Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема семинара: «постановка базовой речи у неговорящих детей с сенсорной, моторной, сенсомоторной алалией, при зрр, при онр, при расстройствах аутистического спектра (с учетом фгос)».Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема семинара: «Постановка базовой речи у неговорящих детей с сенсорной, моторной, сенсомоторной алалией, при ЗРР, при ОНР, при расстройствах аутистического спектра (с учетом ФГОС)». Аннотация семинара от автора – Поляковой Марины Анатольевны. Продолжительность курса 21 час (28 аудиторских), рассчитан на три дня. Этот курс я читаю около 15-ти лет. Сейчас предлагаю его последнюю редакцию. В логопедии происходит пересмотр и перетолковывание терминологии. В результате многие вещи, когда-то самоочевидные, стали абсолютно непонятны. А ведь алалия (все три ее формы) – диагноз на самом деле вполне прозрачный. И я хочу внести (иногда попросту вернуть) в наши представления об алалии ясность, при этом разобрав и вписав сюда новую терминологию, часто разноречивую и путаную. Кроме того, я предложу свою новую систему коррекции первичных дефектов у неговорящих детей и новую программу постановки у них речи. К сожалению, на семинаре у меня не будет времени дать программу постановки речи во всем объеме. Я успею только то, что заявлено в содержании семинара (см. ниже). Но это не все. Участникам в электронном виде будет выслан объемный текстовый материал с «пошаговой» системой заданий и игр, предназначенных для постановки у детей понимания речи и собственных речевых возможностей: словаря, фразовой речи, грамматики. Подборка речевого материала и игр предполагает, что ребенок не говорит совсем и при этом совсем или почти совсем не понимает речи. Поэтому начинается с практического нуля. Весь материал привязан к постановке конкретных звуков (в той последовательности, в какой я их ставлю). Игры – это чаще не совсем игры (я называю их «неигровые игры»), а обыгрывание значений ставимых ребенку слов, фраз и грамматических категорий в реальных бытовых ситуациях, понятных ребенку, что позволяет ему говорить осмысленно, понимая, что он говорит. После знакомства с курсом смельчаки могут приниматься за практику. Ну а люди, взвешенные и основательные, тоже могут приниматься. Дополнительно рекомендую мое пособие: «Как правильно учить ребенка говорить», последний его раздел посвящен работе с алалией (мой теперешний подход во многом отличен от изложенного в книге). Содержание.
Тема 1. Отчего появляется все больше неговорящих детей? (личные наблюдения автора). Тема 2. Возрастные нормы детской речи (нынче активно пересматриваемые). Как развивается речь в онтогенезе – вопросы-провокации: что прежде – слово или жест? предметная лексика или глагольная? слово или фраза? От того или иного ответа на эти вопросы зависит вся система работы по постановке речи у неговорящих. Роль гуления, лепета и вокализации.
Тема 3. «Вавилонское» смешение современной терминологии. Отграничение алалии от иных нарушений, при которых отсутствует речь. 1. Виды алалии. Моторная, или экспрессивная алалия (буквальный перевод: «говорение, не выражаемое во вне»). Сенсорная, или импрессивная алалия (буквально: «говорение, не попавшее внутрь»), сенсомоторная (гибрид первых двух). Базовые, пока самые общие определения (дальше мы «пощелкаем», как орехи, все термины, вьющиеся вкруг алалии). От чего зависят благоприятный или неблагоприятный прогнозы? 2. Нарушения, с которыми смешивают алалию. 2.1. Умственная отсталость. 2.2. Ринолалия. 2.3. Детская афазия. 2.4. Невротический мутизм. 2.5. Анартрия (моторная алалия сейчас может характеризоваться как дизартрические расстройства произношения, ну, приехали!). 2.6. «Кот в мешке» (ЗРР). 2.7. Дислалия, «разыгрывающая» алалию. 2.8. Дисплазия соединительной ткани, «разыгрывающая» алалию. 2.9. Аутизм – это основное смешение, тут надо уметь видеть спектр. 2.10. Недавно узнала новость: детям после кохлеарной имплантации ставят «сенсорную алалию! 2.11. Про ОНР поговорим отдельно. 3. Возможно ли сочетание алалии с другими дефектами? Тема 20. Мануальная постановка согласных звуков, введение их в коартикуляции, начальные слова, либо звукоподражания (тоже мануально). Постановка у детей на базе каждого нового звука (с учетом уже пройденных) грамматических категорий и фразовой речи, возможных на данном этапе, включая инициативную фразу и диалогическую речь. Напоминаю: на семинаре я показываю лишь характерные образцы игр и заданий для детей. Речевой и игровой материал у меня очень обширный. Целиком я присылаю его в электронном виде (кстати, так им удобней пользоваться).
1. Некоторые общие подходы к коррекционной работе и подбору речевого материала. 1.1. На занятиях мы не сможем сформировать у ребенка абсолютно весь словарь языка, всю грамматику, весь синтаксис – это невозможно. Наша задача дать ребенку начальные «толчки» в этих направлениях, а потом подталкивать его дальше. Насколько эффективно будет развиваться у ребенка речь, не всегда от нас зависит (зависит и от вида нарушения, и от общих способностей ребенка). 1.2. Язык в онтогенезе усваивается не по отдельным частям (сейчас звуки, теперь лексика, теперь грамматика, теперь фразовая речь), а скопом. Подобным же образом я предлагаю формировать речь и на занятиях – не выделяя изолированно отдельные темы. 1.3. Речь я предлагаю ставить сразу с опорой на фразу – то есть сразу фразовую речь. Разумеется, на первых порах фраза ребенка будет состоять из одного слова (больше он не выговорит), но это должно быть слово с фразовым смыслом – то есть слово должно включать в себя как можно больше отнесений. Такими словами являются многие глаголы и слова, относимые к служебным частям речи. Например, глагол повелительного наклонения «дай» является свернутой фразой – произнося это слово, ребенок мыслит про себя целый текст, целую цепочку отношений: «дай мне, ты дай мне, дай мне именно эту вещь, а не другую». Другой пример: вопросительное местоимение «где?» предполагает, что ребенок имеет в голове примерно следующую фразу – «где, в каком месте (я этого не вижу) находится вот эта вещь?» 1.4. Мы не пойдем по пути освоения ребенком преимущественно коротких слов. Во-первых, таких слов в языке слишком мало. Во-вторых, я не уверена, что такие слова ребенку проще различать и запоминать, они слишком похожи. Хотя, конечно, ему их легче выговаривать. 1.5. Разумеется, ребенок не усвоит смысла абсолютно всех слов с первой (а то и со второй, и с третьей) подачи, и далеко не все слова произнесет. К уже пройденным словам придется возвращаться. 2. Мануальная постановка у ребенка согласных звуков и на их фоне речи. Этюды. 2.1. Звуки М-М'. 2.2. Звуки Б-П. Твердые и мягкие. 2.3. Звуки В-Ф. Твердые и мягкие. 2.4. Звуки Н-Н'. 2.5. Сочетание постановки звуков с чтением и письмом. 2.6. Дальнейшая постановка звуков. Я даю некоторые звуки позднего онтогенеза прежде, нежели раннего, чтобы одни звуки не тормозили постановку других. 2.7. Звук Й. 2.8. Звуки Л-Л'. 2.9. Звуки Р-Р'. 2.10. Звуки Д-Т. Твердые и мягкие. 2.11. Постановка у ребенка слоговой и позвуковой структуры слов через переписывание слов. 2.12. Постановка у ребенка слитности и скорости произнесения слов через чтение слов («сдувание» слов). 2.13. Звуки С-З. Твердые и мягкие. 2.14. Звук Ц. 2.15. Звуки Ж-Ш. 2.16. Звук Ч. 2.17. Звук Щ. 2.18. Звук Х. Твердый и мягкий. 2.20. Звук К. 2.21. Звук Г. 2.22. Мягкие звуки К-Г.
Тема семинара: «Постановка базовой речи у неговорящих детей с сенсорной, моторной, сенсомоторной алалией, при ЗРР, при ОНР, при расстройствах аутистического спектра (с учетом ФГОС)».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.01 с.) |