Раздел 2. Ключевые инициативы банка России по развитию конкуренции на финансовом рынке в 2020 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Ключевые инициативы банка России по развитию конкуренции на финансовом рынке в 2020 году



В связи с распространением пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году Банком России и Правительством Российской Федерации был предпринят ряд антикризисных мер, которые способствовали сохранению устойчивости финансовой системы[56], что позволило не допустить существенного ухудшения состояния конкурентной среды. Финансовая система, которая обычно первой принимает на себя удар кризиса, в этот раз, напротив, стала опорой для пострадавшего от пандемии реального сектора экономики. Временный характер основной части мер позволил поддержать конкурентоспособность участников рынка, не ограничивая стимулы к конкуренции.

Кроме того, в 2020 году Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации продолжил ранее запланированную работу по созданию благоприятной конкурентной среды на финансовом рынке по следующим направлениям:

снижение барьеров для потребителей и поставщиков финансовых услуг;

обеспечение конкурентного доступа для участников финансового рынка;

недопущение антиконкурентных нарушений в отношении потребителей финансовых услуг;

обеспечение сбалансированной структуры финансового рынка.

Так, в 2020 году продолжилась реализация дорожной карты по развитию конкуренции на 2018 – 2020 годы[57] и дорожной карты по реализации Основных направлений развития финансового рынка на 2019 – 2021 годы[58]. По итогам 2020 года запланированные мероприятия на финансовом рынке, в которых участвует Банк России, выполнены либо находятся в высокой степени готовности. Кроме того, реализован ряд иных мер, способствующих формированию благоприятной конкурентной среды на финансовом рынке.

В 2020 году были приняты подготовленные при участии Банка России законы[59], которые обеспечивают деятельность специализированных финансовых платформ (маркетплейсов), позволяющих потребителям в любое время заключать с различными финансовыми организациями сделки по предоставлению банковских и иных услуг финансового характера вне зависимости от места нахождения клиентов, что будет способствовать развитию конкуренции за счет снижения барьеров и оптимизации финансовых сервисов.

Продолжилось развитие запущенной Банком России в 2019 году Системы быстрых платежей (далее – СБП), которая ранее предоставила гражданам возможность осуществлять переводы в пользу физических лиц в любой банк-участник системы по номеру мобильного телефона, а также в пользу юридических лиц.

В 2020 году в рамках СБП получил развитие сервис оплаты товаров и услуг, в том числе с помощью QR-кодов, обеспечивая снижение издержек торговых предприятий на прием безналичных платежей в 2,5-3 раза по сравнению с расходами на эквайринг. Кроме этого, было успешно протестировано мобильное приложение СБПэй, позволяющее клиентам банков оплачивать покупки через систему. В СБП также были внедрены переводы от компаний в пользу своих клиентов (от юридических лиц физическим), а также сервис pull-переводов, который позволяет запрашивать средства для перевода с собственных счетов в разных банках.

Ключевым результатом запуска и развития СБП стало усиление конкуренции не только на внутрисетевом, но и на межсетевом уровне, предоставляя банкам и потребителям дополнительный к «карточным» платежным системам способ осуществления платежей и переводов.

В 2020 году была запущена инфраструктура «Цифрового профиля», который обеспечивает удобный, безопасный и быстрый обмен данными между гражданами, государством и бизнесом в режиме онлайн в формате «одного окна».

Использование Цифрового профиля для дистанционного предоставления услуг гражданам в 2020 году обеспечили 19 банков и три страховые организации (получение данных происходит исключительно с согласия клиентов, которые хранятся в специальном реестре согласий).

Принят закон[60], который значительно расширяет возможности удаленной биометрической идентификации через Единую биометрическую систему (далее – ЕБС), обеспечивая получение ЕБС статуса государственной информационной системы, оказание посредством ее не только финансовых, но и государственных и иных услуг, а также возможность сдачи биометрических данных в МФЦ.

В 2020 году вступил в силу закон об отмене «банковского роуминга»[61] – географической дискриминации потребителя в сфере переводов. Закон ввел для кредитных организаций запрет на установление различного размера комиссионного вознаграждения за переводы денежных средств между банковскими счетами физических лиц внутри одной кредитной организации в зависимости от того, открыты эти счета в одном или разных ее обособленных подразделениях (внутренних структурных подразделениях).

В целях соблюдения интересов всех категорий потребителей услуг центрального депозитария и предоставления им дополнительных гарантий участия в деятельности комитета, в порядок формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в 2020 году были внесены изменения[62], предусматривающие:

- отложенное (на шесть месяцев) вступление в силу тарифов на услуги центрального депозитария, утвержденных его советом директоров (наблюдательным советом), если они не были согласованы указанным комитетом;

- согласование с федеральным антимонопольным органом утверждаемых Банком России дополнительных требований к порядку формирования этого комитета.

В банковском секторе для создания благоприятной конкурентной среды в 2020 году Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации также продолжил работу по обеспечению конкурентного доступа кредитных организаций к публичным финансовым ресурсам, что предусматривает переход к отбору банков на основании уровня кредитного рейтинга и отказ от использования размера собственных средств (капитала) в качестве критерия допуска[63].

Использование кредитного рейтинга в качестве критерия призвано обеспечить конкурентный доступ финансово устойчивых банков, в том числе средних и малых, к привлечению средств государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций и др. (соответствующие инициативы, отражающие такой подход при размещении средств, приняты Государственной Думой в первом чтении 06.04.2021[64]).

В рамках пропорционального регулирования банковской деятельности в 2020 году Банком России было отменено разделение заемщиков на «профильных» и «непрофильных» путем исключения норм о применении банками с базовой лицензией повышенного коэффициента 2 по требованиям к «непрофильным» заемщикам в целях расчета нормативов концентрации риска[65].

В страховом секторе Банком России в 2020 году также была продолжена работа по выравниванию конкурентной среды посредством повышения прозрачности оказания услуг и выстраивания оптимального рыночного равновесия.

Так, в конце августа произошла индивидуализация страховых тарифов по ОСАГО: вступили в силу изменения в законодательство, позволяющие компаниям в дополнение к установленным законодательно факторам риска самостоятельно определять и использовать при тарификации по ОСАГО[66] собственный набор факторов риска на основании статистики влияния факторов на аварийность. Таким образом, существенно возросла возможность индивидуализации страхового тарифа в зависимости от рисковых характеристик страхователя. Вместе с тем был установлен перечень факторов, применение которых не допускается при установлении тарифов[67]. Результатом индивидуализации тарифа стал рост дифференциации стоимости полиса, при этом «аккуратные» водители стали платить меньше.

Отменен запрет деятельности страховых агентов, страховых брокеров в сети интернет, закреплена возможность оказания ими услуг от имени и за счет страховщика, связанных с добровольным страхованием и ОСАГО, в электронной форме[68], а также внедрена возможность для страхователей приобретать полисы е-ОСАГО не только на сайте страховой компании, но и через страховых агентов, страховых брокеров, а также маркетплейсы.

В рамках развития конкуренции Банком России на финансовом рынке также активно используется инструментарий «мягкого регулирования» путем издания и опубликования информационных писем. В частности, в 2020 году были опубликованы:

- совместные рекомендации Банка России и ФАС России по вопросам профессиональной этики специалистов финансового рынка, направленные на недопущение недобросовестного поведения финансовых организаций в отношении конкурентов и потребителей[69];

рекомендации профессиональным участникам рынка ценных бумаг и банкам, которые выступают их агентами, не продавать до введения обязательного тестирования сложные и рискованные финансовые инструменты неквалифицированным розничным инвесторам, не имеющим достаточного опыта работы с такими инструментами (для предотвращения недобросовестных действий участников финансового рынка и снижения доверия к ним со стороны потребителей финансовых услуг)[70].


[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 № 2094 «О соглашениях между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости»

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 2065 «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств -участников соглашений о Таможенном союзе»

[3]Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов / Минэкономразвития России [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/eb793522a934fad1e8c34b61fa0bba70/scenarnye_usloviya_2022.pdf

[4] Исследование «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии» / Центр подготовки РЦТ ВШГУ РАНХиГС [Электронный ресурс] // URL: https://cdto.ranepa.ru/digital_turn_research

[5] Там же.

[6] Исследование «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии» / Центр подготовки РЦТ ВШГУ РАНХиГС [Электронный ресурс] // URL: https://cdto.ranepa.ru/digital_turn_research

[7] Исследование ВЦИОМ «Бизнес в России: взгляд изнутри» [Электронный ресурс] // URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri

[8] Информация, размещенная на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации
«О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/msp_covid_19.html

[9] Информационное сообщение, статья о послании Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] // URL:https://tass.ru/ekonomika/11299735

[10] Доклад Оренбургской области о состоянии и развитии конкурентной среды на товарных рынках Оренбургской области в 2020 году

[11] Бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о развитии конкуренции №33 «Антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды».

[12] Официальный сайт Банка России: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 09.03.2022, информация за период I-III кв. 2020 г.).

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Официальный сайт Банка России: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 09.03.2022, информация за период I-III кв. 2020 г.).

[17] Там же.

[18] Подпункт 2 пункта 3 плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р.

[19] Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», приказ Минздрава России от 29.12.2020 № 1397н «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения».

[20] Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[21] Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

[22] Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 527-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи», Постановление Правительства РФ от 27 мая 2019 г. № 665 «О внесении изменения в «Правила оказания услуг телефонной связи».

[23] Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

[24] Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».

[25] Федеральный закон от 06.02.2020 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О центральном депозитарии».

[26] Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771

[27] постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2020 № 1541 и приказ ФАС России от 09.09.2020 № 820/20

[28] Индекс продовольственных цен ФАО (ИПЦФ) отражает ежемесячное движение международных цен корзины продовольственных товаров. Он формируется на основе средних значений индексов цен на пять товарных групп (зерновые, растительное масло, молочная продукция, мясо, сахар) скорректированных с учетом средней доли каждой такой группы в объеме экспорта в период 2014–2016 годов.

[29] http://www.fao.org/worldfoodsituation/foodpricesindex/ru/

[30] В феврале 2021 года агрегатор «Яндекс.Такси» объявил о покупке активов агрегатора Fasten CY Limited. Таким образом, указанная сделка могла негативно сказаться на уровне конкуренции на рынке агрегаторов и привести к созданию на нем доминирующего субъекта – агрегатора «Яндекс.Такси».

[31] https://br.fas.gov.ru/cases/28df6ff0-bcdd-449e-8909-0d9c66700f0d/

[32] https://br.fas.gov.ru/cases/ffe2d473-03f6-4c98-81f2-dccc214696aa/

[33] Здесь и далее в разделе для проведения соответствующих расчетов использовались данные, представленные Центральным банком Российской Федерации.

[34] https://fas.gov.ru/pages/vazhnaya-informacziya/standart-razvitiya-konkurenczii/vnedrenie-standarta-razvitiya-konkurenczii.html

 

[35] Данные представлены в соответствии с приказом ФАС России от 09.11.2020 № 1088/20 «О ведомственной периодической отчетности территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы»

 

[36] Математическая модель анализа больших данных, содержащихся в ЕИС и закрытой части ЭТП, для оценки вероятности заключения хозяйствующими субъектами-участниками торгов антиконкурентного соглашения.

[37] Положение Банка России от 06.07.2017 № 595-П «О платежной системе Банка России»

[38] В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, данные на 1 января 2020 года должны были быть представлены Росстатом пользователям 31 марта 2021 года.

 

[39] С 2021 года федеральный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» носит название «Содействие занятости»

[40] С 2021 года реализация мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» осуществляется в рамках федерального проекта «Современная школа» НПО

[41] Статья 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[42] Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд».

[43] «Платежи и переводы», «Кредитование», «Привлечение», «Инвестиционные услуги» и «Страхование».

[44] Платежная система с четырехсторонней моделью расчетов включает эмитентов и эквайеров, функции которых выполняются кредитными организациями, а также держателей карт и торгово-сервисные предприятия, которые выступают в качестве потребителей безналичных платежей.

[45] Здесь и далее в отношении кредитных организаций приведены результаты расчетов по данным отчетности кредитных организаций с собственными средствами более 1 млрд руб., сгруппированных с учетом банковских групп.

[46] Понимаются карты, с использованием которых в IV квартале 2020 года была совершена хотя бы одна операция (снятие наличных денег, оплата товаров и услуг, таможенный платеж, другие безналичные операции).

[47] Данный показатель включает в себя не только межбанковские переводы, но и карточные операции, затрагивающие счет банковской карты, в том числе списание банком комиссии за пользование картой и переводы между счетами одного клиента внутри банка.

[48] Для расчета показателей по продуктовому сегменту «Привлечение» используются данные остатков по счетам на конец отчетного периода, а для сегмента «Кредитование» – объем кредитования за период в целом.

[49] Лидером федерального уровня признается финансовая организация (кредитная или страховая организация (группа) соответственно), соответствующая двум критериям: она входит в состав лидеров (согласно методике расчета индекса Линда) более чем в половине субъектов Российской Федерации и ее совокупная доля на федеральном рынке превышает 10%.

[50] Малое количество участников рынка – менее восьми финансовых организаций в регионе (согласно текущей методологии в таком случае точность используемых в данном обзоре индексов снижается, в связи с чем для таких рынков эти индексы не рассчитываются).

[51] С учетом того, что анализ проводился по банковским группам, под Банк ВТБ (ПАО) понимается его группа, в которую входит и АО «Почта Банк».

[52] Под привлеченными средствами государственных организаций понимаются средства федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, прочие бюджетные средства, внебюджетные средства и средства государственных организаций.

[53] Показатели ООО «УК ФКБС» не учитывались в силу специфики деятельности.

[54] Под оборотом понимается объем сделок купли-продажи и РЕПО с ценными бумагами, осуществляемых на биржевом и внебиржевом рынках с учетом консолидации в группы.

[55] Для данного сегмента (за исключением «Страхования жизни заемщиков») приведены результаты расчетов по страховым организациям, сгруппированным с учетом групп, головные компании которых вынесены на рисунки 7 – 9.

[56] Полный перечень мер Банка России представлен на официальном сайте Банка России (http://www.cbr.ru/vfs/finstab/plan_limit_covid.pdf).

[57] План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р).

[58] План мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 – 2021 годов (утвержден в 2019 году).

[59] Федеральный закон от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» и Федеральный закон от 20.07.2020 № 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы».

[60] Федеральный закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[61] Федеральный закон от 16.12.2019 № 434-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

[62] Федеральный закон от 06.02.2020 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О центральном депозитарии».

[63] Который при этом может использоваться при расчете лимитов денежных средств, размещаемых в одной кредитной организации.

[64] Проект федерального закона №1046569-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств».

[65] Указание Банка России от 22.04.2020 № 5450‑У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 6 декабря 2017 года № 183‑И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией».

[66] Федеральный закон от 25.05.2020 № 161‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

[67] Указание Банка России от 28.07.2020 № 5515‑У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

[68] Федеральный закон от 24.04.2020 № 149‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[69] Совместное информационное письмо ФАС России и Банка России от 25.12.2020                                                                   № АК/114267/20 / ИН-06-52/182 «О рекомендациях по вопросам профессиональной этики специалистов финансового рынка».

[70] Информационное письмо Банка России от 15.12.2020 № ИН-01-59/174 «О недопустимости предложения сложных инвестиционных продуктов неквалифицированным инвесторам».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.052 с.)