Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалиейСтр 1 из 3Следующая ⇒
Задания (пробы) |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понимание лексических категорий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Понимание конкретных существительных | 1 балл – правильное выполнение задания 0,5 – выполняет после нескольких повторений 0,25 – с трудом понимает обращенную речь 0 – не выполняет
|
Покажи: куклу _____ зайчика ______ мячик _____ матрешку ______ машину______ Возьми: машину _____ кошку ______ пирамидку ______ кубик ____ мишку ______ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Понимание обобщающих слов |
Покажи на картинках: игрушки ______ животных _______ цветы ____ посуду _______ одежду ________ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Понимание действий |
Покажи на картинках: играет _______ ест ______ сидит _____ спит _______ бежит ______ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Понимание поручений (по речевой инструкции) | дай куклу _____ нарисуй мяч _____ покачай мишку ______ посади зайку _____ покорми птичку _____ Всего: 25 проб, максимально - 25 баллов Степень успешности: _____ х 100: 25 = _____ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Понимание грамматических категорий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Понимание форм ед и мн. числа существительных | 1 балл – правильное выполнение задания 0,5 – выполняет после нескольких повторений 0,25 – с трудом понимает обращенную речь 0 – не выполняет
| Покажи на картинках: шар – шары ____ глаз – глаза _____ рука – руки _____ кукла – куклы ____ елка – елки ____ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Понимание падежных конструкций |
Выполни: положи карандаш на стол ______ спрячь мяч под стол ______ положи конфету в коробку ______ спрячь руки за спину _____ достань машину из шкафа _____ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме |
Покажи, где на картинках нарисованы: шар – шарик _____ носок – носочек ______ собака – собачка ______ яблоко - яблочко ______ рыба – рыбка _____ Всего: 15 проб, максимально - 15 баллов Степень успешности: _____х 100: 15 = _____ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | II блок: Исследование сенсомоторного уровня речи | Критерии оценки |
Задания (пробы) | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Состояние фонематического восприятия | 1балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому 0,25 – неточно воспроизводит оба члена пары (перестановка слогов, их замена пропуск) 0 – не воспроизводит |
Повторяй:
ТА _____ НА-НА _____ БА- ТА ____ МА ____ БА-НА _____ ПА-БА _____ ПА-ПА ___ НА-ГА _____ БА-ПА _____ МА-МА-ПА _____ Проб, максимально - 10 баллов Степень успешности: _____х 100: 10 = _____ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Состояние артикуляционной моторики | 1 балл – правильно выполняет движения 0,5 – выполняет медленно и напряженно 0,25 – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, синкинезии, гиперкинезы, искажение артикуляционной позы 0 – не выполняет |
Выполняй движения (по подражанию): «Улыбка» _____ «Кошка лакает» ______ «Лопаточка» _____ «Вкусное варенье» _____ «Маятник» ______ Проб, максимально - 25 баллов Степень успешности: _____х 100: 25 = _____ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | III блок: Состояние грамматического строя речи и словоизменения | Критерии оценки |
Задания (пробы) |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Употребление существительных в ед и мн. числе | 0,5 – образует правильно каждое слово II группы 0,25 – образует правильно каждое слово I группы, 0 – не образует
|
Назови картинки: I группа слов : кукла- куклы, глаз – глаза, нос – носы, зуб – зубы _____ II группа слов: дом – дома; стол -столы ______
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Употребление существительных в форме ед. числа винит. и родит. падежа |
Ответь, какие игрушки? I группа слов: мяч (большой, маленький); шар (большой, маленький); птичка (большая, маленькая); кубики (большие, маленькие) ____ II группа слов: чашка (большая, маленькая); яблоко (большое, маленькое) ____ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Употребление предложно-падежных конструкций | 1 балл – образует правильно все формы слов 0,5 – правильно употребляет окончание, а предлог неправильно (или отсутствует) 0,25 – правильно употребляет предлог, а окончание неправильно 0 – не образует |
Задания (пробы) |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Состояние предметного словаря | 1 балл – дает правильный ответ
0,5 – дает правильный ответ после принятия помощи 0,25 – форму образует неверно 0 – задание не выполняет
|
Ответь, какой предмет по цвету (основные цвета) _____ по размеру (большой-маленький) ______ по форме (шарик-кубик-кирпичик) ______ по поверхности (холодный – теплый) ____ по поверхности (мягкий – твердый)____- Задания (пробы) |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Повторение 2-3 словной фразы | 5 баллов – повторяет (говорит) самостоятельно 2,5 – повторяет (говорит) после принятия организующей помощи 1 – повторяет (говорит) по вопросам педагога 0 – повтор (проговаривание) недоступен (недоступно) | Послушай и повтори ( или Скажи, что видишь на картинке) Вот мама ____ Киса (кошка) ест (ням-ням) ____ Мама, на (дай) _____ Ляля сидит _____ Папа спит (бай-бай) _____ Задания (пробы) |
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая моторика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Движения рук и плечевого пояса | 1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 – выполняет правильно, но после повторения инструкции или в замедленном темпе
0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет 0 – не выполняет движения
| Выполни вместе со мной ( показ): Подними руки вверх (покажи, какой ты большой) _____ Покажи, как летают птицы, как машут крыльями ______ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Движения туловища | Выполни вместе со мной (показ): Покачайся, как маятник часов (тик-так)_______ Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) _____ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Движения ног и равновесие | Выполни: Покажи, каким ты был маленьким (приседание) _____ Покажи, как петушок стоит на одной ноге ______ Прыгай на одной ноге (до ориентира) _______ Перешагни через кубики (ходьба с высоким подниманием колен)_____ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Статическая координация движений |
Выполни: Вытяни руки вперед и закрой глаза. Постой так (5 сек) _____ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Динамическая координация движений |
Выполни вместе со мной: Шагай, как солдат (маршировка) _____ Приседай три раза _____ |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Пространственная ориентировка | Выполни (по инструкции): игрушку вверх _____ спрячь игрушку сзади _____ игрушку вперед _____ посмотри, что вокруг тебя _____ Мелкая моторика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Кинестетическая основа движений пальцев рук | 1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза 0,5 – выполняет правильно, но после повторе ния инструкции или в замедленном темпе 0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет 0 – не выполняет движения | Делай, как я (показ): «Кулак» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____ «Ладонь» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____ «Коза» (указательный и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____ «Колечко» (поочередно каждый палец соприкасается с большим сначала на одной руке, потом на другой) _______ «Ушки зайчика» (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____ «Очки» (одновременно «колечки» обеими руками) ______
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Кинетическая основа движений пальцев рук | Выполни вместе со мной: Разгибай пальцы из кулака по одному ____ Загибай пальцы в кулачок по одному _____ «Пальчики здороваются» (обе руки) _____ «Играй на пианино» (обе руки) _____ Задания (пробы) |
Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Воспроизведение простых ритмов | 1 балл - правильно и точно воспроизводит ритм 0, 5 – ритм искажает, соблюдая количество ударов 0,25 – ритм искажает, не соблюдает количество ударов 0 – ритм не воспроизводит | Послушай и постучи, как я: Х Х _____ ХХ Х ______ ХХ ХХ _____ ХХХ _____ Х ХХ _____ Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Приступая к коррекционной работе с таким ребенком, учитель-логопед уже на первом этапе – диагностическом - сталкивается с объективными трудностями. При наличии большого количества различного рода логопедической и психологической литературы по проблеме моторной алалии, в ней делается акцент на разные аспекты изучения и коррекции речи у детей, в речевом арсенале которых присутствуют элементарные фразовые конструкции. Изучение состояния речи «неговорящих» алаликов затруднено из-за отсутствия специальной методики обследования этой категории детей. Специалисты указывают на трудности подбора стимульного материала для логопедического обследования, сложность фиксирования и обработки результатов. Эффективность коррекционной работы с ребенком при наличии у него моторной алалии определяется правильностью оценки структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушения речи. Предлагаемая процедура обследования позволяет наиболее полно провести изучение состояния речи ребенка с моторной алалией и на основании его составить индивидуальную коррекционную программу. Обследование включает четыре раздела, различающихся целями и методами обследования: · сбор анамнестических данных о ребенке · осмотр · наблюдение · обследование речи (тестирование). В разделе «Сбор анамнестических данных о ребенке» делаются соответствующие записи в каждой графе (на основании медицинской карты, документов ЦКРОиР, беседы с родителями).
В разделе «Осмотр» фиксируются данные о строении артикуляционного аппарата ребенка, полученные в результате визуального обследования органов артикуляции (нужная позиция подчеркивается, отсутствующие позиции дописываются в соответствующей графе) В разделе «Наблюдение» отражаются сведения о состоянии эмоциональной сферы, использовании невербальных средств общения, особенностях внимания и вступления в контакт (в том числе и вербальный) с окружающими (отмечаются по шкале от 0 до 4 баллов) В разделе «Обследование речи (тестирование)» производится подсчет набранных ребенком баллов при выполнении предложенных заданий, вычисляется степень успешности выполнения каждого блока заданий, вычерчивается индивидуальный речевой профиль обследуемого ребенка. За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160 проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение (сумма баллов за весь тест - N) переводится в процентное выражение (успешность выполнения). Таким образом, если 180 баллов составляет 100% успешности выполнения, то процент успешности выполнения каждым испытуемым высчитывается как N х 100: 180. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех степеней успешности: I степень успешности – до 49 % включительно; II степень успешности – от 50 до 64%; III степень успешности – от 65 до 79 %; IY степень успешности – от 80 до 100%. Для получения индивидуального речевого профиля необходимо вычислить степень успешности выполнения каждого блока заданий в процентном отношении (набранное количество баллов умножить на 100 и разделить на максимально возможный результат, который обозначен в таблице после каждого блока). На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс – ключевые задания блоков: 1. Понимание лексических обобщений 2. Понимание грамматических обобщений 3. Фонематическое восприятие 4. Артикуляционная моторика 5. Слоговая структура слова 6. Звукопроизношение 7. Грамматический строй речи 8. Словарный запас 9. Словообразование 10. Связная речь 11. Общая моторика 12. Мелкая моторика 13. Ритм
После каждой пробы в бланке обследования имеется место для выставления количества баллов за пробу. После подсчета баллов и производства необходимых вычислений, результат записывается в пустой квадрат в графе «Баллы». Цифры, записанные в квадратах, являются ключевыми для вычерчивания индивидуального речевого профиля ребенка и откладываются на оси графика. Индивидуальный речевой профиль позволяет выделить наиболее благополучные и наименее сформированные компоненты речевой системы и наметить мероприятия плана коррекционной работы с ребенком
Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией [1] 1. Анамнестические данные о ребенке
2. Осмотр
Примечание: подчеркнуть нужное 3. Наблюдение
Примечание: отметить результат наблюдения в графе «балл» 4. Обследование речи (тестирование)
Задания (пробы)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.051 с.) |