Движение трансцендентальной медитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение трансцендентальной медитации



Движение трансцендентальной медитации основано в 1959 г. в США индийским гуру Махариши Махеш Йоги.

Махариши Махеш Йоги является одним из самых популярных на Западе гуру. Его часто называют «главным гуру Западного мира». Подлинное имя Махариши – Махеш. «Махариши» – переводится с санскрита как «великий святой», «провидец». Махариши родился в 1911 г. в индийском городе Уттар-Каши в семье сборщика налогов. В 1942 г. он закончил Аллахабадский университет и получил степень магистра физики. После окончания университета работал на заводе, но вскоре увлекся древнеиндийской литературой и начал изучать санскрит.

Чувствуя, что самостоятельного изучения санскритской литературы недостаточно, Махеш стал учеником Свами Брахмананды Сарасвати, проповедавшего в храме Кедарнатхе. У него Махеш учился 13 лет и в итоге разработал свою собственную технику медитации, которую он стал преподавать в южноиндийском городе Мадрасе. Желая преподавать свою методику как можно большему числу людей, в 1959 г. он приехал в США, где, по его мнению, люди привыкли быстро схватывать новое. Здесь и зародилось Движение трансцендентальной медитации. Но Махариши этого было недостаточно, он переезжает в Англию, желая распространить свой метод в Европе, где организовывает Международное общество медитации. Постепенно увлечение трансцендентальной медитацией распространяется все шире, превращается в мировое движение, охватывающее США, Индию, Великобританию, Западную Европу и в последнее время распространилось в нашей стране. Махариши начали называть «главный гуру Западного мира».

21 января 1968 г. Махариши Махеш Йоги обратился с манифестом к аудитории в 3600 человек, собравшихся в нью-йоркском Мэдисон-сквер-гардене. В этом манифесте он утверждал, что до тех пор, пока источники стресса и напряжения не уничтожены в каждом отдельном человеке, все разговоры о мире на планете будут не более чем благим пожеланием, а человечество обречено на существование, скорее напоминающее агонию, чем нормальное развитие. Только глубокая терапия, основанная на трансцендентальной медитации, позволит людям избавиться от напряжения, реализовать свой настоящий потенциал, стать «счастливым генератором гармонии и мира» в будущем.

То, что предлагает Махариши человечеству, – это не религия в традиционном смысле слова, а скорее техника, которой могут пользоваться представители всех конфессий. Его метод медитации учит человека «излучать счастье». Он считает, что если это метод освоит 10 % населения планеты или хотя бы 1 %, то мир будет свободен от войн.

Методика Махариши резко отличается от традиционных йогических техник, основанных на контроле и концентрации. «Контроль разрушает жизнь, потому что создает сопротивление естественному потоку и развитию разума», – писал он в своих статьях. В 1968 г. в Нью-Йорке выходит его книга «Наука бытия и искусство жития» («The Science of Being and Art of Living»). После того как к этому движению присоединились музыканты группы «Битлз», популярность Махариши резко возросла.

В чем же заключается опыт трансцендентальной медитации (сокращенно ТМ)? Идея Махариши сводится к следующему. Сознание и разум человека питаются из единого творческого источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни – так же, как скрыты корни деревьев. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть вглубь себя, совершить переход, трансценденцию: отсюда название метода – трансцендентальная медитация.

Что же мешает человеку самостоятельно совершить этот переход? Ум. Дело в том, что органы чувств направлены исключительно на объекты внешнего мира и дают «пищу» уму, но внутренний мир с их помощью нельзя постигнуть, и, соответственно, осознать. «Только когда чувственное восприятие закончилось, может быть достигнута трансцендентальная область бытия. До тех пор, пока мы воспринимаем посредством наших органов чувств, мы находимся в области относительного», – говорит Махариши. Для проникновения вглубь себя он предлагает произнесение мантры, индивидуальной для каждого. «Ман» в переводе с санскрита означает «ум», «тра» – «освобождение». Мантра – это специальный звук или набор звуков, лишенный какого бы то ни было значения, способный освободить ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши, а впоследствии и учителя, подготовленные по его методике, подбирали специальную мантру, которая помогала им достичь нужного состояния. При этом никогда не использовалась такая широко известная мантра, как «Ом».

Махеш считал, что могущественная мантра «Ом» при длительном употреблении приведет к тому, что человек все больше и больше будет уходить от реальной жизни и, в конце концов, перестанет выполнять свои обязанности по отношению к семье и обществу. Это нежелательно, ибо нет необходимости в монастырской изоляции и бегстве от жизни для тех, кто стремится к духовному развитию.

Мантры, которые Махариши дает своим ученикам, употребляются только индивидуально и не подлежат разглашению. По мнению Махеша, если ТМ заниматься хотя бы два раза в день по 10–20 минут, то человек становится спокойным, здоровым и счастливым.

Любой человек сам по себе – огромный источник энергии, мира и счастья. Это утверждение справедливо для самого совершенного и самого несовершенного, самого счастливого и самого несчастного. Но чтобы ощутить этот источник, человек должен иметь доступ к нему и ТМ дает этот доступ.

Глубокая медитация выводит человека за пределы всех его страхов и волнений, дарует ему мир с самим собой. Человек, лишенный страхов и беспокойства, перестает быть генератором дисгармонии и напряжения и начинает излучать вокруг себя мир и энергию радости и покоя, что приводит к очищению атмосферы, в которой обитает человечество.

 

ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ

Церковь Саентологии возникла в США. Основателем ее является Лафайет Рон Хаббард (1911–1986).

Л.Р.Хаббард во время Второй мировой войны служил в военно-морском флоте. После войны он начал писать фантастические романы, но доходы от литературной деятельности его не удовлетворяли. Он говорил: «Смешно писать, получая пенс за слово. Если кто-то действительно хочет сделать 1000000 долларов, то лучший путь – основать собственную религию». Вскоре он публикует книгу «Дианетика: наука про душевное здоровье», в которой вводит понятие «диабетика» – психотерапевтическая техника, с помощью которой могут быть вылечены все неорганические болезни мозга и все психотерапевтические болезни. Через четыре года в Вашингтоне появляется Церковь Хаббарда.

Согласно теории Хаббарда, причины психозов, неврозов, насилия и проблем в социальной жизни заключаются в неумении управлять работой собственного мозга, непонимании его божественной сущности. Каждое событие в жизни, по Хаббарду, вкладывается в мозаическую структуру головного мозга. Созданный Хаббардом прибор (Е-измеритель) состоит из гальванометра, способного фиксировать электропроводимость кожи, которая изменяется в зависимости от душевного состояния человека. Он считает, что неприятные события, неудачи, страхи, разочарования и т.д. не вписываются полностью в мозаическую структуру мозга, уходят от контроля индивида, а затем возникают в виде иррационального поведения, которое не соответствует ситуации.

Для достижения мудрости, здоровья и душевного совершенства используются сеансы «обработки» или «прослушивания». Человек располагается напротив инструктора и соединяется с Е-измерителем. Инструктор задает различные вопросы, связанные с прошлым человека. Считается, что резкое отклонение стрелки свидетельствует о крайнем возбуждении пациента, вызванным «осознанием» условий, в которых человек когда-то получил психическую травму. Инструктор задает вопросы до тех пор, пока реакция не становится нормальною. Такой метод «изучения» представляет собой типичную психотерапевтическую практику, базирующуюся на психоанализе З. Фрейда, в частности, положении о влиянии детских психических травм на взрослого. С помощью психоанализа врач «выводит» содержание бессознательного в сферу осознаваемого, сознательного, т.е. происходит осознание пациентом ранее неосознаваемого. В результате ему становится понятным ранее непонятное событие в жизни и происходит переориентация человека, изменение его отношения к жизни, людям, событиям.

Однако Хаббард выдает эту методику за свое «изобретение». Более того, в 1955 г. он объявил себя пророком новой религии, как нового варианта буддизма. Он выдвинул учение о «тетане», особом духе, который после смерти человека переселяется в другое тело, и о «тета» – духовной первооснове движения и развития неживой материи. И Е-измеритель уже обретает силу снятия напряжений не только возникших в этой жизни, но и во всех предыдущих воплощениях.

Сегодня Церковь Саентологии, так назвал ее Хаббард, широко распространена во всем мире, в частности в нашей стране. Это очень богатая организация (в 1983 г. собственность Церкви составляла по сведениям «Таймс», 280 млн. долларов), значительную прибыль приносит Церкви продажа Е-измерителя и книг Хаббарда.

 

ВЫВОДЫ

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд эклектичность нетрадиционных культов, можно выделить черты и тенденции, характерные для них.

1. Сближение Запада и Востока, интерес на Западе к восточным религиям и духовным Учителям Востока, проникновение философии, религии и духовного наследия Востока на Запад, и, прежде всего, в США.

2. Синкретизм религий, например, христианства и даосизма в Церкви Муна.

3. Харизматизм (Церковь Муна, Церковь Саентологии и др.).

4. Уменьшение роли или вовсе отсутствие Церкви как духовно-социального института и профессиональных служений культа – священников, а отсюда, снижение количества или исчезновение обрядов.

5. Провозглашение принципа ненасилия, миролюбивого отношения к другим религиям и конфессиям.

6. Появление все большего количества религиозных учений, в которых отсутствует выделение своей религии как единственно истинной, высшей, исходной. Более того, в бахаизме, например, говорится о преемственности религиозных пророков и религиозных идей, а в учении Рамакришны утверждается, что все религии ведут к одному и тому же Богу, который един для всех религий.

7. Усиление в религиях роли функции успокоения (ТМ), снятие стрессов, психологических кризисов (Церковь Саентологии), что является показателем «накаленной» психологической атмосферы в современном мире, перенасыщенном стрессовыми ситуациями.

8. Акцентирование на личностном начале в религии, т.е. на достижение самореализации, самораскрытия, самосовершенствования.

9. Постулирование идеи всемогущества, божественности каждого человека, способности человека раскрыть в себе Божественный источник энергии, Божественное начало и преодолеть все испытания (ТМ, Миссия Рамакришны). Это очень важно в современных условиях, когда иногда кажется, что общество вот-вот «раздавит» тебя.

Особенно интересной, на наш взгляд, в шквале славословий, который обрушивается на представителей традиционных религий, является идея Рамакришны о том, что надо не говорить о любви (к Богу, людям), а любить.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркер А. Новые религиозные движения. – СПб., 1997.

2. Гурьевич П.С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. – М., 1985.

3. Кураев П. Соблазн неоязычества. – М., 1994.

4. Митрохин Л.Н. Религиозные культы в США. – М., 1984.

5. Митрохин Л.Н. Религия «нового века». – М., 1985.

6. Неокульты: «новые религии» века. – Минск, 2002.

7. Саентология: справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. – Копенгаген, 1998.

8. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. – М.–Л.–Калькутта–Бомвей–Нью-Дели, 1990.

9. Шріла Прабхупада. Наука самоусвідомлення. – К., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.85.0 (0.02 с.)