Христианско-африканские церкви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианско-африканские церкви



У африканцев существует еще одно направление религиозных воззрении. Поскольку христианство не входило органически в жизнь народов, а навязывалось извне, оно практически не поглощало местные верования, интерпретируя их, как это было, например, в России, где в православии многие святые фактически наследовали функции языческих божеств. Проводившаяся сверху «африканизация» церкви также не изменила положения, тем более, что она касается лишь формы, а не существа дела. Напротив, снизу шло во многих районах Африки стремление приблизить сложную догматику христианства к пониманию африканцев. Так возникли христиано-африканские секты или церкви, которые часто называются «сепаратистскими», «независимыми», «туземными», «пророческими», «мессианскими» и т. п. Первым из таких направлений, по-видимому, можно считать «антонианство» в Конго в начале XVIII в. В нем уже видны отчетливо черты более поздних сект: христианская догматика, вера в мессию, отказ от белого священничества, местные ритуалы и т. п.

Все христиано-африканские секты объединяли, в отличие от разных толков собственно христианства, только африканцев и, как правило, людей одного племени или небольшой народности. Все они возникли, отделившись от различных западных, европейских христианских церквей, но объявляют себя самостоятельными. Догматика и мифология таких сект состоит из переделанных на местный лад библейских сказаний. В культе и бытовой обрядности их сочетаются элементы и христианства и местных традиционных религий с преобладанием последних. Культовая практика характеризуется широким использованием коллективных плясок, барабанов, пения, но основным обрядом почти у всех остается крещение с погружением в воду. Наконец, весьма характерная черта для всех сект такого рода — наличие строгой иерархии служителей культа. Возглавляют такие секты или церкви «пророки», «провидцы», почитаемые как «черные мессии». Помимо проповедничества, пропаганды заповедей, необходимых для установления «царства божия» в Африке, в их функции входят также изгнание «нечистой силы», защита от колдовства и т. п.

Христиано-африканские церкви получили значительное развитие в Южной Африке (ЮАР, Намибия), в Центральной Африке (Ангола, Заир, Конго), на Гвинейском побережье (Нигерия, Гана, Камерун, Того, Либерия, БСК). Есть они и в Танзании, Кении, Замбии, Малави.

Характер и значение христиано-африканских сект изменялись в зависимости от исторической обстановки. В период возникновения сектантского движения в нем отразились протест масс против колониального порабощения, расовой дискриминации, стремление африканцев отстоять свое полноправие хотя бы в сфере религии. В то же время это и выражение недостаточной зрелости национально-освободительного движения, которое в силу особых условий в Африке того времени выступало большей частью в религиозной оболочке.

Ныне большинство христиано-африканских сект утратили свое прогрессивное значение, и африканские государства ведут с ними борьбу. Сохранившиеся секты стараются подчеркнуть свой чисто религиозный характер, отход от любой политической деятельности.

Ислам в Африке

Распространению ислама способствовали давние экономические связи Африки и Ближнего Востока. Проповедниками и религиозными организаторами выступали купцы-мусульмане. Ислам пропагандировали и странствующие дервиши. В Западной Африке дервиши основывали завии (обители), становившиеся опорными пунктами ислама, здесь строили мечети, открывали коранические школы.

Появление и распространение этой новой религии совпало с процессами феодализации местных обществ, и вскоре ислам стал господствующей религией в государстве Мали (XIII—XVI вв.). Средняя полоса Судана уже в средневековье стала мусульманской. Города стали центрами мусульманской культуры, в них были медресе, как при мечети Санкоре в Томбукту.

Новая волна широкого распространения ислама относится к XVIII — началу XIX в., когда в результате социального по сути, но религиозного по форме движения Османа дан Фодио и расселения в ходе его фульбе-мусульман значительно расширилась география расселения исламизированного населения, достигнув юга Нигерии и Ганы, Центральной Африки (Камеруна).

Большее распространение мусульманство получило в Северо-Восточной Африке. С XIII—XIV вв. ислам заменяет христианство в государствах и княжествах долины Нила (современная Республика Судан). Очень быстро исламизируется население побережья Красного моря (современная северная Эфиопия — Эритрея и Сомали).

В Африке ислам не вытеснил доисламские верования, произошло взаимовлияние этих идеологий, поглощение исламом некоторых языческих представлений, ритуалов и т. п. Арабские авторы средневековья, описывая государства на берегах Нигера, не могли сдержать негодования, видя множество отклонений от ортодоксального мусульманства. Правители Мали, носившие мусульманские имена, совершавшие хаджи в Мекку, считали себя правоверными мусульманами, что не мешало им совершать обряды и церемонии, предписывавшиеся религией мандинго, так как они считались одновременно великими жрецами и колдунами. Большинство мусульман Африки, почитая Аллаха и Мухаммеда, в то же время продолжали поклоняться своим прежним духам и божествам. Некоторые из них превратились в мусульманских святых. Иногда местные духи получали мусульманские имена: у фульбе севера Нигерии ночной дух — покровитель скота стал называться Ахмедом. Значительно отличались от принятого ортодоксальным исламом отношение к женщине и ее положение в обществе. Женщины-мусульманки в Африке не закрывали лица, не знали затворничества, участвовали в застолье мужчин. Некоторые из них даже возглавляли государства, как Амина у хауса, а сестра Идриса, правителя Борну, правила страной около 7 лет.

Появление ислама в Африке привело к исчезновению изобразительного искусства народов, принявших эту религию, так как она запрещает изображение человека и животных. Однако многолетнее господство ислама не уничтожило искусство носителей народной устной культуры — сказителей и музыкантов, хотя и поставило их на одну из самых низких ступеней социальной лестницы.

Это органичное слияние с традиционными верованиями, ненавязчивое мирное проникновение ислама привело к тому, что в отличие от христианства, воспринимавшегося как «чужая» идеология, идеология поработителей, ислам стал рассматриваться как «своя» система религиозных представлений.

Как уже говорилось, ни христиане, ни мусульмане Африки полностью не отказались от традиционных верований предков. Формально считаясь мусульманами или христианами, они в то же время выполняют (особенно люди среднего и старшего возраста) и предписываемые обычаями обряды.

 

  1. Традиционные формы искусства.

Богато и разнообразно народное творчество африканских народов. Изобразительное искусство, танцы, музыка, фольклор — эти виды народного творчества развивались и существовали не изолированно, а в тесной связи друг с другом, составляли неразрывное единство. Скульптура (маски), пение, музыка, танцы, мифологические или эпические сказания — все соединялось в одном ритуальном представлении: сказки звучали в сопровождении музыки, их рассказывали речитативом, в определенном ритме, с музыкальными повторами, рассказчика подбадривали восклицаниями, хором подхватывали отдельные фразы. При преобладающем отсутствии письменности эти виды искусства несли не только эстетическую, но и особую нагрузку — информационную и воспитательную: именно они сохраняли традиции и передавали их будущим поколениям. Да и в тех обществах, где бытовали собственные или заимствованные системы письменности, все же большинство населения оставалось неграмотным, и здесь также сохранялись те же функции народного искусства и творчества.

Фольклорные жанры

Исследователи устного народного творчества африканских народов выделяют обычно 4 группы фольклора. В первую объединяют мифы и мифологические сказки. Они рассказывают о происхождении и устройстве мира, людей, животных, явлений природы, о происхождении смерти; другие посвящены происхождению ремесел, норм морали, тех или иных общественных институтов (например, инициации — сказки баконго); третьи объясняют топонимику; четвертые содержат изложенную в поэтической форме историю народа, сказания о жизни и приключениях его прародителя.

Вторая группа, очень многочисленная и весьма характерная для африканского фольклора,— сказки о животных. Иногда это трикетерские сюжеты, иногда — этиологические сказки, объясняющие характерные особенности животных.

К третьей группе относят волшебные сказки, и, наконец, к четвертой — бытовые сказки, былички, басни.

Мифологичность — существенная черта африканского фольклора. Важное место в мифологии занимает «культурный герой» — персонаж, в котором объединены черты первопредка, демиурга, создателя и учителя первых людей. Наиболее архаичная его форма — представление о зооморфном герое, животном. Таким культурным героем бушменов, например, является богомол Цагн, его сестра цапля, жена даман и приемная дочь дикобраз. Таков же герой многих сказок ашанти — паук Ананси.

С развитием религиозных и мифологических представлений этот герой либо переходит в чисто сказочный (как это и случилось в фольклоре ашанти), либо становится символом или помощником антропоморфного создателя мира и человека (петух у йоруба, змея у балуба). Почти все мифологические персонажи (в большей или меньшей степени) проявляют черты предков, не говоря уже о тех персонажах, которые по своему происхождению считаются прародителями, первопредками: Ункулункулу у зулусов, Мукуру у гереро, Моримо у суточвана и др. Именно они не только создали человека, но и научили его пользоваться орудиями, возделывать поля, ввели церемонии инициации и другие обряды.

Складывание политеистических систем верований у народов, создавших раннегосударственные образования, привело к развитой мифологии со множеством божеств, описывающей их жизнь, приключения, взаимоотношения своих героев. Особенно подробно рассказывают об этом баганда и йоруба. У этих народов представления о божествах нередко связывались с преданиями о родоначальниках династий верховных правителей. Они воспринимались в то же время и как культурные герои. Так, тесно связанный с божествами Кинту у баганда — и первый человек, и первый правитель, и первый кузнец, и тот, кто ввел земледелие и скотоводство. То же произошло с представлениями о Шанго у йоруба или Конголо у балуба.

Меньшее, но все же значительное место занимают в мифологии африканских народов космогонические мифы. Среди них наиболее интересными и развитыми представляются мифы народа догон. Чаще всего появление небесных светил, воды, гор, растений приписывается созидательной деятельности тех же демиургов, культурных героев, которые могут выступать как тотемные предки (богомол Цагн и паук Ананси), антропоморфные предки или божества. Согласно мифам происхождение человека объясняется или порождением самой землей (выход его из земли, норы и т. п.) или созданием предков — животным или человеком (иногда этот предок просто находит людей, как у яо хамелеон обнаруживает их в своих сетях), или созданием божеством (у малагасийцев, масаи и др.), или, что сложилось значительно позднее, обожествленным предком династии верховных правителей (например, Кинту у баганда).

Вторая большая группа, составляющая наибольшее число сюжетов в африканском фольклоре,— сказки о животных. Этот жанр по сравнению с бытовой или волшебной сказкой считают самым развитым.

В сказках о животных каждый персонаж был, как правило, носителем той или иной отрицательной или положительной черты, свойственной человеку. Эти черты закреплялись, и звери, наделенные ими, кочевали из сказки в сказку. Так, в сказках народов Заира леопард всегда именит, силен, но упрям, самодоволен и глуп, маленькая антилопа кабулуку—хитра и ловка, черепаха — настойчива, умна, упорна. Однако эти «привязанные» к персонажу черты не приобрели общеафриканского характера: у других народов они могли быть иными. Так, например, у большинства бантуязычных народов заяц, в противоположность гиене или шакалу — умница, хитрец и ловкач, ловко одурачивающий этих зверей, а у готтентотов именно заяц терпит поражение от гиены или шакала.

Самый распространенный тип такой сказки африканских народов — трикстерский, плутовской, ставший классическим. Трикстер в сказках о животных — всегда маленькое и, на первый взгляд, ничем не примечательное животное. У большинства народов это заяц (суахили, акамба, басумбва я др.) или черепаха. У народов бассейна Конго в этой роли встречались и другие, но тоже маленькие животные — изящная антилопа кабулуку, жаба, игуана и т. п.

Другая группа сказок о животных — сказки этиологические. Они объясняют происхождение отдельных черт животных, особенностей их строения, поведения, образа жизни: почему паук ткет паутину (ашанти, балуба), почему у лягушки нет хвоста (ашанти), почему черепаха носит панцирь и почему на шкуре леопарда пятна, почему крокодил не ест кур, почему игуана живет в воде, почему ласточка живет в небе (балуба), почему курица и ястреб враждуют (бакуба), почему у краба нет шеи (баконго) и т. п.

Вероятно, переходные формы от мифологических сказок к волшебным представляют собой героический и мифологический (менее развитый) эпос, или «богатырская сказка». Героический эпос сложился не у всех народов Африки, а прежде всего у народов, достигших достаточно высокого уровня социального развития. Примером такого эпоса может служить, например, сказание малинке о Сундиате. Другое направление развития — «богатырская сказка». Такие сказки есть, в частности, у кикуйю и балуба. Частный сюжет «богатырской сказки» — борьба с чудовищем за освобождение народа. Для героя характерны чудесное рождение (герой говорит во чреве матери, рождается с амулетом на шее, из нарыва на ноге матери и т. п.), чудесный рост (мать отлучилась на минуту от новорожденного, а, возвратившись, застала уже взрослого мужчину), сверхчеловеческие сила, ум, ловкость, благодаря которым герой убивает чудовище и освобождает проглоченных. Таковы герои Бокеньяне у ронга, Литаолане и Дитаолане у басуто, Иньянья у бангала, Судика-Мбамби у балунда и др.

Среди сказок о людях большую группу составляют не столько сказки в обыденном понимании, сколько притчи, басни, бытовые истории. Они рассказывают о самых разных жизненных ситуациях: о супружеских отношениях, об охоте, о материнской любви, об опасностях, которые подстерегают человека на жизненном пути… Эти сказки рассказывались как были, все они несли четкую нравоучительную нагрузку.

Этот жанр более развит у народов, находившихся под влиянием арабоязычной культуры (сомали, суахили, хауса, амхара). У других народов развитые образцы этого жанра соответствуют стадии развития африканского традиционного фольклора. Подобные тексты часто выглядят как переходные фцрмы от животной триктерской сказки к анекдотической (у ашанти, суахили), от сказки, выглядящей скорее как иллюстрация какого-либо поучения, заключенного в пословице-концовке, к собственно басне (у баганда, сомали).

Африканские сказки, особенно сказки о животных, давно хорошо известны далеко за пределами Африки. Это духовное богатство африканских народов было перенесено невольниками за океан. Оно породило богатый и разнообразный фольклор американских негров. В пересказе американского писателя Джоэля Чендрика Харриса африканские «Сказки дядюшки Римуса» стали популярны во многих странах мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.019 с.)