. Педагоги не всегда располагают полной информацией о здоровье ребенка, а также не всегда могут грамотно преподнести родителям рекомендации по работе дома. Родители же не могут организовать физкультурное пространство и время для укрепления здоровья детей и совместной с детьми физкультурной и спортивной деятельности. В связи с этим существует противоречие между требованиями к развитию личности воспитанников и современной системой образования и физического воспитания. Несмотря на широкую известность традиционных методик лечебной физической культуры, их эффективность не удовлетворяет специалистов – основная их масса направлена на профилактику и коррекцию плоской стопы и не учитывает другие стопные нарушения.


Цель исследования - изучение анатомо-функционального состояния стоп у
детей и подростков, и разработка комплекса диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по снижению заболеваемости плоскостопием у детей и подростков с учетом нарушений опорно-рессорной функции стоп.


Задачи исследования
1. Дать характеристику заболеваемости плоскостопием у детей и подростков и определить особенности качества жизни здоровых детей и подростков и с плоскостопием.

2. Изучить эффективность применения нового метода экспресс-диагностики патологии стоп и средств реабилитации ортопедических корректоров положения пятки у детей и подростков. Внедрить в амбулаторно-поликлиническое звено и дать
рекомендации по применению методов диагностики и реабилитации плоскостопия.

3. Выявить факторы риска развития плоскостопия у детей и создать алгоритм
комплекса диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий по снижению заболеваемости плоскостопием у детей и подростков

 


 

 

Результаты исследования

Для выявления стопных деформаций дети экспериментальной группы прошли обследование стоп. Результаты анализа и расчетов приведены в приложениях 4 и 5, а наглядно представлены на рисунках 4 и 5.

    норм комб варус I cт пр/пл II cт пр/пл III cт пр/пл

 

Рис.4 Состав экспериментальной группы по состоянию стоп в начале исследования

 

Как видно из диаграммы на рисунке 4, стопные нарушения в группе на начало исследования представлены комбинированным плоскостопием (16,7%), продольным плоскостопием I (33,4%), II (25%) и III (8.3%) степени и варусной (8,3%) постановкой стоп. Нормальная стопа на начало эксперимента наблюдалась только у одного человека (8.3%). Эти данные подтверждают итоги других экспериментов в том, что продольное плоскостопие самая часто встречающаяся стопная деформация. В нашем случае этот вид плоскостопия составил 72,7%.


    норм комб. варус I ст.пр/пл II ст.пр/пл III ст.пр/пл

 

Рис.5 Состав экспериментальной группы по состоянию стоп в конце исследования

 

Как видно из диаграммы на рисунке 5, на конец педагогического эксперимента количество видов стопных нарушений сократилось и представлено такими видами, как комбинированное плоскостопие (16.7%) и продольное плоскостопие I (25%) и II (16,7%) степени. Нормальные стопы на конец эксперимента наблюдаются у 5 человек (41,6%).

 

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
начало эксперимента конец эксперимента
норм комб варус   I ст    II ст   III ст прод. прод. прод. пл      пл      пл

Рис.6 Изменения, произошедшие в экспериментальной группе


Более наглядно изменения, произошедшие в группе за время эксперимента, видны по рисунку 6. Увеличилось количество детей с нормальными стопами. Это произошло за счет исправления варусной постановки стоп у одного человека и улучшения состояния стоп у трех человек, имеющих на начало эксперимента I степень продольного плоскостопия. В среднем показатель коэффициента, определяющего состояние среднего отдела стоп (К) у исследуемых детей снизился на 10,5% и, соответственно этому, изменилась степень продольного плоскостопия. К сожалению, у детей с комбинированным плоскостопием улучшения стоп не существенны. Но в этом случае свою роль сыграл человеческий фактор: не выполнялись, либо не в полной мере были выполнены рекомендации, данные родителям на консультациях (например, не было скорректировано питание, в результате чего не был снижен вес).

 

                            5. Лечение

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь – мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движениям. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», также являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.

Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.

Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, т. к. облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания.

Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.

Ортопедические стельки вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в мягких тапочках или в разношенных туфлях бесполезны. Так как стелька занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине стопы.

Учтите, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще – каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну – для улицы, другую – для дома.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими, постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах


стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

 

МАССАЖ

Массаж – необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае болей в столах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Родители, будьте внимательны при обращении к специалистам (особенно платным) – массаж только ног малоэффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделе спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

 

удобное для всех время. Даже, если вам кажется, что не все приемы получаются правильно, не бойтесь, «слушайте» свои руки, посоветуйтесь со специалистами. Еще не было ни одного человека в моей достаточно солидной преподавательской практике, кто бы оказался безнадежно бездарным в этом плане.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а также объема массажа, сеанс занимает от 10 минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный, около 20 сеансов, через день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3–4 раза в год. Однако, если ребенок пожаловался на боли или усталость ног после длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте, делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора.

При плоскостопии проводится общетонизирующий, т. е. достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижается интенсивность воздействия. Итак начнем.

Ребенок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повернута набок (рис. 12). Чтобы он не замерз во время сеанса массажа – прикройте его простынкой. Под голеностопный сустав можно положить небольшой валик или свесить стопы с края стола.


 

Рис. 12. Исходное положение 1

Затем, при массаже передней поверхности тела, ребенок меняет свое положение – переворачивается на спину, валик перекладывается под колени (рис. 13).


 

Рис. 13. Исходное положение 2

Наибольшую эффективность имеет сочетание массажа с лечебной гимнастикой, часть упражнений можно выполнять даже во время сеанса.

 

 

ПЛАН МАССАЖА

ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Пассивные движения – это такие движения, которые выполняются без активного участия ребенка, с помощью специальных приспособлений или рук взрослого (в последнем случае их называют приемами).


 

Рис. 14. Движения стопой Рис. 15. Движения пальцами

Обычно пассивные движения делают непосредственно после массажа или после тепловых процедур, так как важно, чтобы мышцы были мягкими и эластичными.

При лечении плоскостопия чаще всего применяются: тыльное и подошвенное сгибание стопы, вращательные движения стоп (рис. 14), сгибание и выпрямление пальцев (рис. 15). Удобно захватив стопу одной рукой и фиксируя голень другой, мягко, медленно и, главное, безболезненно выполняйте движения.

 

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

Плоскостопие – это своеобразная цена, которую платит человек за жизнь в условиях цивилизации. Все большая изнеженность нашей мышечной системы, «сидячий» или, что еще хуже, «стоячий» образ жизни приводит к плачевным результатам. Лечебная гимнастика, конечно, не может восполнять недостаток двигательной активности, но способна исправить имеющиеся или предотвратить возможные нарушения. Важнейшее условие эффективности занятий – их регулярность и последовательность.

 

 

Рис. 16. Правильная опора Рис. 17. Опора на внешние края

Для того чтобы проверить правильно ли стоит ребенок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. В норме они будут иметь практически одинаковую глубину со стороны носка и пятки, выемку с внутренней стороны.

Для совершенствования этого навыка можно предложить ребенку следующее упражнение: стоя правильно (см. выше) пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая стопы подошвами вовнутрь (рис. 17).

Чтобы ребенку было понятнее, что от него требуют, попросите его приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры (рис 18).

 

 

 

Рис. 18. Подними большие пальцы

Это упражнение можно и нужно выполнять часто, много раз в день, дома, на улице, в транспорте, используя любую возможность. Обувь, если она правильно подогнана, не мешает упражнениям.

На прогулке для тренировки старайтесь использовать все неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а лучше ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить самим на дачном участке или во дворе.

Если ребенок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему «поиграть» стопами. Например, поднимать пальцы ног,

«сокращать» стопы, «перекатываться» с пятки на носок и обратно или стоять на наружных краях стоп как «мишка косолапый».

Эти упражнения не только развлекут ребенка, но и послужат хорошей тренировкой. Кроме того движения согреют стопы, что очень важно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.

 

 

Рис. 19. Параллельный ход стоп Рис. 20. Ходьба по «узкой дорожке»

В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом – передней частью. В это время ее дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков или пяток не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.

Недопустимо разворачивать носки вовнутрь (рис. 21) или кнаружи (рис. 22), в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неправильной.


 

Рис. 21. Разворот стоп вовнутрь Рис. 22. Разворот стоп кнаружи

Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то можно учить его ставить стопы, слегка разворачивая носки, «по-балетному». С этой целью используют специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов.

Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное – постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.

Кроме того, важно, чтобы ребенок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего тела.

 

 

Рис. 23. Сгибание и разгибание стоп Рис. 24. Попеременные удары


Рис. 25. Вращение стоп Рис. 26. Катание подошвами округлого предмета

Рис. 27. Вращение мяча Рис. 28. Захват предметов пальцами


Рис. 29. Собирание ткани Рис. 30. Катание на велосипеде

Рис. 31. Сгибание и разгибание пальцев Рис. 32. Крепления на педалях

Если есть такая возможность, позвольте ребенку кататься на велосипеде круглый год или соорудите велотренажер. Однако необходимо следить, чтобы ребенок нажимал на педали правильно, т. е. пальцами, а не серединой стопы.

С этой целью можно использовать крепления (рис. 32).

 

Рис. 33. «Сокращение» стоп Рис. 34. Перекатывание с носка на пятку


Рис. 35. Разведение и сведение пяток Рис. 36. Приседание

Рис. 37. Отталкивание мяча Рис. 38. Ходьба на носках


ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

* «Ходьба на носках» (рис. 38).

* «Пройди по линии» (рис. 39).

Начертите мелом на полу прямую линию. Предложите ребенку пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем – обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

* «Аист» (рис. 40).

Поднять согнутую в колене ногу, обхватив ее руками, коснуться лбом колена.

* «Журавль на болоте»

Ребенок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене.

* «Конькобежец» (рис. 41).

Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.

* «Хлопки под коленом» (рис. 42).

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Быстро поднимая прямую ногу вперед, сделать хлопок под коленом. Повторить поочередно каждой ногой.

* «Присядь» (рис. 43).

Стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить. Присесть пониже и затем встать, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.

* «Присядь комочком» (рис. 44)..

Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.

* «Перешагни через руки» (рис. 45).

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой, слегка наклоняясь вперед, перешагнуть через руки.



Рис. 39. Пройди по линии Рис. 40. «Аист»

Рис. 41. «Конькобежец» Рис. 42. Хлопки под коленом

Рис. 43. Приседание Рис. 44. Приседание комочком


Рис. 45. Перешагивание через руки Рис. 46. «Лыжник»

* «Лыжник» (рис. 46).

Ребенок ходит широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад), и, поочередно поднимая руки вперед, подражая движениям лыжника.

* «Сядь-встань».

Встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Медленно сесть и встать, помогая себе руками.

* «Сядь по-турецки» (рис. 47).

Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себе руками.

Тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп.

* «Утиная ходьба» (рис. 48).

Ребенок приседает, кладет себе руки на колени и передвигается в полуприседе.

* «Лошадка».

Ребенок вприпрыжку бегает, изображая лошадку.

* «Попрыгай, как мячик».

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыгать на носках, передвигаясь мелкими прыжками.

* «Попрыгай на одной ноге».

Мелкими прыжками прыгать то на одной, то на другой ноге.

* «Потанцуй» (рис. 49).

Ребенок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выставляет ноги вперед то на носок, то на пятку.

* «Ласточка» (рис. 50).

Стать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять прямую ногу назад, руки – в стороны.


* «Велосипед»

Ребенок лежит на спине и, подняв согнутые ноги, «крутит педали».


 

Рис. 47. Сядь по-турецки Рис. 48. Утиная ходьба

 

Рис. 49. Потанцуй Рис. 50 «Ласточка»

Для следующих упражнений потребуется

 

гимнастическая палка:

* «Перешагивание через палку».

Встать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы, горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и обратно (рис. 51). Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.

* «Подними палку ногами» (рис. 52).

Сидя, одной ногой» придерживать палку снизу, другой – сверху и стараться поднять ее.

* «Перешагивание сидя» (рис. 53).

Сидя на полу, ребенок переносит ноги через палку.

* «Удержи палку ногами»

Сидя на полу, захватить палку пальцами ног и постараться приподнять ее.

* «Перенеси ноги через палку» (рис. 54).

Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение.

* «Пройди по палке».

Ребенок ходит вдоль палки, положенной на пол. Взрослый может помогать, поддерживая его за руку.

* «Пройди по палке боком».

Ребенок передвигается боком по палке приставными шагами.

 

 

или кегли:

* «Перешагни через кегли» (рис. 55).

Кегли расставить на полу на расстоянии шага. Ребенок перешагивает через них, высоко поднимая колени.

* «Прыжки вокруг кегли».


 

Рис. 51. Перешагивание через палку Рис. 52. Подними палку ногами

Рис. 53. Перешагивание сидя Рис. 54. Перенеси ноги через палку


Рис. 55. Перешагни через кегли Рис. 56. Удержи кеглю

Ребенок легко прыгает вокруг кегли, стараясь не уронить ее.

* «Перешагни через кеглю»

Ребенок держит кеглю в опущенных руках за оба конца. Перешагивает через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.

* «Поднимание кегли ногами» (рис 56).

Сидя на полу с опорой руками сзади ребенок захватывает кеглю подошвами и приподнимает ее.

* «Перекладывание кегли».

Исходное положение прежнее. Стараться приподнимать и ставить кегли на пол, не роняя их.

* Ходьба или бег «змейкой»

Поставьте кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии примерно 1 м друг от друга Предложите ребенку обходить их справа и слева «змейкой» Затем – оббегать

«змейкой», стараясь их не уронить.

 

 

Упражнения с толстой веревкой или скакалкой:

* «Сложи веревку» (рис. 57).

Ребенок сидит на полу, опираясь сзади руками. Пытается собрать пальцами ног вытянутую на полу веревку.

* «Подними веревку».

Сесть на пол, опираясь руками сзади. Вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.

* «Пройди по веревке».

Положить вытянутую веревку на пол и предложить ребенку пройти вдоль нее.

* «Прыжки через веревку боком».


Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через веревку, продвигаясь вперед.

* «Прыжки через скакалку».

Научите ребенка прыгать через маленькую (1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.

Все вышеперечисленные упражнения достаточно просты и доступны детям. Для начала вы можете выбрать несколько (3–5) самых простых упражнений и делать до тех пор, пока ребенок их не освоит. Затем, постепенно вводите новые, более сложные движения. Начинать заниматься лечебной гимнастикой следует в положении сидя, упражнения в положении стоя и, особенно, в ходьбе возможны уже после некоторой подготовки.


 

Рис. 57. «Сложи веревку»

Наращивать интенсивность занятий необходимо, но очень постепенно: увеличивая количество повторений одного упражнения или введя новое, более сложное. Особое внимание следует уделять правильности упражнений, качеству выполнения движений!

Для того чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, обыгрывайте упражнения, включайте специальные и общеразвивающие упражнения.

 


       ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР ОБУВИ

Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка, для профилактики плоскостопия.

Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, а холодные стопы – частая причина простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измеряйте размер стопы только у стоящего ребенка.

Поставьте малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. Очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки (рис. 1).


 

Рис. 1. Определение размера стопы

Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного пальца, с округлением в сторону увеличения.

Есть более простой, но менее точный способ определения соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша на верх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви (рис. 2). Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком, обуви было расстояние примерно в один сантиметр (рис. 3).

При покупке новой обуви обратите внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Особенно это важно для часто болеющих, ослабленных детей с признаками рахита, искривлением ног. Таким детям лучше покупать высокие ботинки, которые надежно фиксируют голеностопные суставы. На лето можно подобрать туфли или сандалии с жестким и высоким задником на шнурках или с ремешком.


 

Рис 2. Примерка обуви Рис. 3. Правильный размер

Подошва – это тоже очень важно – должна быть эластичной, чтобы не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Кроме того, необходим маленький, высотой два-три сантиметра, каблучок.

Таким образом, подбор обуви дело крайне ответственное. Не забывайте, что нога ребенка растет очень быстро, поэтому необходимо ее измерять не реже 1 раза в 2–3 месяца, чтобы вовремя заметить изменения и подобрать новую обувь. Родители должны помнить, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп ребенка.

 

 


Вывод

Проанализировав литературные данные, мы пришли к выводу:

1. Детский организм достаточно восприимчив к внешним воздействиям, благоприятным и не очень, в силу незавершенности своего развития. Поэтому разного рода неблагоприятные факторы (наследственность, неправильное питание, недостаточная или наоборот избыточная физическая нагрузка и прочие) приводят к появлению тех или иных морфофункциональных нарушений ОДА в дошкольном возрасте. Но благодаря этой же податливости детского организма, пока не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить деформации стоп, осанки, закрепить правильную походку.

2. Визуальный осмотр, проводимый хирургами и ортопедами в рамках ежегодных мониторингов здоровья воспитанников ДОУ, не позволяет выявить стопные деформации на начальных этапах их развития. Высокая степень распространения стопных деформаций у подростков и взрослых это только подтверждает..

3. Большинство дошкольных учреждений в профилактических целях включают в состав занятий комплексы упражнений для профилактики плоскостопия. С детьми, имеющими другие стопные нарушения, работа практически не ведется. Чтобы индивидуализировать физкультурно- оздоровительную работу в дошкольном учреждении, в зависимости от того или иного типа и степени нарушения, необходимо внедрить в практику обследование стоп, что в свою очередь поможет разработать наиболее оптимальную коррекционно-оздоровительную методику.


4. При разработке методики физического воспитания необходимо строго учесть все тонкости коррекции каждого из видов деформации, быть внимательным в подборе упражнений и понимать, как каждое из них воздействует в каждом конкретном случае. Неверно подобранные упражнения или их неправильное выполнение могут привести к усугублению деформации.

5. Различными авторами предложено очень много комплексов упражнений (Ю. Ямпольская, И.А.Калюжнов, В.А. Мцицкевич, И.Д.Ловейко) и методик для профилактики и коррекции плоскостопия (игровой метод, горизонтальный пластический балет Н.Н. Ефименко, метод с использованием элементов художественной гимнастики, с использованием батутов и минитрампов, спринг-эластика М.Г. Трибурта и пр.). Но что касается прочих стопных деформаций, то относительно некоторых из них, есть только общие рекомендации, но нет разработанных комплексов. Поэтому возникла необходимость составить комплексы и для них, а также внедрить их в систему физического воспитания параллельно с обследованием стоп.

 

В результате проведенного исследования наметилась положительная динамика и в двигательном развитии детей. Достоверно улучшились показатели проведенных двигательных тестов челночный бег что подтверждает улучшение и функционального состояния стоп.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

 

2. Волков М.В. Детская ортопедия [Текст] / М.В. Волков, В.Д. Дедова. - М.: Медицина, 1980. – 312 с.

3. Вихляев Ю.Н. Физическая реабилитация функциональных расстройств и деформаций стопы у детей [Текст]/ Ю.Н. Вихляев, А.Е. Ардашева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – №05. – с.3-8

 

4. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин // Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

– 176 с.

5. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Старший возраст [Текст] / Л.Д. Глазырина // Пособие для педагогов дошк. учреждений.

– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 264 с.

 

       6. Лукьяненко В.П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко, С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 118 с.

         7. Кирпиченков А.А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений [Текст] / А.А. Кирпиченков. – Смоленск: Спорт, 2012. - 21 с.


8. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 238 с.

   9. Лукьяненко В.П. Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии у детей [Текст]: монография / В.П. Лукьяненко, С.А. Егорова, В.Г. Петрякова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 118 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.122.46 (0.178 с.)