Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел VI . Нетрадиционные религии
В свое время ученые и атеисты предрекали снижение влияния и исчезновение религии в ходе научно-технического прогресса по мере роста образованности населения. Однако действительность опровергла это утверждение. Религия не только не исчезла или снизила свое влияние, а, наоборот, усилила свое влияние и обрела еще большее распространение на планете. Одной из особенностей ХХ века стал религиозный ренессанс традиционных религий и буквально взрыв нетрадиционных религиозных культов, появилось множество новых нетрадиционных религий и религиозных пророков и духовных Учителей. Сегодня наряду с крупнейшими религиями мира – христианством, исламом и буддизмом – существует около 28 700 иных религиозных учений и культов. Поэтому нельзя не остановиться на наиболее интересных, на наш взгляд, нетрадиционных религиях. БАХАИЗМ Бахаизм возник в ХІХ веке в Иране. Зародившись в недрах шиизма (ветви ислама), эта религия вскоре переросла рамки данной конфессии и стала самостоятельной религией. Предтечей бахаизма был сеид Мухаммад Ширази (1819–1850). Сеидами в исламе называли потомков пророка Мухаммада, происходивших из ветви его внука Хусайна. В 1844 г. через 1000 лет с момента исчезновения 12-го «сокрытого имама», Мухаммад Ширази объявил себя Бабом, т.е. вратами, через которые ожидаемый имам в качестве мессии Махди вот-вот должен спуститься на Землю. После смерти в 873 г. 11-го имама аль-Хасана аль-Аскари имамом был признан его малолетний сын Мухаммад, который вскоре исчез или «скрылся». Его провозгласили «сокрытым имамом» и Махди, который вернется и наполнит мир справедливостью. Прихода «сокрытого имама» шииты всегда ожидали с нетерпением. Поэтому проповедь набожного торговца Мухаммада Ширази, осуждавшего богатство и роскошь, требовавшего социальной справедливости, вызвала широкий отклик в стране. В 1847 г. встревоженные власти заключили Баба в тюрьму, где он написал свою знаменитую книгу «Беян» («Баян»), в которой провозгласил себя мессией – Махди, открывающим эпоху справедливости и равенства на Земле. По всему Ирану, начиная с осени 1848 г. вспыхнули бабитские восстания. Сам Баб был осужден как еретик и казнен в 1850 г. в Тебризе. После казни Баба восстания вспыхнули с новой силой, особенно в Азербайджане. Хотя вооруженные выступления 1848–1852 гг. были жестоко подавлены, бабиты не сдавались, а в 1852 г. попытались даже убить шаха. Спасаясь от ожесточенных преследований властей, руководители движения бабитов бежали в Ирак, входивший тогда в Османскую империю. Среди них находился один из ближайших последователей Баба – Хусейн Али Нури (1817–1892), впоследствии объявивший себя Баха-Уллой, пророком, появление которого было предсказано самим Бабом. В 1863 г. в Багдаде бабитская община распалась на две группы. Во главе каждой встали ближайшие ученики Баба – братья Собх-у-Азала (эзелиты) и Али Баха-Улла (бахаи). Эта дата считается моментом зарождения религии бахаев.
Своеобразие бахаизма заключается в том, что в отличие от других религий, она не утверждает, что ее учение является высшей Истиной, не противопоставляет себя другим религиям и конфессиям и не отрицает их. Бахаизм признает всех пророков всех религий (Моисея, Будду, Зороастра, Христа, Мухаммада) и считает их всех истинными пророками Единого Бога, а их учения – разными гранями единого Божественного учения. Основатель же бахаизма – Баха-Улла – лишь еще один и не последний из посланников Бога. Одной из основных в этой религии является идея ненасилия. Согласно принципам бахаизма, религия должна быть источником единства и согласия между людьми, но никогда не должна становиться причиной раздора. Бахаи запрещено вступать в какие-либо партии и выступать против правительства, запрещено отвечать на всякого рода обвинения, а рекомендуется заниматься собственной жизнью и работой. Учение бахаев изложено в их священных книгах «Китаб-у-Акдес», «Китаб-и-Иган», посланиях Баха-Уллы и его сына Абдул-Баха. Баха-Улла утверждал, что подобно тому, как живые существа имеют периоды внезапного перехода в новую и более совершенную форму жизни, так и для человечества сейчас наступает «критический период, время перерождения», в результате которого оно вступит в новый период жизни, отличающийся от старого так же, как жизнь бабочки отличается от жизни гусеницы или жизнь птицы от яйца. Бахаизм предписывает своим последователям в качестве первейшей обязанности свободный поиск истины, порицает всякого рода предрассудки и суеверия, провозглашает согласие между религией и наукой. Сын Баха-Уллы Абдул-Баха по этому поводу говорил: «Человечество не может летать с помощью только одного крыла. Если оно попытается лететь на одном крыле религии, оно опустится в трясину предрассудков, а если попытается взлететь на одном крыле науки, то оно закончит свой полет в ужасающем болоте материализма».
Бахаи выступают за равные права для мужчин и женщин. Идея равноправия и единобрачия женщин была провозглашена еще Бабом и вызывала резкое недовольство в мусульманской среде. В принципах бахаизма отмечается, что мужчина и женщина имеют одинаковые права на образование. Более того, если в особых случаях не хватает средств для воспитания и образования детей обоего пола, то отдается предпочтение девочкам. Особое внимание уделяется браку как фундаменту семьи и ответственности за воспитание детей, запрещены внебрачные интимные отношения, употребление алкоголя и наркотиков, кроме специальных случаев, связанных с медицинским лечением. Человечество бахаисты рассматривают как единую семью, хранительницей которой является женщина. Все это, вместе взятое, в глазах властей делало последователей Баха-Уллы возмутителями спокойствия даже в пределах Османской империи, отличавшейся значительно более либеральными нравами по сравнению с шиитским Ираном. Несмотря на то, что Баха-Улла в борьбе за преобразование общества признавал только ненасильственные методы, власти выслали его сначала из Багдада в Константинополь, затем в Адрианополь (Эдирне) и, наконец, в Акко, куда он прибыл в 1868 г. Так Святая Земля стала центром новой мировой религии. После смерти Баха-Уллы в Акко в 1892 г. во главе общины становится его сын Аббас Эффенди (1844–1921), принявший имя Абдул-Баха. Выполняя волю своего отца, он в 1909 г. перенес останки Баба из Тебриза в Хайфу (Израиль) и построил специальное Святилище. С тех пор Хайфа стал священным городом и местом паломничества бахаев всего мира. Но самый святой для бахаев храм находится в Акко, где похоронен Баха-Улла. Бахаи считают, что в прежние века духовенство было необходимо, прежде всего, из-за низкого уровня грамотности, когда верующие нуждались в религиозном обучении, и только священник мог совершать ритуалы и проводить церемонии. Теперь же, когда образование стало практически всеобщим, каждый способен самостоятельно изучать священные писания. Поэтому у бахаев нет выработанных ритуалов и церемоний, требующих специальной профессиональной подготовки священников. Международный Дом Справедливости в Хайфе, управляющий делами бахайской общины, состоит из девяти членов, избираемых раз в пять лет представителями Национальных духовных собраний. Объединение всего человечества, сближение различных религий мира, примирение науки и религии, освобождение женщин, борьба против промышленного порабощения, создание Международного Дома Справедливости – эти принципы делают религию бахаев все более популярной в мире. В настоящее время религия бахаев распространена более чем в 200 странах, а их священные тексты переведены более чем на 600 языков и наречий. ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ (ЦЕРКОВЬ МУНА)
Церковь Объединения, полное название которой «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», является ярко выраженным харизматическим культом. Она возникла в Южной Корее в 1954 г. Основателем ее является Преподобный Сан Мён Мун (Сан от англ. Sun – солнце, Мун от англ. Moon – луна, т.е. единство солнца и луны, янского и иньського начал, образующих гармоническое целое, согласно учению даосизма, идеи которого нашли отражение в учении Муна), по имени которого организация называется иногда «Церковь Муна». Сан Мён Мун родился в Северной Корее в 1920 г. в семье бедных фермеров – христиан-пресвитерианцев. По словам Муна, в 16-летнем возрасте его постигло откровение: ему явился Иисус Христос, поручивший довершить ту миссию, ради которой Он жил на Земле. Несколько лет Мун готовился к выполнению поставленной ему задачи. Он окончил университет, тщательно изучил Библию, совершенствовался духовно. В 1945 г. Мун начал проповедническую деятельность в Северной Корее, где в то время был установлен социалистический строй, преследующий религию. За свою религиозную деятельность в 1946 г. Сан Мён Мун был посажен в тюрьму. Чудом выжив в тюрьме, он продолжает религиозную деятельность после выхода из нее, за которую в 1948 г. вновь арестован и отправлен в концентрационный лагерь Хунг Нам. В этом концлагере люди не выживали более полгода, Муну удалось не только выжить там три года до освобождения лагеря американскими войсками, но и духовно поддерживать других политических заключенных. В 1950 г. Мун перебирается в Южную Корею, где его проповедническая деятельность, наконец, начала приносить плоды; у него появились последователи и в 1954 г. он создает Церковь Объединения. Спустя некоторое время, понимая, что обездоленным, бедным, голодным людям нужна не только духовная, но и материальная поддержка, Мун начал развертывать, и не безуспешно, коммерческую и предпринимательскую деятельность. В 1971 г. он приехал в США, где развернул активную проповедническую, а затем предпринимательскую деятельность, которая довольно скоро дала ощутимые плоды. Мун становится крупным религиозным деятелем и бизнесменом. В США ему принадлежит газета «Washington Times». Так маленькая Церковь Объединения перешагнула через континент, разрослась, распространилась в странах Европы и Америки и превратилась в Движение Объединения, охватывающее более чем 130 стран.
В основе культа Сан Мён Муна лежит его учение о втором пришествии Христа в Корее между 1917 и 1930 годами, в котором проводится мысль о том, что именно он является новым Мессией. Главным трудом Муна является «Божественный принцип» (в русских изданиях «Принцип»), являющийся своеобразной интерпретацией Библии в сочетании с элементами даосизма. Этот труд среди муннистов считается более авторитетным, чем Библия. Согласно «Принципу», мир представляет собой единство и взаимодействие двух противоположных начал ян и инь – светлого и темного, мужского и женского, положительного и отрицательного и т.д. То есть природа имеет двойственную природу, присущую и самому Богу. Творение мира представляет собой процесс отдавания и принятия между Богом и Его творениями. При нарушении принципа «отдавания-принятия», что является характерным для современного мира, где ведущей является тенденция принятия (взять, получить, достать любой ценой), происходит негармоническое развитие человека и мира. Поэтому этот принцип объявляется ведущим в учении Муна и в деятельности его последователей, входя даже в символику Церкви (круг, состоящий из двух половинок: верхняя символизирует отдавание, нижняя – принятие). Важную роль в учении Муна играет концепция нескольких «троиц». Первая «троица» – этом Адам, Ева и Бог. После грехопадения человека образовалась вторая «троица» – Адам, Ева и Сатана. Для спасения человека от первородного греха на Землю был послан второй Адам – Иисус Христос. Миссия Христа, согласно «Принципу», заключалась в реализации той миссии, которую не смогли осуществить Адам и Ева – создание идеальной семьи, сосредоточенной на Боге. Безгрешное потомство такой семьи должно было положить начало новой расе, освобожденной от физического и духовного греха, ибо, как учит Мун, имело место два грехопадения – физическое и духовное, причем оба на сексуальной почве. Духовное грехопадение – следствие сексуальной связи Евы и Люцифера, физическое – последствие подобной же связи Евы с духовно незрелым Адамом. Но поскольку люди не приняли второго Адама – Христа, более того, распяли Его, Он не смог полностью выполнить свою миссию, осуществив лишь духовное спасение путем своего воскресения и союза со второй Евой в лице Святого Духа, образовав духовную «троицу» – Иисус (второй Адам), Святой Дух (вторая Ева) и Бог. Чтобы человечество обрело, наконец, физическое спасение, должен прийти третий Адам, физический человек, который в союзе с третьей Евой (женщиной) станут «истинными родителями» новой, освобожденной от греха, расы и образуют духовную и физическую «троицу» – Бог, третий Адам, третья Ева. И этими «истинными родителями» Мун объявляет себя и свою жену Хак Джа Хан Мун. Сан Мён Мун проповедует, что человеческая история состоит из трех периодов: «Век Ветхого Завета», «Век Нового Завета» и «Век Завершенного Завета». Каждому веку Бог сообщает истину в определенном объеме, учитывая духовный уровень людей, используя различных Мессий и пророков. Истина, предназначенная для первого и второго периодов, содержится в Библии. В 1960 г. начался последний период – «Век Завершенного Завета». «Божественный принцип» – это существенное дополнение Откровения, а сам Сан Мён Мун – подлинный Мессия третьего периода – борец с силами Сатаны, посланник истинной любви и единения.
Расизм, войны, бедность и всяческое зло – говорит Мун, – результаты греха в человеческом сердце. Поэтому социальной революции должна предшествовать духовная революция внутри каждого человека, ведущая, в конечном счете, к объединению всего человечества в одну семью, основанную на высокой нравственности, любви и глубокой вере. И Церковь Муна функционирует во всем мире как «семья». В ней отсутствуют формальные каноны и обряды. Главное – это люди, заботящиеся о других людях. Приверженцы Муна ведут обширную благотворительную деятельность, участвуют в осуществлении многих научных и образовательных программ. Так, московской интернациональной группой ученых – представителей Международного фонда образования были разработаны и распространены в школах России, Украины и стран СНГ программы и учебные пособия «Мой мир и я», «Путь к единению», содержащие много новаторских, интересных подходов и идей, хотя в целом оценка этих учебников неоднозначна. Большая роль в Церкви Объединения отводится миссионерской деятельности, в том числе среди студентов. Функционирует международная студенческая организация (CARP). Существует также международная организация профессоров «Академия профессоров за мир во всем мире» (PWPA). В 1968 г. на базе ранее уже существовавшей детской балетной труппы «Маленькие ангелы» создана Академия искусств для детей «Маленькие ангелы» в Сеуле, учащиеся которой с большим успехом гастролируют во многих странах мира (более чем в 40 странах). Церковь Муна сочетает духовную, культурную и экономическую деятельность. Церкви принадлежит океанический флот, ряд крупных предприятий в области фармацевтической, пищевой, машиностроительной и других видах промышленности. Одним из кульминационных событий в деятельности Церкви Муна является Благословение (Blessing). Преподобный Мун со своей супругой как «истинные родители» благословляют на брак своих «детей» – членов Церкви Объединения. При этом партнеров в браке подбирает сам Преподобный Мун. «Молодожены» же часто не только не знают до этого друг друга, но и язык друг друга, будучи гражданами разных стран, представителями культур Запада и Востока, например США и Японии. Блессингу предшествует большая духовная подготовка, и семьи, как правило, образуются на основе высокого чувства ответственности друг перед другом и перед Богом (принцип ответственности считается одним из ведущих в Церкви Объединения). Благословление получает сразу несколько пар, количество которых растет с ростом численности членов Церкви от нескольких единиц и десятков в начале деятельности Церкви, до десятков тысяч в настоящее время. Например, в 1992 г. в Блессинге участвовало одновременно 30 000 пар и проводилось оно на большом Олимпийском стадионе в г. Сеуле. Так ведется создание единой общечеловеческой «семьи», где, по мнению Муна, будут отсутствовать вражда между религиями, политиками, странами, народами и людьми. МИССИЯ РАМАКРИШНЫ «Миссия Рамакришны» была образована в 1897 г. учеником Рамакришны Свами Вивеканандой в Индии. Цель этой общественно-религиозной организации – распространение идей Рамакришны о единстве всех религий и «установление братства между приверженцами различных религий». Шри Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) родился в 1836 г. в глухой бенгальской деревушке в очень бедной семье браминов, индуистских священнослужителей. Из-за крайней бедности в юности он перебрался в окрестности Калькутты, где стал исполнять обязанности жреца при храме, тем самым зарабатывая себе на пропитание, что для браминов считалось унизительным. Именно в это время мысли о Боге стали все чаще и чаще приходить к нему. Идея богопознания, реального переживания Бога так сильно привлекла Рамакришну, что вскоре он не мог думать ни о чем другом. Проходили недели и месяцы в постоянном стремлении почувствовать Бога, познать конечную Истину. И тут в его жизни появились два учителя – женщина-подвижница, целиком посвятившая себя служению Богу, и странствующий монах, хорошо знающий философию Вед. Благодаря ним Рамакришна отыскал в тайниках своей собственной природы божественный источник и постиг разные способы приближения к нему. Пройденный Рамакришной путь к Богу был путем индуизма. Но кроме индуизма существовали и другие религии, и все они заявляли о том, что их конечная цель – Бог. Рамакришна решил исследовать основные религиозные течения, чтобы на собственном опыте узнать, куда они ведут. Начал он с ислама. Отыскав правоверного мусульманина, известного своей святостью, Рамакришна поселился вместе с ним. Он делал все, что предписывает ислам: совершал все необходимые ритуалы и обряды, постоянно повторял имя Аллаха и даже носил мусульманскую одежду. К его удивлению, через некоторое время он реализовал то, чего уже достиг, следуя путем индуизма. Тогда он стал на путь христианства. Он глубоко погрузился в эту религию, исполнял все заповеди Христа и достиг того же, что и через индуизм. Проходя одну за другой другие религии, он всюду в конце пути постигал одну и ту же божественную реальность. Так он понял, что все религии различными дрогами вели к единому источнику. «Сущность одна, – говорил Рамакришна, – она только носит разные имена. И все ищут одну и ту же Сущность, меняется только климат, темперамент и имя… Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожится. Он достигнет Его…». В 1874 г. Рамакришна начал читать публичные проповеди. Тысячи людей разных каст и религий приходили, чтобы его послушать. В своих проповедях он неизменно подчеркивал два момента. Первое. Необходимость относиться с уважением ко всем верованиям, поскольку религии мира не противоречат одна другой. Все они только различные проявления одной Вечной религии, которая выражает себя по-разному, в соответствии с особенностями того или иного народа, страны. Второе. Истинная религия заключается не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия – в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Что бы люди ни слышали о Боге, какие бы обряды не выполняли, удовлетворить может лишь одно – личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религии! Будьте религией!» – эта идея была лейтмотивом всех его проповедей и бесед. Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества. При этом он подчеркивал необходимость работать без привязанности, не ожидая никакой награды. «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, – заповедовал Рамакришна. – Любите так, как вы любите Бога». Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще божественное начало. Любой в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, – только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное. Идеи Рамакришны тесным образом связаны с ведантой – философией наиболее древних индийских писаний, Вед, появившихся во II тыс. до н.э. Одной из главных в веданте является мысль о том, что наша природа божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия – это то, что осуществляет поиски Бога внутри человека, поиски своего истинного состояния. Терпимое и уважительное отношение с различными религиями, к которому призывал Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собою разумеющееся. С началом проповеднической деятельности вокруг Рамакришны стали собираться ученики, в основном образованные и интеллигентные люди разных вероисповеданий. Среди них выделилось 12 молодых людей. Главное, чему Рамакришна учил своих учеников – это достижение самореализации. В 1886 г., после нескольких лет тяжелой болезни, Рамакришна оставил тело, объявив ученикам, что переходит в состояние окончательного слияния с Богом (махасамадхи). Последние месяцы, проведенные рядом с учителем, и его смерть настолько сильно повлияли на учеников, что каждый из них решил посвятить свою жизнь дальнейшему распространению идей Рамакришны. Подобно апостолам Христа, они разошлись по стране, неся весть о единстве всех религий. В 1893 г. его любимый ученик Свами Вивекананда приехал в США и выступил на заседании Парламента религий с речью о едином Боге и общности религий. Он совершил 3-х годичное турне по Американскому континенту, разнося идеи Рамакришны о едином Боге, общности всех религий, способности каждого человека к бесконечному развитию. Эти идеи произвели огромное впечатление на американцев. И тогда Вивекананде пришла мысль о распространении на Западе духовного наследия Индии. В 1897 г. он учреждает в Индии общественно-религиозную организацию «Миссия Рамакришны». Эта организация ведет свою деятельность в 2-х основных направлениях. Во-первых, осуществление просветительской и благотворительной деятельности по всей Индии. Во-вторых, распространение на Западе духовного наследия Индии. Сейчас в мире существует 125 центров, координируемых «Миссией», и более тысячи организаций и обществ Рамакришны и Вивекананды. «Миссия Рамакришны» имеет немногочисленный монашеский орден, считающийся сердцем этой общественно-религиозной организации. Орден следует идеалам монашеской жизни, данным Рамакришной и Вивеканандой: «Сочетайте идеал созерцания с идеалом служения», «Вы всегда должны быть готовы опуститься в глубины своего духа и тотчас вслед за этим возделывать поля, разъяснять сложности шастр (древнеиндийских трактатов по разным отраслям знания – прим. авт.) и тотчас идти на рынок продавать плоды вашей земли. Цель монастыря – создавать людей. Настоящий человек тот, кто силен, как мужчина, и в то же время обладает сердцем женщины…». Следуя наставлениям Рамакришны, орден не допускает человека к монастырской жизни, если его семья не согласна с этим. Считается, что бегущий от своих обязанностей в миру, слишком слаб, чтобы возлагать на себя еще более тяжелую ношу служения Богу. Сейчас орден насчитывает около 1500 монахов, но его влияние на общественную жизнь несравнимо с этой цифрой, поскольку орден поддерживают люди разных верований и национальностей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.55 (0.052 с.) |