Развитие конкуренции на рынках информационных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие конкуренции на рынках информационных технологий



Результаты деятельности ФАС России за 2020 год на рынках информационных технологий показывают, что основные вопросы в сфере конкуренции и защиты неопределенного круга потребителей лежат в области взаимодействия потребителей с различными агрегаторами товаров, работ, услуг (такси, гостиниц, предприятий общественного питания и другого), электронными каталогами объявлений, магазинами приложений для операционных систем iOS и Android, поисковыми системами в сети «Интернет», площадками по дистанционной покупке и продаже товаров (площадками электронной торговли), производителями контрольно-кассовой техники (ККТ) и программного обеспечения для нее.

Проведенный ФАС России анализ указанных товарных рынков позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев цифровые рынки являются многосторонними рынками со значительными сетевыми эффектами, что формирует барьеры входа на рынок. В настоящее время некоторые из них являются рынками с неразвитой конкуренцией, функционирующими в состоянии олигополии. Важная характеристика цифровых рынков – глобальный характер обращения товара, что обуславливает неоднородность участников. При этом стоит отметить, что зачастую конкуренция хозяйствующих субъектов на различных небольших товарных рынках (например, рынках агрегаторов) осуществляется также и в рамках более обширной конкуренции между так называемыми «экосистемами» различных сервисов, как российских (экосистемы Сбербанка, Яндекса, Mail.ru), так и иностранных (экосистемы Apple, Google, Facebook, Alibaba и др.).

К указанным рынкам с неразвитой конкуренцией можно отнести рынок агрегаторов услуг такси, гостиниц, рынки распространения приложений (магазинов приложений) для операционных систем iOS и Android, рынок поисковых систем в сети «Интернет». Также на рынке реализации контрольно-кассовой техники (ККТ) изготовителями ККТ существует коллективное доминирующее положение двух хозяйствующих субъектов (ООО «АТОЛ» и ООО «ЭВОТОР»).

Исходя из жалоб и заявлений, поступающих в антимонопольные органы, а также основываясь на собственных сведениях, ФАС России видит спорные практики на рынках.

1. Рынок агрегаторов такси (по состоянию на 1 квартал 2019 года на данном рынке ФАС России установлено доминирующее положение трех агрегаторов такси[30]: «Яндекс.Такси», такси «Maxim» и группа лиц в составе Fasten CY Limited (брэнды «Везет», «Фастен», «Лидер», «Минимум», «РедТакси», «Сатурн»).

Основные вопросы на данном рынке касаются процесса ценообразования на услуги агрегаторов и перевозчиков, установления различных доплат для водителей, коэффициентов (увеличивающих стоимость поездки для пассажиров при неблагоприятных погодных условиях, пробках, ажиотажном спросе и т.д.), трудовых взаимоотношений между агрегаторами и перевозчиками (водителями такси), разграничения ответственности перед пассажирами за причинённый ущерб и прочее.

По мнению ФАС России, часть указанных вопросов могла быть решена путем увеличения прозрачности деятельности агрегаторов для пассажиров и перевозчиков (водителей такси) в части формирования цены, доплат и повышающих коэффициентов. Также улучшению состояния конкуренции и прозрачности на данном рынке может способствовать утверждение агрегаторами такси общего документа, в котором зафиксированы основные принципы работы агрегаторов и построения взаимоотношений с другими сторонами данного рынка. 

2.  Рынок агрегаторов гостиниц (по состоянию на 2018-2020 гг. на данном рынке установлено единоличное доминирующее положение агрегатора Booking.com с долей более 75%).

Как и ранее, существенным проблемным вопросом на данном рынке остается паритет цен и номеров, устанавливаемый Booking.com для гостиниц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Данный паритет может ущемлять интересы гостиниц, а также может ограничивать конкуренцию между агрегаторами.

В 2020 году ФАС России вынесено решение и предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Booking.com[31], в соответствии с которым данному агрегатору предписано исключить из договоров с гостиницами условия о широком и об узком паритете, как в отношении цен на гостиничные услуги, так и в отношении условий, на которых эти услуги предоставляются. В настоящее время решение и предписание ФАС России по данному делу оспариваются в судебном порядке.

По мнению ФАС России, в случае отмены указанной негативной практики Booking.com по установлению различных видов паритетов для гостиниц, это может положительно сказаться на гостиничном рынке, рынке агрегаторов и потребителях гостиничных услуг, которые смогут заказывать номер в гостинице по более выгодной цене (условиям).

3. Рынок распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS (ФАС России установлено, что с 2008 года по 2020 год лицом, занимающим на данном рынке доминирующее положение, является компания Apple Inc. c долей 100%).

Поступающие в ФАС России жалобы разработчиков мобильных приложений для операционной системы iOS показывают, что разработчиков беспокоит поведение Apple Inc. в принадлежащем ей магазине приложений App Store. Так, разработчики сталкиваются с блокировками своих приложений и учетных записей разработчиков в данном магазине приложений, разработчиков и конечных потребителей не устраивает 30% комиссия, взимаемая в App Store за платные приложения (покупки внутри приложения), невозможность пользоваться платежными инструментами, не относящимися к App Store, установление App Store уровней цен на соответствующий контент, которых должны придерживаться разработчики.

В 2020 году ФАС России в отношении Apple Inc. вынесено решение о злоупотреблении данным лицом своим доминирующим положением на рынке распространения приложений для мобильных устройств, функционирующих под управлением операционной системы iOS, и выдано предписание[32]. Предписание в том числе направлено на повышение прозрачности правил в App Store, в соответствии с которыми Apple Inc. предписано убрать из соответствующих нормативных документов положения, на основании которых данная компания может отклонить и не допустить в магазин приложений App Store любое приложение стороннего разработчика по любой причине.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в существующих взаимоотношениях между Apple Inc. и разработчиками наблюдаются риски, способствующие ограничению конкуренции и возможному ущемлению интересов конечных потребителей приложений для iOS. Данные риски связаны с периодически непредсказуемыми для разработчиков действиями Apple Inc. на площадке App Store, а также с правилами App Store в части невозможности использования альтернативных платежных инструментов, невозможности уведомления внутри приложения о подписке.

4. Рынке поисковых систем (установлено коллективное доминирующее положение двух поисковых систем, Яндекс (доля – 45 - 50%) и Google (доля – 35-45%).

С одной стороны, ситуация в России на рынке поисковых систем более благоприятная с точки зрения конкуренции, нежели чем в большинстве других стран, так как на рынке, помимо глобальной корпорации, присутствует национальный игрок со значительной рыночной долей. Вместе с этим, сетевые эффекты, присущие этому рынку, поведение потребителей, характеризующееся стабильностью вследствие сложившихся привычек и предпочтений, формируют условия для рыночной власти для обоих участников.

Основной спорной практикой операторов поисковых систем является практика продвижения в них собственных сервисов со смежных товарных рынков (например, картографических сервисов, сервисов в сфере электронной торговли, различных агрегаторов).

В настоящее время ФАС России возбуждено дело по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке поисковых систем, в рамках которого антимонопольный орган даст оценку добросовестности указанных практик по продвижению в поисковой выдаче.

Анализ также показывает, что владельцы цифровых платформ\цифровых экосистем самостоятельно устанавливают условия взаимодействия всех групп потребителей с платформой и при этом чаще всего такие условия содержат непрозрачные, неопределенные положения, допускающие неограниченное усмотрение владельца платформы по вопросам присоединения, функционирования и отключения потребителя от услуг платформы.

По мнению ФАС России улучшение конкурентной ситуации на рынке может быть достигнуто путем формирования прозрачных и недискриминационных условий взаимодействия с платформой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.005 с.)