Простые и сложные словосочетания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простые и сложные словосочетания



Простые подчинительные словосочетания базируются на одном типе связи, количество знаменательных слов не ограничено (отдать книгу ученику, открыть дверь гостю).

Сложные подчинительные словосочетания включают в себя несколько типов связей, исходящих от главного слова (красивая лампа с абажуром).

Иногда бывает достаточно трудно отграничивать простые и сложные словосочетания с разными типами управления. Проанализируйте следующие примеры:

Отдать книгу ученику, спасти жизнь бойцу, пилить дерево пилой, поливать цветы из лейки, удариться головой о камень, бить из орудий с высоты, писать карандашом на открытке, стукнуть лбом из-за неосторожности, вернуться на родину героем.

Другие подходы к разделению простых и сложных словосочетаний:

- Количество знаменательных слов (два, три и более);

- Место в системе синтаксических единиц (возможность распространения простого словосочетания до уровня сложного): написать (подробное) письмо (старшему) брату.

Возможны словосочетания двух видов: с последовательным подчинением (мокрые от горьких слёз глаза) и соподчинением (писать брату письмо ручкой).

При распространении слова могут совмещаться два вида.

Вычленять словосочетания из предложения необходимо в следующей последовательности:

1. Предикативное сочетание;
2. Словосочетания в составе подлежащего;
3. Словосочетания в составе сказуемого.

Если один из компонентов словосочетания – фразеологизм, то оно является простым (живёт у чёрта на куличках).

К сложным относятся:

1. Словосочетания с цельными компонентами (знать много песен, слыхал в родной стороне);

2. Словосочетания, включающие подчинение и сочинение (любимые астры и георгины);

3. Словосочетания, включающие неоднородные определения (мохнатая черкесская шапка, длинный товарный поезд);

4. Простое словосочетание + порядковое числительное (первый школьный звонок);

5. Количественно-именные сочетания + местоимение/прилагательное (два разбитых ящика);

6. Словосочетания с дополнительным пояснением/уточнением (гнездо вверху, под крышей; полюбить сразу, с первого взгляда);

7. Словосочетания с дуплексивами (увидеть его весёлым, считать себя правым).

8. Словосочетания, состоящие из определяемого слова и обособленного определения или приложения.

Степень структурно-семантической цельности – близость компонентов сложного словосочетания друг ко другу, на основе которой выделяются простые элементы.

Высокой эта степень является:

- У стержневого компонента и числительного (два белых облака);

- Членов полупредикативного сочетания (потемневшее во время грозы небо, но подобное дыму облако);

- Определяемого слова и обособленного приложения (могучий лев, гроза лесов).

Пример:

Сегодня прошёл замечательный дождик – серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

Найдите сложное словосочетание и определите степень структурно-семантической цельности его компонентов.

Переходные словосочетания между простыми и сложными – те, что включают фразеологизмы: долго кормить обещаниями (простое) ср. долго и нудно кормить обещаниями (сложное).


Простое предложение

Предложение – основная единица синтаксиса, выражающая наиболее существенные функции языка (мыслительную и коммуникативную).

Признаки предложения:

- Наличие специальных структурных схем и способов выражения строевых элементов схемы;

- Особая семантика – выражается законченная мысль, предложение обладает модально-временным значением, является средством общения.

Актуальное (тема-рематическое) членение – учение о разделении предложения на тему (уже известную информацию, предмет мысли – субъект) и рему (новую информацию, предикат).
«Любимая бабушка пошла в гости» - бабушка с группой подлежащего – тема, пошла с группой сказуемого – рема.
Предикативность – отнесение содержания предложения к действительности (выражается в категориях модальности, времени, лица – по В. В.).

Модальность может быть:

1. Объективной (отношение сообщаемого к действительности как реальное – индикатив, или изъявительное наклонение – или ирреальное – повелительное, условное наклонения, временная неопределённость) – «Шёл я вчера по улице», «Иду я вчера по улице»;

2. Субъективной (отношение говорящего к сообщаемому – экспрессивная оценка).
Две модальности могут совмещаться: «Конечно, я сдам экзамен».

Двусоставные предложения чаще всего в основе своей содержат имя и спрягаемый глагол (глагольные типы).

Также выделяются именные предложения:

- Бисубстантивные – «Родина – зелёная лужайка», первая часть – название предмета, вторая – его качество или оценка.
- Инфинитивные – «Увидеть мир – познать его красу», инфинитив – синкретичное слово, совмещающее в себе функции имени (предмета) и глагола (действия).

- Смешанные – сущ. + краткое прил./прич. («Небо туманно», эллипсис, пропущен глагол-связка); субстантиват + сущ. («Не» – отрицательная частица»); сущ. + инф. («Солнце – сиять»).
Переходные случаи между двусоставными и односоставными предложениями:

Слушать осеннюю вьюгу – это нам скучно – двусост.

Одно нам скучно – слушать осеннюю вьюгу – синкрет.

Нам скучно – слушать осеннюю вьюгу – синкрет.

Слушать осеннюю вьюгу нам скучно – синкрет.

Нам скучно слушать осеннюю вьюгу – односост.

Трудно также отнести к определённому типу высказывания «Пора ехать», «Приятно возвращаться в родные края», «Нельзя оставаться».

Односоставные предложения – те, что включают в себя наглядно-чувственный образ - неназванный субъект действия или иной исчезнувший компонент грамматической основы, а также логическое суждение. Ср. «Лес красивый» и «Красота» – образ «лес» не назван, но определяется бытовым контекстом.


Самый близкий к двусоставным тип односоставных предложений (на стыке между односост. и двусост. неполными) - определенно-личный (в качестве отсутствующих подлежащих «пропущены» личные местоимения «я», «мы», реже «ты», «вы»).

Сказуемым определенно-личного предложения не может быть глагол третьего лица и прошедшего времени, а также слово другой части речи. Второе лицо может быть использовано, если человек, к которому обращается говорящий, обозначен в контексте («Вася, иди домой. Восьмой час, [ а все равно ждёшь ]»).
Если в предложении есть определение, семантически связанное со сказуемым («Промокший и озябший, захожу в комнату»), то такая синтаксическая конструкция относится к неполным двусоставным.

Неопределенно-личные предложения не подразумевают конкретного исполнения действия, субъект (на месте которого могли бы стоять местоимения третьего лица) абстрактен.

Иногда деятель известен, но ради актуализации действия специально опускается при перифразе: «Ипполитов поцеловал ей руку. Ее впервые целовали». На единичного субъекта указывает глагол в форме множественного числа.

Часто конструкции такого типа сочетаются с личными местоимениями в д. п. и в. п., что даёт возможность для залоговых противопоставлений: «Я был выставлен из класса» - «Меня выставили из класса».
Обобщенно-личные предложения - лишь те фразы со сказуемыми во втором или третьем лице, где «деятель» не равен «адресату речи».

«Вася, все ждёшь» при известном исполнителе - определенно-личный тип, а «Когда не спится, слышишь странные шорохи» - обобщенно-личный (по семантике сближающийся с безличными, слышишь = слышно).

Исключение из этого правила - использование обобщ.-личных конструкций в советах, пожеланиях, пословицах: «Заварил кашу, так не жалей масла». Здесь адресат может быть исполнителем действия. В подобных случаях рядом с индикативной формой сказуемого односоставного предложения часто можно встретить императив.

Безличные предложения выражают действие/состояние/признак, возникающие независимо от воли говорящего и носителя признака/производителя действия. Предикативный центр - средний род прошедшего времени, модальные наречия (надо, можно) + инфинитив и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.146.77 (0.009 с.)