Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексика и фразеология. Вопрос о лексико-фразеологической системе языка
Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав; словарный состав отдельных пластов языка (обиходно-бытовая лексика, научно-техническая лексика); словарный запас отдельного человека. Фразеология – совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку; раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Лексико-фразеологическая система языка – как система этот уровень представляет целостность, состоящий из компонентов: слова и фразеологизма, образующих организованное, упорядоченное множество единиц, соотнесенных и в то же время противопоставленных по значению и строению. ЛФС включает три подуровня: 1) эпидигматика 2) парадигматика 3) синтагматика Эпидигматика (термин Шмелёва) (греч.epidosis «приращение, прирост») – это исторически сложившая семантическая производность слова. Она устанавливает деривационные (производные) внутрисловные зависимости значений в структуре многозначного слова, а также отграничивает одно значение от другого. Например, прилагательное «зеленый» – многозначное, значения самостоятельны, но в то же время объединены между собой общей семой. Парадигматика определяется выделением и противопоставлением двух типов отношений между элементами и/или единицами языка – парадигматических и синтагматических; раздел науки о языке, занимающийся парадигматическими отношениями, их классификацией, определением области их действия и т.п.; противопоставляется синтагматике по типу изучаемых отношений и их группировок. Единицей парадигматики является парадигма. Парадигма – это совокупность слов и/или фразеологизмов, которые сгруппированы на основе интегрального (объединяющего) компонента значения и разграничены на основе дифференциальных (отличительных) компонентов значения. Синтагматика – анализ особых – синтагматических – отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в реальном потоке речи или в тексте; этот аспект изучения языка противопоставляется парадигматике. Синтагма – последовательность двух (или более) языковых единиц (морфем, слов, словосочетаний, предложений), соединенных определенным типом связи (например, определительной) (в понимании Ф. де Соссюра).
Слово как основная единица языка. Формальная и содержательная сторона слова. Проблема научного определения слова Слово (по Шанскому) – лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением лексико-грамматической отнесённостью и непроницаемостью. Признаки слова: ·номинативность ·информативность ·индивидуальность лексического значения ·материальность ·воспроизводимость ·структурная цельнооформленность Слово состоит из формальной стороны (материальная сторона) и содержательной стороны (слово имеет определённое значение, выражаемый данным звуковым комплексом смысл). Слово – основная номинативная и когнитивная единица языка, служащая для наименования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах, отношениях. Связь формы и содержания проявляется в том, что изменения формы всегда влечет за собой изменение содержания. Варианты слова – изменение форма слова (матрас-матрац). Словоформы – изменение грамматического значения (дом-доме). Лексема – слово в совокупности его форм и значений. Проблема научного определения: 1. очень много языков (~2500), следоват., разных слов 2. даже внутри одного языка слова внешне различны (по звук.составу, грамм.свойствам, хар-ру значения) 3. слово многоаспектно (у каждой науки свой интерес к слову) 4. уже существует множество определений 5. слово наиболее отчётливо выделяется всеми говорящими 6. разнообразие этих определений породили даже сомнения в возможности и целесообразности определения слова вообще В РЯ слова могут отличаться по структуре, по функциям (могут называть предмет или выражать эмоции), есть слова членимые на морфемы и не членимые. Тождество и отдельность слова. Понятие о лексеме, словоформах, вариантах слова Проблема тождества заключается в выяснении того, одно и то же слово повторяется в различных контекстах (в речи) или это разные слова, то есть в отождествлении различных случаев варьирования ПВ (плана выражения) или ПС (плана содержания) слова.
В связи с изменением звуковой оболочки (ПВ) слова или его смысла (ПС) вопрос о тождестве слова встает в двух случаях. Во-первых, когда речь идет о разграничении словоизменения (изменения грамматической формы слова) и словообразования (образования новых слов), иными словами – об отличии форм одного и того же слова от однокоренных слов (дом, дома, домик). Грамматическое варьирование не нарушает тождества слова, так как не меняет его смысла – меняется только грамматическое значение (дом, в доме, дома, из домов). Словообразование потому так и называется, что является образованием других слов с другим лексическим значением, тут тождество нарушается и на формальном уровне: другая основа, другая структура, другой состав морфем (дом – домик, дом – домашний). Во-вторых, когда речь идет о разграничении разных значений одного слова и разных значений совпадающих в написании/произношении слов, иными словами – об отличии многозначного слова от омонимов (свет луны-свет любви, высший свет). Многозначность не нарушает тождества слова, так как все значения тесно друг с другом связаны, в них обязательно есть что-то общее. Значения слов-омонимов не связаны друг с другом (свет луны – «лучи, сияние» и высший свет – «привилегированный круг людей»). Проблема тождества, таким образом, касается слова как элемента языковой системы, его отношения к другим словам, то есть как слова-ономатемы. Проблема отдельности состоит в поисках критериев, позволяющих отличить целое слово от его части (морфемы) или сочетания двух или нескольких слов (словосочетания) в потоке речи, то есть в определении границ слова. Проблема отдельности слова – проблема речевая (вычленения слова в потоке речи). По отношению к языку эта проблема выступает уже как проблема самостоятельности слова: почему эта единица является самостоятельным (отдельным) словом, а не частью слова (морфемой)? Вычленить отдельное слово в потоке речи нам позволяет знание основных его признаков: - идиоматичности (единства звучания и значения) – слыхали ль вы/слыхали львы - фонетической и грамматической цельнооформленности (непроницаемости) – ударить всердцах/в наших сердцах - одноударности (тяжело раненные бойцы/привезли тяжелораненых) Критерии отдельности – семантический, структурно-грамматический, фонетический и (не всегда) графический (раздельное написание). Проблема отдельности касается слова как элемента речи, словосочетания, то есть как слово-синтагма. Лексема (лексическое слово) – это знаменательное слово, которое указывает на предметы и явления и обозначает понятия о них. Лексема способна выступать членом предложения и образовывать предложения. Может быть простой (лексема - слово) и составной (лексема - составное наименование, например: железная дорога, дом отдыха) Словоформа фиксирует все семантические характеристики лексемы и включает еще грамматическое словоизменительное значение (значения категории падежа, числа и т. п.), которые в русском языке фиксируются с помощью специальной грамматической морфемы – флексии (окончания). Варианты слова – это видоизменения слова, отличающиеся друг от друга в каком-либо отношении при сохранении тождественного морфемного состава.
Акцентологические – видоизменения, различающиеся только ударением (бАржа-баржА, одноврЕменно-одновремЕнно) Морфологические (грамматические) – видоизменения, различающиеся системой окончаний, что часто связано с формой рода (жираф-жирафа, манжет-манжета, парафраз-парафраза) Орфоэпические – различное произношение слов, не получающее отражения на письме Семантические – различные значения многозначного слова (холодный ветер, холодный костюм, холодный подвал, холодный чай) Словообразовательные – видоизменения, связанные с заменой морфем (межведомственный- междуведомственный, межвидовой-междувидовой; двукратный-двухкратный, двусоставный-двухсоставный) Фонетические (фонематические) – видоизменения звуковой стороны слова, различия в составе фонем, не связанные с морфологическими чередованиями и парадигматическими изменениями слова (калоша-галоша, крынка-кринка, ноль-нуль, тоннель-туннель) Лексическое значение слова. Лексическое, грамматическое и словообразовательное значение. Факторы, формирующие значение слова. Структура лексического значения слова Лексическое значение слова – его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической сис-мы словаря этого языка. Свойства слова: 1. наличие формы (варианты слова, словоформы) 2. лексическое значение 3. грамматическое значение 4. словообразовательное значение 5. сферы употребления (лит.яз, просторечие и т.д) 6. стилистическая окраска (книжная, разг) 7. эмоционально-экспрессивная окраска 8. историко-временная отнесенность Структура ЛЗ слова: Слово=форма+содержание (=ЛЗ+ГЗ+Сл.З) ЛЗ=ДЗ+КЗ (добавочное, сопутствующее) Денотативное значение слова (называется, обозначается) принадлежит самому объекту наименования. - денотат (та реалия,которая обозначается словом) - cигнификат (представление о предмете) Коннотативное значение слова (дополнительное) - cтилистическая окраска (принадлежность слова к определённому стилю речи – разговорный,книжный,нейтральный) - оценочное значение (в значении слова может обозначаться не только именованием объекта, но и выраженным отношением к этому объекту) - эмоционально-экспрессивная окраска (субъективное отношение говорящего) В основе ЛЗ лежит понятие слова. Понятие – определение класса предметов в виде набора признаков, которые, с одной стороны, объединяют предмет, а с другой различают.
Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах. Материальным выражением грамматического значения является грамматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с помощью служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации. Грамматическое и лексическое значения представляют собой основные виды плана содержания языковых единиц. В слове они выступают в единстве, а для некоторых разрядов слов попросту нерасчленимы. Словообразовательное значение — это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами. Анализ ЛЗ слова пот элементам называют компонентным (семным: сема – элемент значения). Факторы: 1. внеязыковые · сама действительность (свойства, признаки самих предметов; особенно ярко это проявляется у мотивированных слов и слов с яркой внутренней формой – кукушка/булькать, иностранец, стрелять) · работа человеческого сознания (знания о действительности – громоотвод) 2. языковые ·частеречная отнесённость слова (красный-краснеть-краснота) ·влияние грамматических категорий (принеси бумагу-бумаги, сложный выбор-все на выборы) ·влияние лексико-фразеологической сис-мы o синтагматические отношения o парадигматические отношения
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.019 с.) |