Общественно-государственный заказ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-государственный заказ



Схема проектирования технологии обучения в вузе

Проведенный анализ педагогической литературы по данной проблеме позволяет предложить обобщенный алгоритм проектирования технологий обучения в вузе, который предполагает выполнение следующих процедур:

· анализ будущей профессиональной деятельности;

· определение степени базовой подготовки студентов;

· выработка целевых установок, базирующаяся на анализе профессиональной деятельности специалиста;

· отбор и структурирование содержания обучения, расчет необходимого для его усвоения времени, степени нагрузки студентов;

· выбор сочетания методов, форм организации, средств обучения и самообучения, позволяющих эффективно усвоить запланированное содержание и адекватно отражающих психологические закономерности его усвоения;

· конструирование учебных элементов, дидактических материалов, мотивационных ситуаций; разработка структуры и содержания учебных занятий;

· планирование самостоятельной работы;

· проектирование контролирующих процедур – рейтинговой системы контроля и оценки, тестовых заданий для каждого уровня обучения;

· реализация в учебном процессе и коррекция в соответствии с полученными результатами.

Принципиальная схема разработки проекта любой педагогической технологии, независимо от того, в какой материальной форме она будет воплощена (учебник, методическое пособие, программа для ЭВМ и т.д.), к какому виду и уровню образования она относится, представляет собой следующее (рис.2):

 

                       
 
 

 

 


Рис. 2. Схема проектирования технологии обучения

Образовательная технология как новое направление в педагогической науке

Образовательная технология – сравнительно новое (с 50-ых годов XX века) направление в педагогической науке.В инновационном образовательном процессе они занимают особое место. В отличие от традиционного понимания технологии как промышленной, образовательные технологии имеют свои особенности.

К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.д.) или полученных из них полуфабрикатов (готовый металл, прокат, мономер и др.) в готовый продукт заданного качества.

Технологии в обучении относятся к социальным технологиям. В них исходным и конечным результатом выступает человек, основным параметром являются его изменяющиеся свойства.

Основное отличие их заключается в том, что промышленная технология представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций.

В образовательных технологиях строгая последовательность не обязательна. Они более гибкие. Человек слишком многомерная и многофункциональная система. На него оказывается огромное количество внешних воздействий. Заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. В обучении человека значительную роль играют повторные возвращения к неусвоенному материалу.

В образовательных технологиях диапазон получаемых результатов более широкий, он определяется возможностями вуза, преподавателей, студентов и т.п. Образовательные технологии как «живой» процесс взаимодействия преподавателя и студента окрашены чувствами, эмоциями, волевыми проявлениями.

Что понимают под образовательной технологией? Каковы ее характерные черты?

Первоначальное представление о педагогической технологии предполагало обучение с помощью технических средств, в настоящее время ее рассматривают как систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Таким образом педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.

Как соотносятся теория, методика и технология обучения? Отменяет ли образовательная технология дидактику или развивает ее? Можно ли согласиться с мнением некоторых авторов, что появление образовательной технологии как нового этапа в развитии педагогики, отодвигает на задний план все, что связано с методикой обучения?

Как отмечает Саранцев Т.И., дидактика изучает закономерные связи между компонентами учебного процесса (цели, содержание, методы и формы организации, средства, деятельность педагога и обучающихся) и внешней средой. Методика обучения – это приложение общей дидактики, теория обучения частному предмету. Цель ее – «перевод» общих теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технология обучения призвана организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия реализации, соотнести с возможностями - с целью получения продукта заданного образца.

Часто возникает вопрос: каковы преимущества образовательной технологии по сравнению с традиционной методикой преподавания?

· В образовательной технологии меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

· Образовательная технология дает широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности студентов.

· Результат образовательной технологии в значительно меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов.

В настоящее время в понимании и употреблении понятия образовательная технология существуют большие разночтения:

- педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

- педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

- технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов);

- педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучаемых и преподавателя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);

- технология обучения – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса (П.И. Пидкасистый);

- педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- технология – это целенаправленная деятельность, предполагающая деление процесса обучения на ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача, с использованием точно обозначенных средств и приемов для их достижения (Н.Е. Кузнецова).

Образовательная технология – это системная категория. Структурными составляющими такой системы являются: концептуальная основа, целевая и содержательная часть, процессуальная часть (методы, приемы, организация и управление учебным процессом, диагностика, результат деятельности). Системный характер образовательной технологии проявляется как на этапе проектирования, так и на этапе реализации.

Понятие «образовательная технология» может быть представлено тремя аспектами: научным, процессуально-описательным, процессуально-действенным. По мнению Селевко Г.К., педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Привлекательность образовательной технологии для преподавателей вузов вызвана сочетанием ее отличительных черт, а именно:

· диагностичным целеполаганием;

· ориентацией всех учебных процедур на гарантированное достижение целей;

· оперативной обратной связью, оценкой текущих и итоговых результатов;

· воспроизводимостью обучающих процедур.

Технология обучения дала толчок «практической» дидактике – созданию обучающих систем; пакета документов и средств (дидактических и технических). В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, учебные процедуры и операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Для современной технологии основу такого пакета должен составлять программный продукт.

Можно выделить как наиболее перспективные так называемые обобщенные технологии, эффективно работающие в широком диапазоне учебных дисциплин и в различных типах учебных заведений. Ктакого рода универсальным образовательным технологиям можно отнести модульные, проблемные, концентрированные технологии, технологии укрупнения дидактических единиц, контекстное обучение, дифференцированное и другие. В практике деятельности вузов в настоящее время встречаются в той или иной степени все обобщенные педагогические технологии. В таблице представлен анализ обобщенных образовательных технологий, наиболее часто используемых в инженерных вузах.

В обобщенных образовательных технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции. Однако в реальной практике не существует таких монотехнологий в чистом виде; конкретная образовательная технология всегда комплексна, то есть комбинируются из элементов различных монотехнологий. Доминирование какого-либо одного подхода определяется типом учебного заведения, целями профессиональной подготовки, предпочтениями руководителей, приверженностью преподавателей отдельным педагогическим концепциям.

Анализ обобщенных образовательных технологий

Название технологии Цель Сущность Механизм
Модульное обучение Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню базовой подготовки Самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой Проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Проблемно-модульное обучение Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучаемых Последовательное целенаправленное выдвижение познавательных задач, требующих активности учащихся Поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентриро- ванное обучение Создание макси-мально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности студентов
Активное (контекстное) обучение Организация активности обучаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методы активного обучения
Укрупнение дидактичес-ких единиц Создание оптимальных условий для эффективного усвоения знаний, умений, навыков Формирование целостных системных знаний за счет совмещения в учебной дисциплине структурно-сходных, взаимосвязанных понятий, закономерностей, опреде-лений и теорем Методы обучения, опирающиеся на продуктивное мышление

Инновационные образовательные технологии создают условия для подготовки специалистов на деятельностной основе. Важно, чтобы между образовательной и промышленной технологиями была определенная преемственная взаимосвязь: то, чем овладевают студенты в образовательной технологии (знания, умения, навыки, способности, личностные качества) должно материализоваться в производственной сфере.

На основе анализа заказа на специалиста строится модель профессиональной деятельности (причем, анализ осуществляется совместно с представителями заказчика – производства). Далее выстраивается модель профессиональной подготовки, выявляется приоритетная цель как ожидаемый результат. На этой основе проектируется образовательная технология, направленная на формирование профессиональной компетентности выпускника инженерного вуза.

 

 Как видно из представленной схемы, коррекция возможна на любом этапе – как по результатам любого вида контроля на вузовском этапе, так и по оценке качества специалиста заказчиком.

Схема содержит несколько разноуровневых циклов, обуславливающих гибкость всей системы в целом, возможность ее реагирования на любые изменения как внутри, так и снаружи системы.

На таких принципах создаются и функционируют самые различные образовательные технологии.

Одной из наиболее приспособленных к условиям обучения в инженерном вузе, а потому и наиболее востребованных, является технология модульного обучения. Она является направлением индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала (Г.К. Селевко).

Модульный подход ориентирован на создание специальных программ, имеющих четко заданные цели, хорошее методическое обеспечение и оптимизирующих процесс обучения по определенному набору показателей (П.А. Юцявичене, С.Я. Батышев, Л.Г. Семушина).

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

 

Общественно-государственный заказ

 

 


абитуриенты

выпускники

 

 

     
 

 


дидактическая задача      образовательная технология

 

Рис.1. Структура педагогической системы

В структуре педагогической системы четко просматриваются два исходных понятия любой научной теории: задача и технология как способ ее решения. 

Как соотносятся теория, методика и технология обучения? Отменяет ли образовательная технология дидактику или развивает ее? Можно ли согласиться с мнением некоторых авторов, что появление образовательной технологии как нового этапа в развитии педагогики, отодвигает на задний план все, что связано с методикой обучения?

Известно, что дидактика изучает закономерные связи между компонентами учебного процесса (цели, содержание, методы и формы организации, средства, деятельность педагога и обучающихся) и внешней средой. Методика обучения – это приложение общей дидактики, теория обучения частному предмету. Цель ее – «перевод» общих теоретических положений в плоскость конкретных явлений. Технология обучения призвана организационно упорядочить все зависимости процесса обучения, выстроить его этапы, выделить условия реализации, соотнести с возможностями – все это осуществляется с целью получения продукта заданного образца.

Преимущества образовательной технологии по сравнению с традиционной методикой преподавания, следующие:

· В образовательной технологии меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

· Образовательная технология дает широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности студентов.

· Результат образовательной технологии в значительно меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью ее компонентов.

В настоящее время в понимании и употреблении понятия «образовательная технология»существуют разночтения:

- педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

- педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

- технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.А. Чошанов);

- педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучаемых и преподавателя (В.М. Монахов);

- педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин);

- технология обучения – системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства учебно-воспитательного процесса (П.И. Пидкасистый);

- педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- технология – это целенаправленная деятельность, предполагающая деление процесса обучения на ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача, с использованием точно обозначенных средств и приемов для их достижения (Н.Е. Кузнецова);

- образовательная технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

В данном учебном пособии в качестве основного определения мы принимаем следующее: образовательная технология – системный метод проектирования, внедрения и функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенный на научной основе, запланированный во времени и пространстве и обеспечивающий гарантированное достижение намеченных целей.

Образовательная технология – это системная категория. Структурными составляющими такой системы являются: концептуальная основа, содержательная часть (цели и содержание учебного процесса) и процессуальная часть (методы, приемы, организация и управление учебным процессом, диагностика, результат деятельности). Системный характер образовательной технологии проявляется как на этапе проектирования, так и на этапе реализации.

 

Отличительные черты образовательной технологии

Привлекательность технологии обучения для преподавателей вузов вызвана сочетанием ее отличительных черт. Рассмотрим их подробнее. Цель в технологии обучения должна быть поставлена диагностично, то есть настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Как правило, после определения целей по предмету материал разбивается на учебные элементы, подлежащие усвоению. Затем разрабатываются контрольные задания, далее организуется обучение, проверка – текущий контроль (по принципу «усвоил» – «не усвоил»), корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов, до гарантированного достижения целей.

Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная черта технологии обучения. Управление процессом усвоения знаний невозможно без использования различных видов контроля (входного, текущего, итогового). Однако в настоящее время оценка носит неопределенный и субъективный характер. Одной из задач образовательной технологии является создание текущих и итоговых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения. 

Технология должна быть обеспечена средствами входного контроля, показывающего уровень подготовленности к усвоению учебного материала и позволяющего дифференцировать учебную деятельность студентов по тем или иным критериям (потребности и интересы, способности, психофизиологические особенности и др.).

В конце усвоения каждого учебного элемента следует применять текущий и промежуточный контроль, которые должны способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении учебного материала, а в случае неуспешности – ясно показывать, какие части учебного элемента обучающемуся необходимо повторить или усвоить глубже.

Обобщающий, выходной контроль должен показывать уровень усвоения учебного материала; если усвоение недостаточное – студент отсылается для повторения материала конкретных элементов, по которым получены неудовлетворительные ответы.

Специфичной чертой технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла, то есть возможность его повторения другим преподавателем в других условиях. Цикл обучения содержит следующие моменты:

· установление целей обучения;

· предварительная оценка уровня обученности, дифференциация студентов, совместный выбор путей усвоения учебного материала по результатам входного контроля;

· обучение – совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи;

· итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Учебный процесс приобретает в этом случае, как правило, модульный характер – складывается из блоков, наполняемых разным содержанием. Воспроизводимость образовательной технологии обеспечивает значительно меньшую зависимость качества учебного процесса от уровня педагогического мастерства преподавателя, позволяет достигать стабильно высоких результатов даже преподавателям «среднего» уровня.

Образовательная технология дала толчок «практической» дидактике – созданию обучающих систем; пакета документов и средств (дидактических и технических). В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, учебные процедуры и операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Для современной технологии основу такого пакета как правило составляет программный продукт.

Взгляды ведущих в этой области педагогики научных школ позволяют выделить как наиболее перспективные так называемые обобщенные технологии, эффективно работающие в широком диапазоне учебных дисциплин и в различных типах учебных заведений. Ктакого рода универсальным образовательным технологиям можно отнести модульное, проблемное, концентрированное, контекстное, дифференцированное обучение, технологию укрупнения дидактических единиц и другие. В практике деятельности вузов в настоящее время встречаются в той или иной степени все обобщенные технологии.

В обобщенных образовательных технологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции. Однако в реальной практике не существует таких монотехнологий в чистом виде; конкретная образовательная технология всегда комплексна, то есть комбинируется из элементов различных монотехнологий. Доминирование какого-либо одного подхода определяется типом учебного заведения, целями профессиональной подготовки, предпочтениями руководителей, приверженностью преподавателей отдельным педагогическим концепциям.   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.05 с.)