УСРС 1. Феноменология конфликта (лекции). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УСРС 1. Феноменология конфликта (лекции).



1 модуль. Выполните тестовое контрольное задание.

1. Конфликтология как наука зародилась в рамках

а) социологии б) педагогики в) психологии г) медицины

2. Конфликтология как самостоятельная наука была признана за рубежом

а) в 19 веке б) в начале 20 века в) в середине 20 века г) в конце 20 века

3. Впервые термин «Социология конфликта» появился в работах

а) Эпикура б) Г.Зиммеля в) Ф.Бэкона г) К.Маркса

4. Впервые подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны, рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков

а) Эпикур б) Г.Зиммель в) Ф.Бэкон г) К.Маркс

5. Автор, который считал, что в основе конфликта лежат эмоциональные отношения между людьми, которые следует изучать с помощью социометрии, это

а) Я.Морено б) Э.Берн в) К.Томас г) Т.Шибутани

6. Автор, который считал, что в основе конфликта лежат пересекающиеся трансакции, это

а) Я.Морено б) Э.Берн в) К.Томас г) Т.Шибутани

7. Основы современной социологической Общей теории конфликта создал а) Льюис Козер б) Ральф Дарендорф в) Кеннет Боулдинг г) Элтон Мэйо

8. Предметом исследования конфликтологии являются

а) способы поведения людей в конфликтах б) способы предупреждения конфликтов в) закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также принципы и технологии управления ими г) источники возникновения конфликтов в социуме

9. Внутренней побудительной силой, подталкивающей субъектов социального взаимодействия к конфликту, является

а) предмет конфликта б) образ конфликтной ситуации в) мотив конфликта г) позиция конфликтующей стороны

10. Отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия называется

а) предмет конфликта б) образ конфликтной ситуации в) мотив конфликта г) позиция конфликтующей стороны

11. Первое столкновение сторон, являющееся поводом для начала открытого конфликта, называется

а) конфликтная ситуация б) предмет конфликта в) инцидент г) пик конфликта

12. По социальным последствиям выделяются следующие виды конфликта:

а) деструктивные б) реалистические в) социально-бытовые г) межгрупповые

13. По количеству субъектов конфликтного взаимодействия выделяются следующие виды конфликтов:

а) деструктивные б) реалистические в) социально-бытовые г) межгрупповые

14. Верны ли следующие суждения

А. Конфликт явление противоречивое. Он имеет как конструктивные, так и деструктивные функции.

Б. Одной из конструктивных функций конфликта является то, что он позволяет обнаружить и зафиксировать наличие противоречий и проблем в обществе, организации, группе.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

15. Ход развития, изменения конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий называется

а) динамикой конфликта б) границы конфликта в) диспозиция конфликта г) конфликтная тактика

16. Не является формой завершения конфликта

 а) насилие б) разъединение в) примирение г) компромисс

17. Психологическая концепция, в которой утверждается, что сущность внутриличностного конфликта состоит в преодолении противоречия между биологическими влечениями и социальнокультурными нормами, между сознательным и бессознательным, принадлежит

а) З.Фрейду б) А.Маслоу в) В.Франклу г) А.Леонтьеву

18. Психологическая концепция, в которой утверждается, что противоречивое взаимодействие «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности образуют внутриличностный конфликт, принадлежит

а) З.Фрейду б) А.Маслоу в) В.Франклу г) А.Леонтьеву

19. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором субъекты конфликта ориентированы на определенные уступки, называется

а) приспособление б) конкуренция в) компромисс г) сотрудничество

20. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором интересы другой стороны предпочтительнее, чем собственные, называется

а) приспособление б) конкуренция в) компромисс г) сотрудничество

21. Терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям называется

а) ригидность б) социализация в) установка г) толерантность

22. Психологическое состояние людей (индивидов или групп), возникающее из-за длительной неудовлетворенности существующим положением дел и приводящее к социальным конфликтам, называется

а) конфликтная установка б) социальная напряженность в) управление конфликтом г) генерализация конфликта

23. Чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды, называется

а) стресс б) дистресс в) усталость г) заторможенность

24. Разновидностью конфликта в организации не является

а) организационный конфликт б) трудовой конфликт в) инновационный конфликт г) невротический конфликт

25. Верны ли следующие суждения

А. Профилактика конфликта представляет собой такой вид управленческой деятельности, который состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем.

Б. Поддержания сотрудничества может рассматриваться как универсальный способ предотвращения конфликтов.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

26. Технология регулирования конфликта, которая состоит в работе с неформальными лидерами и микрогруппами, в снижении социальной напряженности и укреплении социально-психологического климата в группе

а) информационная б) коммуникативная в) социально-психологическая г) организационная

27. Проведение переговоров с участием специально подготовленного посредника называется

а) коллизия б) консенсус в) медиация г) арбитраж

28. Укажите пункт, который не является принципом медиации а) добровольность б) конфиденциальность в) равноправие сторон г) честность

29. Верны ли следующие суждения

А. В педагогической деятельности авторитарный стиль обеспечивает жесткий контроль деятельности учеников, тем самым позволяет предупреждать появления конфликтов.

Б. Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация – учитель», «учитель – учитель» и «администрация – администрация» по представляют собой типичные организационные конфликты.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

30. В конфликтной ситуации педагог обязан выбирать следующий стиль поведения:

а) сотрудничество б) компромисс в) приспособление г) нет правильного ответа

 

 

2 модуль. Выполните тестовое контрольное задание.

1. Верны ли следующие суждения

А. Конфликтология как наука зародилась в рамках психологии.

Б. Конфликтология как самостоятельная наука была признана за рубежом в начале 20 века.

а) верно только 45 б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

2. Под наиболее острым способом разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождаемым негативными эмоциями, понимается

а) борьба б) конфликт в) столкновение г) война

3. Мысль о том, что единственный всеобщий закон, царящий в космосе, - это «война - отец всего и царь всего» принадлежит древнегреческому философу

а) Гераклиту б) Платону в) Геродоту г) Эпикуру

4. Основы современной социологической теории «Конфликтная модель общества» заложил

а) Льюис Козер б) Ральф Дарендорф в) Кеннет Боулдинг г) Элтон Мэйо

5. Тестовую методику определения склонности людей к одному из способов поведения в конфликтной ситуации предложил

а) К.Юнг б) Э.Берн в) Э.Мэйо г) К.Томас

6. Исследователь, который рассматривал насилие как основополагающую форму правления и творческое начало истории, это

а) Вильфредо Парето б) Гаэтано Моска в) Жорж Сорель г) Франц Оппенгеймер

7. В современной конфликтологии исследования ведутся в рамках

а) социал-дарвинизма б) марксистской теории в) структурного функционализма в) общей теории конфликта

8. Верны ли следующие суждения

А. Предметом исследования конфликтологии являются источники возникновения конфликтов в социуме и способы предупреждения конфликтов Б. Отношение к предмету, выступающему в качестве объекта конфликта, обусловлено конкретно-исторически.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

9. К объективным элементам конфликта не относится

а) объект конфликта б) участник конфликта в) среда конфликта г) мотив конфликта

10. Третьей стороной в конфликте, призванной обеспечить конструктивное обсуждение и разрешение конфликта, называется

а) начальник б) посредник в) организатор г) зачинщик

11. Стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами, называется а

) конфликтной ситуацией б) инцидентом в) конфликтом г) предмет конфликта 12. По сферам проявления выделяются следующие виды конфликтов (укажите лишний):

а) экономические б) идеологические в) социально-бытовые г) открытые

13. Внутриличностный конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями называется

а) нравственный конфликт б) мотивационный конфликт в) ролевой конфликт г) адаптационный конфликт

14. Позитивная функция конфликта, обеспечивающая стабильность социальной системы, формирование и консолидацию групп, называется

а) интеграция б) активизация в) инновация г) сигнальная

15. Этап осознания проблемной ситуации субъектами взаимодействия относится к

а) латентному периоду б) открытому периоду в) постконфликтному периоду в) эскалации конфликта

16. Один из крайних способов разрешения конфликтов, при котором используются формы принуждения в отношении индивида или группы, называется

а) негативизм б) ненависть в) пароксизм г) насилие

7. Психологическая концепция, в которой утверждается, что внутриличностный конфликт порождается экзистенциальным вакуумом, принадлежит

а) З.Фрейду б) А.Маслоу в) В.Франклу г) А.Леонтьеву

18. Психологическая концепция, в которой утверждается, что внутриличностностный конфликт появляется в результате разрыва между стремлением к самоактуализации и невозможностью реализовать эту высшую потребность в реальной жизни, принадлежит

а) З.Фрейду б) А.Маслоу в) В.Франклу г) А.Леонтьеву

19. Верны ли следующие суждения

. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором субъекты конфликта ориентированы на определенные уступки, называется приспособление.

Б. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором сохранение взаимоотношений сторон важнее, чем достижение конкретных целей, называется сотрудничество.

 а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

20. Стиль взаимодействия в конфликте, который характеризуется отсутствием стремления к кооперации и отсутствием стремления к достижению собственных целей, называется

а) приспособление б) уход в) компромисс г) сотрудничество

21. Разрешение конфликта может быть достигнуто административными средствами, к которым относятся (укажите лишнее)

а) перевод на другую работу б) убеждение в) увольнение г) решение суда

22. Форма проявления управленческого конфликта, при которой существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами, называется

а) дезорганизция б) несогласие в) напряженность г) конфронтация

23. Напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций называется

а) стресс б) дистресс в) усталость г) заторможенность

24. Столкновение интересов и мнений, оценок, между представителями различных групп по поводу трудовых отношений (условий, содержания, организации труда и его оплаты) называется

а) организационный конфликт б) трудовой конфликт в) инновационный конфликт г) невротический конфликт

25. Вид межгрупповых конфликтов, при котором объектом конфликта выступают ресурсы, называется

а) политический конфликт б) социальный конфликт в) экономический конфликт г) духовно-идеологический конфликт

26. Технология регулирования конфликта, которая состоит в ликвидации дефицита информации, исключении ложной искаженной информации, устранении слухов

а) информационная б) коммуникативная в) социально-психологическая г) организационная

27. Форма посредничества в конфликте, отличающаяся четко разработанной, законодательно закрепленной процедурой разбирательства, а также обязательностью для исполнения участниками конфликта принятых третьей стороной решений, называется а) медиация б) суд в) арбитраж г) социальное давление

28. Стратегия переговоров, ориентированная на реализацию партнерского подхода и предполагающая стремление участников к позитивному взаимодействию, называется

а) позиционный торг б) альтернативный переговоры в) «игра с нулевой суммой» г) конструктивные переговоры

29. Верны ли следующие суждения

А. В педагогической деятельности следует избегать любых конфликтов.

Б. Знание конфликтологии помогает педагогу в выборе стиля поведения в конфликтной ситуации.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

30. Проведите трансактный анализ межличностного взаимодействия Учитель обращается к ученику со словами упрека: «Ты должен всегда своевременно готовить домашнее задание». Ученик отвечает: «Но нам так много задают другие учителя».

 а) В – В б) Р – Д в) В – Д г) Р – Р

3 модуль. Выполните тестовое контрольное задание.

1. Верны ли следующие суждения

А. Конфликтология как наука зародилась в рамках социологии.

Б. Конфликтология как самостоятельная наука была признана за рубежом только в конце 20 века.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

2. Впервые понятийная схема описания конфликта была предложена

а) А.Я.Анцуповым б) Л.А.Петровской в) А.И.Шиловым г) Н.В.Гришиной

3. Мысль о том, что «негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира» принадлежит древнегреческому философу

а) Гераклиту б) Платону в) Геродоту г) Эпикуру

4. Создателем Теории элиты является

а) Вильфредо Парето б) Макс Вебер в) Жорж Сорель г) Франц Оппенгеймер 5.Основы современной социологической теории «позитивнофункционального конфликта» заложил

а) Льюис Козер б) Ральф Дарендорф в) Кеннет Боулдинг г) Элтон Мэйо

6. Автор, который считал, что в основе конфликта лежат противоположные интересы людей, это

а) Я.Морено б) Э.Берн в) К.Томас г) Т.Шибутани

7. В современной конфликтологии исследования ведутся в рамках

а) социал-дарвинизма б) марксистской теории в) структурного функционализма в) теории «Конфликтная модель общества»

8. Верны ли следующие суждения

А. Предметом исследования конфликтологии являются закономерности и механизмы возникновения и развития конфликтов, а также принципы и технологии управления ими.

Б. Противоречия, вызывающие конфликт, всегда носят объективный характер. а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

9. К косвенным участникам конфликта не относятся

 а) зачинщики б) пособники в) посредники г) оппоненты

10. Слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния называются

а) условия конфликта б) конфликтогены в) причины конфликта г) катарсис

11. Укажите лишний фактор в данной классификации причин возникновения конфликтов

а) информация б) структура в) отношения г) мотивация д) ценности е) поведение 12. Конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов и пр.), называется

 а) конструктивный б) деструктивный в) внутриличностный г) реалистический 13. Непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостных переживаний неудачи, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери, называется

а) деструктивный конфликт б) невротический конфликт в) нереалистический конфликт г) латентный конфликт

14. Роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям, индивидуум, является

а) динамикой конфликта б) структурой конфликта в) функцией конфликта г) причиной конфликта

15. В динамике конфликта инцидент относится к

а) латентному периоду б) открытому периоду в) постконфликтному периоду в) эскалации конфликта

16. Функция конфликта, при которой происходит выявление нерешенных проблем и обнаружение недостатков, называется

а) интеграция б) активизация в) инновация г) сигнальная

17. Психологическая концепция, в которой утверждается, что внутриличностный конфликт порождается диссонансом между «Яконцепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» - с другой, принадлежит

а) К.Левину б) К.Роджерсу в) А.Адлеру г) К.Юнгу

18. Психологическая концепция, в которой утверждается, что внутриличностный конфликт порождается сформировавшимся у человека комплексом неполноценности, принадлежит

а) К.Левину б) К.Роджерсу в) А.Адлеру г) К.Юнгу

19. Верны ли следующие суждения

А. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором субъекты конфликта ориентированы на определенные уступки, называется компромисс.

 Б. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором сохранение взаимоотношений сторон важнее, чем достижение конкретных целей, называется приспособление.

а) верно только А б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

20. Стиль взаимодействия в конфликте, при котором отстаиваются только собственные интересы без учета интересов другой стороны, называется

а) приспособление б) конкуренция в) компромисс г) сотрудничество

21. Разрешение конфликта может быть достигнуто педагогическими средствами, к которым относятся (укажите лишнее)

а) перевод на другую работу б) убеждение в) просьба в) беседа

22. Самая острая форма проявления управленческого конфликта, которая ведет к расколу и ликвидации существующей системы управления, называется

а) дезорганизция б) несогласие в) напряженность г) конфронтация

23. Способ разрешения внутриличностных конфликтов, при котором происходит переход психической энергии в другие сферы деятельности личности, называется

а) вытеснение б) идеализация в) вытеснение г) сублимация

24. Столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций возникающие вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива называется

 а) организационный конфликт б) трудовой конфликт в) инновационный конфликт г) невротический конфликт

25. Вид межгрупповых конфликтов, при котором объектом конфликта выступают власть и влияние, называется

а) политический конфликт б) социальный конфликт в) экономический конфликт г) духовно-идеологический конфликт

26. Технология регулирования конфликта, которая состоит в организации общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, обеспечении эффективного общения, переговоров, это

а) информационная б) коммуникативная в) социально-психологическая г) организационная

27. Технология регулирования конфликта, которая состоит в решении кадровых вопросов, использовании методов поощрения и наказания, кадровых перестановках, это

а) информационная б) коммуникативная в) социально-психологическая г) организационная

28. Способ урегулирования конфликтов через совместную деятельность противоборствующих сторон по нахождению взаимоприемлемого решения проблемы называется

а) переговоры б) презентация в) сотрудничество г) диагностика конфликта

29. Верны ли следующие суждения

А. В педагогической деятельности следует избегать резкой, нетактичной реакции учителя на отклоняющееся поведение школьников

Б. Педагогический процесс невозможен без различного рода конфликтов. а) верно только А

б) верно только Б в) верны оба суждения г) оба суждения неверны

30. Проведите трансактный анализ межличностного взаимодействия Отец ученика обращается к учителю со словами «Вы должны поставить ему отличную оценку, он будет поступать в институт». Учитель отвечает: «Давайте посмотрим журнал успеваемости».

а) В – В б) Р – В в) В – Д г) Р – Р

 

Ключ к заданиям

Максимальное количество баллов – 30

Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)

Необходимо правильно выполнить: «1 модуль» – 61-80% «2 модуль» – 81-90% «3 модуль» – 91-100%

 

 

УСРС 2 (4 часа). Поведение личности в конфликте (семинары)

 

1 модуль. Задание 1. Кому из мыслителей Нового времени принадлежат следующих два противоположных по смыслу высказывания о природе социальных конфликтов:

А

• В природе человека три основные причины войны: соперничество, недоверие, жажда славы.

• В естественном состоянии каждый имеет право на все.

• Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в таком состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.

Б

• Назад к природе! Назад к первобытной идиллии!

• До тех пор пока люди довольствовались своими убогими хижинами, пока они ограничивались тем, что шили себе одежды mзвериных шкур с помощью древесных шипов или рыбьих костей, украшали себя перьями и раковинами, расписывали свое тело в различные цвета, совершенствовали или украшали свои луки и стрелы, выдалбливали с помощью острых камней какие-нибудь рыбачьи лодки или грубые музыкальные инструменты, словом, пока они были заняты таким трудом, который пол силу одному человеку..., они жили свободные, здоровые, добрые и счастливые... и продолжали в отношениях между собой наслаждаться всеми радостями общения, не нарушавшими их независимость.

• За уничтожением равенства последовали ужаснейшие смуты; так несправедливые захваты богатых, разбои бедных и разнузданные страсти тех и других, заглушая естественную сострадательность и еще слабый голос справедливости, сделали людей скупыми, честолюбивыми и злыми. Начались постоянные столкновения права сильного с правом того, кто пришел первым, которые могли заканчиваться только лишь сражениями и убийствами. Нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанных: он только опозорил себя, употребляя во зло способности, делающие ему честь, и сам привел себя на край гибели. Какая из этих двух концепций представляется вам более убедительной? Ответ обоснуйте.

Задание 2. Кому из современных психологов принадлежит следующая классификация типов человеческой психики: Каждое человеческое существо располагает ограниченным репертуаром эго-состояний, подразделяющихся на три типа. Родительские эго-состояния заимствованы у родительских фигур и воспроизводят чувства, установки, повеление и реакции этих людей. Взрослые эго-состояния занимаются независимым сбором и обработкой информации и оценкой вероятностей, что является основой для действия. Детские эго-состояния являются следами детства индивида и воспроизводят его поведение и психическое состояние в какой-то конкретный или переломный момент его развития, используя однако возросшие возможности, имеющиеся в распоряжении взрослого человека. Каким образом с точки зрения данной классификации объясняются источники профессиональных и семейных конфликтов?

Задание 3. Определите типы возникающих конфликтов в зависимости от тех или иных вариантов их регулирования.

1. Вы летите в самолете, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребенок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает и вы решаете прекратить «безобразие», действуя следующим образом:

а) постараетесь сами объяснить ребенку, что стучать ножкой по креслу нельзя;

б) обратитесь к родителям ребенка с просьбой, чтобы они «угомонили свое чадо»;

в) вызовите стюардессу и попросите ее, чтобы она обеспечила вам надлежащий покой.

2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна ноют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия:

а) случите металлическим предметом по трубам центрального отопления;

б) поднимаетесь к соседям и лично «выясняете отношения»;

в) обращаетесь к управдому или в милицию, чтобы вам обеспечили надлежащий покой

 

 

2 модуль. Вариант 1.

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: арбитраж, инцидент, компромисс, внутриролевой конфликт, реалистический конфликт, конфликтная личность, модерация, предмет конфликта, разрешение конфликта, деэскалация.

Задание 2. Охарактеризуйте такие стили поведения в конфликтной ситуации как уклонение и приспособление. Оцените преимущества и недостатки каждого из них. Каковы условия эффективности применения этих стилей?

Задание 3. Раскройте содержание 3-х вопросов на выбор:

1.1 Теоретические и социально-исторические предпосылки выделения конфликтологии в самостоятельную отрасль знания.

1.2 Психологическая традиция в изучении конфликта: интрапсихическая интрепретация конфликта.

1.3 Особенности восприятия в конфликте.

1.4 Психологические механизмы переговорного процесса.

1.5 Возможности использования «жетонной экономики» в практике управления конфликтами.

1.6 Косвенные методы работы с конфликтами.

1.7 Личностно-центрированная модель разрешения социального конфликта (А.С. Сегрера, М. Арайза).

Задание 4. Составьте реестр методик диагностики внутриличностного конфликта. Необходимо указать названия и авторов методик, их краткое описание, хараткеристику области применения, а также привести ссылки на использованные источники.

Задание 5. Решите следующие задачи:

Задача 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Как поступить в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 2. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Как поступить в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 3. Какие утверждения отражают специфику современных представлений о природе конфликтов? Выберите все правильные варианты ответов из нижеперечисленных:

1. Конфликты управляемы. При чем подавление или «отмена» конфликтов являются неэффективными способами обращения с ними.

2. В любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

3. Конфликт не следует рассматривать как исключительно деструктивное явление.

4. В будущем возможно установление постоянного мира и бесконфликтного существования общества.

5. Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим.

6. Основным способом урегулирования конфликтов является их подавление единоличной властью руководителя; решающую роль в преодолении социальных беспорядков играет государство и сильная государственная власть.

7. Конфликт содержит в себе потенциально позитивные возможности. 8. Конфликты заслуживают осуждения как исключительно деструктивное явление: войны, вооруженные столкновения – величайшее зло и бедствие для враждующих сторон

Задание 6. Осуществите анализ известного Вам межличностного или межгруппового конфликта по плану, представленному в приложении 1.

 

Вариант 2.

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: арбитраж, инцидент, компромисс, внутриролевой конфликт, реалистический конфликт, конфликтная личность, модерация, предмет конфликта, разрешение конфликта, деэскалация.

Задание 2. Охарактеризуйте такие стили поведения в конфликтной ситуации как уклонение и приспособление. Оцените преимущества и недостатки каждого из них. Каковы условия эффективности применения этих стилей?

Задание 3. Раскройте содержание 3-х вопросов на выбор:

1.1 Цели и задачи конфликтологии.

1.2 Конфликтология в Беларуси.

1.3 Психологическая традиция в изучении конфликта: ситуационные концепции конфликта.

1.4 Динамика деструктивного конфликта.

1.5 Переговорные стили.

1.6 Психологическое посредничество: основные принципы.

1.7 Рационально-интуитивная модель овладения конфликтами Дж. Скотт.

Задание 4. Составьте реестр методик диагностики внутриличностного конфликта. Необходимо указать названия и авторов методик, их краткое описание, характеристику области применения, а также привести ссылки на использованные источники.

Задание 5. Решите следующие задачи:

Задача 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Как поступить в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки

Задача 2. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением срочной работы. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.

Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Как поступить в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 3. Какие утверждения отражают специфику современных представлений о природе конфликтов? Выберите все правильные варианты ответов из нижеперечисленных:

1. Конфликты управляемы. При чем подавление или «отмена» конфликтов являются неэффективными способами обращения с ними.

2. В любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

3. Конфликт не следует рассматривать как исключительно деструктивное явление.

4. В будущем возможно установление постоянного мира и бесконфликтного существования общества.

5. Конфликт – это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим.

6. Основным способом урегулирования конфликтов является их подавление единоличной властью руководителя; решающую роль в преодолении социальных беспорядков играет государство и сильная государственная власть.

7. Конфликт содержит в себе потенциально позитивные возможности.

8. Конфликты заслуживают осуждения как исключительно деструктивное явление: войны, вооружженные столкновения – величайшее зло и бедствие для враждующих сторон.

 

Вариант 3..

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: конкуренция, деструктивный конфликт, нереалистический конфликт, конфликтная компетентность, конфликтология, конфликтоген, объект конфликта, оппоненты, переговоры, сотрудничество.

Задание 2. Охарактеризуйте такие формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта как посредничество и арбитраж. Оцените преимущества и недостатки каждой из них. Каковы условия эффективности их применения?

Задание 3. Раскройте содержание 3-х вопросов на выбор:

1.1 Методы конфликтологии. 1.2 Отечественная психология конфликта: организационный, деятельностный, личностный и ситуационный подходы.

1.3 Классификации внутриличностных конфликтов.

1.4 Функциональные характеристики конфликта.

1.5 Психологические пути снижения уровня конфликтности личности.

1.6 «Мозговой штурм» как метод поиска стратегий выхода из конфликтной ситуации.

.7 Навыки конструктивного поведения в конфликте. Социальнопсихологический тренинг как способ повышения конфликтной компетентности.

Задание 4. Составьте реестр методик диагностики межличностных внутригрупповых конфликтов. Необходимо указать названия и авторов методик, их краткое описание, хараткеристику области применения, а также привести ссылки на использованные источники.

Задание 5. Решите следующие задачи:

Задача 1. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Как следует поступить руководителю? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки.

Задача 2. В самый напряженный период завершения планового задания в Вашем коллективе совершен неблаговидный поступок: нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Вам неизвестен виновник или виновники.

Вопрос: Является ли данная ситуация конфликтной? Что предпринять в данной ситуации? Рассмотрите возможные варианты, оцените их преимущества и недостатки

Задача 3. Какие из утверждений справедливы для психодинамического подхода к пониманию природы конфликта? Выберите все правильные варианты ответов из нижеперечисленных:

1. Интерперсональные конфликты имеют интрапсихическое происхождение.

2. Конфликт возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования;

3. Конфликт выступает как неадекватная реакция, закрепившаяся в поведенческом репертуаре его участника (или участников);

4. Конфликты возникают в случае, если восприятие и интерпретация происходящего у участников взаимодействия не совпадают;

5. Конфликт выступает как специфическое содержание знания, центральным элементом которого является убеждение о несовместимости целей различных сторон;

6. Конфликт – особая форма агрессивного ответа на фрустрирующую ситуацию;

7. Психический конфликт есть постоянный элемент душевной жизни человека, характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности;

8. Развитие конфликта детерминируется субъективной интерпретацией ситуации как конфликтной.

Задание 6. Осуществите анализ известного Вам межличностного или межгруппового конфликта по плану, представленному в приложении 1.

 

Вариант 4.

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: конструктивный конфликт, ложный конфликт, конфликтная ситуация, образ конфликта, противоречие, уклонение, исход конфликта, профилактика конфликта, стратегия поведения в конфликте, косвенные участники конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.151 с.)