Государственные реформы первой четверти XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные реформы первой четверти XVIII в.



Стремление регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий.

В начале 18 века сложилось две контрольные системы – прокуратура и фискалитет.

Военная реформа: после неудачных Азовских походов (1695-1696) конное дворянское ополчение прекратило свое существование. Образцом стали личные полки Петра (Преображенский). С 1699 года начинается формирование рекрутской системы набора в армию.

В 1700 году было упразднено российское патриаршество. Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ

1708 – новое территориальное деление на 8 губерний (потом до 11);

Трехзвенная система управления: уезд - провинция – губерния.

Учреждена Ближняя канцелярия (регистрировала все царские указы и распоряжения). Действует до Сената.

В 1711 году был образован Сенат как чрезвычайный орган во время отсутствия Петра 1, позднее становится постоянно действующим.

Компетенция:

· судебная и организационно-судебная деятельность,

· финансовый и налоговый контроль,

· внешнеторговые и кредитные полномочия.

Структура:

· присутствие

· канцелярия.

Контролировали деятельность Сената

· генерал-ревизор,

· генерал-прокурор

· обер-прокурор.

Указом «О должности Сената» получает право издавать указы.

В этом же году формируется система фискального надзора, должность обер-фискала при Сенате (осуществлял надзор за деятельностью гос. аппарата, используя систему фискалов).

1713 – учреждение новой столицы;

 

 Правовой статус дворянства изменил Указ о единонаследии 1714 года:

1) слияние вотчины и поместья, возникает понятие «недвижимость»;

2 ) институт майората – наследование недвижимости только одним старшим сыном для сохранения от раздробленности земельной дворянской собственности, НО привело к обезземеливанию многих дворян.вынуждены были идти на службу;

3) Ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалованье. Это привело к росту бюрократии, проф. офицерского корпуса.

 

В 1717 году складывается система коллегий. Был создан реестр коллегий:

 Иностранных дел,

· казенных сборов,

· юстиции,

· ревизионная (бюджетная),

· военная,

· адмиралтейская и т.д.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

1720 – Создание Главного магистрата (координировал работу всех магистратов, был для них высшей апелляционной инстанцией);

В 1721 году Петр 1 становится императором.

В 1721 году был образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Возглавлял обер-прокурор. Монарх превратился в юридического главу церкви.

Разрыв со старыми правовыми традициями самодержавия сказался на изменении порядка престолонаследия.

1722 год – Устав о наследии престола, утвердивший право монарха по своей воле назначать наследника престола. Идеологическое обоснование этого было сделано в изданной форме официального акта «Правде воли монаршей», написанной Феофаном Прокоповичем.

Табель о рангах 1722 года:

1) в формировании гос. аппарата победило бюрократическое начало, Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными – сложность, негибкость, дороговизна.

2) новая система чинов и должностей юридически закрепила статус правящего класса. Любой высший чин мог быть присвоен только через прохождение всей цепочки низших чинов.

3)Табель уравнивала военную и гражданскую службу;

 4) подготовка кадров для нового гос. аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. 

Самое главное значение состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителе й, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси.

 ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Происходит ликвидация сословно-представительных органов. С 1653 г. Земские соборы больше не собираются, вместо них сословные совещания до начала 18 века

Боярская Дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела, превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Была упразднена.

Сокращается численность приказов (в 2 раза). При этом возрастает роль приказный губ, местных органов приказного управления. Создавались органы для контроля большей части приказов, например, Счетный приказ.

С 1626 года по всей территории государства рядом губными, земскими избами и городовыми приказчиками стали появляться воеводы, руководящие вверенными им территориальными округами-уездами, в дальнейшем разрядами.

1680-1681 – перепись разрядов, что послужило базой для организации рекрутских наборов.

Реформы высших органов власти и управления принято разделять на три этапа:

1699-1710 – частичные преобразования в системе высш. гос. органов, в структуре местного самоуправления; военная реформа;

1710-1719 – ликвидация прежних цетральных органов гос. власти, создание новой столицы, Сената, проведение первой областной реформы;

1719-1725 – образование новых органов отраслевого управления для коллегий, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления, финансово-налоговой реформы, создание правовой основы для всех учреждений и нового порядка прохождения службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.009 с.)