Танцевальный и музыкальный фольклор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Танцевальный и музыкальный фольклор



Музыка, пение и танец составляли не только важную часть духовной культуры африканских народов, но и часть самой жизни. Тесно связанные с ритуалом, они сопровождали человека от рождения до смерти, отмечая как радостные, так и печальные моменты на его жизненном пути. Во время ритуалов напряженная атмосфера «присутствия» сверхъестественных существ достигалась нагнетанием умело подобранного ритма и сочетания звучаний разных инструментов. При проведении болезненных операций, во время обрядов инициации монотонная музыка выполняла анестезирующую функцию. Каждому духу или божеству посвящали особые песни или танцы, особые ритмы. Исследователи африканского музыкального фольклора отмечали даже, что музыка и песня были формирующими мораль элементами, играли и определенную политическую роль. Музыка сопровождала и трудовые процессы. Каждый вид деятельности: сев, уборка урожая, изготовление пальмового вина, гребля — имели строго определенные песни.

Некоторые музыкальные мелодии могут звучать только в ритуалах: в одних случаях должен быть использован полный ансамбль инструментов, в других — меньший. По-разному определяют время и место исполнения. Так, у леле музыка может звучать только ночью. У народа га не разрешается музицировать в течение трех недель накануне сбора урожая. Очень разнообразны музыкальные стили. Один господствовал у бамбара и малинке, другой — у народов эдо, акан, бауле и др. Бауле близки музыкальные стили бемба.

Организующим началом музыки любого африканского народа является ритм. Современные исследователи отмечают очень сложные ритмические рисунки, которые создаются в основном разными ударными инструментами: барабанами, гонгами, ксилофонами, колокольцами и т. д. Они обычно составляют основу африканского оркестра, однако не вытесняют других (струнных, щипковых, духовых).

Наиболее простые музыкальные инструменты у пигмеев и бушменов. Пигмеи Народной Республики Конго используют струнные инструменты, в частности, своеобразную «гитару», которая представляет собой кусок бревна с натянутыми на нем тонкими лианами. Струны музыкант перебирает палочками. В их оркестре нет барабанов: ритм создается ударами палочек друг о друга. У пигмеев Заира существуют и ударные, и духовые, и щипковые инструменты. Небольшие барабаны пигмеев значительно скромнее и тише по звучанию, чем барабаны их высокорослых соседей. Из тростника делают дудки и сплетают трещотки, наполненные сухим зерном или мелкими орешками. Ликемба — щипковый инструмент — это длинное деревянное корыто или блюдо, по краям которого натянуты струны из сухожилий животных.

У более развитых народов — более разнообразные музыкальные инструменты. Только в оркестрах Гвинеи можно увидеть до 20 их видов. Важнейшую роль играют барабаны. Они очень разнообразны и различаются и по внешнему виду, и по размеру, по способу игры на них (ладонями или палочками), по звучанию.

Наиболее распространенная форма африканского барабана — цилиндрическая, с двумя мембранами. Типичным можно считать хаусанский барабан около 45 см высотой и диаметром около 12 см. Для мембраны обычно используют козьи шкуры. Хауса иногда укрепляют еще на верхней мембране струну. Носят такой барабан подмышкой, по верхней мембране бьют изогнутой палочкой, по нижней — ладонью или пальцами.

Другая распространенная форма барабана Африки напоминает песочные часы. Они также имеют две мембраны, но цилиндр резонатора резко сужается к середине инструмента. У хауса такие барабаны очень отличаются по размерам, и самые большие из них (джауджа) могут звучать лишь в присутствии знатных особ. В оркестре Национального ансамбля танца Мозамбика звучали и барабаны в форме бокала на тонкой ножке (примерно 40 на 20 см), на которых отбивали ритм длинными палочками.

Шумовые инструменты — это в основном трещотки (наполненные камешками или зернами пустые калебасы, плетеные кошельки или сетки с таким же содержимым). В Эфиопии распространен инструмент «цилянциль», который сопровождает барабан. Он представляет собой закрепленную на ручке деревянную раму, внутри которой на двух стержнях свободно двигаются металлические диски. Дополняется оркестр ударных колокольчиками и кастаньетами.

Самым примитивным струнным инструментом является так называемый «земляной лук». В земле вырывается ямка-резонатор, над которой укрепляется изогнутая палочка с привязанной к ней струной (сухожилием или тонкой лианой). Музыкант натягивает струну над ямкой и с помощью медиатора играет, изменяя тон и силу звука натяжением или ослаблением струны.

Самый простой музыкальный инструмент бушменов «гаэинг» напоминает небольшой лук. Его держат во рту и играют на нем короткой палочкой. Несколько более сложный — «груаши», небольшая пятиструнная арфа. Он очень прост по конструкции: в один конец полога деревянного бруска вбивается 5 колышков, к каждому из которых привязано по струне, пересекающей углубление в бруске. На груаши играют женщины, а на гаэинг — мужчины.

Очень часто встречаются однострунные музыкальные инструменты. Такие «мэсэнко» знают в Эфиопии, Уганде, Заире. В эфиопских однострунных «скрипках» остов делается из дерева. В Уганде и Заире резонатором служит полая тыква.

Другие струнные инструменты имеют по несколько струн. Условно их объединяют в разряды лютней, цитр, арф. Лютни снабжаются довольно большим резонатором, для изготовления которого используют либо дерево, либо тыкву. Гриф у таких инструментов обычно очень короткий. Это сенегальский «калам», «буесанс» у народов Верхней Вольты, «кунтиги» в Нигерии; гвинейская «кора» с 21 струной, «бэгэна» в Эфиопии и т. д.

Струнные инструменты класса цитр отличаются отсутствием грифа. Обычно это довольно длинный крупный полый резонатор, на который прямо сверху натянуты струны. В Руанде это «инанга», в Дагомее (современный Бенин) — «махи». На Мадагаскаре для изготовления «локанго воатаво» и «валихи» используют бамбук.

Широко распространены у многих народов Африки и арфы. Они отличаются по числу струн (от четырехструнных в Чаде до двенадцатиструнных в Эфиопии). «Уомби» в Габоне насчитывает 8 струн; «нгомби» в ЦАР — 10, «аудеудеу» в Уганде — 6. Остовы арф, как и барабанов, делают из дерева и нередко украшают резьбой или скульптурой. Гриф изображает человеческую голову.

Духовые инструменты большее распространение получили в Западной и Восточной Африке (особенно в Уганде и на Мадагаскаре). Меньшую популярность они имеют в Заире, Конго, Габоне, где преобладают ударные и клавишные. Для них в качестве материала используют не только дерево (прежде всего бамбук), но и тростник, рога животных, кость. Из слоновой кости, например, выделывают свистки. Из тростника, связав вместе несколько разной длины и толщины полых стеблей (от 5 до 7), изготовляют инструмент, подобный «флейте Пана». Флейты — самой разнообразной длины; у народа тесо в Уганде из длинного ствола дерева, обтянутого кожей, делают «арупепе» — длинную трубу, отдаленно напоминающую трембиту. Флейты и свирели украшают орнаментом, резьбой, выжиганием по дереву. Если для украшения деревянных частей барабанов и струнных инструментов характерны скульптурная резьба и зоо - или антропоморфные изображения, то для духовых инструментов более присущ геометрический орнамент.

Танцевальное искусство

Танцевальное искусство народов Африки носит массовый характер. Танцем выражали разрядку после трудового дня, иногда танец-пантомима иллюстрировал рассказ о событиях дня, охоте, земледельческих работах и т. п. Танцы были необходимой составной частью религиозных обрядов и ритуалов.

Они объединяли обычно многочисленных участников, нередко танцевали все жители деревни, зрителей не было. Как правило, определенного рисунка танца не было, в танцах преобладали элементы импровизации. Лишь изредка выделялись солисты, за которыми повторяли движения и остальные участники. Чаще же большие группы девушек или юношей одновременно исполняли одинаковые движения. Исследователи особенно отмечают слитность массового движения, единство ритмики, пластики. Дополнительными выразительными средствами было включение в танец пантомимы, мимики, элементов акробатики.

Музыкальная основа танца — сложный полиритмический комплекс. Но сопровождением оркестра не исчерпывается звуковой аккомпанемент африканского танца. Он сопровождался хлопками, возгласами, прищелкиванием языком, ударами ладоней о тело. «Звучит» икостюм танцора: звенят браслеты и колокольца; шуршат травы, из которых создают юбки для танцев или которыми украшают браслеты на руках и ногах, закрепляют на головных уборах.

Очень выразительны танцы-пантомимы. Они весьма разнообразны. Пляски охотников — обычно воспоминание или рассказ об охоте. Так, пигмеи устраивали танцы-пантомимы в день удачной охоты, когда вечером у костра движениями «рассказывали» о событиях дня. Один пигмей изображал животное, на которое охотились в тот день, а остальные имитировали преследование, погоню, нападение изавершение охоты. При этом участники демонстрировали изумительное подражательное искусство, великолепное знание повадок жертвы. Охотничьи танцы земледельцев и скотоводов не столь тесно связаны с конкретными случаями охоты, более стилизованы, абстрактны, но не менее искусны.

Земледельческие трудовые танцы также скорее пантомимы, рассказывающие о труде земледельцев, кузнецов, плетельщиков циновок, ткачей или гончаров. В таких танцах можно увидеть зачатки драматических представлений со своим сюжетом, выраженным языком музыки и ганца.

Особое место занимали танцы культовые и ритуальные, связанные с употреблением масок. Ими сопровождались все обряды перехода. Особенно пышно и торжественно проводились танцы, связанные с инициациями. Они состояли из двух этапов. Сначала разыгрывались танцевальные пантомимы, символизирующие появление духов и поглощение ими посвящаемых. Завершались же обряды торжественными и ликующими танцами юношей, прошедших сложные испытания. Эти танцы, как и ритуальные танцы тайных обществ, исполнялись в масках и особых костюмах.. К ним тесно примыкают и танцы, исполняемые (иногда по несколько дней подряд) во время похоронных обрядов. В свадебных танцах у некоторых народов Восточной Африки изображалась будущая супружеская жизнь, заботы и обязанности, ожидавшие молодую.

Наконец, еще одна категория танцев — танцы дворцовые (церемониальные) и военные. Ими сопровождались обычно выходы правителей, отмечались государственные праздники. Военные танцы исполняли молодые воины (обычно одного возрастного класса). В них имитировали схватки с врагом, выслеживание, победу над ним. В обществах зулусов, масаи и других народов участие в таких танцах было одновременно и элементом воспитания молодого воина. Появились и новые темы — пантомимы о работорговле, танцы-инсценировки на библейские темы и т. п.

Музыка и танец Африки оказали громадное влияние на развитие форм музыкального и танцевального искусства негров Северной и Латинской Америки, а также на современные виды этих искусств. Блюз, самба, джазовая музыка — лишь единичные примеры этого влияния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.007 с.)