Тема 17. Формирование у детей произвольных действий ртом при моторных нарушениях. Этюды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Формирование у детей произвольных действий ртом при моторных нарушениях. Этюды.



1. Объем движений, который необходимо сформировать.

2. Коррекция у ребенка орального праксиса с опорой на выполнение действий по подражанию – пошаговая инструкция.

4. Коррекция орального праксиса с опорой на непроизвольные действия.

5. Постановка произвольного ротового выдоха (как научить ребенка дуть).

6. Вызывание произвольной подачи голоса.

7. Постановка у ребенка общей кинестетики и кинетики (по всему корпусу), если нарушены (формирование направленных действий).

Тема 18. Постановка начальной речи при постановке всех звуков языка у моторных, сенсорных, сенсомоторных алаликов, у детей с ЗЗР и 1-2-м уровнем ОНР. Основные принципы коррекционной работы.

1. Следуем за онтогенезом – ставимая детям речь должна повторять путь своего развития в норме.

2. Ставим сразу фразу. Ребенок, начиная говорить, высказывает мысли, а не просто называет разрозненные, бессвязные слова (то есть за назывной лексикой кроется мысль, свернутая фраза). Поэтому подбираем слова с «фразовым» смыслом и назначением.

3. Речь – это озвучивание ребенком собственных действий. Поэтому используем лишь реальные действия ребенка, или их символические заместители. На начальном этапе действуем, по-возможности, только с реальными предметами (прочь картинки и мультимедиа!).

4. Ставим речь в ситуации выполнения ребенком реальных, либо очень простых игровых действий. Последние в начале работы должны «разыгрывать» жизненные ситуации. Я называю это «неигровыми играми».

5. Звуки детям ставим мануально (вручную).

6. После того, как мы поставили ребенку тот или иной звук, ребенок сам, своими руками, помогает себе его выговаривать.

7. При невозможности сразу добиться от ребенка точного произнесения каких-то звуков ставим ему эти звуки в несколько заходов (с отсрочкой).

8. Для уточнения произношения звуков подключаем работу корпуса ребенка.

9. Сначала ставим гласные звуки, затем согласные.

10. Начинаем со звонких согласных, затем ставим их глухие парные.

11. Прежде ставим твердые варианты согласных. Следом ставим и мягкие, не откладывая это дело далеко на потом.

12. При постановке звуков избегаем их утрированного произнесения (как, бывает, мы делаем при работе с дислаликами).

13. Ставим сразу коартикуляции, по-возможности придавая им смысл слов.

14. На фоне постановки первых же звуков формируем у детей начальные слова, состоящие из поставленных звуков, и зачаточную фразу.

15. Если возраст и общие способности ребенка позволяют, используем в работе с ним буквы (письмо печатными буквами) как зрительные опоры для произносимых ребенком звуков, слогов, слов и даже фраз. Моторных алаликов учим читать всерьез.

16. «Плохая» и «хорошая» логоритмика (с точки зрения постановки у ребенка смысловой речи и организации у него правильно скоординированного речевого движения). Этюды.

17. Основные правила работы с моторными алаликами.

18. Основные правила работы с сенсорными и сенсомоторными алаликами.

19. Основные правила работы с ЗРРами (кстати, настоящие ЗРРы довольно быстро заговорят, и достаточно грамотно, если же нет – значит, они ОНРы).

20. Особенности работы с ОНРами 1-2-го уровня (эти уровни бывает сложно различить).

20.1. Что такое грамматическое мышление? Его дефицит при ОНР (мой личный взгляд на проблему ОНР). Вещи мира всегда находятся между собой в определенных смысловых отношениях. Язык своими средствами (лексическими, грамматическими, синтаксическими) передает эти отношения. За перенос в речь этих отношений отвечает грамматическое мышление. Моя гипотеза такова: в ядре ОНР лежит нарушение у ребенка грамматического мышления.

20.2. А что может стоять за нарушением грамматического мышления? Еще одна гипотеза: возможно, ребенок в самой реальности, еще доречевой, не схватывает существующие между вещами связи, а потому и не может адекватно передать эти связи через речь.

20.3. Возможно, у детей с ОНР нарушены первично определенные высшие психические функции (ВПФ). И если их у ребенка откорректировать, он начнет лучше ориентироваться в отношении вещей реального мира, и мы сможем эффективней помочь ему научиться передавать эти отношения средствами языка. Например: а понимает ли ребенок, почему определенная деталь кресла называется «подлокотник»? (потому что «под локтем»); почему у стула есть «спинка» и «сидение» – почему эти части стула именно так называются?

20.4. Если проанализировать типовые ошибки в речи конкретного ребенка с ОНР, можно предположительно выйти на те вещи и отношения, которые он плохо воспринимает в окружающей реальности, и попытаться откорректировать первичку.

20.5. У детей с ОНР есть трудности в формировании фонемной базы языка. Между тем фонема это минимальная смыслоразличительная звуковая единица языка – то есть единица, различающая слова по смыслу. Например, смысл слова изменится, если сказать вместо «нож» – «нос», вместо «сор» – «сок». Слово потеряет смысл, если сказать вместо «ком» – «гом». Дети с ОНР, похоже, не понимают значимости для смысла слова именно данного звука, а потому не обращают внимания на звуковой состав слов и произвольно коверкают либо недоговаривают слова. Каким образом можно попытаться вывести ребенка на фонемы? Поскольку звуки ему мы ставим мануально, возможно, на фонемы он выйдет через компоновку произносимых артикулем, соотнося их со слышимыми звуками.

21. Как работать с аутистами?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.007 с.)