Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Простые и сложные словосочетания
Простые подчинительные словосочетания базируются на одном типе связи, количество знаменательных слов не ограничено (отдать книгу ученику, открыть дверь гостю). Сложные подчинительные словосочетания включают в себя несколько типов связей, исходящих от главного слова (красивая лампа с абажуром). Иногда бывает достаточно трудно отграничивать простые и сложные словосочетания с разными типами управления. Проанализируйте следующие примеры: Отдать книгу ученику, спасти жизнь бойцу, пилить дерево пилой, поливать цветы из лейки, удариться головой о камень, бить из орудий с высоты, писать карандашом на открытке, стукнуть лбом из-за неосторожности, вернуться на родину героем. Другие подходы к разделению простых и сложных словосочетаний: - Количество знаменательных слов (два, три и более); - Место в системе синтаксических единиц (возможность распространения простого словосочетания до уровня сложного): написать (подробное) письмо (старшему) брату. Возможны словосочетания двух видов: с последовательным подчинением (мокрые от горьких слёз глаза) и соподчинением (писать брату письмо ручкой). При распространении слова могут совмещаться два вида. Вычленять словосочетания из предложения необходимо в следующей последовательности: 1. Предикативное сочетание; Если один из компонентов словосочетания – фразеологизм, то оно является простым (живёт у чёрта на куличках). К сложным относятся: 1. Словосочетания с цельными компонентами (знать много песен, слыхал в родной стороне); 2. Словосочетания, включающие подчинение и сочинение (любимые астры и георгины); 3. Словосочетания, включающие неоднородные определения (мохнатая черкесская шапка, длинный товарный поезд); 4. Простое словосочетание + порядковое числительное (первый школьный звонок); 5. Количественно-именные сочетания + местоимение/прилагательное (два разбитых ящика); 6. Словосочетания с дополнительным пояснением/уточнением (гнездо вверху, под крышей; полюбить сразу, с первого взгляда); 7. Словосочетания с дуплексивами (увидеть его весёлым, считать себя правым). 8. Словосочетания, состоящие из определяемого слова и обособленного определения или приложения.
Степень структурно-семантической цельности – близость компонентов сложного словосочетания друг ко другу, на основе которой выделяются простые элементы. Высокой эта степень является: - У стержневого компонента и числительного (два белых облака); - Членов полупредикативного сочетания (потемневшее во время грозы небо, но подобное дыму облако); - Определяемого слова и обособленного приложения (могучий лев, гроза лесов). Пример: Сегодня прошёл замечательный дождик – серебряный гвоздик с алмазною шляпкой. Найдите сложное словосочетание и определите степень структурно-семантической цельности его компонентов. Переходные словосочетания между простыми и сложными – те, что включают фразеологизмы: долго кормить обещаниями (простое) ср. долго и нудно кормить обещаниями (сложное). Простое предложение Предложение – основная единица синтаксиса, выражающая наиболее существенные функции языка (мыслительную и коммуникативную). Признаки предложения: - Наличие специальных структурных схем и способов выражения строевых элементов схемы; - Особая семантика – выражается законченная мысль, предложение обладает модально-временным значением, является средством общения. Актуальное (тема-рематическое) членение – учение о разделении предложения на тему (уже известную информацию, предмет мысли – субъект) и рему (новую информацию, предикат). Модальность может быть: 1. Объективной (отношение сообщаемого к действительности как реальное – индикатив, или изъявительное наклонение – или ирреальное – повелительное, условное наклонения, временная неопределённость) – «Шёл я вчера по улице», «Иду я вчера по улице»; 2. Субъективной (отношение говорящего к сообщаемому – экспрессивная оценка). Двусоставные предложения чаще всего в основе своей содержат имя и спрягаемый глагол (глагольные типы).
Также выделяются именные предложения: - Бисубстантивные – «Родина – зелёная лужайка», первая часть – название предмета, вторая – его качество или оценка. - Смешанные – сущ. + краткое прил./прич. («Небо туманно», эллипсис, пропущен глагол-связка); субстантиват + сущ. («Не» – отрицательная частица»); сущ. + инф. («Солнце – сиять»). Слушать осеннюю вьюгу – это нам скучно – двусост. Одно нам скучно – слушать осеннюю вьюгу – синкрет. Нам скучно – слушать осеннюю вьюгу – синкрет. Слушать осеннюю вьюгу нам скучно – синкрет. Нам скучно слушать осеннюю вьюгу – односост. Трудно также отнести к определённому типу высказывания «Пора ехать», «Приятно возвращаться в родные края», «Нельзя оставаться». Односоставные предложения – те, что включают в себя наглядно-чувственный образ - неназванный субъект действия или иной исчезнувший компонент грамматической основы, а также логическое суждение. Ср. «Лес красивый» и «Красота» – образ «лес» не назван, но определяется бытовым контекстом.
Сказуемым определенно-личного предложения не может быть глагол третьего лица и прошедшего времени, а также слово другой части речи. Второе лицо может быть использовано, если человек, к которому обращается говорящий, обозначен в контексте («Вася, иди домой. Восьмой час, [ а все равно ждёшь ]»). Неопределенно-личные предложения не подразумевают конкретного исполнения действия, субъект (на месте которого могли бы стоять местоимения третьего лица) абстрактен. Иногда деятель известен, но ради актуализации действия специально опускается при перифразе: «Ипполитов поцеловал ей руку. Ее впервые целовали». На единичного субъекта указывает глагол в форме множественного числа. Часто конструкции такого типа сочетаются с личными местоимениями в д. п. и в. п., что даёт возможность для залоговых противопоставлений: «Я был выставлен из класса» - «Меня выставили из класса». «Вася, все ждёшь» при известном исполнителе - определенно-личный тип, а «Когда не спится, слышишь странные шорохи» - обобщенно-личный (по семантике сближающийся с безличными, слышишь = слышно). Исключение из этого правила - использование обобщ.-личных конструкций в советах, пожеланиях, пословицах: «Заварил кашу, так не жалей масла». Здесь адресат может быть исполнителем действия. В подобных случаях рядом с индикативной формой сказуемого односоставного предложения часто можно встретить императив. Безличные предложения выражают действие/состояние/признак, возникающие независимо от воли говорящего и носителя признака/производителя действия. Предикативный центр - средний род прошедшего времени, модальные наречия (надо, можно) + инфинитив и т. д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.146.77 (0.009 с.) |