Оценка состояния конкуренции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка состояния конкуренции в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства



По состоянию на 1 января 2021 года количество действующих строительных организаций составило 405 тыс.

В 2020 году доля государственного и муниципального участия в таких строительных организациях по сравнению с 2019 годом не изменилась
и составляет 0,3% от общего количества строительных организаций, в связи с чем уровень конкуренции в строительной отрасли является высоким.

Согласно статистическим данным, представленным на схеме, к факторам, ограничивающим производственную деятельность, отнесена и конкуренция
со стороны других участников рынка:

 

При этом в 2020 году было зарегистрировано 45 тыс. строительных организаций (в 2019 г. – 55,9 тыс.), количество официально ликвидированных строительных организаций составило 82,4 тыс. (в 2019 г. – 94,5 тыс.).

Прогнозируемое сокращение численности строительных организаций связано в том числе с ограничительными мерами, введенными в связи
с распространением новой коронавирусной инфекции.

Предприятия строительной отрасли в силу своей специфики не могут быть переведены на дистанционный режим работы. В этой связи были разработаны
в экстренном порядке документы, определяющие профилактические мероприятия, направленные на безопасность труда и защиту здоровья граждан, работающих
в строительной отрасли, в целях поддержки непрерывного режима их работы,
в том числе вахтовым методом.

Кроме того, внесены изменения в документы сметного нормирования в части учета дополнительных затрат, связанных с обеспечением соблюдения условий снижения рисков распространения коронавирусной инфекции. В результате участникам строительной отрасли вне зависимости от введенных различных ограничительных мер в субъектах Российской Федерации были обеспечены равные условия деятельности и добросовестной конкуренции.

Одновременно были подготовлены и в дальнейшем реализованы меры, направленные на предотвращение ухудшения экономической ситуации в строительной отрасли.

При этом являющаяся ключевым фактором развития конкуренции доступность мер государственной поддержки была обеспечена широкому кругу застройщиков в форме дешевых кредитов, по которым кредитным организациям были компенсированы недополученные доходы, и выкупа стандартного жилья.

Была также снижена и процентная ставка по ипотечным кредитам за счет ее субсидирования. Кроме того, из средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций строительной отрасли, в которые входят генподрядчики, всем членам таких организаций предоставлялись займы на различные нужды.

В результате недискриминационного доступа к финансовым механизмам указанные меры имели положительный эффект влияния на конкуренцию
и производственную деятельность строительных организаций.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2020 году составил 9497,8 млрд рублей, или 100,1% (в сопоставимых ценах) к уровню 2019 года.

Из числа введенных в действие в 2020 году зданий 94,1% составляют здания жилого назначения. Спрос на рынке жилищного строительства остался на уровне 2019 года, в результате 2020 году было введено в действие 82,2 млн. кв. м. жилья с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства (в 2019 г. – 82 млн. кв. м.).

 

    Для обеспечения равного доступа участников строительной отрасли
к информационным ресурсам созданы различные информационные системы (федеральный и региональные порталы Госуслуг, муниципальные, региональные системы обеспечения градостроительной деятельности, единый государственный реестр заключений экспертизы) с различным функционалом и на разных операционных уровнях. В этой связи ведется системная работа по интеграции существующих информационных систем в градостроительной сфере.

Созданы основы для внедрения технологии информационного моделирования, которые обеспечивают накопление данных об объекте капитального строительства на всех этапах его жизненного цикла, принятие решений, основанных на оценке не только затрат на строительство, но и затрат на эксплуатацию объекта, а также работу в цифровой форме и в дистанционном формате.

В настоящее время также ведется работа по наполнению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности соответствующими сведениями.

В целях обеспечения прозрачности формирования цены строительства
и совершенствования системы ценообразования в строительстве проводится работа по переходу к автоматизированному сбору и анализу информации о стоимости строительных материалов посредством интеграции ФГИС ЦС (федеральной государственной информационной системы ценообразования при строительстве, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства) с базами данных
ФНС России.

Особое внимание уделяется цифровизации рынка строительных ресурсов, которая будет способствовать повышению прозрачности товарного рынка, сокращению теневой экономики, росту конкуренции и снижению цен на товары.

В настоящее время прорабатываются вопросы по созданию дополнительной электронной площадки в рамках разработки нового платформенного решения, интегрированного с ФГИС ЦС, для осуществления сделок купли-продажи строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов.

В рамках обеспечения равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности Минстроем России подготовлен законопроект, который предусматривает для подрядчиков-членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства отмену оплаты обеспечительных мер по государственным и муниципальным контрактам. В случае неисполнения такими лицами обязательств по контрактам финансовую ответственность несут соответствующие саморегулируемые организации средствами компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств.

Вместе с тем ключевые показатели развития конкуренции по снижению доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках в отраслях экономики должны определяться, исходя из особенностей деятельности хозяйствующих субъектов.

Так постоянное снижение процентной доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, не может быть осуществлено. Такого рода соотношение должно определяться с учетом соблюдения унитарными предприятиями установленных для них критериев финансовой устойчивости, особенностей условий его функционирования и эффективности управленческих решений, выполнения целевых показателей и иных факторов деятельности.

Также необходимо сохранить унитарные предприятия в малых муниципальных образованиях, которые не имеют инвестиционного потенциала. Качество и эффективность оказания услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения потребителям, включая население, не должны ставиться в зависимость от организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов в коммунальной сфере.

Сведения и оценка реализации мер по развитию конкуренции, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации
от 16 августа 2018 г. № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы» (далее – «Дорожная карта»)

В соответствии с абзацем четвертым пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р Минстроем России письмом
от 28 декабря 2020 г. № 53413-ДВ/02 в адрес ФАС России была направлена информация о ходе реализации Плана развития конкуренции (раздел II «Дорожной карты») за IV квартал 2020 года (копия прилагается).

Минстрой России является ответственным исполнителем по двадцати семи мероприятиям «Дорожной карты», из которых девятнадцать по направлению «Строительство», одно по направлению «Телекоммуникации» и семь по направлению «Жилищно-коммунальное хозяйство».

При этом из указанных мероприятий Минстроем России в полном объеме исполнены двадцать пять мероприятий.

Минстроем России в Правительство Российской Федерации направлен доклад с просьбой исключить пункт 105 Плана законопроектной деятельности (проект федерального закона об апартаментах), а также снять с рассмотрения Правительством Российской Федерации вопрос о проекте федерального закона об определении правового статуса апартаментов, предусмотренный пунктом 23 Плана заседаний Правительства Российской Федерации на январь - июнь 2021 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным от 15 декабря 2020 г. № 11925п-П41.

В связи с тем, что вопрос регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством апартаментов, требует оперативного решения с целью исключения нарастания социальной напряженности среди граждан Минстроем России в рамках исполнения поручения по итогам оперативного совещания с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, состоявшегося 19 апреля 2021 года (№ ММ-П41-4945 от 20 апреля 2021 г.), в Правительство Российской Федерации сообщалось о необходимости рассмотреть вопрос внесения такого законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации через иные субъекты права законодательной инициативы, в частности через депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сенаторами Российской Федерации 29 апреля 2021 года внесен в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона № 1162929-7
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством многофункциональных зданий».

Реализация пункта 16 подраздела V «Строительство» «Дорожной карты» планировалась в течение 3 месяцев после принятия федерального закона, предусмотренного пунктом 15 указанного подраздела. Необходимый федеральный закон был принят, и в его развитие утверждены соответствующие подзаконные правовые акты, в связи с чем ожидаемые результаты достигнуты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.006 с.)