Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская деятельность



– ПК-7. Планировать, организовывать и обеспечивать психологическое сопровождение внедрения результатов научных исследований.

Научно-педагогическая деятельность

– ПК-8. Использовать основные социально-гуманитарные знания в профессиональной деятельности.

– ПК-9. Планировать, организовывать и вести педагогическую (учебную, методическую, воспитательную) деятельность в учреждениях среднего и специального образования.

– ПК-10. Осуществлять мониторинг образовательного процесса, диагностику учебных и воспитательных результатов.

– ПК-11. Подготавливать научные публикации.

– ПК-12. Планировать и организовывать воспитательную работу с обучающимися.

Учебно-методическая деятельность

– ПК-13. Разрабатывать и использовать современное научнометодическое обеспечение.

– ПК-14. Преподавать психологические дисциплины на современном научно-теоретическом и методическом уровнях.

– ПК-15. Обеспечивать самостоятельную работу обучающихся и организацию их учебно-познавательной деятельности.

– ПК-16. Подготавливать учебно-методические публикации.

Экспертно-аналитическая деятельность

– ПК-17. Анализировать факты и прогнозировать развитие социальных явлений на основе психологической интерпретации текущих событий в обществе.

– ПК-18. Осуществлять моделирование и прогнозирование психологических процессов в различных сферах общественной жизни.

– ПК-19. Оценивать социальные проблемы и тенденции с позиций современной психологии.

– ПК-20. Выполнять функции эксперта при проведении психологопедагогической комплексной судебной психолого-психиатрической, судебнопсихологической воинской и трудовой экспертизы, при экспертизе принимаемых решений в различных сферах управления и общественной практики.

Организационно-управленческая деятельност ь

– ПК-21. Планировать и организовывать просветительскую, профилактическую, диагностическую, консультативную и психотерапевтическую работу.

– ПК-22. Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

– ПК-23. Пользоваться основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией.

– ПК-24. Использовать методы и приемы воспитания в трудовых коллективах.

– ПК-25. Принимать самостоятельные и оптимальные профессиональные и управленческие решения с учетом их экономических, социокультурных и этических и индивидуально-личностных последствий.

Инновационная деятельность

– ПК-32. Осваивать и внедрять в учебный процесс инновационные образовательные технологии.

– ПК-33. Осваивать и внедрять современные психологические инновации в практическую деятельность.

– ПК-34. Осваивать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны знать:

- основные научные категории конфликта в философской, социологической и психологической парадигме;

- структурные, динамические составляющие конфликта;

- источники конфликтов и зоны разногласий в системах социального взаимодействия;

- современные методы и стратегии урегулирования и разрешения конфликтного взаимодействия.

В результате освоения учебной дисциплины «Конфликтология» студенты должны уметь:

- выполнять анализ конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия;

- использовать наиболее эффективные методы по конструктивному разрешению конфликтов.

В результате освоения учебной дисциплины «Основы психотерапии» студенты должны владеть:

- навыками диагностики конфликта, управления и конструктивного разрешения в основных системах социального взаимодействия;

- навыками разработки и реализации программы профилактики и урегулирования конфликтов.

Самостоятельная работа студентов может быть организована через аналитический обзор литературных первоисточников, проведение учебных исследовательских проектов, подготовку эссе, рефератов буклетов и памяток.

Форма получения высшего образования: очная, заочная.

На изучение учебной дисциплины «Основы психотерапии» учебным планом дневной формы получения образования отводится на IV курсе 158 учебных часа, из них 72 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:

в 7 семестре: 28 часов лекционных занятий (из них 4 часа УСР), 24 часа семинарских занятий, 20 часов лабораторных занятий (из них 2 часа УСР), самостоятельная работа – 50 часов.

Форма контроля: экзамен (7 семестр).

На изучение учебной дисциплины «Конфликтология» учебным планом заочной формы получения образования отводится на IV b V курсе 158 учебных часа, из них 36 – аудиторных, примерное распределение которых по видам занятий включает:

в 8 семестре: 8 часов лекционных занятий, 6 часов семинарских занятий, 4 часа лабораторных занятий. в 9 семестре: 14 часов лекционных занятий, 4 часа семинарских занятий. Форма контроля: экзамен (10 семестр).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Конспект лекций по учебной дисциплине «Конфликтология»

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. КОНФЛИКТОЛОГ – КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ФУНКЦИИ (4 часа)

ЛЕКЦИЯ 1. Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции ( 4 часа).

Цель – изучить современное состояние конфликтологии; функции конфликтолога.

Вопросы для рассмотрения:

1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социально-исторические предпосылки

2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии

3. Связь конфликтологии с другими науками

4. Основные функции психолога-конфликтолога

Основные понятия: конфликтология, история конфликтологии, цели и задачи конфликтологии, функции конфликтолога.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с.

2. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

3. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

4. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб., 2011. – 384 с.

5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996.

 

ТЕМА II. ВИДЫ КОНФЛИКТОВ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Виды конфликтов   (4 часа).

Цель – рассмотреть виды конфликтов, их специфику, характеристики.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах

2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов

3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности

4. Конфликты групп и больших социальных общностей

5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов

6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие

Основные понятия: виды конфликтов, зоны разногласия, конструктивный и деструктивный конфликт, конфликтная личность, синтонное взаимодействие.

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

3. Гулевич, О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О.А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С. 68 – 77.

4. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

5. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с

 

ТЕМА III. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО КОНФЛИКТА (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Психология семейного конфликта (4 часа).

Цель – изучить семейные конфликты.

Вопросы для рассмотрения:

1. Психологические предпосылки семейных конфликтов

2. Виды семейных конфликтов

3. Причины конфликтов в супружеской паре

4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов. 5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка

6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка

7. Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка

Основные понятия: семейный конфликт, коррекция и разрешение семейного конфликта, детско-родительский конфликт.

Литература:

1. Антология ненасилия. – М.-Бостон, 1992.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.

3. Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991

4. Гиляров, Е.М. Конфликтология. Лекции / Е.М. Гиляров. – Домодедово, 1993.

5. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

6.  Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.

 

 

ТЕМА IV. КОНФЛИКТ В СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Конфликт в служебных отношениях (4 часа).

Цель – рассмотреть виды и причины служебных конфликтов, методы их разрешения.

Вопросы для рассмотрения:

1. Служебные конфликты и их последствия

2. Виды служебных конфликтов

3. Причины служебных конфликтов

4. Типы эффективных и неэффективных руководителей

5. Современные методы разрешения служебных конфликтов

Основные понятия: служебный конфликт, виды служебных конфликтов, эффективные и неэффективные руководители, методы разрешения конфликтов.

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

2. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986.

3. Конфликты и переговоры. Практич. рук-во для менеджеров. – Р-н/Д., 1997.

 

ТЕМА V. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1.   Основные стратегии разрешения конфликта(4 часа).

Цель – сформировать представление о стратегиях разрешения конфликта.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта

2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта»

Основные понятия: стратегии разрешения конфликта, характеристики стратегий, последствия стратегий.

Литература:

1. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 

 

ТЕМА VI. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ (4 часа).

ЛЕКЦИЯ 1. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению (4 часа).

Цель – изучить способы конструктивного поведения в конфликтах и методы разрешения конфликтов.

Вопросы для рассмотрения:

1. Введение. Творческий подход к конфликту.

2. Управление эмоциями в конфликте.

3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть

4. Картография конфликта и разработка альтернатив

5. Переговоры.

6. Посредничество

Основные понятия: стиль поведения в конфликте,картография конфликта,переговоры, поссредничество.

Литература:

1. Алешина, Ю.Е. Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины / Ю.Е. Алешина, Е.В. Лекторская // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С. 80 – 88.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с.

3. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

4. Бабосов, Е.М. Основы конфликтологии / Е.М. Бабосов. – Мн.,1997

5. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996.

6..Волков, Б.С. Конфликтология / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический проект, 2007. – 384 с.

7. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.

8. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

9. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. – М., 2014. – 247 с.

10. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тематика семинарских занятий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

 

ТЕМА 1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА (4 часа).

Цель: Ознакомить будущих психологов с основными элементами и характеристиками конфликта.

Задачи:

1. ­Обеспечить понимание основных категорий проблемного поля описания конфликтов.

2. ­Развить навыки анализа проблемных ситуаций.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Опрос.

2. Обсуждение.

3. Анализ конфликтных ситуаций.

· Демонстрируются видеоролики с различными конфликтными ситуациями, которые студенты затем анализируют, выявляя симптоматику конфликта, конфликтогены, виды эскалации конфликта, описывая динамические характеристики конфликта.

· Студенты выступают с докладами по теме «Феноменология конфликта», затем проводится обсуждение докладов.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний об основных категориях

конфликтологии.

Умения замечать и анализировать структурные компоненты конфликта, симптоматику конфликта, виды конфликтогенов.

Навыки анализа проблемных ситуаций.

 

Литература:

1. Бабосов, Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. – Мн.:, 2013. – 464 с.

2. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2014. – 224 с.

3. Вишнякова, Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум / Н.Ф. Вишнякова. – Мн., 1996. – 315 с.

ТЕМА 2. П    ОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ (4 часа)

Цель: Ознакомить будущих психологов с видами индивидуальных стилей поведения личности в конфликте, методами их диагностикам и коррекции.

Задачи:

1. Рассмотреть различные стили поведения личности в конфликте.

2. Рассмотреть методы диагностики индивидуального стиля.

3. Рассмотреть методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения.

Материалы: видеоматериалы, доклады.

Ход занятия:

1. Опрос.

2. Анализ индивидуальных стилей поведения личности в конфликте.

3. Работа с диагностическим инструментарием.

4. Анализ коррекционных методов.

· Демонстрируются короткие отрывки с различными стилями поведения в конфликте. Студенты описывают отличительные черты, сходства и различия стилей.

· Студенты разбиваются на микрогруппы и самостоятельно подбирают инструментарий для диагностики стиля поведения в конфликте.

· Студенты разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека и подбирают методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения для конкретного случая.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний об индивидуальном стиле поведения в конфликте. Умения диагностировать индивидуальный стиль. Навыки психологической коррекции индивидуального стиля поведения.

 

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013.  – 512 с.

2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 

ТЕМА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ (4 часа)

Цель: Ознакомить будущих психологов с видами и спецификой конфликтов в системе педагогического взаимодействия.

Задачи:

1. Рассмотреть феноменологию педагогического конфликта.

2. Определить виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Материалы: видеоматериалы, доклады.

Ход занятия:

1. Основные элементы и характеристики педагогического конфликта.

2. Педагогические конфликты в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах.  

· Заслушиваются, а затем обсуждаются доклады, описывающие особенности педагогических конфликтов для различных возрастов и принципы разрешения педагогических конфликтов.

· Демонстрируются видеоролики с записями различных видов педагогических конфликтов, затем студенты обсуждают характерные черты педагогических конфликтов.

· Студенты в микрогруппах анализируют проблемные ситуации и подбирают наиболее эффективные способы разрешения конфликтов.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

 В ходе работы происходит освоение знаний о видах конфликтов в системе педагогического взаимодействия. Умения разрешать педагогические конфликты с учетом возрастных особенностей. Навыки оптимизации педагогического взаимодействия.

 

Литература:

1. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб., 2014. – 576 с.

2. Гуминский, А.П. Конфликты в повседневной жизни: практическое руководство по разрешению / А.П. Гуминский. – Мн.: Тесей, 2002. – 108 с.

 

ТЕМА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА (4 часа)

Цель: Изучить сущность психологической готовности к разрешению конфликта.

Задачи:

1. Определить условия психологической готовности к разрешению конфликта.

2. Рассм отреть приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса.

3. Разработать программу построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Обсуждение психологической готовности личности к разрешению конфликта.

2. Выявление условий развития психологической готовности к разрешению конфликта.

3. Анализ приемов психологической коррекции индивидуального самосознания.

4. Построение и обсуждение программы построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.

· Студенты заслушивают, а затем обсуждают доклады на тему психологической готовности к разрешению конфликтов.

· Студенты разбиваются микрогруппы и составляют списки условий готовности к разрешению конфликтов, затем обсуждают написанное в группе.

· после просмотра видеороликов, студенты анализируют приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса.

· Студенты совместно разрабатывают программу построения психологической готовности к разрешению конфликта.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний по психологической готовности к разрешению конфликтов, умений п одбирать приемы психологической коррекции с целью минимизации последствий стресса, навыков разработки программ построения психологической готовности к разрешению конфликта.

 

Литература:

1..Бабосов, Е.М. Социология конфликта / Е.М. Бабосов. – Мн., 1991.

2. Игра: универсальное средство формирования творческой личности. – Мн., 1998. – 55 с.

 

ТЕМА 5. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА (4 часа)

Цель: Изучить современные методы разрешения конфликта.

Задачи:

1. Рассмотреть различные методы разрешения конфликта.

2. Научиться подбирать оптимальные методы разрешения конфликты для различных ситуаций.

Материалы: доклады, видеоматериалы.

Ход занятия:

1. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта).

2. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).

3. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов.

4. Метод «Прямые переговоры».

5. Метод «Медиации».

· Студенты заранее готовят рефераты-презентации (и представляют их группе) по обозначенным выше вопросам.

Компетенции, приобретаемые на семинарском занятии:

В ходе работы происходит освоение знаний о современных методах конфликтологии, умений разрешать конфликты, навыков подбирать наиболее эффективные методы разрешения конфликтов с учетом ситуации и характеристик конфликтующих сторон.

 

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб., 2013. – 512 с

2. Авидон, И. Тренинги ведения переговоров: Материалы для подготовки и проведения / И. Авидон, О. Гончукова. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с

3. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – №6. – С. 119 – 133.

4. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций / Д.П. Зеркин. – Рн/Д.: Феникс, 1998. – 480 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.1 с.)