Основные содержательные теории мотивации: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные содержательные теории мотивации:



теория иерархии потребностей Маслоу; Потребности человека имеют для него разную степень важности, и на первом месте стоят более примитивные вещи. Пока человек не удовлетворит базовые простейшие потребности, он не будет (и не сможет) испытывать потребности более высоких уровней: Физиологические потребности (первичные); Потребности в безопасности (первичные); Социальные потребности (вторичные); Престижные потребности (вторичные); Духовные потребности (вторичные).

теория Альдерфера; говорит о том, что людьми движут три базовые потребности): Потребность существования (Existence) — физиологические потребности, безопасность и т. д.; Потребность связи (Relatedness) — принадлежность к коллективу, причастность к общему делу и пр.; Потребность роста (Growth) — самовыражение, самореализация, творчество.

теория приобретенных потребностей МакКлелланда; делает упор на три потребности высших уровней: Потребность в причастности; Потребность во власти; Потребность в успехе.

теория двух факторов Герцберга. Теория мотивации Герцберга предполагает наличие двух групп факторов влияющих на мотивацию работников:

Гигиенические факторы (удерживающие на работе) — условия труда, контроль за работой, размер заработной платы, взаимоотношения с коллегами и начальством;

 Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) — достижения работника, возможности карьерного роста, возможность самореализации, признание заслуг, успехи.

 

29. Виды и процесс контроля.

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для

Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. стимулирования успешной деятельности

Виды контроля:

- по степени формализации (формальный и неформальный);

- по стадиям осуществления контроля (предварительный, текущий, заключительный);

- по цели контроля (стратегический и оперативный);

- по периодичности выполнения контрольных операций (непрерывный и периодический);

- по предмету контроля (финансовый и административный);

- по степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);

- по режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный);

- по форме осуществления контроля (внешний и внутренний

Этапы процесса контроля

1) Установление стандартов

2) Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами.

3) Принятие необходимых корректирующих действий.

 

30. Разделение труда и специализация.

Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов.

Виды разделения труда:

профессиональное,

внутризаводское,

межотраслевое,

межрегиональное,

международное.

Уровни разделения труда:

общее: разделение производства на крупные роды — сельское хозяйство, промышленность, транспорт, связь, а также на умственный и физический труд;

частное: разделение на отрасли и подотрасли, например, промышленность – тяжёлая и лёгкая, добывающая и обрабатывающая и т.д.;

единичное: разделение труда внутри предприятия, например, подетально;

территориальное: по регионам, странам.

Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма.

 Уровни специализации:

специализация труда отдельного человека;

отдельного целого предприятия;

стран или хозяйства страны в целом.

Последствия специализации:

позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно;

способствует повышению профессионализма работников, товары и услуги создаются всё более высокого качества, то есть способствует повышению производительности труда.

Уровни управления.

Менеджмент

Уровень управления — представляет собой специфический орган (аппарат) управления современной организацией. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать. Главная задача аппарата управления — координация и рациональное использование ресурсов организации для достижения ее целей. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

В зависимости от уровня управления различают высших, средних и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных

Уровень управления -это

часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

Уровни управления — это результат процесса разделения труда в организациях.

По мнению Парсонса, любая организация имеет три уровня управления:

институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование деятельности организации на длительный срок, принимаются решения, имеющие очень важные для организации последствия, осуществляется реагирование на перемены, которые уже начались или ожидаются в ближайшем будущем. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена университетов и т.п.);

управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руководители автономных подразделений и отделов, директора филиалов, в университетах — деканы);

технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень управления можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организации. Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель сектора, в вузах — заведующие кафедрой и т.д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

32.Сущность планирования и задачи планирования.

Сущность планирования состоит в распределении временных и материальных ресурсов, а также разработке алгоритма действий для достижения поставленных целей. В данном случае процесс планирования будет выглядеть следующим образом:

 формулировка миссии предприятия;

 в соответствии с предыдущим пунктом разрабатываются цели, которые планируется достигнуть;

 составление общей программы действий;

поиск ресурсов, необходимых для реализации плана;

определение круга исполнителей программы и доведение до них исчерпывающей информации;

фиксация результатов в форме заверенного документа установленной формы.

 Таким образом, сущность планирования можно трактовать как разработку системы целей, а также путей их достижения. Объек т - это конкретная организация или ее структурное подразделение, для которого составляется перспективная программа. Что же касается субъектов планирования, то это лица или конкретные отделы, которые осуществляют данную деятельность.

Задачи планирования могут быть сформулированы так:

формирование перечня проблем, которые предстоит решить в плановом периоде; поиск сценариев, в соответствии с которыми может развиваться ситуация;

обоснование целей и определение степени их значимости;

 поиск источников ресурсов, а также разработка плана их использования;

обозначение конечных и промежуточных результатов, в соответствии с которыми будет производиться контроль за достижением целей.

 

33 .Виды планирования на предприятии.

Стратегическое планирование — это выбор перспективных целей и способов их достижения в условиях быстроменяющейся внешней среды; поиск новых возможностей развития организации; набор процедур, с помощью которых разрабатывается стратегия.Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития организации.

Основная цель стратегического плана — наметить пути развития (или хотя бы выживания) в условиях конкуренции и динамичной внешней среды.

Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегического плана. В отличие от стратегического планирования оно направлено внутрь организации.

Тактическое планирование охватывает, как правило, краткосрочный и среднесрочный периоды.

Задачи тактического планирования:

• конкретизация стратегических целей применительно к конкретному периоду;

• выбор наиболее эффективных средств реализации стратегии;

• наиболее эффективное использование ресурсов организации и

обеспечение ее финансовой устойчивости.

На основе тактического плана устанавливаются связи между производственными подразделениями, осуществляется разработка бюджетов или смет по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением.

Оперативно-календарное планирование — процесс реализации предпосылок тактического планирования. Это планирование предназначено для организации планомерной повседневной ритмичной работы организации и ее подразделений.

. Результатом оперативно-календарного планирования являются оперативные производственные планы (задания) для производственных подразделений и оперативные планы работы функциональных служб на 10— 12 рабочих дней.

 

Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения на основе намеченных и разработанных программ и мероприятий по их выполнению, которые в процессе реализации могут корректироваться в связи с изменившимися условиями.

Бизнес-планирование является одним из самых распространенных видов планирования в рыночной экономике. Оно является методом оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия, тех или иных инноваций.

Бизнес-планирование применяется при создании новой организации или освоении новых видов деятельности.

Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Долгосрочные планы ориентированы на достижение долгосрочных целей. Они могут разрабатываться на 10, 15 и 20 лет. Такие планы предназначены для определения долговременной стратегии организации в той или иной сфере деятельности (экономической, социальной, научно-технической и т.п.).

. Прогнозирование — это определение вероятных целей функционирования и развития организации и вероятных путей их достижения; это предвидение развития организации в будущем и ее возможного состояния. При этом предвидение базируется на вероятностном научном обосновании путей достижения долгосрочных целей организации Прогнозирование можно рассматривать как один из этапов долгосрочного планирования

Среднесрочное планирование — это планирование деятельности организации, как правило, на период от трех до пяти лет. Результатом среднесрочного планирования являются планы, программы, проекты и т.п., которые по содержанию и масштабам решаемых задач могут быть как стратегическими, так и тактическими.

Краткосрочное (текущее) планирование может осуществляться на любой период не более года (год, полугодие, квартал, месяц и т.п.). Результатом краткосрочного планирования является календарный план деятельности организации, ее подразделений на определенный период (месяц, квартал, полугодие), содержащие комплекс установленных им показателей.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Применяется при текущем планировании. Оно выступает альтернативой рыночным регуляторам но, тем не менее, не является антиподом рынка, поскольку применяется не только в плановой экономике, но и в рыночной. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер.

Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит рекомендательный характер. Базовым понятием в индикативном планировании выступает индикатор.

Индикатор — это показатель, количественно определяющий качественные характеристики (параметры границ), в пределах которых организация может устойчиво развиваться. Индикаторы ограничивают минимальные и максимальные значения показателей плана (объем производства, товарооборот, себестоимость продукции, прибыль и т.п.). Так называемые пороговые значения индикаторов могут сигнализировать о приближении критического (кризисного) состояния организации.

Производственное планирование — это, по сути, разработка производственных программ организации и внутрихозяйственных подразделений, специализирующихся на производстве той или иной продукции (услуг). Производственная программа является важнейшим разделом общего плана организации (предприятия).

Планирование персонала (кадровое планирование) — это процесс работы с кадрами, включающий определение потребности в кадрах, а также подбор, подготовка и переподготовка кадров, их аттестация и т.п. Планирование потребностей в персонале — это начальная ступень кадрового планирования. При определении потребности в персонале исходят из плана организации на очередной период, планируемых рабочих местах, наличных трудовых ресурсов и т.п.

Важное значение в кадровом планировании имеют планирование кадрового резерва, переподготовка и повышение квалификации персонала.

Финансовое планирование — это действия по составлению планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами, их формирование и использование; это расчеты доходной части бюджета и определение наиболее выгодных направлений расходования финансовых ресурсов.

34. Основные понятия организационной деятельности.

Организационная деятельность – вид управленческой деятельности, направленный на формирование структуры управления организацией, установление в ней определенной системы связей и взаимоотношений, что дает возможность эффективно работать для достижения поставленных целей.

Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:

1) для достижения своих целей люди вынуждены объединяться,

2) любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена общности определено:

во-первых, что он должен делать;

во-вторых, за что он несет ответственность;

в-третьих, кто контролирует его деятельность.

В организационной деятельности можно выделить три основных направления:

1) определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

2) взаимоотношение полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

3) формирование организационной структуры предприятия, т.е. его деление на подразделения и установление связей между ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.027 с.)