Технология знаково-контекстного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология знаково-контекстного обучения



 

Технология обучения, в которой с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний (как знаковых систем) наложено на канву этой деятельности, называется знаково-контекстной (А.А. Вербицкий).

При этом моделируется не только технологическая сторона деятельности специалиста, когда задается предметный контекст (система предметных действий), но и ее социальная сторона – диалогические отношения, поступки в процессе общения по разрешению проблемных ситуаций (социальный контекст). Основной единицей работы студента с содержанием обучения выступает не «порция информации» или задача, а проблемная ситуация во всей своей предметной социальной неоднозначности и противоречивости.

В соответствии с теорией знаково-контекстного обучения деятельностная модель специалиста получает отражение в модели его подготовки, целостном содержании профессиональной деятельности, представленном как система профессиональных проблем, задач и моделей, все более приближающихся к профессиональным, к своему прототипу.

Если предметное содержание будущей профессиональной деятельности обеспечено материалом учебных дисциплин или их циклов, то социальное содержание «втягивается» в учебный процесс через формы учебной деятельности студентов, организацию их индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности.

На протяжении всего периода обучения в вузе должен осуществляться контроль процесса превращения учебной деятельности в профессиональную, становления молодого специалиста. При этом контроль должен быть деятельностным: контролируется не столько уровень усвоения знаний, сколько ход и результаты действий на их основе, уровень сформированности отдельных фрагментов деятельности или деятельности в целом. Средствами промежуточного и выходного контроля могут служить наборы контрольных заданий, конкретных педагогических ситуаций и деловых игр.

Завершая этот модуль, можно отметить, что одним из приоритетных направлений развития современной системы высшего профессионального образования является разработка прикладной теории обучения, связанная с развитием образовательных технологий. Направленность образовательных технологий на практику обучения, диагностичное целеполагание, гарантированное достижение целей, воспроизводимость позволяют решать проблемы, непосредственно связанные с повышением качества инженерного образования.

Если рассматривать цель инновационной подготовки специалистов как формирование готовности к ведению инновационной профессиональной деятельности, то образовательная технология сама по себе является инновацией в образовании. Традиционные образовательные технологии обеспечивают устойчивое усвоение базовых знаний, умений, навыков, являющихся основой для формирования умений творческого применения, необходимых в инновационной профессиональной деятельности. Образовательная технология является необходимым, обязательным условием инновационного учебного процесса.

 

Образовательная технология как новое направление в педагогической науке

Образовательная технология – сравнительно новое (с 50-ых годов XX века) направление в педагогической науке.В инновационном образовательном процессе они занимают особое место. В отличие от традиционного понимания технологии как промышленной, образовательные технологии имеют свои особенности.

К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.д.) или полученных из них полуфабрикатов (готовый металл, прокат, мономер и др.) в готовый продукт заданного качества.

Технологии в обучении относятся к социальным технологиям. В них исходным и конечным результатом выступает человек, основным параметром являются его изменяющиеся свойства.

Основное отличие их заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций.

В образовательных технологиях строгая последовательность не обязательна. Они более гибкие. Человек слишком многомерная и многофункциональная система. На него оказывается огромное количество внешних воздействий. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. В обучении человека значительную роль играют повторные возвращения к неусвоенному материалу.

В образовательных технологиях диапазон получаемых результатов более широкий, он определяется возможностями вуза, преподавателей, студентов и т.п. Образовательные технологии как «живой» процесс взаимодействия преподавателя и студента окрашены чувствами, эмоциями, волевыми проявлениями.

Что понимают под образовательной технологией? Каковы ее характерные черты?

Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств, в настоящее время ее рассматривают как систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Таким образом педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Как соотносятся теория, методика и технология обучения? Отменяет ли образовательная технология дидактику или развивает ее? Можно ли согласиться с мнением некоторых авторов, что появление образовательной технологии как нового этапа в развитии педагогики, отодвигает на задний план все, что связано с методикой обучения?

Как отмечает Саранцев Т.И., дидактика изучает закономерные связи между компонентами учебного процесса (цели, содержание, методы и формы организации, средства, деятельность педагога и обучающихся) и внешней средой. Методика обучения – это приложение общей дидактики, теория обучения частному предмету. Цель ее – «перевод» общих теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технология обучения призвана организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия реализации, соотнести с возможностями - с целью получения продукта заданного образца.

Часто возникает вопрос: каковы преимущества образовательной технологии по сравнению с традиционной методикой преподавания?

· В образовательной технологии меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

· Образовательная технология дает широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности студентов.

· Результат образовательной технологии в значительно меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов.

В настоящее время в понимании и употреблении понятия образовательная технология существуют большие разночтения:

- педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

- педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

- технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов);

- педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучаемых и преподавателя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);

- технология обучения – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса (П.И. Пидкасистый);

- педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- технология – это целенаправленная деятельность, предполагающая деление процесса обучения на ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача, с использованием точно обозначенных средств и приемов для их достижения (Н.Е. Кузнецова).

Образовательная технология – это системная категория. Структурными составляющими такой системы являются: концептуальная основа, целевая и содержательная часть, процессуальная часть (методы, приемы, организация и управление учебным процессом, диагностика, результат деятельности). Системный характер образовательной технологии проявляется как на этапе проектирования, так и на этапе реализации.

Понятие «образовательная технология» может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным, процессуально-действенным. По мнению Селевко Г.К., педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Привлекательность образовательной технологии для преподавателей вузов вызвана сочетанием ее отличительных черт, а именно:

· диагностичным целеполаганием;

· ориентацией всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

· оперативной обратной связью, оценкой текущих и итоговых результатов;

· воспроизводимостью обучающих процедур.

Технология обучения дала толчок «практической» дидактике – созданию обучающих систем; пакета документов и средств (дидактических и технических). В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, учебные процедуры и операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Для современной технологии основу такого пакета должен составлять программный продукт.

Можно выделить как наиболее перспективные так называемые обобщенные технологии, эффективно работающие в широком диапазоне учебных дисциплин и в различных типах учебных заведений. Ктакого рода универсальным образовательным технологиям можно отнести модульные, проблемные, концентрированные технологии, технологии укрупнения дидактических единиц, контекстное обучение, дифференцированное и другие. В практике деятельности вузов в настоящее время встречаются в той или иной степени все обобщенные педагогические технологии. В таблице представлен анализ обобщенных образовательных технологий, наиболее часто используемых в инженерных вузах.

В обобщенных образовательных технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции. Однако в реальной практике не существует таких монотехнологий в чистом виде; конкретная образовательная технология всегда комплексна, то есть комбинируются из элементов различных монотехнологий. Доминирование какого-либо одного подхода определяется типом учебного заведения, целями профессиональной подготовки, предпочтениями руководителей, приверженностью преподавателей отдельным педагогическим концепциям.

Анализ обобщенных образовательных технологий

Название технологии Цель Сущность Механизм
Модульное обучение Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки Самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Проблемно-модульное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучаемых Последовательное целенаправленное выдвижение познавательных задач, требующих активности учащихся Поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентриро- ванное обучение Создание макси-мально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности студентов
Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методы активного обучения
Укрупнение дидактичес-ких единиц Создание оптимальных условий для эффективного усвоения знаний, умений, навыков Формирование целостных системных знаний за счет совмещения в учебной дисциплине структурно-сходных, взаимосвязанных понятий, закономерностей, опреде-лений и теорем Методы обучения, опирающиеся на продуктивное мышление

Инновационные образовательные технологии создают условия для подготовки специалистов на деятельностной основе. Важно, чтобы между образовательной и промышленной технологиями была определенная преемственная взаимосвязь: то, чем овладевают студенты в образовательной технологии (знания, умения, навыки, способности, личностные качества) должно материализоваться в производственной сфере.

На основе анализа заказа на специалиста строится модель профессиональной деятельности (причем, анализ осуществляется совместно с представителями заказчика – производства). Далее выстраивается модель профессиональной подготовки, выявляется приоритетная цель как ожидаемый результат. На этой основе проектируется образовательная технология, направленная на формирование профессиональной компетентности выпускника инженерного вуза.

 

 Как видно из представленной схемы, коррекция возможна на любом этапе – как по результатам любого вида контроля на вузовском этапе, так и по оценке качества специалиста заказчиком.

Схема содержит несколько разноуровневых циклов, обуславливающих гибкость всей системы в целом, возможность ее реагирования на любые изменения как внутри, так и снаружи системы.

На таких принципах создаются и функционируют самые различные образовательные технологии.

Одной из наиболее приспособленных к условиям обучения в инженерном вузе, а потому и наиболее востребованных, является технология модульного обучения. Она является направлением индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала (Г.К. Селевко).

Модульный подход ориентирован на создание специальных программ, имеющих четко заданные цели, хорошее методическое обеспечение и оптимизирующих процесс обучения по определенному набору показателей (П.А. Юцявичене, С.Я. Батышев, Л.Г. Семушина).

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.016 с.)