Церковная организация и церковное право XV–XVII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная организация и церковное право XV–XVII вв.



В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответствующее место. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии, приходы.

С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.

Церковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.). Основное содержание Стоглава составляли вопросы, относившиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. Было постановлено: церковные земли не продавать, не отдавать, но крепко хранить и новых не просить. Собор 1551 г. передал в подсудность епископам все монастыри и приходские принты, запретив светским судам судить духовных лиц.

Юрисдикция церкви и государства была разграничена, государственная власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду.

Высший церковный орган (" Освященный Собор ") в полном составе входил в "верхнюю палату" Земского собора.

Духовенство, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением

· освобождением от податей,

· освобождением от телесных наказаний и

· освобождением от повинностей.

Церковь являлась субъектом земельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Во глав е каждой епархии стоял епископ. В его компетенцию входили:

· назначение поповских старост,

· утверждение священников,

· открытие новых монастырей,

· назначение архимандритов и игуменов.

 В каждой епархии находилось несколько приходов (возглавлялись священниками ) и монастырей (возглавлялись архимандритами и игуменами). В компетенцию поповских старост входило наблюдать за церковным порядком, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников.

Власть патриарха опиралась на

· подчиненных церковным организациям людей,

· особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами,

· на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления.

Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

В XVIв. проходил ряд церковно-земских соборов, на которых обсуждались вопросы, одинаково важные как для церкви, так и для государства (в 1551 году был созван церковный Стоглавый собор, на котором присутствовали рядом с духовенством «князи и бояре и воины», он касался не только церковных вопросов, но и чисто земских; в 1566 г. по вопросу о перемирии с Польшей и Литвой собрался собор, главным образом состоявший из светских чинов - это есть первый земский собор, о котором дошли до нас точные сведения о его составе и соборный акт; в 1598 г. состоялся земский собор для избрания Годунова)

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

Церковное право предусматривало собственную систему наказаний:

  • отлучение от церкви,
  • наложение покаяния (епитимья),
  • заточение в монастырь и др.

Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о "двух властях" (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.006 с.)