Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты исследования материнства и отцовства
Исследованием материнства занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. В частности, Г. Г. Филиппова посвятила много научных трудов рассмотрению феномена материнства. Конечно, участие в зачатии ребенка идет в равной степени от отца и от матери, но отправной точкой его развития и воспитания является мать. Зрелая позиция матери проявляется в принятии решения о рождении ребенка, осознании родительской роли, которую необходимо будет исполнять всю жизнь. Женщина в процессе освоения материнской роли формирует материнскую позицию. Зрелое материнство можно определить следующими признаками: 1) Когнитивная составляющая – обладание знаниями о ребенке из психолого-педагогической литературы, личный и культурно-исторический опыт; 2) Эмоциональная составляющая – безусловное принятие ребенка; 3) Поведенческая составляющая – грамотное взаимодействие с ребенком, способность к совершению ответственного выбора в ситуация разрешения интересов ребенка[8]. Родительская зрелость матери базируется на принятии своей роли. Ее социокультурная позиция развивается именно в результате принятия родительской позиции. Зрелая личность, являясь носителем культурных и нравственных норм, транслирует их в процессе взаимодействия с социумом. Таким образом, мать в процессе воспитания передает своему ребенку традиции, нормы общества и ценности. Можно говорить о том, что развитие социокультурной позиции матери способствует успешному социальному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов индивидуального развития материнской сферы[9]: 1) Взаимодействие с собственной матерью – определяется формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования собственной материнской идентичности женщины; 2) Игровой этап – обеспечивает ориентировку девочки и содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре; 3) Нянченье – длится от 4-5 до 12 лет. Это привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье чаще всего связано с рождением второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания младшего;
4) Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер – приходится на период полового созревания. Основной задачей этого этапа является интеграция ценностей половой жизни и материнства на основе их первоначального разделения; 5) Взаимодействие с собственным ребенком – включает несколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и в период ухода за младенцем, его воспитания; 6) Формирование привязанности и любви к ребенку как к личности – происходит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления эмоционального типа отношений и дифференциация границ «Я» - «ребенок»; Основы социокультурной позиции матери базируется на ценностях и нормах поведения матери, принятых в современном обществе (например, воспитание и развитие ребенка, принятие материнской роли, ценностные ориентации матери, личностная направленность матери, смысложизненные ориентации и т.д.), а также системе межличностных отношений матери с ребенком и ее социальным окружением. Сопоставляя данные факторы с признаками материнской зрелости, в первую очередь с когнитивным, мы можем заключить, что они являются ее неотъемлемыми составляющими. Отцовство на фоне кризиса института родительства также претерпевает существенное изменение в социальном смысле, что во многом связано с демографическкими переменами, характеризующиеся значительным снижением рождаемости. В изучении отцовства сложилось 2 основных подхода: биологический и социальный. В рамках биологического подхода упор делается на осмыслении роли кровного родства, социальный же подход связан с ролью мужчины как защитника семьи и главного кормильца, а также передачей социокультурных норм и образцов мужского поведения последующим поколениям[10]. Представители структурного функционализма в исследовании отцовства делают акцент на разделении труда по половому признаку, в следствие чего отцовство связывается с функцией кормильца и защитника, а материнство – с ролью хранительницы домашнего очага. Согласно Т. Парсонсу, важнейшими функциями семьи являются социализация детей и стабилизация личности взрослых членов семьи. Ключевой механизм, способствующий выполнению этих функций – это разделение ролей. Социокультурная концепция в лице М. Мид выражает схожую позицию, говоря о том, что отличительная особенность человеческого самца – помощь в добыче пищи женщинам и детям. В отечественной социологии так же больше придерживается патриархальный взгляд на разделение гендерных ролей: отец отвечает за материальное благополучие семьи, а мать занимается воспитанием и социализацией детей. Стоит отметить, что исследование отцовства стало рассматриваться в позднесоветский период советскими социологами А. И. Антоновым, М. С. Мацковским, В. М. Медковым и другими.
Структурная модель отцовства по Ю. Б. Борисенко состоит из следующих компонентов[11] [10, с. 22]: 1) Потребностно-эмоционального, который включает биологические и социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; 2) Операционального, предполагающего осведомленность и конкретные умения по уходу за ребенком и общению с ними; 3) Ценностно-смыслового – отношение отца к ребенку, в том числе экзистенциальные переживания. Т. В. Архиреева рассматривает отцовство как открытую развивающуюся систему, осуществляющую взаимосвязь с окружающей средой, и выделяет в ней следующие уровни[12]: 1) Конституциональный, обусловленный биологическим строением организма; 2) Индивидный, связанный с социальной ролью, представляющей идеальный план отцовства и обусловленный господствующей в данной культуре моделью семейных отношений; 3) Личностный, означающий, что отцовство является частью личностной сферы человека, включающей сформированные ценности, потребности, мотивы и отношения в интегрирующей все имеющиеся на предыдущих уровнях предпосылки родительства. Таким образом, как мы уже отмечали, в обществе активно протекает трансформация гендерных ролей, что очевидно подразумевает перераспределение родительских функций. Возникшие вариации отцовства и материнства обуславливаются и изменениями стандартов масакулинности и феминности, и переменами, произошедшими в государственной социальной политике, и реальными демографическими процессами. Проанализировав теоретические аспекты исследования родительства, материнства и отцовства, мы приходим к выводу, что они претерпевают активную трансформацию на фоне различных общественных изменений и процессов. Речь не обязательно идет о кризисе, как утверждают многие исследователи, но именно об отходе от традиционных взглядов на институты семьи, брака, родительства, отцовства и материнства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.008 с.) |