Лексика и фразеология. Вопрос о лексико-фразеологической системе языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексика и фразеология. Вопрос о лексико-фразеологической системе языка



Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав; словарный состав отдельных пластов языка (обиходно-бытовая лексика, научно-техническая лексика); словарный запас отдельного человека.

Фразеология – совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку; раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

Лексико-фразеологическая система языка – как система этот уровень представляет целостность, состоящий из компонентов: слова и фразеологизма, образующих организованное, упорядоченное множество единиц, соотнесенных и в то же время противопоставленных по значению и строению. ЛФС включает три подуровня:

1) эпидигматика

2) парадигматика

3) синтагматика

Эпидигматика (термин Шмелёва) (греч.epidosis «приращение, прирост») – это исторически сложившая семантическая производность слова. Она устанавливает деривационные (производные) внутрисловные зависимости значений в структуре многозначного слова, а также отграничивает одно значение от другого.

Например, прилагательное «зеленый» – многозначное, значения самостоятельны, но в то же время объединены между собой общей семой.

Парадигматика определяется выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок. Единицей парадигматики является парадигма. Парадигма – это совокупность слов и/или фразеологизмов, которые сгруппированы на основе интегрального (объединяющего) компонента значения и разграничены на основе дифференциальных (отличительных) компонентов значения.

Синтагматика – анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике. Синтагма – последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи (например, определительной) (в понимании Ф. де Соссюра).

Слово как основная единица языка. Формальная и содержательная сторона слова. Проблема научного определения слова

Слово (по Шанскому) – лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением лексико-грамматической отнесённостью и непроницаемостью.

Признаки слова:

·номинативность

·информативность

·индивидуальность лексического значения

·материальность

·воспроизводимость

·структурная цельнооформленность

Слово состоит из формальной стороны (материальная сторона) и содержательной стороны (слово имеет определённое значение, выражаемый данным звуковым комплексом смысл). Слово – основная номинативная и когнитивная единица языка, служащая для наименования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах, отношениях.

Связь формы и содержания проявляется в том, что изменения формы всегда влечет за собой изменение содержания. Варианты слова – изменение форма слова (матрас-матрац). Словоформы – изменение грамматического значения (дом-доме). Лексема – слово в совокупности его форм и значений.

Проблема научного определения:

1. очень много языков (~2500), следоват., разных слов

2. даже внутри одного языка слова внешне различны (по звук.составу, грамм.свойствам, хар-ру значения)

3. слово многоаспектно (у каждой науки свой интерес к слову)

4. уже существует множество определений

5. слово наиболее отчётливо выделяется всеми говорящими

6. разнообразие этих определений породили даже сомнения в возможности и целесообразности определения слова вообще

В РЯ слова могут отличаться по структуре, по функциям (могут называть предмет или выражать эмоции), есть слова членимые на морфемы и не членимые.

Тождество и отдельность слова. Понятие о лексеме, словоформах, вариантах слова

Проблема тождества заключается в выяснении того, одно и то же слово повторяется в различных контекстах (в речи) или это разные слова, то есть в отождествлении различных случаев варьирования ПВ (плана выражения) или ПС (плана содержания) слова.

В связи с изменением звуковой оболочки (ПВ) слова или его смысла (ПС) вопрос о тождестве слова встает в двух случаях. Во-первых, когда речь идет о разграничении словоизменения (изменения грамматической формы слова) и словообразования (образования новых слов), иными словами – об отличии форм одного и того же слова от однокоренных слов (дом, дома, домик). Грамматическое варьирование не нарушает тождества слова, так как не меняет его смысла – меняется только грамматическое значение (дом, в доме, дома, из домов). Словообразование потому так и называется, что является образованием других слов с другим лексическим значением, тут тождество нарушается и на формальном уровне: другая основа, другая структура, другой состав морфем (дом – домик, дом – домашний).

Во-вторых, когда речь идет о разграничении разных значений одного слова и разных значений совпадающих в написании/произношении слов, иными словами – об отличии многозначного слова от омонимов (свет луны-свет любви, высший свет). Многозначность не нарушает тождества слова, так как все значения тесно друг с другом связаны, в них обязательно есть что-то общее. Значения слов-омонимов не связаны друг с другом (свет луны – «лучи, сияние» и высший свет – «привилегированный круг людей»).

Проблема тождества, таким образом, касается слова как элемента языковой системы, его отношения к другим словам, то есть как слова-ономатемы.

Проблема отдельности состоит в поисках критериев, позволяющих отличить целое слово от его части (морфемы) или сочетания двух или нескольких слов (словосочетания) в потоке речи, то есть в определении границ слова. Проблема отдельности слова – проблема речевая (вычленения слова в потоке речи). По отношению к языку эта проблема выступает уже как проблема самостоятельности слова: почему эта единица является самостоятельным (отдельным) словом, а не частью слова (морфемой)? Вычленить отдельное слово в потоке речи нам позволяет знание основных его признаков:

- идиоматичности (единства звучания и значения) – слыхали ль вы/слыхали львы

- фонетической и грамматической цельнооформленности (непроницаемости) – ударить всердцах/в наших сердцах

- одноударности (тяжело раненные бойцы/привезли тяжелораненых)

Критерии отдельности – семантический, структурно-грамматический, фонетический и (не всегда) графический (раздельное написание). Проблема отдельности касается слова как элемента речи, словосочетания, то есть как слово-синтагма.

Лексема (лексическое слово) – это знаменательное слово, которое указывает на предметы и явления и обозначает понятия о них. Лексема способна выступать членом предложения и образовывать предложения. Может быть простой (лексема - слово) и составной (лексема - составное наименование, например: железная дорога, дом отдыха)

Словоформа фиксирует все семантические характеристики лексемы и включает еще грамматическое словоизменительное значение (значения категории падежа, числа и т. п.), которые в русском языке фиксируются с помощью специальной грамматической морфемы – флексии (окончания).

Варианты слова – это видоизменения слова, отличающиеся друг от друга в каком-либо отношении при сохранении тождественного морфемного состава.

Акцентологические – видоизменения, различающиеся только ударением (бАржа-баржА, одноврЕменно-одновремЕнно)

Морфологические (грамматические) – видоизменения, различающиеся системой окончаний, что часто связано с формой рода (жираф-жирафа, манжет-манжета, парафраз-парафраза)

Орфоэпические – различное произношение слов, не получающее отражения на письме

Семантические – различные значения многозначного слова (холодный ветер, холодный костюм, холодный подвал, холодный чай)

Словообразовательные – видоизменения, связанные с заменой морфем (межведомственный- междуведомственный, межвидовой-междувидовой; двукратный-двухкратный, двусоставный-двухсоставный)

Фонетические (фонематические) – видоизменения звуковой стороны слова, различия в составе фонем, не связанные с морфологическими чередованиями и парадигматическими изменениями слова (калоша-галоша, крынка-кринка, ноль-нуль, тоннель-туннель)

Лексическое значение слова. Лексическое, грамматическое и словообразовательное значение. Факторы, формирующие значение слова. Структура лексического значения слова

Лексическое значение слова – его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической сис-мы словаря этого языка.

Свойства слова:

1. наличие формы (варианты слова, словоформы)

2. лексическое значение

3. грамматическое значение

4. словообразовательное значение

5. сферы употребления (лит.яз, просторечие и т.д)

6. стилистическая окраска (книжная, разг)

7. эмоционально-экспрессивная окраска

8. историко-временная отнесенность

Структура ЛЗ слова:

Слово=форма+содержание (=ЛЗ+ГЗ+Сл.З)

ЛЗ=ДЗ+КЗ (добавочное, сопутствующее)

Денотативное значение слова (называется, обозначается) принадлежит самому объекту наименования.

- денотат (та реалия,которая обозначается словом)

- cигнификат (представление о предмете)

Коннотативное значение слова (дополнительное)

- cтилистическая окраска (принадлежность слова к определённому стилю речи – разговорный,книжный,нейтральный)

- оценочное значение (в значении слова может обозначаться не только именованием объекта, но и выраженным отношением к этому объекту)

- эмоционально-экспрессивная окраска (субъективное отношение говорящего)

В основе ЛЗ лежит понятие слова. Понятие – определение класса предметов в виде набора признаков, которые, с одной стороны, объединяют предмет, а с другой различают.

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах. Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.

Грамматическое и лексическое значения представляют собой основные виды плана содержания языковых единиц. В слове они выступают в единстве, а для некоторых разрядов слов попросту нерасчленимы.

Словообразовательное значение — это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами.

Анализ ЛЗ слова пот элементам называют компонентным (семным: сема – элемент значения).

Факторы:

1. внеязыковые

· сама действительность (свойства, признаки самих предметов; особенно ярко это проявляется у мотивированных слов и слов с яркой внутренней формой – кукушка/булькать, иностранец, стрелять)

· работа человеческого сознания (знания о действительности – громоотвод)

2. языковые

·частеречная отнесённость слова (красный-краснеть-краснота)

·влияние грамматических категорий (принеси бумагу-бумаги, сложный выбор-все на выборы)

·влияние лексико-фразеологической сис-мы

o синтагматические отношения

o парадигматические отношения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.019 с.)