Тема 10. Методы разрешения конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Методы разрешения конфликта



Современные методы конфликтологии. Детерминация методов разрешения конфликта выбранной стратегией. Исторически сложившиеся в человеческом обществе методы разрешения конфликта: экономическое подавление, войны. Их последствия.

Метод разрешения конфликта «Рациональный-интуитивный» (Дж. Скотта). Техники контроля эмоциональной сферы в конфликте, использование разума и интуиции в распознавании причин конфликта и выработке идей его конструктивного разрешения. Техники преодоления барьеров общения.

Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр).

Метод картографии конфликта Сферы использования метода, его сущность, техника использования.

Структурно-организационные методы разрешения конфликтов. Основные методы урегулирования служебных конфликтов, их сущность и метод применения.

Метод «Прямые переговоры». Метод принципиальных переговоров (Р. Фишер, У. Юри). Сущность метода и его основные принципы. Дифференциация «позиционного торга» и «принципиальных переговоров». Организационные методы разрешения конфликта. Психологическая оценка их эффективности.

Метод «Медиации». Посредничество как модель урегулирования конфликтного взаимодействия. Сущность метода и техника его использования.

 

ТЕМА 11. ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В КОНФЛИКТАХ И ИХ КОНСТРУКТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ Введение. Творческий подход к конфликту. Выработка правил межличностного взаимодействия в группе. Активизация и развитие навыков конструктивного взаимодействия в тренинговой группе. Определение основных принципов группового взаимодействия. Определение основных направлений работы группы. Исследование участниками группы различных сторон собственной личности и определение основных направлений группового взаимодействия. Формирование творческих откликов по преодолению проблем через конкретные задачи. Актуализация творческого потенциала членов группы в решении трудных (конфликтных) жизненных ситуаций. Формирование коммуникативных умений. Повышение социально-психологической компетентности участников группы.

Управление эмоциями в конфликте. Активизация развития навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями. Формирование умений, позволяющих не блокировать эмпатию. Осознание переживаний существующих различий между внутренним «Я» и ролевым поведением. Формирование умений не использовать стрессогенов. Формирование эмоционального восприятия информации. Формирование умений по принятию чувств другого человека.

Стили поведения в конфликте. Совместная власть. Формирование навыков использования различных стилей поведения в конфликте. Формирование умений использовать «Я» – высказывания. Формирование умений использовать различные стратегии поведения в конфликте. Формирование умений оценивать различные формы поведения в конфликте. Формирование умений влиять на других в общении. Формирование умений сотрудничества.

Картография конфликта и разработка альтернатив. Формирование умений использовать метод картографии конфликта. Развитие умений психологической готовности разрешения конфликта. Формирование умений разрабатывать генератор альтернатив. Формирование умений использовать метод картографии в различных трудных ситуациях.

Переговоры. Активизировать и развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью метода «Переговоров». Развитие умений задавать вопросы. Развитие умений раскрывать свою тактику поведения. Развитие умений менять свои решения в ходе переговоров. Развитие умений соглашаться и обсуждать проблему. Формирование умений использовать техники: юмор и т.д. Формирование умений ведения дискуссий. Формирование умений придерживаться своих целей и целей собеседников по ситуации с использованием обратной связи. Формирование умений анализа выхода из конфликта и принятия решений в конфликте.

Посредничество. Активизировать и развивать навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций с помощью метода «Медиации». Формирование умений посредничества. Формирование умений применять на практике приемы по разрешению конфликтов. Формирование умений оказания последовательной психологической помощи клиенту. Формирование умений использовать правила и права посредника в консультировании. Формирование умений контроля, организации и проведения медиации.


Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины
(для дневной формы получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Литература

Формы контроля занятий

Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  КОНФЛИКТОЛОГИЯ (72 часов) 24 20 18 10 50    
1. Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции 1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социально-исторические предпосылки. 2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии. 3. Связь конфликтологии с другими науками. 4. Основные функции психолога-конфликтолога 4       6  [1] [2] [3] [5] [30]   Дискуссия
2. Феноменология конфликта 1. Понятие «конфликт» в современном научном знании. 2. Основные категории проблемного поля описания конфликтов. 3. Структура конфликта. 4. Симптоматика конфликта. 5. Динамические характеристики конфликта.  6. Понятие об эскалации конфликта и ее видах. 7. Понятие о конфликтогене, виды конфликтогенов   4   4 2 [2] [3] [30] Опрос, обсужде ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
3. Виды конфликтов 1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах.  2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов. 3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности. 4. Конфликты групп и больших социальных общностей. 5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов. 6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие 4   4   6   [ 2 ] [ 3 ] [42 ] [55 ] [56 ]   ]   Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
4. Поведение личности в конфликте 1. Понятие об индивидуальном стиле личности и определяющих его факторах. 2. Виды индивидуальных стилей поведения личности в конфликте. 3. Методы диагностики индивидуального стиля. 4. Методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения.   4   4 2 [1] [12] [49] [56] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
5. Психология семейного конфликта 1. Психологические предпосылки семейных конфликтов. 2. Виды семейных конфликтов. 3. Причины конфликтов в супружеской паре. 4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов. 5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка. 6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка. 7. Детско-родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка. 4   4   6 [4] [17 ] [18 ] [22] [36] [43]   Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
6. Педагогический конфликт 1. Феноменология педагогического конфликта. 2. Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия и их специфика. - Дошкольное детство; - Младший школьный возраст; - Подростковый возраст; - Юношеский возраст. 3. Условия оптимизации педагогического взаимодействия. 4. Принципы разрешения педагогического конфликта     4     4 [4] [43]     Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента ций, анализ проблем - ных ситуаций
7. Конфликт в служебных отношениях 1. Служебные конфликты и их последствия. 2. Виды служебных конфликтов. 3. Причины служебных конфликтов. 4. Типы эффективных и неэффективных руководителей. 5. Современные методы разрешения служебных конфликтов   4 2   4 [4] [70] [71] Дискуссия
8. Психологическая готовность к разрешению конфликта 1. Сущность психологической готовности личности к разрешению конфликта. 2. Условия развития психологической готовности к разрешению конфликта. 3. Приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса. 4. Программа построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.     4       6 [22] [57] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
9. Основные стратегии разрешения конфликта 1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта. 2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта». 4       6 [1] [12] [49] Дискуссия
10. Методы разрешения конфликта 1. Современные методы конфликтологии. 2. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта). 3. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр). 4. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов. 5. Метод «Прямые переговоры». 6. Метод «Медиации».   4     6 [1] [12] [49] [56] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций
11. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению 1. Введение. Творческий подход к конфликту. 2. Управление эмоциями в конфликте. 3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть. 4. Картография конфликта и разработка альтернатив. 5. Переговоры. 6. Посредничество. 4   4 2 2 [1] [2] [13] [21] [30] [33] [34] [56] [59] [62] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций
  Всего за 7 семестр 24 20 18 10 50   Экзамен
  Итого 24 20 18 10 50   Экзамен

 

 

             


Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины
(для заочной формы получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Литература

Формы контроля занятий

Лекции Семинарские занятия Лабораторные занятия Управляемая самостоятельная работа студента
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  КОНФЛИКТОЛОГИЯ (72 часов) 22 10 4 - -    
1. Предмет, современное состояние, цели и задачи. Конфликтолог – квалификационная характеристика, функции 1. Становление конфликтологии как отрасли научного знания: теоретические и социальноисторические предпосылки. 2. Предмет конфликтологии и его содержание. Задачи конфликтологии. 3. Связь конфликтологии с другими науками. 4. Основные функции психолога-конфликтолога 2 2     6 ]   Дискуссия
2. Феноменология конфликта 1. Понятие «конфликт» в современном научном знании. 2. Основные категории проблемного поля описания конфликтов. 3. Структура конфликта. 4. Симптоматика конфликта. 5. Динамические характеристики конфликта.  6. Понятие об эскалации конфликта и ее видах. 7. Понятие о конфликтогене, виды конфликтогенов 2 2         [9] [10] [14]     Опрос, обсужде ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
3. Виды конфликтов 1. Понятие о зонах разногласия в социальных конфликтах.  2. Мотивация конфликтных ситуаций и виды конфликтов. 3. Специфика конфликтов в разных сферах жизнедеятельности. 4. Конфликты групп и больших социальных общностей. 5. Характеристики конструктивного и деструктивного конфликтов. 6. Конфликтная личность в группе. Классификации конфликтных личностей. Синтонное взаимодействие 2 2         [3] [4] [7] [8] [11 ]   Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
4. Поведение личности в конфликте 1. Понятие об индивидуальном стиле личности и определяющих его факторах. 2. Виды индивидуальных стилей поведения личности в конфликте. 3. Методы диагностики индивидуального стиля. 4. Методы психологической коррекции индивидуального стиля поведения. 2   4       Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
  Всего за 8 семестр 8 6 4 - -    
5. Психология семейного конфликта 1. Психологические предпосылки семейных конфликтов. 2. Виды семейных конфликтов. 3. Причины конфликтов в супружеской паре. 4. Методы психологической коррекции и разрешения супружеских конфликтов. 5. Семейный конфликт и развитие личности ребенка. 6. Типы семейных нарушений как факторы аномального кризиса ребенка. 7. Детско -родительский конфликт как пусковой механизм нарушений поведения ребенка. 2 2       [7] [8] [9] [1 2 ]   Дискуссия
6. Педагогический конфликт 1. Феноменология педагогического конфликта. 2. Виды конфликтов в системе педагогического взаимодействия и их специфика. - Дошкольное детство; - Младший школьный возраст; - Подростковый возраст; - Юношеский возраст. 3. Условия оптимизации педагогического взаимодействия. 4. Принципы разрешения педагогического конфликта   2         [7] [8] [9] [10]   Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента ций, анализ проблем - ных ситуаций
7. Конфликт в служебных отношениях 1. Служебные конфликты и их последствия. 2. Виды служебных конфликтов. 3. Причины служебных конфликтов. 4. Типы эффективных и неэффективных руководителей. 5. Современные методы разрешения служебных конфликтов 2         [7] [8] [9] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
8. Психологическая готовность к разрешению конфликта 1. Сущность психологической готовности личности к разрешению конфликта. 2. Условия развития психологической готовности к разрешению конфликта. 3. Приемы психологической коррекции индивидуального самосознания с целью минимизации последствий стресса. 4. Программа построения психологической готовности к разрешению конфликта у партнера.   2           Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаци й
9. Основные стратегии разрешения конфликта 1. Понятие о стратегиях разрешения конфликта. 2. Характеристики стратегий разрешения конфликта: «выиграть -выиграть», «выиграть - проиграть», «замораживания конфликта». 2         [3] [4] [6] [7] [8] [9] [1 2] Дискуссия
10. Методы разрешения конфликта 1. Современные методы конфликтологии. 2. Метод разрешения конфликта «Рациональный - интуитивный» (Дж. Скотта). 3. Метод разрешения конфликта «Картография» (Х. Корнелиус, Ш. Фэйр). 4. Структурно -организационные методы разрешения конфликтов. 5. Метод «Прямые переговоры». 6. Метод «Медиации». 2         [3] [4] [6] [7] [8] [9] [1 3] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме - дийных презента – ций, анализ проблем - ных ситуаций
11. Обучение эффективному поведению в конфликтах и их конструктивному разрешению 1. Введение. Творческий подход к конфликту. 2. Управление эмоциями в конфликте. 3. Стили поведения в конфликте. Совместная власть. 4. Картография конфликта и разработка альтернатив. 5. Переговоры. 6. Посредничество. 2 2       [3] [4] [6] [7] [8] [11 ] Опрос, обсужде - ние докладов и мультиме – дийных презента - ций, анализ проблем - ных ситуаций
  Всего за 9 семестр 14 4 - - -    
                Экзамен
  Итого 22 10 4 - -   Экзамен

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.015 с.)