Ориентировочная основа действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочная основа действия



Мотивация

Стенка пищеварительной трубки имеет общий план строения и состоит из внутренней слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и наружной (серозной либо адвентициальной оболочки) Наибольшей вариабельностью строения и функций отличается слизистая оболочка канала. Знание ее морфологических особенностей позволяет определить отдел пищеварительной трубки на гистологических препаратах.

Органы ротовой полости (зубы, губы, щеки, десны, твердое небо, мягкое небо, миндалины, слюнные железы, язык) входят в состав переднего отдела пищеварительной системы. Основные их функции – механическая и начальная химическая переработка пищи, защитная, что и определяет особенности строения органов этого отдела (минерализованные твердые ткани зуба, многослойный эпителий, железистый эпителий).

В полость рта открываются выводные протоки множества мелких слюнных желез и трёх пар крупных слюнных желез: околоушных, поднижнечелюстных и подъязычных. За сутки у человека вырабатывается около 1,5 литров слюны. При гипосаливации больные испытывают сухость слизистой оболочки (ксеростомию), что затрудняет прием пищи и речь, способствует инфекционным поражениям слизистой рта, развитию кариеса.

Знание гистофизиологии органов ротовой полости используется в курсе физиологии, биохимии, пропедевтики внутренних болезней. Осмотр ротовой полости и глотки – обязательный компонент обследования больного.

 

Цели занятия

Общая цель.

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представление об источниках развития и гистофизиологии органов ротовой полости: зубах, языке, слюнных железах.

 

3.2 Конкретные цели:

Знать З.2.1. Источники и этапы развития зуба. 3.2.2. Общий план строения зуба. 3.2.2.Гистологические особенности строения твердых тканей зуба (клеток и межклеточного вещества твёрдых тканей зуба) 3.2.3. Источники развития крупных слюнных желез. 3.2.4. Принципы структурной организации и классификации крупных и мелких слюнных желёз. 3.2.5. Гистологическое строение концевых отделов и выводных протоков околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных желез. Уметь 3.2.6. Находить на препаратах все компоненты слизистой оболочки ротовой полости 3.2.7. На срезе языка находить пучки мышечных волокон, слизистую оболочку, слюнные железы, сосуды, сосочки, вкусовые почки. 3.2.8. Различать в слюнных железах секреторные отделы, внутридольковые (вставочные отделы, исчерченные) и междольковые выводные протоки. 3.2.9. Отличать друг от друга околоушную, подчелюстную и подъязычную слюнные железы. 3.2.10.Определять на препарате стадии развития зуба. 3.2.11.Находить на препарате зачатки развивающегося зуба (зубной сосочек, зубной мешочек, эмалевый орган). 3.2.11. Различать на препарате стадии образования дентина и эмали, дентин, эмаль и клетки, участвующие в их образовании. 3.2.11. На препарате шлифа зуба находить его части, ткани и структуры, характерные для них

 

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии: раздел «Органы ротовой полости (строение зуба, языка, слюнных желез)».

4.2. Из предшествующих занятий: эпителиальные, соединительные, костные, мышечные ткани, железы, строение вкусовых почек.

 

Новый материал

Учебник гистологии/ под редакцией Ю.И. Афанасьева и др., глава 18, «Пищеварительная система»; лекционный материал.

 

Ориентировочная основа действия

III. Развитие зуба

Источники развития

 

Эктодерма

Нейромезенхима

 

  Эмалевый орган  

Зубной сосочек

Зубной мешочек

Эмаль и кутикула эмали Дентин  Пульпа Цемент Периодонт
         

В эмбриогенезе закладывается коронка молочных и большинства постоянных зубов. Корень зуба формируется после рождения перед прорезыванием.

Молочные зубы начинают закладываться на 6-7 нед. эмбриогенеза, постоянные – с 4-5 мес.

Стадии развития зуба

(сроки даны для молочных зубов)

 

Название Сроки Основные элементы
I. Закладка зубного зачатка 6-8 нед. · Эпителий ротовой полости · Вестибулярная пластинка→Щечно-губная борозда · 2 Зубных пластинки→по 10 зубных почек · Мезенхима
II. Дифференцировка зубного зачатка 8-16 нед. · Зубной зачаток: эмалевый орган (ЭО) мезенхима зубного сосочка (МЗС) мезенхима зубного мешочка (МЗМ) · Эмалевый орган: 4 слоя – 1. Внутренние клетки 2. Наружные клетки 3. Промежуточные клетки 4. Клетки пульпы эмалевого органа
III. Гистогенез тканей зуба с 16 нед. · Дентиногенез: клетки МЗС →дентинобласты → предентин → дентин · Амелогенез: внутренние клетки ЭО → энамелобласты → эмаль · Цементогенез: клетки МЗМ→цементобласты→цемент (образование корня зуба происходят после рождения перед прорезыванием зуба)

Слюнные железы

1. Источники развития: эктодерма (паренхима), мезенхима (строма)

2. Принципы строения: дольчатость, в паренхиме различают концевые (секретрные) отделы и систему выводных протоков.

2.1. Концевые отделы (выработка секрета) состоят из 2 типов клеток – миоэпителиальных и секреторных. Секреторные клетки – 2 типа: сероциты (белковые) и мукоциты (слизистые)

2.2. Система выводных протоков: вставочные → исчерченные → междольковые → общий

3. По размерам:

3.1. Крупные – парные околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные

3.2. Мелкие – все остальные – губные, щечные, небные, язычные и др.

Мотивация

Пищевод, желудок, кишечник - составные части пищеварительного канала. Они осуществляют проведение компонентов пищи, ее химическую и механическую обработку; здесь же происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот в кровь и лимфу. Понимание механизмов этих сложных процессов в условиях нормы и их изменений в патологии требует знания гистологического строения и функционирования клеток и тканей, образующих данные органы.

 

Цели занятия

Общая цель

В результате изучения теоретического материала и гистологических препаратов студент должен получить представление о микроскопическом строении, источниках развития и гистофизиологии органов пищеварительного канала.

 

Конкретные цели

Знать З.2.1. Источники и этапы развития органов пищеварительной трубки. 3.2.2. Общий план гистологического строения органов, образующих пищеварительный канал. 3.2.3. Гистологические особенности строения оболочек пищеварительного канала. 3.2.4. Знать клеточный состав и принципы структурной организации желёз желудка, ворсин и крипт кишечника. 3.2.5. Слои и тканевой состав образований, входящих в состав слизистой, мышечной, адвентициальной, или серозной оболочек. 3.2.6. Процессы клеточного обновления эпителиоцитов пищевода, желудка, кишечника. 3.2.7.Электронно-микроскопические особенности строения различных эпителиоцитов желудка, кишечника. 3.2.8. Механизмы всасывания продуктов расщепления белков, жиров, полисахаридов. 3.2.9. Функции желудка и кишечника. Уметь 3.2.10. Находить на гистологических препаратах органов пищеварительного канала (пищевода, желудка, тонкой и толстой кишки) оболочки, входящие в их состав. 3.2.11. Определять тканевую принадлежность всех микроструктур, образующих оболочку. 3.2.12. Различать элементы рельефа желудка, тонкого и толстого кишечника. 3.2.13. Отличать при большом увеличении виды эпителиоцитов желез желудка, ворсин и крипт кишечника. 3.2.14. Отличать на гистологических препаратах нервные сплетения, лимфоидные фолликулы, кровеносные сосуды в стенке изучаемых органов.  

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса анатомии: строение органов пищеварительного канала.

4.2.Из предшествующих занятий по гистологии: общая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной тканей, классификация экзокринных желез.

 

Новый материал

5.1. Учебник “Гистология”, глава XVI. Конспект лекций по данной теме. Дополнительная литература: монографии и журнальные статьи по списку кафедры.

 

I. Пищевод

Строение стенки:

1. Слизистая оболочка

1.1. Эпителий – многослойный плоский неороговевающий

1.2. Собственная пластинка – РВСТ, кардиальные железы (в местах физиологических сужений пищевода)

1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 1 слой (пучки продольно направленных гладких миоцитов)

2. Подслизистая основа – РВСТ, собственные железы

3. Мышечная оболочка – 2 слоя: внутренний – циркулярный, наружный продольный. Верхняя треть пищевода – п\п мышечная ткань, средняя треть – п\п и гладкая мышечная ткань, нижняя треть - гладкая мышечная ткань

4. Адвентициальная оболочка – РВСТ

Рельефные образования: продольные складки

II. Желудок

Строение стенки:

1. Слизистая оболочка

1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический железистый (слизистый)

1.2. Собственная пластинка – РВСТ, железы

1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 3 слоя: внутренний и наружный – циркулярные, средний – продольный

2. Подслизистая основа – РВСТ

3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 3 слоя: внутренний – косой, средний – циркулярный, наружный – продольный

4. Серозная оболочка:

4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ

4.2. Мезотелий.

Рельефные образования: желудочные поля, ямочки, складки.

Железы желудка: кардиальные, собственные, пилорические.

Клетки собственной железы желудка и их функции:

· Главные – секретируют пепсиноген.

· Париетальные – секретируют HCl

· Эндокринные – секретируют гормоны

· Мукоциты (шеечные и добавочные) – секретируют слизь

· Стволовые (шеечные) - стволовые

III. Тонкая кишка

Строение стенки:

1. Слизистая оболочка

1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый

1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов

1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный - продольный

2. Подслизистая основа – РВСТ, железы в 12-перстной кишке, большое количество лимфоидных элементов

3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный

4. Серозная оболочка:

4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ

4.2. Мезотелий.

Рельефные образования: ворсинки, крипты, складки

Виды клеток в эпителии крипт тонкой кишки и их функции:

· Каемчатые - пристеночное пищеварение, всасывание

· Бокаловидые -  секреция слизь

· Эндокринные – секреция гормонов

· Стволовые - регенерация

· Панета (с ацидофильной зернистостью) – секреция пептидаз

IV. Толстая кишка

Строение стенки:

1. Слизистая оболочка

1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый

1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов

1.3. Мышечная пластинка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный - продольный

2. Подслизистая основа – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов

3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный (собран в 3 ленты, длина которых меньше длины кишечника, поэтому толстый кишечник собирается в гаустры)

4. Серозная оболочка:

4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ

4.2. Мезотелий.

 

Рельефные образования: складки, крипты,  нет ворсинок!

Виды клеток в эпителии крипт толстой кишки:

· Каемчатые

· Бокаловидые

· Эндокринные

· Стволовые 

Функции – как в тонкой кишке

 

V. Червеобразный отросток

Строение стенки:

1. Слизистая оболочка

1.1. Эпителий – однослойный цилиндрический каемчатый

1.2. Собственная пластинка – РВСТ, большое количество лимфоидных элементов

1.3. Мышечная пластинка – плохо выражена, местами отсутствует

2. Подслизистая основа – РВСТ, большое количество лимфоидных фолликулов (кишечная миндалина)

3. Мышечная оболочка – гладкая мышечная ткань, 2 слоя – внутренний – циркулярный, наружный – продольный (не собирается в 3 ленты).

4. Серозная оболочка:

4.1. Собственная пластинка – ПОВСТ

4.2. Мезотелий.

Рельефные образования аппендикса (как отдела толстой кишки):

складки, крипты, нет ворсинок!

 

Виды клеток в эпителии крипт аппендикса:

· Каемчатые

· Бокаловидые

· Эндокринные

· Стволовые 

· Клетки Панета (с ацидофильной зернистостью)

Функции клеток – как в тонкой кишке

Мотивация

Печень и поджелудочная железа – самые крупные железы в системе органов пищеварения. Обе эти железы продуцируют целый ряд биологически активных веществ, поступающих в 12-перстную кишку и необходимых для процессов пищеварения (желчные пигменты, желчные кислоты, ферменты, расщепляющие все основные компоненты пищевых продуктов). Кроме того, оба органа имеют целый ряд не пищеварительных функций. Таким образом, поджелудочная железа и печень – многофункциональные органы. Поэтому при заболеваниях печени и поджелудочной железы у больного будет наблюдаться целый комплекс симптомов нарушения не только процессов пищеварения, но и ряд других серьезных отклонений - изменения уровня холестерина, глюкозы, желчных кислот и пигментов в крови, явления интоксикации и т.д. Для того, чтобы разобраться в сложной гамме патологических нарушений и назначить соответствующее лечение необходимо четко представлять микроскопическое строение данных органов, функциональное назначение их различных структурных компонентов.

 

Цели занятия

Общая цель

В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов и злектронограмм студент должен уметь отличать экзокринные железы пищеварительной системы.

 

3.2 Конкретные цели:

Знать З.2.1. Источники развития печени и поджелудочной железы в эмбриогенезе 3.2.2.Особенности кровоснабжения печени 3.2.3. Строение, кровоснабжение, клеточный состав печеночной дольки 3.2.4. Микро- и ультра- микроскопическое строение гепатоцитов, звездчатых макрофагов (клеток Купфера), перисинусоидальных липоцитов, обусловливающее их функции 3.2.5. Строение печеночной пластинки 3.2.6. Общий план строения, классификационную характеристику экзокринной части поджелудочной железы 3.2.7 Морфологические особенности структурных компонентов экзокринной части – секреторных отделов и выводных протоков. 3.2.8. Морфологию, функции инсулоцитов. Уметь На гистологических препаратах: 3.2.9. Находить «классическую» печеночную дольку, центральную вену, «триаду» печени.  3.2.10. Отличать желчные выводные протоки от кровеносных сосудов. 3.2.11. Находить в панкреатических ацинусах секреторные (ациноциты) и центроацинозные клетки; в ациноцитах различать гомогенную и зимогенную зоны. 3.2.12. Находить в дольке эндокринную часть поджелудочной железы (островок Лангерганса). 3.2.13. Уметь нарисовать схему кровоснабжения печеночной дольки

Необходимый уровень знаний

4.1. Из курса анатомии: строение печени и поджелудочной железы.

4.2. Из предшествующих занятий по гистологии (повторить): органеллы цитоплазмы клетки, участвующие в секреции веществ; классификацию экзокринных желез, источники развития и строение железистого эпителия, секреторный цикл аденоцитов.

4.3. Зарисовать схему кровоснабжения дольки печени.

 

Новый материал

5.1. Учебник “Гистология”, глава XVI. Конспект лекций по данной теме. Дополнительная литература: монографии и журнальные статьи по списку кафедры.

 

I. Печень

1. Функции печени:

1.1. Орган кроветворения (в эмбриогенезе)

1.2. Антитоксическая (обезвреживание продуктов обмена, инактивация гормонов, лекарственных препаратов и др.)

1.3. Защитная

1.4. Участие в обмене липидов

1.5. Участие в обмене белков

1.6. Участие в обмене углеводов

1.7. Участие в обмене холестерина

1.8. Участие в обмене железа и др. микроэлементов

1.9. Участие в процессах свертывания крови (синтез прокоагулянтовпротромбина, фибриногена и антикоагулянтов – гепарина)

1.10. Участие в обмене жирорастворимых витаминов (А, D, E, K)

1.11. Экзокринная функция – выработка желчи

1.12. Депо крови

И др.

2. Источники развития:

Энтодерма – паренхима (гепатоциты), эпителий желчных протоков и желчного пузыря.

Мезенхима – строма (СТ, сосуды)

Кровоснабжение

В ворота печени входят портальная вена и печеночная артерия, далее они идут попарно (a.v.) → долевые a.v. → сегментарные a.v. → междольковые a.v. → вокругдольковые a.v. → внутридольковые синусоидные капилляры перфорированного типа (артериальные впадают в венозные) → центральная вена (безмышечная) → поддольковая (собирательная) вена (безмышечная) → 3-4 печёночные вены → нижняя полая вена.

II. Поджелудочная железа

1. Функции поджелудочной железы:

1.1. Экзокринная (вырабатывают пищеварительные ферменты: трипсин, липаза, амилаза и др.)

1.2. Эндокринная (вырабатывают гормоны:  инсулин, глюкагон и др.)

2. Источники развития:

Энтодерма – паренхима (клетки концевых отделов, выводных протоков, островков)

Мезенхима – строма (СТ, сосуды)

3. Части железы:

Экзокринная ~ 97% (концевые отделы и выводные протоки)

Эндокринная ~ 3% (островки Лангерганса – расположены в дольках преимущественно в области тела и хвостового отделов железы)

4. Экзокринная часть:

Классификационная характеристика («паспорт железы») – сложная, разветвленная, альвеолярно-трубчатая, белковая, с мерокриновым типом секреции.

Строение экзокринной части: структурно-функциональная единица – ацинус = концевой отдел+вставочный проток. Система выводных протоков: вставочный → внутридольковый → междольковый → главный (открывается в 12-перстную кишку)

5. Эндокринная часть:

Панкреатические островки Лангерганса состоят из клеток инсулоцитов нескольких видов, вырабатывающих гормоны:

А – глюкагон (увеличивает уровень глюкозы в крови)

В – инсулин (снижает уровень глюкозы в крови)

D – соматостатин (снижает синтез белка в тканях)

PP – панкреатический полипептид (стимулирует выделение желудочного и панкреатического сока)

 

 

Мотивация

 Общеизвестно, что нарушения развития органов дыхания и приобретенные заболевания дыхательной системы относятся к наиболее распространенным и тяжелым формам патологии, надолго снижающим уровень здоровья человека, а в ряде случаев приводят к инвалидности и даже смертельному исходу. Если учесть, что морфофункциональные нарушения дыхательной системы выступают еще как осложнения других заболеваний, то становится понятным, почему знания развития и гистофизиологии этой системы совершенно необходимы для врача любой специальности.

Цели занятия

3.1. Общая цель. В результате изучения теоретического материала, гистологических препаратов и электронограмм студент должен различать на микроскопическом уровне отделы дыхательной системы и составляющие их ткани.

3.2. Конкретные цели:

Знать 3.2.1.Развитие органов дыхательной системы 3.2.2.Отделы дыхательной системы: их состав и функции 3.2.3.Гистофизиологию воздухоносных путей; изменение строения стенки бронхов по мере уменьшения их калибра 3.2.4.Клеточный состав однослойного многорядного мерцательного эпителия; защитный мукоцилиалный механизм; понятие о метаплазии тканей 3.2.5.Гистофизиологию респираторного отдела дыхательной системы 3.2.6.Строение  ацинуса 3.2.7.Строение стенки альвеолы; компоненты аэрогематического барьера; структурно-химическую характеристику сурфактанта и его значение в осуществлении дыхательной функции 3.2.7.Легочные макрофаги: происхождение, особенности строения в связи с выполняемыми функциями 3.2.8. Морфофункциональную характеристику плевры Уметь На гистологических препаратах: 3.2.9.Дифференцироватьорганы дыхательной системы (трахею, легкое) 3.2.10.Различать в трахее и бронхах слизистую оболочку и ее слои, подслизистую основу, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки. 3.2.11.Отличать в препарате легких бронхи среднего, малого калибра, терминальную, респираторную бронхиолы и альвеолы по особенностям их строения 3.2.12. Находить на электронограмме элементы воздушно-кровяного барьера. 3.2.13. Нарисовать схему строения ацинуса и аэрогематического барьера

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии: раздел: «Органы дыхательной системы».

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани», «Соединительные ткани», «Мышечные ткани».

 

Новый материал.

5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Дыхательная система: учебник – гл.17, конспект лекций.

Схемы и таблицы к занятию

 

I. Функции дыхательной системы:

1. Внешнее дыхание (обмен СО2 и О2 между кровью и воздухом).

Не дыхательные функции:

2. Кондиционирование воздуха (очищение, увлажнение, терморегуляция)

3. Депонирование крови

4. Участие в регуляции свертывания крови (прокоагулянты – тромбопластин и др., антикоагулянты – гепарин и др.)

5. Участие в синтезе некоторых гормонов

6. Участие в регуляции водно-солевого обмена

7. Участие в регуляции липидного обмена

8. Участие в голосообразовании

9. Участие в обонянии

10. Защитная

11. Экскреторная

II. Развитие:

Энтодерма (эпителий вентральной стенки глотки и прехордальной пластинки) – эпителиальная выстилка 

       Мезенхима – соединительные и гладкая мышечная ткани

III. Отделы дыхательной системы:

       Воздухоносные пути: носовая полость → носоглотка → гортань → трахея → бронхи → терминальные бронхиолы.

       Респираторный отдел:

структурно-функциональная единица – легочный ацинус (все ветвления терминальной бронхиолы): респираторная бронхиола I порядка → респираторная бронхиола II порядка → респираторная бронхиола III порядка → альвеолярные ходы → альвеоляные мешочки.

V. Респираторный отдел

       Структурно-функциональная единица – легочный ацинус. 12-18 ацинусов = долька легкого, которая является структурно-функциональной единицей легкого.

       Отличительный морфологический признак респираторного отдела – легочные альвеолы. Эпителий легочной альвеолы – однослойный плоский. 2 типа клеток:

       Альвеолоциты I типа – 95% от всех альвеолоцитов; участвуют в образовании аэрогематического барьера.

        Альвеолоциты II типа – 5% от всех альвеолоцитов; образуют сурфактант (комплекс поверхностно активных веществ, покрывающих слоем эпителиальную выстилку альвеол).

       Функции сурфактанта:

       1. Облегчает расправление альвеол на вдохе (свойства ПАВ)

       2. Противоотёчное действие

       3. Антитоксическое (противомикробное) действие.

           

Аэрогематический барьер (минимальная толщина 0,5 мкм).

Слои:

1. Истонченная часть альвеолоцита I типа

2. Базальная мембрана альвеолоцита I типа

3. Базальная мембрана эндотелиоцита капилляра

4. Истонченная часть эндотелиоцита капилляра.

 

Мотивация

Кожа – орган, являющийся наружным покровом тела человека. Имея пограничное расположение, она защищает организм от механических, тепловых, химических, бактериальных воздействий, участвует в регуляции теплоотдачи, играет большую роль в обмене веществ (дыхание и выделение), синтезе некоторых веществ. В неповрежденном виде кожа непроницаема для большинства растворов естественного происхождения и микробов. С помощью кожных рецепторов организм воспринимает тактильные, температурные, болевые ощущения, составляющие начальные звенья некоторых рефлекторных реакций.

Изучение гистологического строения кожи и ее производных служит основой формирования представлений врача о функциях кожи в норме и при патологии. Оценивая внешний вид кожи, врач может составить представления об изменениях в некоторых системах метаболиз­ма (гиповитаминоз, гормональные сдвиги и т.д.) при различных заболеваниях. Знания, полученные при изучении данной темы, будут необходимы студентам при изучении кожно-венерических, инфекционных болезней, болезней обмена, в хирургии, онкологии, иммунологии и других областях медицинской науки и практики.

Цели занятия

Общая цель.

Изучить гистологическое строение и функции кожи и её производных (волосы, ногти, железы).

3.2. Конкретные цели:

                                                                        

Знать  3.2.1.Общую характеристику кожи: источники развития, функции и общий план строения 3.2.2.Строение эпидермиса, дермы и гиподермы: тканевый состав, связь строения с функциями 3.2.3.Дифферон кератиноцитов, иметь представление о процессе кератинизации. 3.2.4.Особенности строения «тонкой» и «толстой кожи»  3.2.5.Происхождение, строение и функции др.клеток в составе эпидермиса: клеток Лангерганса, пигментных и осязательных клеток. 3.2.6.Сосочковый и сетчатый слои дермы, их тканевый состав и функции 3.2.7.Железы кожи (потовые, сальные): источники развития, классификационная характеристика, гистофизиология, локализация концевых отделов и выводных протоков. 3.2.6. Гистологическое строение волос, особенности строения разных типов волос, питание и рост волос.   Уметь На гистологических препаратах: 3.2.9.Дифференцировать эпидермис, сосочковый и сетчатый слои дермы, гиподерму 3.2.10.Различать ткани, входящие в состав кожи, клеточные слои эпидермиса 2.3.11.Отличать корень и стержень волоса, их слои, оболочки корня волоса, кожные железы (сальные и потовые): их концевые отделы и выводные протоки. 2.3.12. Находить волосяную луковицу, волосяной сосочек и мышцу, поднимающую волос    

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии тема: «Кожа».

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани», «Соединительные ткани», «Нервные окончания».

 5. Новый материал.

5.1. Общие принципы организации и функционирования тканей. Кожа и ее производные: учебник - гл.18, конспект лекций.

II. Производные кожи

Волосы

3 типа –

Длинные – локализация: голова, борода, усы, подмышечные складки, лобок

Щетинистые – локализация: брови, ресницы, наружный слуховой проход, преддверие полости носа

Пушковые – локализация: остальные участки кожи.

Строение волоса:

 

Части строение Стержень   (над поверхностью кожи) Корень   (в толще кожи до гиподермы)
Слои Корковое Мозговое (отсутствует в пушковых) Кутикула Корковое Мозговое Кутикула
Волосяной мешок - Наружное эпителиальное корневое влагалище = волосяная сумка – является продолжением росткового слоя эпидермиса. Внутреннее эпителиальное корневое влагалище – производное волосяной луковицы, исчезает на уровне волосяной воронки. Дермальное корневое влагалище = волосяная сумка – состоит из слоев коллагеновых и эластических волокон. Внутренний циркулярно, наружный – продольно.

 

Корень – в волосяном мешке, заканчивается расширением – волосяной луковицей.

Волосяная воронка – место перехода корня в стержень (соответствует месту выхода протока сальной железы).

Мышца, поднимающая волос – гладкая мышечная ткань, от волосяной сумки до сосочкового слоя.

Мочевыведения

Мотивация

Образование и выделение мочи являются основной частью механизма поддержания постоянства внутренней среды организма – гомеостаза. С мочой выделяется основная масса конечных продуктов обмена веществ, главным образом, азотистого. Органы мочеобразования и выделения осуществляют удаление конечных продуктов обмена веществ (шлаков), избытка воды и солей, а также посторонних веществ, в том числе – токсических, поступающих в организм извне или образующихся в нём. За счет выделения воды и ионов почки поддерживают в организме водно-солевое и кислотно-щелочное равновесие. Биохимический и морфологический анализ мочи дает представление не только о функциональном состоянии органов мочевой системы, но и процессах обмена, протекающих в других тканях и органах. Эндокринная функция почек заключается в вы­работке гормонов ренина, простагландинов, участвующих в регуляции общего и почечного кровообращения, эритропоэтина. Осуществление всех этих функций непосредственно связано с определенными микроскопическими и субмикроскопическими структурами органов данной системы и, прежде всего, структурно-функциональной единицей почек – нефроном. Знание тонкого строения различных частей нефрона позволяет понять процесс мочеобразования (фильтрации, реабсорбции) и его регуляцию.

Знание гистофизиологии органов мочевой системы и ее связи с другими системами органов в совокупности с клинико-лабораторными исследованиями позволят практическому врачу поставить правильный диагноз. Специфические формы патологии мочевыделительной системы будут изучаться в составе клинических дисциплин.

 

Цели занятия

Общая цель.

Изучить гистофизиологию органов системы мочеобразования и мочевыведения.

3.2. Конкретные цели:

            Знать 3.2.1.Стадии и источники развития почек, общий план строения 3.2.2.Функции органов мочевой системы 3.2.3. Общий план строения почки 3.2.4.Особенности кровообращения в почке 3.2.5.Гистофизиология нефрона и собирательных трубочек 3.2.6.Регуляция работы нефрона и собирательных трубочек 3.2.7.Гистофизиология и топография эндокринного аппарата почек (ЮГА и простагландинового аппарата) 3.2.6.Гистофизиология органов мочевыведения   Уметь На гистологических препаратах: 3.2.9.Различать органы мочевой системы по особенностям их гистологического строения: почку и мочевой пузырь 3.2.10.Диагностировать корковое и мозговое вещество почки, различные отделы нефрона и собирательные трубочки 2.3.11. Различать оболочки и ткани, входящие в состав мочевого пузыря и мочеточника 2.3.12.Находить на электронограмме компоненты фильтрационного барьера 2.3.13.На сканирующей электронограмме находить сосудистый клубочек, приносящую и выносящую артериолу.

Необходимый уровень знаний.

4.1. Из курса анатомии тема: «Мочевые органы».

4.2. Из предыдущих занятий по гистологии: «Эпителиальные ткани» - гистофизиология однослойного кубического и многослойного переходного эпителия, «Соединительные ткани» - строение рыхлой волокнистой соединительной ткани, «Мышечные ткани» - классификация и гистофизиология гладких мышечных тканей, «Эндокринная система» - гистофизиология гипоталамуса, коры надпочечников, «Сердечно-сосудистая система» - три типа капилляров.

 

Новый материал.

5.1. Тема: «Органы мочеобразования и мочевыведения»: учебник - гл.19, конспект лекций.

5.2. Зарисовать схему строения почечного тельца с ЮГА

Фильтрационный барьер.

На электронограмме найти просвет кровеносного капилляра (1), цитоплазму эндотелиоцита (2), в цитоплазме которого видна митохондрия (3). Отметить поры в эндотелиальных клетках (4). Обратить внимание, что базальная мембрана (5) является общей для эндотелиоцитов и подоцитов. Отметить ядро подоцита (6), цитотрабекулы (7) и цитоподии (8). Найти полость капсулы (9).

 

6.2.2. Сосудистый клубочек почечного тельца (сканирующая электронограмма).

Сканирующая электронограмма дает объемное изображение исследуемого объекта. Найти приносящую артериолу (в корковых нефронах она имеет больший диаметр, чем выносящая) – (1), капиллярный клубочек почечного тельца (2) и выносящую артериолу (3).

I. Функции почек

1. Выведение шлаков.

2. Участие в регуляции водного обмена.

3. Участие в регуляции ионного обмена. Функции 2 и 3 обычно объединяются, и рассматривается общая функция – поддержание водно-солевого баланса.

4. Участие в регуляции кислотно-щелочного равновесия.

5. Эндокринная функция. 

6. Участие в регуляции кроветворения.

II. Развитие почек

Закладки почек Источники развития Производные
Предпочка (pronephros) Нефротомы первых 8-10 сегментов Не функционирует как орган выделения, существует 2 суток, дает начало мезонефральному протоку
Первичная почка (mesonephros) Нефротомы следующих 20-25 сегментов Из нефротомов – канальцы первичной почки, работает как орган выделения до середины эмбриогенеза, затем редуцируется и участвует в формировании половой системы
Вторичная почка (metanephros) Нефрогенная ткань (неразделенные нефротомы остальных сементов), дивертикул (выпячивание) мезонефрального протока Нефрогенная ткань – нефроны, дивертикул мезонефрального протока – мочевыводящие пути от собирательной трубочки до мочеточника включительно

III. Кровоснабжение почки

       Почечная артерия (а.) → междолевая а. → дуговая а. → междольковая а. → приносящая артериолоа → первичная капиллярная сеть (чудесная) → выносящая артериола → вторичная (перитубулярная) капиллярная сеть → звездчатая вена (в.) → междольковая в. → дуговая в. → межсегментарная в. → почечная в.

 

IV. Фазы процесса мочеобразования

       1. Фильтрация

       2. Реабсорбция

       3. Секреция

Мотивация

К мужской половой системе относят семенники, семявыносящие пути, добавочные и наружные половые органы.

Семенники выполняют две основные функции: генеративную – образование сперматозоидов и эндокринную - продукцию мужского полового гормона тестостерона. В начальной части семявыносящих путей, в придатке, происходит депонирование и дозревание сперматозоидов, добавочные органы­ предстательная железа, семенные пузырьки и др. железы, примешивая свои секреторные продукты к семенной жидкости, способствуют капацитации сперматозоидов и проникновению их в женские половые пути.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.237 с.)