Мероприятия, реализованные Минэнерго России по развитию              конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мероприятия, реализованные Минэнерго России по развитию              конкуренции



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы» реализованы следующие мероприятия.

Электроэнергетика

Приняты решения по увеличению с 4 до 6 лет срока отбора мощности на конкурентном отборе мощности и повышению его эффективности.

Внедрены конкурентные способы отбора проектов модернизации тепловых генерирующих объектов энергетики (постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 № 43).

Внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие деятельность в области электроэнергетики, в части присоединения технологически изолированных электроэнергетических систем (энергорайонов) к Единой энергетической системе России (Федеральный закон от 29.06.2018                № 172-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе» и постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2018 № 1496 «О вопросах присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Внедрен механизм технологически нейтральных конкурсных отборов проектов в сфере использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 1298).

Проведены конкурсные отборы проектов в области модернизации объектов тепловой генерации и в области возобновляемой энергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности, при этом высокий интерес участников данным отборам и наличие конкуренции по уровню заявляемых инвесторами предельных капитальных затрат для реализации таких проектов привели к существенному снижению итоговых значений капитальных затрат, сформированных по итогам отборов.

Газоснабжение

Минэнерго России в качестве ответственного исполнителя по пункту 10 раздела IX плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере газоснабжения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р, письмом от 19 июня 2020 г. № АН-6993/05 направило в Правительство Российской Федерации доклад о результатах мониторинга реализованных мероприятий по организованной торговле природным газом.

Угольная отрасль

Минэнерго России совместно с регуляторами и участниками рынка                 в 2020 году продолжило работу по реализации плана мероприятий «дорожной карты» (раздел ХI. «Угольная промышленность»), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты» по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 – 2020 годы)» (далее − «дорожная карта») в части создания нормативной правовой основы для регулирования вопросов обеспечения потребности в качественном угле и продуктах его переработки, при условии их ценовой доступности.

Во исполнение п. 1 раздела ХI. «Угольная промышленность» Минэнерго России рекомендовано угольным компаниям в соответствии с Положением о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 № 623 (далее − Положение), направлять необходимые сведения на регистрацию  в АО «СПбМТСБ».

С целью повышения качества сведений о заключенных внебиржевых договорах и обеспечения репрезентативности, формируемых региональных и территориальных индексов цен внебиржевого сегмента угля, Минэнерго России осуществляет мониторинг соблюдения угольными компаниями предоставления указанной информации согласно требованиям Положения, а также правил и форматов, разработанных АО «СПбМТСБ».

Минэнерго России в случае ненадлежащего соблюдения угольными компаниями условий направления на регистрацию информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах на поставку угля, по представлению АО «СПбМТСБ», уведомляет их руководителей об установленных штрафных санкциях в части административных правонарушений согласно части 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации.

В 2020 году в реестр, формируемый АО «СПбМТСБ», включены сведения о заключенных внебиржевых договорах на поставку угля, предоставленные 118 угольными компаниями. За счет увеличения количества угольных компаний, осуществляющих регистрацию внебиржевых договоров на поставку угля на внутренний рынок (более 100) и на экспорт (более 50) обеспечена репрезентативность внебиржевых индексов цен на уголь, рассчитываемых АО «СПбМТСБ» на тонну условного топлива (7000 ккал/тонну). Указанные значения ценовых индексов угля находятся в открытом доступе на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в сети «Интернет».

Ежеквартально Минэнерго России направляет доклад в Правительство Российской Федерации о состоянии и проблематике прохождения угольными компаниями регистрации сведений по заключенным внебиржевым договорам на поставку угля с приложением индексов цен внебиржевого рынка угля, рассчитываемых АО «СПбМТСБ».

В соответствии с п. 2 раздела ХI. «Угольная промышленность» и планом по запуску биржевой торговли энергетическим углем на регулярной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», утвержденным приказом ФАС России от 10.12.2018 № 1717/18, Минэнерго России совместно с регуляторами и участниками рынка угля участвует в разработке нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию угля на регулярной основе в секции «Энергоносители» АО «СПбМТСБ». Также в ближайшей перспективе планируется разработка проекта плана (дорожной карты) запуска фьючерсных контрактов на уголь с учетом предложений ПАО «Московская биржа».

Во исполнение пункта 3 раздела ХI. «Угольная промышленность» при непосредственном участии Минэнерго России, подготовлен приказ ФАС России от 11.12.2018 № 1739/18 «Об утверждении плана мероприятий по использованию внебиржевых индикаторов цен угля при формировании начальной (максимальной) цены при проведении закупочных процедур государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, а также хозяйствующими обществами в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50% при антимонопольном контроле и тарифном регулировании в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011        № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических      лиц». Минэнерго России довело до сведения субъектов Российской Федерации, заинтересованных организаций и угольных компаний указанный приказ с рекомендацией к использованию при проведении закупочных процедур угля.

Во исполнение пункта 4 раздела ХI «Угольная промышленность» плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р, Минэнерго России совместно с ФАС России в рамках установленных полномочий координирует разработку (совершенствование) угольными компаниями торговых политик в целях снижения риска нарушения Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Минэнерго России предложило угольным компаниям структуру для подготовки торговых политик, одобренную ФАС России. При этом Минэнерго России рекомендовало угольным компаниям в обязательном порядке размещать разработанные (актуализированные) и согласованные с ФАС России торговые политики на своих официальных сайтах.

Также состояние и проблематика разработки торговых политик угольными компаниями и рекомендации по их совершенствованию, являются предметом совместного обсуждения с участниками рынка угля в рамках ежемесячных заседаний подкомитета по углю Биржевого комитета ФАС России.

В 2020 году ФАС России согласовало торговые политики угольным компания: АО «Русский уголь», ОАО «УК Кузбассразрезуголь», ООО «Компания Востсибуголь», АО «Стройсервис», АО «Сибуглемет», ООО «Распадская угольная компания», ООО «УК «Сибантрацит», АО «СУЭК», АО «ЛУР», ООО «Белкоммерц», ООО «Разрез Кийзасский», ООО «Разрез Аршановский», ООО «Антрацит Майнинг».

Во исполнение пункта 5 раздела ХI. «Угольная промышленность» Минэнерго России с целью проведения конкурсных процедур формирования справедливой рыночной цены на энергетический уголь, разработало и направило в Минэкономразвития России предложения по внесению изменений в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительством Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.

В соответствии с решением, принятым на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам реализации положений указанного стандарта, рекомендовано Минэнерго России совместно с ФАС России в рамках подкомитета по углю Биржевого комитета ФАС России провести оценку необходимости внесения изменений в действующую редакцию стандарта. Минэнерго России письмом в адрес Минэкономразвития России подтвердило ранее сформированную позицию о целесообразности внесения изменений в действующую редакцию указанного стандарта.

Мероприятия по развитию конкуренции, планируемые на 2021 год

Электроэнергетика

Доработка совместно с ФАС России предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об электроэнергетике в части возможности принудительной продажи акций компании, не соблюдающей запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике, в случае выхода антимонопольного органа в суд с соответствующим иском.

Завершение работы по формированию нормативной базы для внедрения интеллектуальных систем учета электрической энергии в рамках реализации Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Реализация предложений по повышению экономической эффективности использования инструмента свободного договора на оптовом рынке в случае их одобрения Правительством Российской Федерации.

Снижение порога входа на оптовый рынок для производителей электрической энергии до 5 МВт (при условии принципиального одобрения предложения со стороны Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).

Нефть и нефтепродукты

Минэнерго России совместно с нефтяными компаниями, компаниями- грузоперевозчиками, представителями биржевых площадок и ФАС России в составе образованного в 2013 г. Штаба ведет регулярный мониторинг ситуации, связанный с производством и потреблением нефтепродуктов в России.

В связи с этим возможны корректировка нормативов биржевых продаж нефтепродуктов в рамках совместного приказа ФАС России и Минэнерго России в зависимости от ситуации на соответствующих товарных рынках с целью стабильного топливообеспечения внутреннего рынка и сохранения устойчивого уровня цен во всех каналах продаж.

Дополнительно в целях стимулирования поставок моторных топлив железнодорожным транспортом в Дальневосточный федеральный округ (далее – ДФО), а также в целях улучшения валовой маржи независимых сетей автозаправочных станций и снижения давления на розничные цены моторных топлив в субъектах Российской Федерации, расположенных в ДФО, Минэнерго России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении моторного топлива, предназначенного для реализации на территории Российской Федерации, в направлении Дальневосточного федерального округа» (далее – проект постановления).

Проект постановления направлен на возмещение потерь в доходах ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку груза с определенных станций  отправления до определенных станций назначения в размере до 4 000 рублей за тонну моторного топлива.

В настоящее время проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации.

Газоснабжение

В настоящее время продолжается реализация мероприятий, направленных на создание равных условий хозяйствования для всех участников внутреннего рынка газа, в том числе в части разработки правил недискриминационного доступа к системе магистральных газопроводов, установления единого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам для всех поставщиков газа, совершенствования правил поставки газа, разработки методики по расчету тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам по схеме «вход-выход».

Реализация указанных мероприятий позволит перейти к рассмотрению вопроса издания совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа для занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов и дальнейшему формированию биржевых индикаторов цен на природный газ.

Угольная отрасль

С целью повышения уровня конкурентоспособности угольной отрасли Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также угольными компаниями продолжит в 2021 году работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития угольной промышленности на период до 2035 года и Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.021 с.)