Центрального района Санкт-Петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центрального района Санкт-Петербурга



Методические рекомендации

По организационным аспектам создания и деятельности Службы ранней помощи

в региональной системе дошкольного образования.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


Авторы составители:

Зигле Л.А. – заместитель заведующей по инновационной деятельности ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга, методист ИМЦ Центрального района Санкт-Петербурга

Микшина Е.П. – к.п.н, доцент кафедры сурдопедагогики факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, научный руководитель ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

В подготовке методических рекомендаций принимали следующие авторы:

Артамонова А.Ю. – руководитель Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

Валькова И.А. – учитель-дефектолог Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

Пальмова Н.С. – учитель-дефектолог Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

Плешкова Н.Л. – к.пс.н., педагог-психолог Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

Борковская О.Л. - к.пс.н.,  доцент факультета психологии Государственного Санкт-Петербургского Университета,  педагог-психолог Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга

Автор экслибриса Службы ранней помощи

Пальмов О.И. – к.пс.н.,  доцент факультета психологии Государственного Санкт-Петербургского Университета.

Графическая обработка экслибриса

Зигле А.В. графический дизайнер


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Основная часть 7
Положение о Службе ранней помощи 7
Приложение 1 «Анализ законодательных предпосылок по созданию новой инфраструктуры системы дошкольного образования». 13
Приложение 2 «Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей». 24
Приложение 3 «Перечень рекомендуемого оборудования в СРП» 29
Приложение 4 «Специалисты Службы ранней помощи и их должностные обязанности» 36
Приложение 5 «Нормативы трудозатрат по основным направлениям работы специалистов Службы ранней помощи, предоставляющих услугу 30 семьям, воспитывающих детей с ОВЗ младенческого и раннего возраста» 40
Приложение 6 «Этапы обслуживания семьи в Службе ранней помощи» 41
Приложение 7 «Образцы локальной документации специалистов СРП» 42
Приложение 8 «Алгоритм планирования деятельности специалистов СРП в соответствии с этапами работы» 49
Приложение 9 «Особенности психологического сопровождения в Службе ранней помощи» 51
Приложение 10 Технология междисциплинарной консультации 57
Приложение 11 Технология групповой работы 60
Глоссарий 65
Список рекомендуемой литературы 67

ВВЕДЕНИЕ

Формирование новой инфраструктуры системы дошкольного образования направлено на реализацию поручений, предусмотренных Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Программа«Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы»[1] включает направления деятельности из «Плана мероприятий на 2013- 2015 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы и Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы»[2] и определяет необходимость появления методических рекомендаций и проведения организационных изменений в структуре региональной системы дошкольного образования в установленные сроки.

«Планом мероприятий по реализации Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга»[3], разделом 4 «Организация в системе образования структур, оказывающих помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрены мероприятия по созданию новых инфраструктурных элементов, в том числе, Служб ранней помощи.

Имеющийся многолетний инновационный опыт образовательных организаций Санкт-Петербурга показывает реальные возможности обеспечить доступность дошкольного образования для всех социальных групп населения, воспитывающих детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, через многообразие вариативных форм дошкольного образования. Новые инфраструктурные элементы региональной системы дошкольного образования (Службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания, консультационные центры) позволят создать систему непрерывного психолого-педагогического сопровождения семей. Это обеспечит петербургские семьи психолого-педагогической поддержкой, создаст условия для повышения педагогической компетентности родителей, обеспечит единое образовательное пространство развития ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. 

Появление вышеперечисленных инфраструктурных элементов станет стартовым условием для развития сектора услуг по сопровождению раннего развития детей и поддержки семейного воспитания. Это позволит Санкт-Петербургу достичь целевых показателей, предусмотренных «Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»[4]:

по удельному весу численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста;

по удельному весу численности дошкольников в возрасте от 3-х до 7-ми лет, которым представлена возможность получать услуги дошкольного образования к общей численности детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет.

Авторский коллектив по разработке данных методических рекомендаций провёл аналитический обзор действующего федерального и регионального законодательства в области организации психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Нормативно-правовое обоснование необходимости создания новой инфраструктуры дошкольного образования, обеспечивающей достижение поставленных целей и задач, представлено в Приложении 1 «Анализ законодательных предпосылок по созданию новой инфраструктуры системы дошкольного образования» к данным методическим рекомендациям. Использование данного приложения позволит представителям исполнительных органов власти административных районов Санкт-Петербурга, педагогическим коллективам дошкольных образовательных организаций обосновать в программах развития районных систем образования и дошкольных организаций актуальность и перспективность выбранных направлений деятельности, сформулировать цели и задачи той или иной организационной формы оказания услуг в сфере дошкольного образования, определить содержание планируемой работы. 

Опираясь на двадцатилетний опыт деятельности Службы ранней помощи ГБДОУ №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга, открытой в 1992 году на базе данного учреждения[5], и описанный в различных сборниках практический опыт работы учреждений Москвы[6], Новгорода, Самары, Томска и других регионов[7], авторы предлагают четыре модели новой инфраструктуры системы дошкольного образования. Особенности деятельности структурных подразделений по основным организационным параметрам представлены в Приложении 2 «Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их семей». Вариативные модели дополнят региональную систему дошкольного образования, обеспечат непрерывность и преемственность психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка дошкольника в различных формах получения образования, в том числе в форме семейного образования. Индивидуальные образовательные маршруты дошкольника смогут интегрировать все имеющиеся организационные условия на уровне дошкольного образования.

В данных методических рекомендациях представлены материалы по организации и деятельности Службы ранней помощи, как структурного подразделения дошкольной образовательной организации. Такая организационная модель оказания помощи семьям, воспитывающим детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) с риском возникновения нарушений в развитии и/или диагностированными нарушения развития, с особыми образовательными потребностями и /или ограниченными возможностями здоровья должна стать первым этапом непрерывного психолого-педагогического сопровождения в региональной системе дошкольного образования Санкт-Петербурга. Практическая работа данных служб сформирует необходимые условия  по раннему выявлению и ранней комплексной психолого-педагогической коррекции, позволит создать систему ранней профилактики инвалидности у детей.

Доступные для населения Службы ранней помощи будут являться стартовой площадкой, обеспечивающей равные возможности для дальнейшего образования детей сограниченными возможностями здоровья на последующих этапах дошкольного образования, их успешной социализации и интеграции в обществе.

Методические рекомендации могут быть использованы исполнительными органами власти, педагогическими коллективами образовательных организаций для формирования услуг дошкольного образования, предоставляемых населению.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Положение

 о деятельности структурного подразделения «Службы ранней помощи» на базе государственной бюджетной образовательной организации

______________________________________________________________________

(наименование образовательной организации в соответствии с Уставом

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано специалистами ______________________________

                                                                                         (сокращённое наименование ДОО в соответствии с Уставом)

 и регулирует деятельность Службы ранней помощи (далее СРП), функционирующей как структурное подразделение дошкольной образовательной организации.

1.2. СРП в своей деятельности руководствуется Международными актами в области защиты прав ребенка, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом ГБДОУ, настоящим Положением.

1.3. Цель СРП - осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих детей младенческого и раннего возраста для оптимального развития ребёнка, социализации и адаптации в обществе; обеспечение перехода ребенка и семьи в другие образовательные программы после завершения программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

1.4. СРП осуществляет образовательную деятельность, направленную на решение следующих задач:

- междисциплинарная оценка основных областей развития ребёнка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, коммуникативной и речевой, самообслуживания);

- выявление основных потребностей ребенка и семьи;

- оказание коррекционно-педагогической помощи ребенку,

- осуществление социально-психологического и консультативного сопровождения родителей;

- обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте;

- содействие развитию инклюзивного дошкольного образования;

- профилактика социального сиротства.

1.5. Результатом работы СРП является предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку.

1.6. СРП является первичным звеном в районной/региональной системе комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей младенческого и раннего возраста для выявления особенностей в физическом, психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Данная деятельность осуществляется на основе сетевого взаимодействия с территориальной/центральной психолого-медико-педагогической комиссией.

1.7. Режим работы СРП определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее Уставом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.017 с.)