Характеристика личности руководителя. Подходы к изучению личности руководителя. Профессионально важные качества менеджера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика личности руководителя. Подходы к изучению личности руководителя. Профессионально важные качества менеджера



 

«Менеджером является лицо, официально исполняющее обязанности управления организацией, координирующее работу всех ее структур.

Помимо официального статуса, руководитель несет юридическую ответственность за работу коллектива, обладает строгими правами и обязанностями, которые имеют формальный регламент. Его деятельность строго санкционирована и включает в себя ряд возможностей, преимущественно наказания и поощрения в целях воздействия на производственную активность».[11]

Проанализировав теоретические источники по теме изучения личности руководителями, нами были найдены следующие подходы. Остановимся подробно на каждом из них.

Коллекционный подход. В рамках этого подхода существует перечень качеств руководителя, необходимых для успешного протекания трудового процесса. В научной литературе, посвященной вопросам исследования в организациях этот перечень называется профессионально важными качествами. Первые позиции среди этих качеств занимают характеристики личности, затрагивающие лидерство и способность к управлению. Чем больше такие характеристики выделены в личности руководителя, тем больше он пригоден на должность менеджера в рамках коллекционного подхода.

В рамках конкурентного подхода просматриваются черты подхода коллекционного. Он подразумевает под собой наличие у руководителя такого уровня развития личностных качеств, позитивно сказывающихся на управлении, которые будут отличать его от своих коллег. Критерии оценки этих личностных качеств выделяются путем сравнения групп менеджеров с сотрудниками, не занимающими руководящие должности.

Следующий подход – парциальный. Формируется в ходе деятельности практических психологов и предполагает коррекцию личностных способов взаимодействия со средой. Главную роль в этом подходе занимают исследования познавательных психических процессов руководителя, в особенности мышления для проработки алгоритмов решения проблем в организации, благодаря этому формируется модель поведения руководителя.

Инженерно-психологический подход отражается в анализе управленческих систем, в первую очередь, в принятии управленческих решений. Данный подход изучает процессов, участвующих в переработке информации, а также индивидуальные особенности менеджера.

Рефлексивно-ценностный подход. Основывается на одноименной концепции управления. Внедрение управленца в деятельность организации проявляется в процессе рефлексии, самоосмысления и самокоррекции его собственной работы как руководителя. Эти процессы состоят из ряда взаимопересекающихся «концептуальных моделей» деятельности, которые на стратегическое планирование.

Личность руководителя отражена в огромном количестве исследований, опирающихся на социально-психологический подход. Модели личности руководителя были разработаны и эмпирически доказаны именно в рамках этой модели, а также были изучены влияние личности руководителя на эффективность деятельности организации, взаимодействие менеджера с его командой и организаторский потенциал. Немаловажное место в этих исследованиях занимают социально-психологическая ориентировка и ролевые конфликты.

Следующий подход – ситуационно-комплексный. Он основан на движущих силах развития личностных характеристик руководителя в определенных ситуациях. Сюда входят локальное прогнозирование и экспрессивное оценивание, которые раскрывают механизмы развития личности руководителя.

Функциональный подход выражен в исследованиях деятельности руководителей производственных организаций. Отличительная его особенность заключается выделением структуры личности руководителя, в которую входят профессиональная компетенция, идейно-политические качества, организаторские способности, педагогические способности, а также морально-этические качества.

Имиджевый подход. Изучает индивидуальные качества, создание образа руководителя, который будет подходить под потребности определенной организации. В рамках этого подхода выделили общие качества, желательные для успешной работы менеджера в любой социальной группе. К ним относят силу, властность, справедливость, щедрость.

В условиях перестройки экономики происходит формирование психолого-экономического подхода к изучению типов руководства. Особое внимание здесь уделяется разработке личностной структуры менеджера, ценностно-моральные ориентации, уровням мотивации, а также самооценке руководителя.

Интегративный подход представляет нахождение глубинных механизмов психики, интегрирующих личность и деятельность руководителей, которые позволяют достигать высоких результатов в управлении. Особенности менеджерской деятельности в рамках интегративного подхода определяется общими способностями к руководству, Я-концепцией и особенностями мировоззрения руководителя.

Акмеологический подход подразумевает под собой формирование профессиограмм руководителей различных отраслей, а также затрагивает аспекты разработки профессионального самосознания личности.

Управленческая деятельность, как правило, включает в себя разные уровни параметров сложности, разным уровнем эффективности, которые зависят от характера деятельности руководителя.

Профессор Карпов А., доктор психологических наук, выделил главные факторы успешности менеджерской деятельности, которые носят название менеджерских характеристик. Они делятся на две группы: общесоциальные и собственно личностные свойства.

«К качествам руководителя относят устойчивые личностные характеристики, прямо оказывающие влияние на деятельность руководства. В психологическом плане эти качества сложны и многослойны и зависят от характерологических особенностей, структуры личности. Немаловажную роль играет и опыт менеджера в заданной отрасли»[4, с.18].

Профессионально важные качества менеджера. Профессионально важными качествами менеджера называют организаторские качества, которые подразумевают под собой навыки планирования, подбора кадров, делегирования полномочий, контроля. Эти качества являются исходом проявления психологических свойств личности. Из них наиболее важными являются:

1. Избирательность – способность истинно передавать психологический климат коллектива.

2. Критичность и самокритичность – навык вовремя выявлять недостатки в своей деятельности и в деятельности своих подчиненных.

3. Способность устанавливать психологический контакт –есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижения его целей.

4. Требовательность. Выражается в способности давать адекватную нагрузку себе и своим подчиненным в зависимости от данной ситуации.

5. Организаторские способности.

6. Энергичность, которой руководитель будет заряжать своих подчиненных.

«К прочим качествам, наличие которых важно для осуществления управленческой деятельности, относят:

Целеустремленность. Проявляется в способности четко сформулировать цель и стремиться достичь ее.

Психологическая гибкость. Проявляется в адаптационных возможностях личности, не изменяя своим принципам.

Дисциплинированность. Выполнение деятельности в строгом порядке, подчинение расписанию.

Инициативность – способность генерировать идеи, которые поддержит коллектив, осуществлять исполнение этих идей».[4]

В аспекте изучения профессионально важных качеств руководителя нельзя не упомянуть об интеллектуальных качествах. Интеллект, выраженный в количественных показателях, может не являться критерием для отбора подходящего руководителя, особенно если ведущие навыки в его отрасли – коммуникативные. Несмотря на это, от достаточного уровня развития интеллекта будет зависеть компетентность менеджера.

Немаловажное значение в осуществлении управленческой деятельности играют вышеупомянутые коммуникативные навыки. К ним относят:

· Умение работать в группе.

· Хладнокровность в разрешении конфликтов.

· Социальная компетентность и тактичность.

Также нельзя не упомянуть о мотивационно-волевых качествах:

· Ориентация на успех.

· Дальновидность.

· Осмотрительность.

· Решительность.

· Организованность.

Помимо вышеперечисленных навыков и характеристик, гарантом успешности руководителя выступают эмоционально-волевые качества, среди которых наиболее актуальным является стрессоустойчивость. Под стрессоустойчивости понимается способность индивида отражать воздействия окружающей среды, оказывающих негативное воздействие на психику, вызывающих напряженность, а затем истощение организма.

Все качества, перечисленные нами в этом параграфе обеспечивают корректное выполнение должностных обязанностей, касающихся руководства организацией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.114 (0.013 с.)