Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие конкуренции на рынках информационных технологий
Результаты деятельности ФАС России за 2020 год на рынках информационных технологий показывают, что основные вопросы в сфере конкуренции и защиты неопределенного круга потребителей лежат в области взаимодействия потребителей с различными агрегаторами товаров, работ, услуг (такси, гостиниц, предприятий общественного питания и другого), электронными каталогами объявлений, магазинами приложений для операционных систем iOS и Android, поисковыми системами в сети «Интернет», площадками по дистанционной покупке и продаже товаров (площадками электронной торговли), производителями контрольно-кассовой техники (ККТ) и программного обеспечения для нее. Проведенный ФАС России анализ указанных товарных рынков позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев цифровые рынки являются многосторонними рынками со значительными сетевыми эффектами, что формирует барьеры входа на рынок. В настоящее время некоторые из них являются рынками с неразвитой конкуренцией, функционирующими в состоянии олигополии. Важная характеристика цифровых рынков – глобальный характер обращения товара, что обуславливает неоднородность участников. При этом стоит отметить, что зачастую конкуренция хозяйствующих субъектов на различных небольших товарных рынках (например, рынках агрегаторов) осуществляется также и в рамках более обширной конкуренции между так называемыми «экосистемами» различных сервисов, как российских (экосистемы Сбербанка, Яндекса, Mail.ru), так и иностранных (экосистемы Apple, Google, Facebook, Alibaba и др.). К указанным рынкам с неразвитой конкуренцией можно отнести рынок агрегаторов услуг такси, гостиниц, рынки распространения приложений (магазинов приложений) для операционных систем iOS и Android, рынок поисковых систем в сети «Интернет». Также на рынке реализации контрольно-кассовой техники (ККТ) изготовителями ККТ существует коллективное доминирующее положение двух хозяйствующих субъектов (ООО «АТОЛ» и ООО «ЭВОТОР»). Исходя из жалоб и заявлений, поступающих в антимонопольные органы, а также основываясь на собственных сведениях, ФАС России видит спорные практики на рынках. 1. Рынок агрегаторов такси (по состоянию на 1 квартал 2019 года на данном рынке ФАС России установлено доминирующее положение трех агрегаторов такси[30]: «Яндекс.Такси», такси «Maxim» и группа лиц в составе Fasten CY Limited (брэнды «Везет», «Фастен», «Лидер», «Минимум», «РедТакси», «Сатурн»).
Основные вопросы на данном рынке касаются процесса ценообразования на услуги агрегаторов и перевозчиков, установления различных доплат для водителей, коэффициентов (увеличивающих стоимость поездки для пассажиров при неблагоприятных погодных условиях, пробках, ажиотажном спросе и т.д.), трудовых взаимоотношений между агрегаторами и перевозчиками (водителями такси), разграничения ответственности перед пассажирами за причинённый ущерб и прочее. По мнению ФАС России, часть указанных вопросов могла быть решена путем увеличения прозрачности деятельности агрегаторов для пассажиров и перевозчиков (водителей такси) в части формирования цены, доплат и повышающих коэффициентов. Также улучшению состояния конкуренции и прозрачности на данном рынке может способствовать утверждение агрегаторами такси общего документа, в котором зафиксированы основные принципы работы агрегаторов и построения взаимоотношений с другими сторонами данного рынка. 2. Рынок агрегаторов гостиниц (по состоянию на 2018-2020 гг. на данном рынке установлено единоличное доминирующее положение агрегатора Booking.com с долей более 75%). Как и ранее, существенным проблемным вопросом на данном рынке остается паритет цен и номеров, устанавливаемый Booking.com для гостиниц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Данный паритет может ущемлять интересы гостиниц, а также может ограничивать конкуренцию между агрегаторами. В 2020 году ФАС России вынесено решение и предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Booking.com[31], в соответствии с которым данному агрегатору предписано исключить из договоров с гостиницами условия о широком и об узком паритете, как в отношении цен на гостиничные услуги, так и в отношении условий, на которых эти услуги предоставляются. В настоящее время решение и предписание ФАС России по данному делу оспариваются в судебном порядке. По мнению ФАС России, в случае отмены указанной негативной практики Booking.com по установлению различных видов паритетов для гостиниц, это может положительно сказаться на гостиничном рынке, рынке агрегаторов и потребителях гостиничных услуг, которые смогут заказывать номер в гостинице по более выгодной цене (условиям).
3. Рынок распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS (ФАС России установлено, что с 2008 года по 2020 год лицом, занимающим на данном рынке доминирующее положение, является компания Apple Inc. c долей 100%). Поступающие в ФАС России жалобы разработчиков мобильных приложений для операционной системы iOS показывают, что разработчиков беспокоит поведение Apple Inc. в принадлежащем ей магазине приложений App Store. Так, разработчики сталкиваются с блокировками своих приложений и учетных записей разработчиков в данном магазине приложений, разработчиков и конечных потребителей не устраивает 30% комиссия, взимаемая в App Store за платные приложения (покупки внутри приложения), невозможность пользоваться платежными инструментами, не относящимися к App Store, установление App Store уровней цен на соответствующий контент, которых должны придерживаться разработчики. В 2020 году ФАС России в отношении Apple Inc. вынесено решение о злоупотреблении данным лицом своим доминирующим положением на рынке распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS, и выдано предписание[32]. Предписание в том числе направлено на повышение прозрачности правил в App Store, в соответствии с которыми Apple Inc. предписано убрать из соответствующих нормативных документов положения, на основании которых данная компания может отклонить и не допустить в магазин приложений App Store любое приложение стороннего разработчика по любой причине. Дополнительно ФАС России отмечает, что в существующих взаимоотношениях между Apple Inc. и разработчиками наблюдаются риски, способствующие ограничению конкуренции и возможному ущемлению интересов конечных потребителей приложений для iOS. Данные риски связаны с периодически непредсказуемыми для разработчиков действиями Apple Inc. на площадке App Store, а также с правилами App Store в части невозможности использования альтернативных платежных инструментов, невозможности уведомления внутри приложения о подписке. 4. Рынке поисковых систем (установлено коллективное доминирующее положение двух поисковых систем, Яндекс (доля – 45 - 50%) и Google (доля – 35-45%). С одной стороны, ситуация в России на рынке поисковых систем более благоприятная с точки зрения конкуренции, нежели чем в большинстве других стран, так как на рынке, помимо глобальной корпорации, присутствует национальный игрок со значительной рыночной долей. Вместе с этим, сетевые эффекты, присущие этому рынку, поведение потребителей, характеризующееся стабильностью вследствие сложившихся привычек и предпочтений, формируют условия для рыночной власти для обоих участников. Основной спорной практикой операторов поисковых систем является практика продвижения в них собственных сервисов со смежных товарных рынков (например, картографических сервисов, сервисов в сфере электронной торговли, различных агрегаторов). В настоящее время ФАС России возбуждено дело по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке поисковых систем, в рамках которого антимонопольный орган даст оценку добросовестности указанных практик по продвижению в поисковой выдаче. Анализ также показывает, что владельцы цифровых платформ\цифровых экосистем самостоятельно устанавливают условия взаимодействия всех групп потребителей с платформой и при этом чаще всего такие условия содержат непрозрачные, неопределенные положения, допускающие неограниченное усмотрение владельца платформы по вопросам присоединения, функционирования и отключения потребителя от услуг платформы. По мнению ФАС России улучшение конкурентной ситуации на рынке может быть достигнуто путем формирования прозрачных и недискриминационных условий взаимодействия с платформой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.005 с.) |