Ясли, местный, идёшь, седьмой, сеешь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ясли, местный, идёшь, седьмой, сеешь.



Звуки.

1. Сколько звуков в словах: яма, возьму, грустно, соль, я.

 

2. Выпиши сначала слова, которые состоят из одного звука, затем из двух и т.д.: конь, я, он, ель, у, ел, ум, ау, и, яма.

3. В каких словах количество звуков и букв не совпадает?

а) пахать, боюсь, осень, каюта, зима.

б) юла, веять, моюсь, молчать.

 

4. В каких словах количество звуков и букв совпадает?

Ясли, местный, идёшь, седьмой, сеешь.

Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.

5. Запиши слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами.

 

6. Запиши слова, в которых два звука обозначались бы одной буквой.

7. Запиши три слова, в которых букв больше, чем звуков и три слова, в которых звуков больше, чем букв.

 

8. Запиши слова, в которых

а) букв больше, чем звуков на 1;

б) букв больше, чем звуков на 2;          (местность, сельдь, жужжать)

в) букв больше, чем звуков на 3;               (одиннадцатиклассник)         

г) звуков больше, чем букв на 1;

д) звуков больше, чем букв на 2.

 

9. Подбери слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак.

 

10. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

1) статуя, паук, фиалка, союз, соус, старые, знаю, аллея, сауна, лауреат,

  аудитория;

2) Азия, алоэ, корова, поезд, аул, поют, фиалка.

11. Выпиши слова, в которых есть звук [й']

а) Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

Но вы, друзья, не бейте нас.

б) Братья Юра, Андрюша и Яша

Ели тёплую манную кашу.

Но пока они съели до дна,

Стала каша совсем холодна.

в) Совы ночью ищут пищу, а днём спят. Совы спят сидя

в дупле. Белки и зайцы спят лёжа. Цапля спит стоя.

А как спят рыбы?

г) И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

12. Запиши в алфавитном порядке только те слова, в которых есть звук [й'].

Семя, семья, Яков, месяц, экран, йод, змея, машинист, покой, полью, лайка, читаете, прогибаясь, воробьи.

 

13. Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды.

Любовью воздух напоён.

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

а) Кто является автором этих строк?

б) Выпиши слова, в которых

1. Букв больше, чем звуков.

2. Букв меньше, чем звуков.

в) Запиши в транскрипции слова радостно, деревья.

 

14. Напиши звуки в обратном порядке. Какие слова получатся?

Яд, лён, люк, лоб, яр, лей, ешь, тушь, краб, лог, араб.

15. Запиши слова, которые получатся, если от слова маяк отбросить

последний звук, два последних звука.

 

16. Одинаковые ли гласные звуки в словах малина и машина?

 

17. Сколько разных гласных звуков в слове утюги? (утята)

18. Сколькими звуками различаются слова ёж и ешь?

19. Какими гласными и согласными звуками различаются слова

засвистеть и засвистать, сторожка и старушка?

20. Сколько раз в предложении встречается звук [и]?

  В живом уголке жили ежи и ужи.

21. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.

а) Назовете автора этих строк.

б) Посчитайте и запишите, сколько звуков [о] в этих словах из стихотворения.

 

22. Сколько раз в стихотворении встречается звук [о]?

а) В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная

Зелёная была.

б) Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

 

23. Выпиши слова, в которых есть только твёрдые согласные звуки.

Водит, пашешь, верит, кочка, алый, пишешь, смех, мел, можешь, матч.

24. В каких словах есть только мягкие согласные звуки?

Цель, чемпион, идёшь, верить, помощь.             

Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.

25. Внимательно проанализируйте в словах согласные звуки и распределите слова в 3 группы.

Петушок, гребешок, травинка, колокольчики, грива, бровинка, голова, борода, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды.

Игры с буквами.

 

  1.Анаграммы.

Если какое-либо слово от перестановки в нём букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами: «липа – пила».

Поменяй местами буквы в словах так, чтобы получились новые слова:

адрес   (среда)                   насос (сосна)

автор (товар, отвар)                приказ (каприз)

баян (баня)                           право (повар)

банка (кабан)                          планка (клапан)

барыня (рабыня)                 петлица (теплица)

банка (кабан)                          потеха (пехота)

водопад(подвода)                    пальто (лапоть)

выбор (обрыв)                     ракета (карета)

вобла (обвал)                           росинка (соринка)

волос (слово)                            розга (гроза)

валик (вилка)                           ропот (топор)

глава (влага)                          салат (атлас)

кукла (кулак)                       сукно (конус)

корма (комар)                          торс (сорт, рост, трос)

коршун (шнурок)                тапир (пират)

лейка  (лакей)                     урок (укор)                              

майка (кайма)                           уклон (клоун, кулон)                                                                                                                               марка (рамка)                      часок (сачок)

мать (тьма)                          шпала (лапша)                                                 

марш (шрам, шарм)               ямка(маяк) 

масло (смола)                      мышка (камыш)

мошкара (ромашка)             метрика (материк)

 

2. Напишите 3 слова из трёх букв, которые читаются слева направо и обратно одинаково.

 

3. Напиши цепочку не менее чем из 5 слов, меняя каждый раз в слове только

одну букву. Начинается цепочка со слова боб.

 

4. Напишите 3 слова из пяти букв, которые читаются слева направо и обратно одинаково.

5. В словах коса, сон, оси, леса замени одну букву так, чтобы они стали отвечать

на вопрос КТО?

6. Буква заблудилась.

Какие буквы в словах нужно заменить, чтобы предложения приобрели правильный смысл?


Принцесса над цветком склонилась.    На глазах у детворы

Корова с головы её скатилась.           Крысу красят маляры.                         

 

Распустились на деревьях бочки,       На островок налетел ураган

Скоро будут и листочки.                    На пальме остался последний баран.

 


Пешки весело палят,

Кораблю пристать велят.

На весёлом карнавале

Дети в мисках танцевали.




Узнай слово.


1) С буквой Г – весенний вестник.


С В – хотя и не кудесник,

Но спасёт тебя как друга,

 От свирепого недуга.                        (Грач – врач.)


 

2) С буквой П - обогревает,

 С буквой Р - мысль выражает,

 С Т - водицу пропускает.

 Кто слова все отгадает?                   (Печь, речь, течь.)


 

3) Чтоб отгадать, имей терпенье:

 С Л я – часть лица, а с Б – растение.   (Лоб – боб.)

 

4) С Л я слёзы вызываю, с Ж по воздуху летаю.

                                                            (Лук – жук.)

5) С Б – мучительной бываю,

С М – одежду пожираю,

С Р – актёру я нужна,

С С – для повара важна.                       (Боль, моль, роль, соль.)

 

 6) С буквой Д вперёд шагаю от зари и до зари.

С П торчу, зачем – не знаю.

С Т я людям помогаю даже в самый сильный зной.

С Л всегда и всем мешаю, не дружите вы со мной.

                                                            (День, пень, тень, лень.)

7) Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слёз довести, и убить.         (Луг – лук.)

 

 

8) С буквой Н я по ночам в небесах гуляю.

С буквой П частенько вам видеть помогаю.

                                                                       (Луна – лупа.)

 

9) С Ы мы мчим вас что есть мочи,

С У мы ноги вам промочим.              (Лыжи – лужи.)

 

10)С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я,

Н на С перемените – смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой М – я пальто у вас проем.

                                                          (Ноль – соль – моль.)

 

 

11) Со звуком [С] я невкусна, но в пищу каждому нужна.

С [М] берегись меня, не то я съем и шляпу и пальто.

                                                          (Соль – моль.)

 

12) С Т я книга, с С я рыба, с К бесформенная глыба,

С Л помог колоть я лёд, с Д народ во мне живёт.

                                                          (Том – сом – ком – лом – дом.)

 

 

13) Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц перемени – я по болоту зашагаю.

                                                          (Капля – цапля.)

 

14) Я много – много лет давала людям свет,

Теперь меня употребляют редко,

Меня затмила яркая соседка,

Смените С на О – не рассержусь,

Коль шерсть нужна вам – пригожусь.

                                                          (Свечка – овечка.)

15) Мне не пройти в ветвистый лес –

Мои рога в ветвях застрянут.

Но поменяйте Л на С –

И листья леса все завянут.            (Олень – осень.)

 

16) Мои кусты легко узнать: цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак на букву А – и я завою.

                                                          (Сирень – сирена.)

 

17) Я дерево в родной стране, найдёшь в лесах меня повсюду,

Но слоги переставь во мне – и воду подавать я буду.

                                                           (Сосна – насос.)

18) Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.                              (Уха – муха.)

 

19) С О – я вам рассказ кончаю,

С У – дождём вас поливаю,

С А – ваш груз перевожу,

С К – с волнами я дружу.

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.                  (Точка – тучка – тачка – качка.)

 

 

20) С Ч над морем я летаю,

С Г в машине нахожусь,

С М тебя я одеваю,

С Л собачкою зовусь,

С С можешь в булочной купить,

С Ш в бане себя мыть.                     (Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка.)

 

21) С К я в школе на стене, горы, реки есть на мне.

С П – от вас не утаю – тоже в школе я стою.

                                                       (Карта – парта.)

 

 

22) Меня найдёшь на дереве, на клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме, и в книге, и в тетрадке.

Но птицей стать я захотел – и мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши и как зовут меня реши.

                                                           (Лист – аист.)

 

 

23) Я дерево с цветом душистым,

Даю я прохладную тень,

Под кроной моей отдыхают

В безветренный, знойный день.

Но если согласные буквы в себе переставлю я,

Получится новое слово, несущее смерть для меня.     (Липа – пила.)

 

8. В каком слове достаточно заменить одну букву, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (Осёл – орёл.)                             

 9. Из каждого слова выньте по одной букве, чтобы из оставшихся букв

 получилось слово.


го р сть

в с ласть

к р аска

с к лон

пол к

те п ло

б еда

э кран


10. Добавьте к каждому слову одну букву, чтобы получилось новое слово.


Роза   (гроза, проза)

Рубка (трубка)

Дар    (удар)

Стол  (столб, ствол, стоил)

Клад (склад, оклад, уклад)         

Лапа  (лампа)

Шар (шарф)

Усы  (бусы)

Укус (уксус)

Ель   (мель, гель)      

Кран (экран)

Мех   (смех)


11. Замените одну букву другой, чтобы получилось новое слово.


Корж  (морж)

Ногти  (когти)

Булка  (будка)

Лапка  (лавка, папка)

Зубы   (губы, кубы)

Киска  (каска, миска)

Песок  (лесок)

Галка  (палка)

Орёл  (осёл)

Норка    (горка, корка)

Клин      (блин, клён, клон)

Тоска (доска)

Свет       (цвет)

Полено  (колено)

Рамочка (мамочка, дамочка)


Дочка   (точка, почка, кочка, ночка, мочка, бочка)

 

12. Я задумал слово.

Если изменить в нём первую букву, получится большая русская река.

Если изменить в нём вторую букву, получится близкий родственник.

Если изменить в нём третью букву, получится рыба.

А слово, которое я задумал, означает состояние отдыха, покоя.

Какое слово я задумал? Запиши всю цепочку.               (Сон – Дон – сын – сом.)

13. Получи из слова год слово вес, изменяя по одной букве в каждом слове.

Имей в виду, что, выполняя каждый ход, у тебя должны получиться слова, а не

наборы букв. Используй подсказки.

год  
  Бывает у живых существ
  Окружает замок
  Синоним слова «рыбалка»
  Животное семейства кошачьих
  Природное сообщество
вес  

Превращения слов.

Попробуй, меняя последовательно по одной букве, превратить слово

  «мяч» в слово «гол».             (Мяч, меч, мел, мол, гол)

«волка» в «козу»;                 (волк, полк, пола, поза, коза)

«ночь» в «день»;                           

«реку» в «море»;                     (река-рука- лука-луза- лоза- поза-пора-гора- горе- море)

«тесто» в «булку»                     

«мышку» в «кошку»                (мышка-мошка-кошка)

«аиста» в «лису»                   (аист-лист-лиса)


15. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?

                                                                      (Сто - 100. Миллион - 1000 000.)

16. Напиши 3 слова, в каждом из которых

1) 3 одинаковых буквы гласных;

2) 3 разные буквы гласных. 


  17. Вопрос-шутка. Может ли быть в слове 100 одинаковых букв? Приведи три

  примера.

 

18. Вопрос-шутка. В названии какой птицы 40 букв?

Слова.

1. Напиши 3 слова, которые не меняются при перестановке слогов.

 

2. Запиши слово, от перестановки слогов которого получается слово с другим значением.

 

3. Напиши как можно больше значений для слов собачка, шишка; косяк, ручка; язык, клетка.

 

4. Объясни значение слов.

Лошадь, скакун, лошадка, лошадёнка, кляча.

5. Напиши 2 предложения со словами одеть и надеть.

(Форму глаголов можно менять.)

 

Пони и яки.

п о н           н    

Этот пони – день недели.            Понедельник

  я       к

                  Этот як поёт на ели.               Зяблик

 

    п о       н и  

    В этом пони бродят зубры.           Заповедник

          я   к  

          Этот як оскалил зубы.              Дворняжка

п о         н     и  

Этот пони в шляпе алой.              Подосиновик

я           к

               Этот як – малыш курчавый.           Ягнёнок

п о н   и  

              Этот пони – джем и тесто.             Пончик

я к      

                    Этот як – корабль ни с места.            Якорь

п   о   н и  

           Этот пони – мастер ловкий.            Плотник

    я к    

                 Этот як – беда в диктовке.            Клякса

п   о       н и  

      Этот пони где? В вагоне.              Проводник

            я к

            Этот як? Ах, нет гармони,

            Мы б задачек не решали,

                                      Мы бы весело плясали!                Краковяк

7. Из двух слов получите одно слово и объясните его значение.


     след

     зал

     град

     газ

     фа

     штука

     банк

     бал

соль

ель

рот

ежи

опыт

тур

кон

ус


8. Найдите и запишите по два слова из каждого, не меняя порядок букв:


    пол оса                            мечта лось


    шар манка                        верх ушки


    свет ёлка                          проба сила


    вол окно                    зал ежи

 


Шарады.

Шарада – это своеобразная загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей), её образующих, а в конце даётся объяснение целого слова. Чтобы отгадать шараду, надо отгадать каждую часть, а потом – всё слово.

 


Начало – голос птицы, 

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.                

Кар тина.

Мой первый слог – на дереве,

Второй мой слог – союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.              

Сук но.



Часть первая моя - предлог.

Второй владеет носорог.

Я целиком частичка дома.

Походка ваша мне знакома.    

По рог

 

Три буквы облаками реют.

Две видим на лице мужском.

А целое порой белеет

«В тумане моря голубом».                 

Пар ус


Первый слог метут метлой,                     Названье ноты напиши,                        

Глазом назову второй,                            Прибавить имя поспеши -

Третий резать хлеб годиться,                  И покачусь я по дороге

А четвёртый лишь частица.                     Или тебе обую ноги.

Целое – животное.                                   Ре зина.

Сор око нож ка.

 

Слог первый – восклицание,                   За предлогом лес сосновый:

Второй – достоин порицания,                  Ограждение готово.

А целое – на севере бывает                     За бор.

И жителей тех мест и греет и питает.

О лень.                                                  

                                                    

Моё начало – буква алфавита,                 Число и нота рядом с ним,  

Она всегда шипит сердито.                       Да букву припиши согласную

Второго корабли бояться,                             А в целом – мастер есть один,

А целое весной летает и жужжит,             Он мебель делает прекрасную

То сядет на цветок, то снова улетит.         Сто ля р.

Ш мель.

10. Сколько село слов на мель?

Разобраться ты сумей.

Пять минут – уму зарядка,

Для детишек всех загадка.

Мель, *мель, мель****, ****мель, мель****, *мель**, *мель, *мель***.               

(Шмель, мельница, карамель, мелькать, умельцы,хмель, смельчак.)

11. В каких словах «живёт рак»? Напиши 3 слова.

                                                                   (Ракета, мрак, ракита, ракушка …)

12. В каких словах «есть ель»? Напиши 3 слова.

                                                                  (Понедельник…)

13. Напиши слова, в которых «спрятались» ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си.


14. Допиши к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные:    

1) перочинный …, русая …, закадычный …;

2) окладистая …, ахиллесова …, троянский …;

3) кромешная …, гнедой …, сезонные ….

15. Образуй от слов первой строки слова, которыми называют людей. Запиши их.

Какой? Храбрый,весёлый,хитрый, крепкий,умный, богатый, счастливый,

        гордый,грубый.

Кто?

16. Подбери слова, близкие по значению.

Дом -…, дети -…, лодырь -…, печаль -…, село -….

 

17. Замени выделенные слова близкими по смыслу.

Седые горы, бархатный голос, железные мышцы,

тяжёлый взгляд, лёгкий характер.

                                     (Белоснежные, приятный, крепкие, мрачный, весёлый.)

 

18. Укажи лишнее слово в ряду синонимов:

1) голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный;

2) серый, стальной, малахитовый, свинцовый, пепельный;

3) лиловый, фиолетовый, дымчатый, сиреневый;

4) жёлтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный;

5) зелёный, смоляной, изумрудный, малахитовый;

6) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный;

7) красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

19. Определите, одинаковое ли значение в приведённых словосочетаниях у слова верный? Подберите к нему синонимы.

Верный друг, верный глаз, верное средство, верный ответ.

 

20. Слово верный имеет много значений. Подберите такие имена существительные к слову верный, чтобы значения этого слова в каждом словосочетании были разными. Напишите синонимы к слову верный в каждом словосочетании.

 

21. Определи значение слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном сочетании соответствующим синонимом.

Лёгкая ноша - …                                    нетяжёлая.

Лёгкая походка - …                                       плавная, изящная.

Лёгкая ткань - …                                           тонкая, воздушная, неплотная.

Лёгкая пища - …                                            нежирная.

Лёгкая работа - …                                         нетрудная, несложная.

Лёгкий мороз - …                                          небольшой, слабый.

Лёгкое ранение - …                                      неопасное для жизни.

Лёгкий характер - …                                    мягкий, уживчивый.

22. Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами.

а) Свежий ветер - …, свежий номер - …, тихая езда - …, тихий  голос - …,

густой лес - …, густой туман - …, верный товарищ - …, верный ответ - ….

б) Тёмное небо - …, тёмное лицо - …, крепкий трос - …, крепкий организм - …, старая книга - …, старый человек -....

23. Замени прилагательное в словосочетаниях синонимом.

а) Наточенный нож - …     острый.             б) Чистый воздух - …      свежий.

 Острый слух - …            тонкий.                     Чистое небо - …          ясное.

 Аккуратная тетрадь - … опрятная.               Худая кошка - …    тощая.

 Свободное пальто - …  просторное.           Худое ведро - …     дырявое.

 Свободное место - … незанятое.               Худая слава - …          плохая.

в) Крепкая ткань - …    прочная.

 Крепкий организм - …   здоровый, выносливый.

 Крепкий мороз - …   сильный.

 Крепкая дружба - … тесная, нерушимая.

24. Объясни значение следующих словосочетаний.

Свежий хлеб – свежая газета; золотые часы – золотые слова; тонкая нить – тонкая работа; яркий свет– яркая речь; стальная проволока – стальной характер;

солнечный луч – солнечная улыбка.

 

25. Составь словосочетания, в которых бы слова золотой, седой;

(прямой, стальной); (бархатный, дорогой) употреблялись в прямом

и переносном значениях.

 

26. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.

хвост         нервы            перстень            жизнь

холод        трубы             характер            конфета

 

27. К каждому из данных существительных добавьте по одному глаголу, обозначающему действие в переносном значении.

Алёша поёт песни.

Ласточки спят в гнёздышке.

53. Поставь в словах ударение. Сколько слов получилось?

1) Стрелки, гвоздики, замок, мука, стоит, косит;

2) ирис, чудно, белок, окуни;

3) пора, пахнуть, трусить, вычитать.

4) орган, хлопок, звонок, духи.

54. Поставь ударение.

Щавелевая кислота, сливовое варенье, сливовое платье, двоюродный брат, новорожденный ребёнок, кухонный стол, тигровая шкура, газированная вода, зубчатая стена, домовая книга.

 

55. Напиши 2 предложения со словом ласка (норка, лисичка, гусеница) так, чтобы в одном предложении оно было одушевлённым именем существительным, а

в другом – неодушевлённым. 

 

56. Два ученика заспорили. Один говорил, что слова сыпь и гладь – имена существительные, а другой утверждал, что это - глаголы. Кто из них прав? Докажите.

57. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: учёный, часовой, столовая.

58. Запишите слово, называющее единственную в мире национальность, которое является прилагательным, перешедшим в существительное.

 

59. Какой частью речи является слово печь в стихотворении?

Это дом или печь?

Это доменная печь.

Что умеет эта печь?

Из руды железо печь.

60. Напиши предложения, в которых слова покрой и печь  

(жгут и пила) были бы разными частями речи.

 

61. Какой часть речи являются выделенные слова?

Вот вам лекарство, больной. Неужели я такой больной?

Мы поднялись в школьную столовую. Столовую посуду моют горячей водой.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила.

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

В углу раздался детский плач, и кто-то попросил: «Не плачь

62. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

Предложение

1. Лишних слов не говорить!

   Прочитай предложения, найди лишние слова. Исправь речевые ошибки.

Коля ушиб колено ноги.

Мальчик страдал от недоедания пищи.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Вторая четверть заканчивается в декабре месяце.

Я должна написать мою автобиографию.

Мой брат хочет быть военным солдатом.

Если у вас болит горло, не ешьте холодное мороженое.

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Мы сварили рыбную уху.

Два мальчика парой пошли на рыбалку.

На речке они ловили рыбу в воде.

Алеша поймал щуку, окуня, рыбу и карася.

 

  2. Иностранец, недавно начавший изучать русский язык, выразил свои мысли так. Поправьте его.

Мальчик сделал родителей испуганными.         Напугал, испугал.

Слова врача сделали родителей спокойными.  Успокоили.

Саша сделала молодых людей знакомыми.    Познакомила.

Врач сделал ребёнка здоровым.                    Вылечил, исцелил.

Бабушка сделала нас сытыми.                       Накормила.

Солнце сделало снег растаявшим.                 Растопило.

Мой ответ сделал её грустной.                      Опечалил, огорчил.

 

3. Отредактируй предложения.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Ученик обратно опоздал на урок.

Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.

Костёр всё больше распалялся.

Дедушка и бабушка сидит на лавочке.

У реки росли ивы, берёзки и другие цветы.

Осенью часто ходят холодные дожди.

4. Как сказать правильно?

Страшно было смотреть на со всех сторон надвигающиеся тучи.

Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

 

5. Прочитай и отредактируй предложение. Запиши его правильно.

 Здесь фотографируют детей на понях и отправляют по любому адресу в любой

  город России.

(Здесь фотографируют детей на пони. Фотографии отправляют по любому адресу. или

  Здесь фотографируют детей на пони, и фотографии отсылают в любой город России.)

 6. Одинаковы ли по смыслу эти предложения?

1) Они обедали в три часа. Они обедали три часа.

2) Мальчик купил альбом. Альбом купил мальчик.

3) Костя вёл брата за руку. Костю вёл брат за руку.

7. Какая разница в смысле предложений?

Кто не приходит, получает взыскание.

Кто ни приходит, получает взыскание.

(В 1 предложении выражена мысль о необходимости приходить, чтобы не получить взыскания; во 2 предложении высказана мысль о том, что приходить не нужно, иначе получишь взыскание.

или 1 -Взыскание получает тот, кто не пришёл. 2 -Взыскание получает тот, кто пришёл.)

 

8. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

1) Мать встретила Катю. Мать встретила Катя.

2) Брат сварил кофе. Кофе выпил брат.

3) Яркие краски утомляют глаза. Глаза утомляют яркие краски.

4) День сменил ночь. День сменила ночь.

 

9. Вставь, где нужно, предлог за.

Я … три года учила грамматику.  Я … три года выучила грамматику.

10. Составь предложения, в которых будут слова

на бок, набок, в начале, вначале.

 

11. Распространи это предложение восемью второстепенными членами.

Пришла весна.

Заскулил щенок.

 

Фразеологизмы и сравнения.

1. Малышу сказали поставить корзину с фруктами на солнышко. Он ответил:

«Не могу, я до солнышка не достану». Объясните малышу его ошибку.

 

2. Соотнеси предложение и фразеологический оборот.

1) Очень старательно что-либо охранять.

2) Появляться быстро и в большом количестве.

3) Чувствовать себя легко и непринуждённо.

4) Беспокоиться, испытывать тревогу.

     а) Сидеть как на иголках.

     б) Как грибы после дождя.

     в) Беречь как зеницу ока.

     г) Как рыба в воде.

 

3. Постарайся подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

  

Валентин немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Валентин?                                       (Редко, да метко.)

 

Дядя Вася умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может. Как можно назвать дядю Васю?      (Мастер на все руки.)

  

Только что мы вспомнили о Светлане, а она тут как тут, пришла. Что говорят в таком случае?                                                               (Легка на помине.)

   

Наш дядя говорит всегда обдуманно, напрасно ничего не скажет и если пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. Как об этом сказать кратко?                                                                   (Слов на ветер не бросает.)

 

Коля напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным. Как говорят об этом?                   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.395 с.)