Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-исследовательская деятельность
– ПК-7. Планировать, организовывать и обеспечивать психологическое сопровождение внедрения результатов научных исследований. Научно-педагогическая деятельность – ПК-8. Использовать основные социально-гуманитарные знания в профессиональной деятельности. – ПК-9. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность в учреждениях среднего и специального образования. – ПК-10. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов. – ПК-11. Подготавливать научные публикации. – ПК-12. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися. Учебно-методическая деятельность – ПК-13. Разрабатывать и использовать современное научнометодическое обеспечение. – ПК-14. Преподавать психологические дисциплины на современном научно-теоретическом и методическом уровнях. – ПК-15. Обеспечивать самостоятельную работу обучающихся и организацию их учебно-познавательной деятельности. – ПК-16. Подготавливать учебно-методические публикации. Экспертно-аналитическая деятельность – ПК-17. Анализировать факты и прогнозировать развитие социальных явлений на основе психологической интерпретации текущих событий в обществе. – ПК-18. Осуществлять моделирование и прогнозирование психологических процессов в различных сферах общественной жизни. – ПК-19. Оценивать социальные проблемы и тенденции с позиций современной психологии. – ПК-20. Выполнять функции эксперта при проведении психологопедагогической комплексной судебной психолого-психиатрической, судебнопсихологической воинской и трудовой экспертизы, при экспертизе принимаемых решений в различных сферах управления и общественной практики. Организационно-управленческая деятельност ь – ПК-21. Планировать и организовывать просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу. – ПК-22. Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий. – ПК-23. Пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией.
– ПК-24. Использовать методы и приемы воспитания в трудовых коллективах. – ПК-25. Принимать самостоятельные и оптимальные профессиональные и управленческие решения с учетом их экономических, социокультурных и этических и индивидуально-личностных последствий. Инновационная деятельность – ПК-32. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии. – ПК-33. Осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность. – ПК-34. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать: - основные научные категории конфликта в философской, социологической и психологической парадигме; - структурные, динамические составляющие конфликта; - источники конфликтов и зоны разногласий в системах социального взаимодействия; - современные методы и стратегии урегулирования и разрешения конфликтного взаимодействия. В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны уметь: - выполнять анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия; - использовать наиболее эффективные методы по конструктивному разрешению конфликтов. В результате освоения учебной дисциплины «Основы психотерапии» студенты должны владеть: - навыками диагностики конфликта, управления и конструктивного разрешения в основных системах социального взаимодействия; - навыками разработки и реализации программы профилактики и урегулирования конфликтов. Самостоятельная работа студентов может быть организована через аналитический обзор литературных первоисточников, проведение учебных исследовательских проектов, подготовку эссе, рефератов буклетов и памяток. Форма получения высшего образования: очная, заочная. На изучение учебной дисциплины «Основы психотерапии» учебным планом дневной формы получения образования отводится на IV курсе 158 учебных часа, из них 72 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:
в 7 семестре: 28 часов лекционных занятий (из них 4 часа УСР), 24 часа семинарских занятий, 20 часов лабораторных занятий (из них 2 часа УСР), самостоятельная работа – 50 часов. Форма контроля: экзамен (7 семестр). На изучение учебной дисциплины «Конфликтология» учебным планом заочной формы получения образования отводится на IV b V курсе 158 учебных часа, из них 36 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает: в 8 семестре: 8 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских занятий, 4 часа лабораторных занятий. в 9 семестре: 14 часов лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий. Форма контроля: экзамен (10 семестр). ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1.1 Конспект лекций по учебной дисциплине «Конфликтология» ТЕМА I. ПРЕДМЕТ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. КОНФЛИКТОЛОГ – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ФУНКЦИИ (4 часа) ЛЕКЦИЯ 1. Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции ( 4 часа). Цель – изучить современное состояние конфликтологии; функции конфликтолога. Вопросы для рассмотрения: 1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социально-исторические предпосылки 2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии 3. Связь конфликтологии с другими науками 4. Основные функции психолога-конфликтолога Основные понятия: конфликтология, история конфликтологии, цели и задачи конфликтологии, функции конфликтолога. Литература: 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с. 2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с. 3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с. 4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб., 2011. – 384 с. 5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996.
ТЕМА II. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ (4 часа). ЛЕКЦИЯ 1. Виды конфликтов (4 часа). Цель – рассмотреть виды конфликтов, их специфику, характеристики. Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах 2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов 3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности 4. Конфликты групп и больших социальных общностей 5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов 6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие Основные понятия: виды конфликтов, зоны разногласия, конструктивный и деструктивный конфликт, конфликтная личность, синтонное взаимодействие. Литература: 1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с. 2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с. 3. Гулевич, О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О.А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С. 68 – 77. 4. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с. 5. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с
ТЕМА III. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА (4 часа). ЛЕКЦИЯ 1. Психология семейного конфликта (4 часа). Цель – изучить семейные конфликты. Вопросы для рассмотрения: 1. Психологические предпосылки семейных конфликтов 2. Виды семейных конфликтов 3. Причины конфликтов в супружеской паре 4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов. 5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка 6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка 7. Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка Основные понятия: семейный конфликт, коррекция и разрешение семейного конфликта, детско-родительский конфликт. Литература: 1. Антология ненасилия. – М.-Бостон, 1992. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. 3. Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991 4. Гиляров, Е.М. Конфликтология. Лекции / Е.М. Гиляров. – Домодедово, 1993. 5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с. 6. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.
ТЕМА IV. КОНФЛИКТ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (4 часа). ЛЕКЦИЯ 1. Конфликт в служебных отношениях (4 часа). Цель – рассмотреть виды и причины служебных конфликтов, методы их разрешения. Вопросы для рассмотрения: 1. Служебные конфликты и их последствия 2. Виды служебных конфликтов 3. Причины служебных конфликтов 4. Типы эффективных и неэффективных руководителей 5. Современные методы разрешения служебных конфликтов Основные понятия: служебный конфликт, виды служебных конфликтов, эффективные и неэффективные руководители, методы разрешения конфликтов. Литература: 1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с. 2. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986. 3. Конфликты и переговоры. Практич. рук-во для менеджеров. – Р-н/Д., 1997.
ТЕМА V. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа). ЛЕКЦИЯ 1. Основные стратегии разрешения конфликта(4 часа). Цель – сформировать представление о стратегиях разрешения конфликта. Вопросы для рассмотрения: 1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта 2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта» Основные понятия: стратегии разрешения конфликта, характеристики стратегий, последствия стратегий.
Литература: 1. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с 3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133. 4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.
ТЕМА VI. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ (4 часа). ЛЕКЦИЯ 1. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению (4 часа). Цель – изучить способы конструктивного поведения в конфликтах и методы разрешения конфликтов. Вопросы для рассмотрения: 1. Введение. Творческий подход к конфликту. 2. Управление эмоциями в конфликте. 3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть 4. Картография конфликта и разработка альтернатив 5. Переговоры. 6. Посредничество Основные понятия: стиль поведения в конфликте,картография конфликта,переговоры, поссредничество. Литература: 1. Алешина, Ю.Е. Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 80 – 88. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с. 3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с. 4. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. – Мн.,1997 5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996. 6..Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2007. – 384 с. 7. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с. 8. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с. 9. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. – М., 2014. – 247 с. 10. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Тематика семинарских занятий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
ТЕМА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА (4 часа). Цель: Ознакомить будущих психологов с основными элементами и характеристиками конфликта. Задачи: 1. Обеспечить понимание основных категорий проблемного поля описания конфликтов. 2. Развить навыки анализа проблемных ситуаций. Материалы: доклады, видеоматериалы. Ход занятия: 1. Опрос. 2. Обсуждение. 3. Анализ конфликтных ситуаций. · Демонстрируются видеоролики с различными конфликтными ситуациями, которые студенты затем анализируют, выявляя симптоматику конфликта, конфликтогены, виды эскалации конфликта, описывая динамические характеристики конфликта. · Студенты выступают с докладами по теме «Феноменология конфликта», затем проводится обсуждение докладов.
Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии: В ходе работы происходит освоение знаний об основных категориях конфликтологии. Умения замечать и анализировать структурные компоненты конфликта, симптоматику конфликта, виды конфликтогенов. Навыки анализа проблемных ситуаций.
Литература: 1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с. 2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с. 3. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996. – 315 с. ТЕМА 2. П ОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ (4 часа) Цель: Ознакомить будущих психологов с видами индивидуальных стилей поведения личности в конфликте, методами их диагностикам и коррекции. Задачи: 1. Рассмотреть различные стили поведения личности в конфликте. 2. Рассмотреть методы диагностики индивидуального стиля. 3. Рассмотреть методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения. Материалы: видеоматериалы, доклады. Ход занятия: 1. Опрос. 2. Анализ индивидуальных стилей поведения личности в конфликте. 3. Работа с диагностическим инструментарием. 4. Анализ коррекционных методов. · Демонстрируются короткие отрывки с различными стилями поведения в конфликте. Студенты описывают отличительные черты, сходства и различия стилей. · Студенты разбиваются на микрогруппы и самостоятельно подбирают инструментарий для диагностики стиля поведения в конфликте. · Студенты разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека и подбирают методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения для конкретного случая. Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии: В ходе работы происходит освоение знаний об индивидуальном стиле поведения в конфликте. Умения диагностировать индивидуальный стиль. Навыки психологической коррекции индивидуального стиля поведения.
Литература: 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с. 2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с. 3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133. 4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.
ТЕМА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ (4 часа) Цель: Ознакомить будущих психологов с видами и спецификой конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Задачи: 1. Рассмотреть феноменологию педагогического конфликта. 2. Определить виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Материалы: видеоматериалы, доклады. Ход занятия: 1. Основные элементы и характеристики педагогического конфликта. 2. Педагогические конфликты в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. · Заслушиваются, а затем обсуждаются доклады, описывающие особенности педагогических конфликтов для различных возрастов и принципы разрешения педагогических конфликтов. · Демонстрируются видеоролики с записями различных видов педагогических конфликтов, затем студенты обсуждают характерные черты педагогических конфликтов. · Студенты в микрогруппах анализируют проблемные ситуации и подбирают наиболее эффективные способы разрешения конфликтов. Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии: В ходе работы происходит освоение знаний о видах конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Умения разрешать педагогические конфликты с учетом возрастных особенностей. Навыки оптимизации педагогического взаимодействия.
Литература: 1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с. 2. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.
ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА (4 часа) Цель: Изучить сущность психологической готовности к разрешению конфликта. Задачи: 1. Определить условия психологической готовности к разрешению конфликта. 2. Рассм отреть приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса. 3. Разработать программу построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера. Материалы: доклады, видеоматериалы. Ход занятия: 1. Обсуждение психологической готовности личности к разрешению конфликта. 2. Выявление условий развития психологической готовности к разрешению конфликта. 3. Анализ приемов психологической коррекции индивидуального самосознания. 4. Построение и обсуждение программы построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера. · Студенты заслушивают, а затем обсуждают доклады на тему психологической готовности к разрешению конфликтов. · Студенты разбиваются микрогруппы и составляют списки условий готовности к разрешению конфликтов, затем обсуждают написанное в группе. · после просмотра видеороликов, студенты анализируют приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса. · Студенты совместно разрабатывают программу построения психологической готовности к разрешению конфликта. Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии: В ходе работы происходит освоение знаний по психологической готовности к разрешению конфликтов, умений п одбирать приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса, навыков разработки программ построения психологической готовности к разрешению конфликта.
Литература: 1..Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991. 2. Игра: универсальное средство формирования творческой личности. – Мн., 1998. – 55 с.
ТЕМА 5. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа) Цель: Изучить современные методы разрешения конфликта. Задачи: 1. Рассмотреть различные методы разрешения конфликта. 2. Научиться подбирать оптимальные методы разрешения конфликты для различных ситуаций. Материалы: доклады, видеоматериалы. Ход занятия: 1. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта). 2. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр). 3. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов. 4. Метод «Прямые переговоры». 5. Метод «Медиации». · Студенты заранее готовят рефераты-презентации (и представляют их группе) по обозначенным выше вопросам. Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии: В ходе работы происходит освоение знаний о современных методах конфликтологии, умений разрешать конфликты, навыков подбирать наиболее эффективные методы разрешения конфликтов с учетом ситуации и характеристик конфликтующих сторон.
Литература: 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с 2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с 3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133. 4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.1 с.) |