Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты исследования родительства
Существует множество определений феномена родительства, поскольку оно охватывает множество аспектов человеческой жизни, и рассматривать его можно с самых разных углов, однако, наиболее подходящим в контексте данной работы можно считать определение Р. В. Овчаровой: «Родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой совокупность знаний, ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности, стиля семейного воспитания и соответствующих конкретных поведенческих практик»[1]. И. С. Кон же определяет родительство как систему взаимосвязанных факторов: 1. Привязанность к детям, родительские чувства, любовь; 2. Нормативные предписания культуры и специфические социальные роли; 3. Реальное поведение, отношение к детям, стиль воспитания и т.д. Другой исследователь, рассмотревший психологию родительства в культурно-историческом контексте – Т. А. Гурко, делает акцент на различиях между пониманием родительства на Западе и в России по критериям: 1) Трансформация институтов брака и семьи; 2) Историческое изменение функций семьи; 3) Различия в понимании понятия «семья» в разных культурах с разными религиозными взглядами; 4) Уровень занятости мужчин и женщин; 5) Трансформация ценностей; 6) Глобализация культуры; 7) Демографические показатели и отношение к рождению детей; 8) Отношения родителей и детей-подростков; 9) Сексуальная зрелость и материнство несовершеннолетних; 10) Супружество и родительство в различных структурных типах семей; 11) Трансформация устройства детей, лишенных попечения[2]. Стадиями родительства являются следующие: 1) Бездетность или предродительство – включает в себя период согласованности, совместного обсуждения, поиска единения взглядов супругов на сроки рождения и число детей в семье, формирование плана семьи; 2) Репродуктивное родительство – когда начинается непосредственная реализация планов семьи. Психологическая готовность к зачатию предполагает ответственное и осознанное желание быть родителем, оценку готовности своего партнера в браке за организацию жизненного пространства, формирование перинатальной культуры, создание благоприятной и культурно обогащенной среды вокруг еще неродившегося ребенка;
3) Социализационное родительство – начинается с рождения ребенка и заканчивается его вступлением в брак, рождением внука; 4) Прародительство [3]. Разумеется, институт семьи, а значит, и родительство, всегда претерпевал изменения в ходе исторического развития общества. В. Ф. Федотов в своей статье «Родительство как социокультурный феномен» выделяет следующие типы семей[4]: 1) традиционный тип – здесь, как отмечает автор, дети и родители не были связаны особенно теплыми чувствами, особенно ярко это выражалось в семьях высшего общества. Дети, как правило, в первую очередь выполняли функцию продолжения рода, и интерес к ним родители начинали проявлять в относительно осознанном возрасте, когда было пора начинать подготовку к будущему. Родительские чувства наиболее заметно выражались разве что в обеспечении наследства своим детям, что относится не только к семьям высшего общества, поскольку крестьянские родители растили своих детей прежде всего для своего собственного блага в старческом возрасте; 2) открытый родовой – В доиндустриальные времена небольшая автономная крестьянская семья с малолетними детьми имела мало шансов на успешное выживание на протяжении даже нескольких лет, так как очень многое зависело непосредственно от главы семьи, и если с ним что-то случалось, это непременно сказывалось на всей семье. Отсюда важность большого количества членов семьи – она включала в себя множество других родственников помимо супружеской пары (а иногда и супружеских пар могло быть несколько). Нередко в патриархальную семью входили и приемные дети, ученики, приживалы. Как отмечал Беккер, такая семья «представляет собой эффективную страховую компанию». Можно заметить, что данный тип семьи слабо отличается от предыдущего, связи между родителями и детьми все так же слабо проявлены; 3) изолированный патриархальный – тип семьи, приходящий на замену открытому родовому, и являющийся более схожим к общепринятому сегодня образу семьи. Как отмечает Стоун, этот тип семьи просуществовал весь XVI век. Изолированная патриархальная семья была распространена, в основном, среди высших слоев населения. Важными моментами данной формы семьи являются проявление материнской любви к своим детям, равно как и родительской любви в целом. Роль отца все еще аналогична абсолютному монархизму, а дети все так же являются одним из ключевых способов «выживания», то есть, они уходят на заработки, стараются всячески делать вклад в экономическую жизнь своей семьи, что часто становится причиной отдаления от родителей, поскольку многие дети попутно начинали самостоятельную жизнь и могли больше не видеться с родителями;
4) замкнутый привязанный к дому нуклеарный – данный тип, сохранившийся до начала XX века, начал вытеснять изолированную патриархальную семью, и главное отличие ее от предыдущих представленных форм заключается в повышенном внимании к процессу воспитания детей со стороны непосредственно родителей. Для такой семьи были свойственны близкие эмоциональные связи между их членами и высокий уровень обособленности самой семьи. Такая трансформация объясняется ростом эмоционального индивидуализма, иначе говоря, заключением брака на основе личностных предпочтений и чувств. Отвечая на вопрос о нынешнем состоянии института семьи, обратимся к статье Л. Д. Ерохиной и Н. В. Соколюк, которые выделяют тип постсовременной семьи, или же «супружеского союза»[5]. Если раньше традиционное супружество всегда характеризовалось потребностью в детях, то сейчас это перестало быть чем-то обязательным, что очевидно сводит нас к кризису как родительства, так и супружества. Большинство исследователей связывают это с развитием идеи свободы личности. В современном обществе очень большое значение уделяется ментальному здоровью и личному счастью в целом, идет отход от типичных паттернов поведения, в данном контексте это означает то, что не все люди хотят быть родителями, и мнение таких людей начинает учитываться, идет спад осуждения со стороны несогласных. Разумеется, такая тенденция имеет множество положительных сторон, но, как упоминалось выше, это ведет к кризису института родительства. Проявляется это в дисфункции родительства как социального института. Родительство как социальный институт включает в себя две основные функции: 1) Практика детского воспитания; 2) Механизм воспроизводства культуры. Речь идет о невыполнении этих функций родительства как социального института, что, на первый взгляд, связано с падением его социального престижа и персонализацией, иначе говоря, подчинением интересам отдельных лиц. Однако, не все так просто. Если углубиться в причины дисфункции института родительства, то Лущенко Э. М. пишет о том, что главными помехами долгой семейной жизни в России считаются отсутствие жилья, финансовые трудности и алкоголизм, то есть, низкое качество жизни. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, а также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми[6]. Причины кризисного положения института родительства, в свою очередь, можно разделить на 2 вида[7]: 1) Социальные (алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов); 2) Экономические (потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда). В заключение отметим, что родительство является если не вечным, то близким к таковому, социокультурным феноменом, так как институт семьи всегда являлся одним из основных институтов во всех известных нам обществах, и он остается таковым и по сей день, поскольку семья – неотъемлемая часть жизни подавляющего большинства людей. Тем не менее, не стоит забывать о том, что во всякой нормально функционирующей системе, в том числе и родительстве, по разного рода социальным, экологическим и физическим причинам происходит разрушение его полноты, начиная с первых дней вступления в брак и заканчивая завершающими стадиями его жизненного цикла.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.) |