Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией



Задания (пробы)

Баллы

Понимание лексических категорий

1     Понимание конкретных существительных

1 балл – правильное выполнение задания

0,5 – выполняет после нескольких повторений

0,25 – с трудом понимает обращенную речь

0 – не выполняет

 

 

Покажи:

куклу _____                зайчика ______

мячик _____              матрешку ______      машину______

Возьми:

машину _____     кошку ______           пирамидку ______

кубик ____             мишку ______                                                      

 
2 Понимание обобщающих слов

Покажи на картинках:

игрушки ______         животных _______      цветы ____

посуду _______                 одежду ________

 
3 Понимание действий

Покажи на картинках:

играет _______         ест ______             сидит _____

спит _______             бежит ______

 
4 Понимание поручений (по речевой инструкции)

дай куклу _____                 нарисуй мяч _____

покачай мишку ______   посади зайку _____

покорми птичку _____

Всего: 25 проб, максимально - 25 баллов

Степень успешности: _____ х 100: 25 = _____

Понимание грамматических категорий

5 Понимание форм ед и мн. числа существительных

1 балл – правильное выполнение задания

0,5 – выполняет после нескольких повторений

0,25 – с трудом понимает обращенную речь

0 – не выполняет

 

Покажи на картинках:

шар – шары ____ глаз – глаза _____    рука – руки _____

кукла – куклы ____ елка – елки ____

 
6 Понимание падежных конструкций

Выполни:

положи карандаш на стол ______

спрячь мяч под стол ______

положи конфету в коробку ______

спрячь руки за спину _____

достань машину из шкафа _____

 
7 Понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

Покажи, где на картинках нарисованы:

шар – шарик _____                          носок – носочек ______

собака – собачка ______               яблоко - яблочко ______

рыба – рыбка _____

Всего: 15 проб, максимально - 15 баллов

Степень успешности: _____х 100: 15 = _____

 
II блок:  Исследование сенсомоторного уровня речи Критерии оценки

Задания (пробы)

Баллы  
1 Состояние фонематического восприятия 1балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому 0,25 – неточно воспроизводит оба члена пары (перестановка слогов, их замена пропуск) 0 – не воспроизводит

Повторяй:

ТА _____          НА-НА _____  БА- ТА ____

МА ____           БА-НА _____   ПА-БА _____

ПА-ПА ___          НА-ГА _____    БА-ПА _____

МА-МА-ПА _____

Проб, максимально - 10 баллов

Степень успешности: _____х 100: 10 = _____

   
2 Состояние артикуляционной моторики 1 балл – правильно выполняет движения 0,5 – выполняет медленно и напряженно 0,25 – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, синкинезии, гиперкинезы, искажение артикуляционной позы 0 – не выполняет

Выполняй движения (по подражанию):

«Улыбка» _____       «Кошка лакает» ______

«Лопаточка» _____ «Вкусное варенье» _____

«Маятник» ______

Проб, максимально - 25 баллов

Степень успешности:

             _____х 100: 25 = _____

   
III блок: Состояние грамматического строя речи и словоизменения Критерии оценки

Задания (пробы)

Баллы

1 Употребление существительных в ед и мн. числе

0,5 – образует правильно каждое слово II группы

0,25 – образует правильно каждое слово I группы,

0 – не образует

 

Назови картинки:

I группа слов :                       

кукла- куклы, глаз – глаза, нос – носы, зуб – зубы _____             II группа слов:

дом – дома; стол -столы ______                 

                                                     

 

2 Употребление существительных в форме ед. числа винит. и родит. падежа

Ответь, какие игрушки?

I группа слов: мяч (большой, маленький); шар (большой, маленький); птичка (большая, маленькая); кубики (большие, маленькие) ____                         

II группа слов: чашка (большая, маленькая); яблоко (большое, маленькое) ____                                         

 

 
4 Употребление предложно-падежных конструкций 1 балл – образует правильно все формы слов 0,5 – правильно употребляет окончание, а предлог неправильно (или отсутствует) 0,25 – правильно употребляет предлог, а окончание неправильно 0 – не образует

Задания (пробы)

Баллы

Словарь

 
1 Состояние предметного словаря

1 балл – дает правильный ответ

0,5 – дает правильный ответ после принятия помощи

0,25 – форму образует неверно

0 – задание не выполняет

 

 

Ответь, какой предмет

по цвету (основные цвета) _____

по размеру (большой-маленький) ______

по форме (шарик-кубик-кирпичик) ______

по поверхности (холодный – теплый) ____

по поверхности (мягкий – твердый)____-

Задания (пробы)

Баллы

1 Повторение 2-3 словной фразы 5 баллов – повторяет (говорит) самостоятельно 2,5 – повторяет (говорит) после принятия организующей помощи 1 – повторяет (говорит) по вопросам педагога 0 – повтор (проговаривание) недоступен (недоступно)

Послушай и повтори ( или Скажи, что видишь на картинке)

Вот мама ____

Киса (кошка) ест (ням-ням) ____

Мама, на (дай) _____

Ляля сидит _____ 

Папа спит (бай-бай) _____

Задания (пробы)

Баллы

Общая моторика

1 Движения рук и плечевого пояса

1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза

0,5 – выполняет правильно, но после повторения инструкции или в замедленном темпе

 

0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет

0 – не выполняет движения

 

Выполни вместе со мной ( показ):

Подними руки вверх (покажи, какой ты большой) _____

Покажи, как летают птицы, как машут крыльями ______

 

2 Движения туловища

Выполни вместе со мной (показ):

Покачайся, как маятник часов (тик-так)_______

Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) _____

 

3 Движения ног и равновесие

Выполни:

Покажи, каким ты был маленьким (приседание) _____

Покажи, как петушок стоит на одной ноге ______

Прыгай на одной ноге (до ориентира) _______

Перешагни через кубики (ходьба с высоким подниманием колен)_____

 

4 Статическая координация движений

Выполни:

Вытяни руки вперед и закрой глаза. Постой так (5 сек) _____

 

5 Динамическая координация движений

Выполни вместе со мной:

Шагай, как солдат (маршировка) _____

Приседай три раза _____

 

6 Пространственная ориентировка

Выполни (по инструкции):

игрушку вверх _____        спрячь игрушку сзади _____

игрушку вперед _____       посмотри, что вокруг тебя _____

Мелкая моторика

7. Кинестетическая основа движений пальцев рук

1 балл - правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза

0,5 – выполняет правильно, но после повторе

ния инструкции или в замедленном темпе

0,25 –неполный объем движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет

0 – не выполняет движения

Делай, как я (показ):

«Кулак» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____          

«Ладонь» (поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно)_____        

 «Коза» (указательный и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____                

 «Колечко» (поочередно каждый палец соприкасается с большим сначала на одной руке, потом на другой) _______

 «Ушки зайчика» (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные сжаты; поочередно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____                 

«Очки» (одновременно «колечки» обеими руками) ______

 

8 Кинетическая основа движений пальцев рук

Выполни вместе со мной:

Разгибай пальцы из кулака по одному ____

Загибай пальцы в кулачок по одному _____

«Пальчики здороваются» (обе руки) _____

«Играй на пианино» (обе руки) _____

Задания (пробы)

Баллы

1 Воспроизведение простых ритмов 1 балл - правильно и точно воспроизводит ритм 0, 5 – ритм искажает, соблюдая количество ударов 0,25 – ритм искажает, не соблюдает количество ударов 0 – ритм не воспроизводит

Послушай и постучи, как я:

Х Х _____         ХХ Х ______            ХХ ХХ _____

ХХХ _____           Х ХХ _____

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие   I уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний. Приступая к коррекционной работе с таким ребенком, учитель-логопед уже на первом этапе – диагностическом - сталкивается с объективными трудностями. При наличии большого количества различного рода логопедической и психологической литературы по проблеме моторной алалии, в ней делается акцент на разные аспекты изучения и коррекции речи у детей, в речевом арсенале которых присутствуют элементарные фразовые конструкции. Изучение состояния речи «неговорящих» алаликов затруднено из-за отсутствия специальной методики обследования этой категории детей. Специалисты указывают на трудности подбора стимульного материала для логопедического обследования, сложность фиксирования и обработки результатов. Эффективность коррекционной работы с ребенком при наличии у него моторной алалии определяется правильностью оценки структуры речевого дефекта и степени выраженности нарушения речи. Предлагаемая процедура обследования позволяет наиболее полно провести изучение состояния речи ребенка с моторной алалией и на основании его составить индивидуальную коррекционную программу. Обследование включает четыре раздела, различающихся целями и методами обследования:

· сбор анамнестических данных о ребенке

· осмотр

· наблюдение

· обследование речи (тестирование).

В разделе «Сбор анамнестических данных о ребенке» делаются соответствующие записи в каждой графе (на основании медицинской карты, документов ЦКРОиР, беседы с родителями).

В разделе «Осмотр» фиксируются данные о строении артикуляционного аппарата ребенка, полученные в результате визуального обследования органов артикуляции (нужная позиция подчеркивается, отсутствующие позиции дописываются в соответствующей графе)

В разделе «Наблюдение» отражаются сведения о состоянии эмоциональной сферы, использовании невербальных средств общения, особенностях внимания и вступления в контакт (в том числе и вербальный) с окружающими (отмечаются по шкале от 0 до 4 баллов)

В разделе «Обследование речи (тестирование)» производится подсчет набранных ребенком баллов при выполнении предложенных заданий, вычисляется степень успешности выполнения каждого блока заданий, вычерчивается индивидуальный речевой профиль обследуемого ребенка.

За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160 проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение (сумма баллов за весь тест - N) переводится в процентное выражение (успешность выполнения). Таким образом, если 180 баллов составляет 100% успешности выполнения, то процент успешности выполнения каждым испытуемым высчитывается как N х 100: 180. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех степеней успешности: 

I степень успешности – до 49 % включительно;

II степень успешности – от 50 до 64%;

III степень успешности – от 65 до 79 %;

IY степень успешности – от 80 до 100%.

Для получения индивидуального речевого профиля необходимо вычислить степень успешности выполнения каждого блока заданий в процентном отношении (набранное количество баллов умножить на 100 и разделить на максимально возможный результат, который обозначен в таблице после каждого блока). На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс – ключевые задания блоков:

1. Понимание лексических обобщений

2. Понимание грамматических обобщений

3. Фонематическое восприятие

4. Артикуляционная моторика

5. Слоговая структура слова

6. Звукопроизношение

7. Грамматический строй речи

8. Словарный запас

9. Словообразование

10.  Связная речь

11. Общая моторика

12. Мелкая моторика

13. Ритм

 

После каждой пробы в бланке обследования имеется место для выставления количества баллов за пробу. После подсчета баллов и производства необходимых вычислений, результат записывается в пустой квадрат в графе «Баллы». Цифры, записанные в квадратах, являются ключевыми для вычерчивания индивидуального речевого профиля ребенка и откладываются на оси графика. Индивидуальный речевой профиль позволяет выделить наиболее благополучные и наименее сформированные компоненты речевой системы и наметить мероприятия плана коррекционной работы с ребенком    


 

 Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией [1]

1. Анамнестические данные о ребенке

1. Анкетные данные 1. Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________________ 2. Дата рождения (число, месяц, год)________________________________________________________________ 3. Дата обследования (число, месяц, год)_____________________________________________________________ 4. Возраст (количество лет, месяцев) ________________________________________________________________ 5. Домашний адрес, телефон _______________________________________________________________________ 6. Из какого детского дошкольного учреждения прибыл ________________________________________________ 7. Дата поступления в группу (на ПКПП) (номер протокола обследования в ЦКРОиР, от какого числа)__________________________________________________________________________________________ 8. Заключение медико-психолого- педагогической комиссии _______________________________________________ _ Записываются на основании медицинской карты, заключения ЦКРОиР, МППК (подчеркнуть)
2. Сведения о родителях 1. Мать, ее возраст__________________________________________________________________________________ 2. Отец, его возраст ________________________________________________________________________________ 3. Другие члены семьи, живущие в данной семье _______________________________________________________ 4. Жалобы родителей _____________________________________________________________________________ 5. Речь родителей: грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования) ________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ 6. 6. Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников)________________________________________________________________________________ 7. _________________________________________________________________________________________________ Сведения из беседы с родителями, записей медицинской карты (подчеркнуть)
3. Общий анамнез 1. От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов______________________________________ 2. Характер беременности (падения, травмы, психозы, токсикоз, хронические и инфекционные заболевания) ________________________________________________________________________________________________ 3. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные) _______________________________________________________________________________________________ 4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________________________________________ 5. Крик: был, нет _________________________________________________________________________________ 6. Асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________________________________ 7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость ______________________________________________________ 8. Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________________________ 9. Вскармливание ________________________________________________________________________________ 10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался; вскармливание до … мес. _________________________________________________________________________________________ 11. Последующее вскармливание: смешанное, искусственное___________________________________________ 12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины_________________________________________________ 13. Особенности раннего развития (держит голову с …, сидит с …, ходит с …, к году … зубов) __________________ ______________________________________________________________________________________________ 14. Перенесенные заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет) ___________________________________________ 15. Органические заболевания нервной системы: инфекционные заболевания (бактериальная или вирусная инфекция) и интоксикации, травмы нервной системы (время перенесения травмы). Ликвородинамические нарушения после черепно-мозговых травм и инфекций ______________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________ 16. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.) _________________________________________________ 17. Соматические заболевания: простудные, пневмония, воспалительные процессы уха и др. _________________ ______________________________________________________________________________________________ 18. Судороги при высокой температуре ________________________________________________________________ 19. Состояние слуха ________________________________________________________________________________ 20. Состояние зрения _____________________________________________________________________________  Сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка

2. Осмотр

Органы артикуляции Особенности строения Норма
1 Губы Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (уве­личенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой). Нормальное строение
2 Зубы  Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы Нормальное строение
3 Прикус Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одностороннее, двухстороннее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) Ортогнатический
4 Твердое небо Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готичес­кое, куполообразное, глубокое) нёбо, узкое небо. Нормальное строение
5 Мягкое небо Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное Нормальное строение
6 Язык Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка. Нормальное строение

Примечание: подчеркнуть нужное

3. Наблюдение

Функция Результат     Балл
1 Контакт В контакт не вступает Контакт формальный В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности Контакт избирательный или легко устанавливает контакт 0 1 2 3
2 Эмоциональная сфера Пассивный, вялый, инертный Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность Колебания настроения, эмоциональная лабильность Активный, бодрый, эмоциональный 0 1 2 3
3 Средства общения Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов Речевые средства общения 0 1   2 3
5 Понимание жестов и мимики Не понимает Понимает конкретные жесты Понимает кивки, указательные жесты, простую мимику Понимает жестовые и мимические движения   0 1 2 3
6 Использование жестов и мимики Не использует жесты и мимику Показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту Показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое Использует сложную мимику и жесты 0 1 2 3
7 Внимание Плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается Внимание достаточно устойчивое Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту 0 1 2 3
8. Переключаемость Не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее) Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия Переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия Легко переключается на другое задание без организующей помощи педагога 0 1 2 3

Примечание: отметить результат наблюдения в графе «балл»

4. Обследование речи (тестирование)

I блок: Исследование понимания речи Критерии оценки

Задания (пробы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.051 с.)