История возникновения и распространения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и распространения



Ислам (араб. – смирение перед Богом, покорность Его Воле) – вторая по численности (после христианства) мировая религия. Приверженцы ислама называют себя мусульманами (от араб. «муслим» – покорный, предавшийся Богу).

Ислам возник в начале VII века в западной части Аравийского полуострова. Аравийский полуостров в этот период населяли разрозненные племена, занимающиеся скотоводством и земледелием, торговлей, в том числе, работорговлей. Одни племена враждовали дуг с другом, другие – заключали союзы для сплочения военных сил и успешной торговли. Существовал период (раз в год), когда во всех племенах устанавливалось временное перемирие, и все совершали паломничество в Мекку. В Мекке паломники направлялись к священному храму Ка’абе (араб. – дом), основанному по преданию Ибрахимом (библ. – Авраамом) и его сыном Исмаилом (библ. – Измаилом). В стену Ка’абы был вделан священный Черный камень, к которому надо было прикоснуться для обретения благодати.

Храм Ка’абы был языческим храмом. Внутри него и на его стенах располагалось множество богов и идолов, и каждое племя поклонялось своему идолу или Богу. Среди множества богов был и верховный бог – Аллах, но, в силу его абстрактности, он не был особо почитаем. Исключение составляли ханифы, которые отвергали многобожие, признавали единого и единственного бога – Аллаха и считали своим долгом покоряться его воле (ислам – покорность), ожидали грядущий суд, а в этой жизни особое место занимала ответственность за свои поступки и помыслы. Ханифы были аскетами.

Именно с ханифами и сошелся основатель ислама – Мухаммад. Мухаммад родился на окраине торгового города Мекки, недалеко от храма Ка’абы в 570 г. В детстве у него было видение ангела, которое очень напугало его. В возрасте около 40 лет, в 610 г., это видение повторилось. К нему явился ангел Джибраил (Гавриил в христианстве) и потребовал прочесть стих из книги, которую он держал перед Мухаммадом. Но Мухаммад был неграмотен и не мог выполнить требование ангела. Ангел настаивал на своей просьбе, но Мухаммад не мог ее удовлетворить. Тогда Джибраил сам прочел: «Читай! Во имя твоего Господа, сотворившего все, сотворившего человека из одной капли. Читай! Ибо Господь есть величайший, научивший человека тому, чего он не знал. Воистину, человек заблуждается, думая, что ему довольно самого себя, все должны вернутся к Господу». Эти слова запечалились в памяти и сердце Мухаммада.

Так родились первые строчки Корана (араб. – чтение, читаемый) – Священной Книги мусульман. Каждая строчка Корана рождалась как откровение, полученное Мухаммадом от бога Аллаха (от араб. «илах» – божество) через ангела Джибраила. Джибраил являлся Мухаммаду, по мнению мусульман, 24 000 раз, в то время как Адаму – 12 раз, Еноху – 4 раза, Ибрахиму (Аврааму) – 42 раза, Мусе (Моисею) – 400 раз, Исе (Иисусу) – 10 раз. Джибраил объявил Мухаммаду, что Аллах выбирает его в качестве своего посланника людям – пророка.

Труден и тернист путь пророка. Таким был и путь Мухаммада. Два года после первого откровения у него не было видений и встреч с Джибраилом. Это привело к сомнению Мухаммада в том, что он действительно встречался с ангелом Джибраилом – посланником Аллаха. Но через два года, во время которых Мухаммад непрерывно упражнялся в постах и молитвах (учился молиться сам и учил этому других), ангел вновь явился Мухаммаду. Он призвал Мухаммада от имени Бога (Аллаха) проповедовать слово Аллаха и веру только в Аллаха и беспрекословную покорность Богу, что послужило причиной названия этой религии – ислам (покорность).

Свою проповедническую деятельность Мухаммад начал в своем родном городе Мекке. Сначала на него не обращали особого внимания, более того, некоторые бедняки обращались в новую религию. Но когда его проповедь единобожия достигла такой остроты, что поносились и низвергались все языческие боги и идолы мекканцев, когда на головы язычников стали обрушиваться угрозы страшного суда, ада за идолопоклонство, от Мухаммада решили избавиться любым путем, вплоть до убийства. Спасло пророка покровительство клана, к которому он принадлежал (род хашим) и его главы, дяди Мухаммеда-Абу-Талиба. Однако через некоторое время конфронтация достигла такой остроты, что Мухаммад и его сторонники вынуждены были уйти из Мекки.

Мухаммад заключил договор с племенами, жившими в оазисе Ясриб, и переселился с верующими в ислам туда, образовав там умму (единый народ верующих). Переселение в Ясриб (Хиджра) было осуществлено в 622 г. От первого дня года этого переселения мусульмане ведут свое летоисчисление. Вскоре Ясриб стал называться Мединат ан-наби – город пророка или сокращенно Мадина (Медина).

Возглавив мусульманскую общину (умму), Мухаммад объявил себя единственным посредником между Аллахом и верующими. Слова «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад – посланник его» стали ключевым в исламе. В руках Мухаммада сосредоточилась не только религиозная, но и светская, а позже – и военная власть. Бог поведал своему пророку не только о том, как служить Богу, готовясь к загробной жизни, но и о том, как жить в этой, земной жизни. В Медине Мухаммадом была основана первая мечеть. Он передал людям от Аллаха правила молитвы, правила наследования и раздела добычи, правила внесения религиозного налога и милостыни. Было запрещено потребление вина и свинину, азартные игры, ростовщичество.

Через некоторое время Мухаммад объявил ислам единственным истинным единобожием, возрождением исконной и чистой веры Ибрахима (Авраама) – «друга Аллаха», общего предка арабов и евреев. Главным святилищем ислама был объявлен храм Ка’аба в Мекке, якобы построенный Ибрахимом по воле Аллаха, как земной вариант небесного святилища. Поэтому Ка’абу необходимо очистить от языческой скверны.

С этой целью Мухаммад, сосредоточивший к тому времени в своих руках религиозную, светскую и военную власть, развернул активную борьбу с мекканцами и дружескими с ними племенами, мешая их караванной торговле, порабощая племена и обращая их в ислам. К 629 г., когда Мухаммад совершил первое после своего ухода из Мекки в 622 г. паломничество к Ка’абе, он был признан не только пророком Аллаха, но и непобедимым и могущественнейшим на всем Аравийском полуострове. Поэтому, когда в 630 г., он объявил джихад (священную войну) мекканцам, они не вступили в нее, а сдали Мекку без всякого сопротивления и обратились в ислам. Все боги и идолы, «населявшие» Ка’абу были уничтожены, паломничество к ней было запрещено для не мусульман. Но вскоре, в 632 г., Мухаммад умер.

После его смерти умму возглавили халифы – наместники посланника Бога – Мухаммада. Первые четыре халифа были ближайшими соратниками Мухаммада: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. При них были завоеваны и обращены в ислам Египет, Северная Африка, Сирия, Ирак, Иран. Образовалось огромное государство – Арабский Халифат, которое простиралось от Китая до юга Франции.

Многочисленные народы, обладатели своеобразных древних культур, первоначально просто подчинялись завоевателям, но затем, в большинстве своем, приняли ислам. На покоренных арабами землях возникла новая цивилизация – мусульманская. В рождении этой цивилизации участвовал Мухаммад – сын Абдалаха, курайшит из крошечного города Мекки, понявший на сороковом году жизни, что он пророк и посланник Бога.

На современном этапе ислам исповедуют 935 миллионов человек. Мусульмане живут более чем в 120 странах мира. В 35 странах мусульмане составляют 95–99% населения, среди которых Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, ОАЕ, Саудовская Аравия, Турция, Северная Африка. В 28 странах ислам является государственной религией (Иран, Пакистан, Мавритания и др.).

Вероучение и культ

Основы мусульманского вероучения и обрядности изложены в Коране, Сунне, а также Шариате.

Коран (араб. – чтение) – Священное Писание мусульман. Коран состоит из прямой речи Аллаха, обращенной через Мухаммада к людям. Сам Мухаммад эти обращения не записывал, так как был неграмотным. Они были запечатлены в его сердце. Записывали их его сподвижники, но собраны все эти записи и отобраны (по подлинности) лишь после смерти Мухаммада, при халифе Османе (644–656 гг.). Также было записано то, что помнили наизусть его сподвижники. Собранный текст тщательно отредактировали и признали каноническим. Он состоит из 114 глав (сур).

Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом (Измаилом), Мусой (Моисеем), Исой (Иисусом Христом). Наличие параллелей между Кораном и Библией обусловлено общими корнями ислама и христианства. Ислам, как и христианство и иудаизм, относится к авраамическим религиям, у истоков которых стоял патриарх Авраам. Поэтому мусульмане почитают ветхозаветных пророков, а также Христа.

Сунна (араб. – обыкновение) – Священное Предание мусульман. Она состоит из рассказов (хадисов), излагающих действия и высказывания Мухаммада.

Шариат (шариа (араб.) – ясный путь) – созданный на основе Корана и Сунны свод норм феодально-мусульманского права. Шариат предписывает повиновение властям, бесправие женщин, нетерпимость по отношению к иноверцам – «неверным».

Ислам основывается на пяти рукнах (столпах), знание и исполнение которых обязательно для каждого мусульманина.

1. Исповедание веры (араб. – шахада), которое выражается фразой: «Нет божества, кроме Бога Единого, и Мухаммад – Его посланник» («Ля илляха илля-ла ва Мухаммад расулу-ла»). Нарушение этой заповеди ведет к божественной каре. Шахада содержит два важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада.

Главный догмат ислама – признание Аллаха единственным Богом, создавшим небо, землю и человека. Аллах един и безличен, вечен и вездесущ, невидим и непознаваем. Один из главных догматов ислама – кадар (араб. – могущество, предопределение, судьба) – предопределение Аллахом всех событий в мире и всех человеческих поступков.

С верой в Аллаха связаны вера в бессмертие души, судный день, загробную жизнь – ад и рай.

2. Ежедневная пятикратная молитва (салат – араб., намаз – перс.) с обращением лица в сторону Мекки (кибла). Перед каждой молитвой мусульманин должен совершить ритуальное омовение. Пятница считается днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.

3. Соблюдение поста (саум – араб., ураза – тюрк., рузе – перс.). В течение девятого месяца по лунному календарю – рамадана мусульмане с рассвета до наступления темноты не имеют права ни пить, ни есть. В конце месяца рамадан, и соответственно месячного поста, отмечается праздник разговения ‘ Ид ал-фитр (араб.), Ураза-Байрам (тюрк.). Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина: запрещение пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством (риба).

4. Паломничество (хадж – араб.) в Мекку к святому храму Ка’абе, главной святыни ислама и семикратный обход (тауф) вокруг него. Хадж завершается праздником ‘ Ид ал-адха (араб.), Курбан-Байрам (тюрк.), во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху (жертвоприношение Авраама), режут жертвенных животных.

5. Обязательный налог (закат – араб.), который идет на нужды общины и разделяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому верующему предписывается садака (араб.) – добровольное пожертвование и милостыня.

Реально эти требования иногда более обретают характер благих намерений; закат становится государственным налогом, садака идет на нужды религиозного культа.

Иногда к «столпам» ислама причисляют джихад (араб. – борьба за веру) – полную отдачу мусульманином своих сил, возможностей и времени и, если надо, жизни для торжества своей религии. Различают несколько видов джихада, это:

- джихад сердца – борьба с собственным несовершенством;

- джихад языка – одобрение богоугодного и порицание того, что осуждает Коран;

- джихад руки – наказание за преступление перед верой;

- джихад меча – борьба с неверными.

Важным обрядом является обрезание (суннет) мальчиков в возрасте 7–10 лет.

В шариате сформулировано около 600 правил совершения омовения и молитвы. Регламентирована вся жизнь от пробуждения до отхода ко сну. Почти все события жизни считаются религиозно значимыми: от рождения до смерти.

Основные культовые действия совершаются в мечети (от араб. «масджид» – место поклонения). Стена мечети, находящаяся напротив входа, ориентирована в сторону Мекки. Именно к ней обращены лица молящихся мусульман. Женщины в мечети отделены от мужчин, которым предоставлена центральная часть храма.

Обычно, при мечети есть минарет (от араб. «минара» – светиться) – башня, с которой верующих призывают к намазу. Служителем культа в исламе – муллой (от араб. «маула» – владыка, господин) может быть только мужчина.

Праздники. В отличие от христианства, отмечающего в течение года более 200 праздников, в исламе праздников немного. Основные мусульманские праздники следующие: ‘ Ид ал-адха – праздник жертвоприношения и ‘ Ид ал-фитр – праздник разговения, составляющие неотделимую часть обрядов хаджжа и саума; Мавлюд – день рождения Мухаммеда (стали отмечать через 300 лет после возникновения ислама) и Мирадж – вознесение Мухаммада на небо. Новый год – Хиджра (араб. – переселение) по мусульманскому календарю наступает 1 числа месяца мухаррам. Месяц мухаррам почитается священным. В эти дни принято щедро раздавать милостыню (садака), устраивать благотворительные обеды. На 10-й день мухаррама отмечается Ашура – день Сотворения мира, Адама и Страшного Суда, предсказанного в Священном Писании. Для мусульман-шиитов Ашура – день покаяния.

Мусульманский календарь. Летоисчисление в исламе ведется по лунному календарю (12 месяцев по 29 и 30 дней) и начинается с переселения (хиджры) Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. Таким образом, 2005–2006 гг. соответствует по мусульманскому календарю 1426 году по Хиджре.

Направления ислама

Со временем ислам разделился на ряд направлений, крупнейшими из которых стали шииты и сунниты. Причина раскола ислама на эти два направления заключалась в разных взглядах на передачу верховной власти в умме и на Священные Книги ислама.

Шииты признают лишь Коран и Хабар (изречения имама Али) и считают, что главою (имамом) мусульманской общины должен быть только кровный родственник Мухаммада.

Сунниты признают Коран и Сунну и считают, что духовная и светская власть должны принадлежать общине (умме), а внутри нее тому, кого изберет община.

Суфизм. Особняком в исламе стоят ордена суфиев. Суфий – это не столько принадлежность к направлению, сколько состояние души, стремящейся к единению с Богом.

Существует несколько точек зрения о происхождении слова «суфий». Господствующим среди исламоведов является трактование этого слова как «шерсть» (от араб. «суф» – шерсть), так как власяница, грубое шерстяное одеяние было обычным атрибутом аскета-отшельника, которыми были первые суфии. Наряду с этим взглядом слово «суфий» рассматривают как «чистота», «святость» (от араб. – «сафва»), «мудрость» (от греч. – «софия»), «абсолютная бесконечность» (от еврейск. каббалистического выражения – «эйн соф»).

Согласно учению суфизма, существуют четыре ступени приближения к Богу.

Первая, подготовительная – это шариат, то есть требование безусловного следования установления веры во всех житейских обстоятельствах.

Вторая ступень начинается с тариката (араб. – тропа, путь к истине) – вступления на путь суфиев. Выбрав из числа глав тариката духовного наставника, суфий становится его послушником и ведет себя согласно заповеди: «Мурид (начинающий суфий) должен быть в руках своего наставника, как труп в руках обмывателя мертвых».

Пройдя суровый путь послушания, суфий может перейти на следующею ступень – марифат (мудрость), становясь арифом (познающим). Презрев все мирское, посредствам отшельничества, самоизнурения, специальных упражнений по концентрации воли – суфийской психотехники (постоянное произнесение имени Бога, созерцание, молитва, дыхательные упражнения, особые позы для созерцания, экстатические танцы и т.п.) – он может обрести возможность экстатического восхождения к Богу. На этой ступени духовного развития в сознании суфия уже нет разделения на добро и зло, истину и ложь, веру и неверие.

Достижение высшей стадии – хакикат (истина) – выражается в угасании всех интересов, кроме жажды Божественного, в окончательном освобождении от рабства плоти, в самоотречении и потере своего «Я», которое исчезает в Боге, растворяется в Нем.

Важным элементом жизни общины суфиев были хадараты – периодические собрания, сопровождаемое зикрами (зикр – поминание) – мистическими радениями. Цель зикра – погружение в созерцание Аллаха в состоянии транса. Достигнуть состояния транса помогали различные телодвижения и музыкальное сопровождение, наркотические и тонизирующие напитки (чай, кофе и др.). Со временем зикры различных тарикатов стали отличаться как поведением участников, так и принятыми формами поминания Бога. Так, дервиши (перс. – нищий, бедняк) достигали транса с помощью танца, поэтому их именовали «воющими», «крутящимися», «прыгающими», «пляшущими».

Суфийский мистицизм отличает также четыре формы познания, символами которых являются четыре жидкости.

Первая форма – восприятие явлений окружающего мира с помощью пяти органов чувств и разума – доступна практически каждому человеку без особой подготовки. Именно эта форма породила науку. Символом такого восприятия является прозрачная вода. Она легко усваивается, но мало что дает человеку, хотя без нее жизнь абсолютно невозможна

Вторая форма – интуитивное познание. Главную роль здесь играет воображение человека, умение ловить отголоски иных миров в сознании и облекать их в слова, образы, звуки, цвет. Из той формы познания вырастают искусство, литература и вообще мышление. Символом интуитивного познания служит молоко – жидкость более питательная, чем вода.

Третьей формой познания считается изучение опыта пророков и мистиков, выраженного в созданных ими учениях и существенно отличающегося от опыта эмпирического, непосредственного восприятия мира. Пророк имеет дело с реальностью, не оказывающей воздействия на органы чувств, не имеющих ни вкуса, ни вида, ни запаха, но дающей необыкновенно яркие ощущения. На этой почве развилась мистическая философия ислама. Символом этой формы познания суфии считали мед – жидкость не только весьма питательную, но и приятную на вкус.

И, наконец, четвертая форма – это прямое переживание высшей реальности, недоступной ни для органов чувств, ни для интуиции. Познавать мир таким образом может лишь особо подготовленный человек, развивший у себя способность духовного восприятия. Тогда познание из последовательного, логического акта становится откровением, божественным озарением.

Практически все религии обладают своими, выработанными веками психотехниками, приводящими к откровению. Для индуизма и буддизма – это медитация, для христианства – это молитвенное сосредоточение, для суфийских дервишей – зикр, декламация стихов Корана и танец. Суть этих приемов одна: небывалый подъем духа человека, выход на принципиально новый уровень познания человека, обретение Истины. Символом четвертой формы познания суфии считают вино, разрушающее границы человеческого «Я».

Весь цивилизованный мир знает прекрасные четверостишия (рубаи) Омара Хайяма (ок. 1048–после 1122), который воспевает вино. Но вино в поэзии Хайяма – это символ четвертой формы познания суфиев – вино божественной мудрости.

«День каждый услаждай вином – нет, каждый час:

Ведь может лишь оно мудрее сделать нас.

Когда бы некогда Иблис[29] вина напился,

Перед Адамом он склонился б двести раз»[30].

Мотивы любовной и застольной поэзии, носящие явный отпечаток состояния экстаза, звучат в поэзии школы «опьяненных суфиев». Шатхийат – экстатические высказывания представителей этой школы – вызывали резкие нападки защитников правоверия. Однако высказывания суфиев, внешне иногда звучащие кощунственно, типа высказывания зачинателя школы «опьяненных суфиев» Абу Йазида ал-Бистами (ум. ок. 875 г.): «Слава мне! Сколь велик мой сан!» или знаменитого суфийского наставника и мученика Хусайна ибн Мансура ал-Халладжа (ок. 858–922): «Я есть Истина!», по сути, не противоречат основам веры. Погруженный в созерцание Аллаха, суфий забывает о своем существовании и возглас «Слава мне!» следует относить не к мистику, а к Аллаху, говорившему его устами. В момент еденения с Божественным Духом, в состоянии экстаза ал-Халладж и произнес: «Я есть Истина!»

Ведущей идеей суфизма является любовь к Богу, которая (как в случае с ал-Бистами) может принимать характер исступления, «опьянения» Богом (метафоры вина и опьянения постоянно встречаются в суфийских текстах). Суфий – влюбленный, он весь во власти своей «Возлюбленной». Но эта влюбленность, любовная одержимость Богом ведет к познанию, гнозису, который и остается целью суфия, называющегося «познавшим». Таким образом, суфизм предполагает гнозис через эрос, познание Бога через любовь к Нему, причем богопознание реализуется через единение или слияние с Богом, уничтожение в Боге, достигаемое в любви. Причем, Бог в суфизме есть Истина, надличностная Сущность, отсюда любовь к Богу – любовь к Истине и наоборот.

Интересно, что хотя ислам является весьма «мужской» религией, но в суфизме Бог – Возлюбленная, Женственность. Бог есть Дух, а Дух по-арабски (рух) – слово женского рода.

Суфий, достигший состояния мистического экстаза, уже не разделяет мир на верных и неверных, на добро и зло. Он постигает самую основу мира и эта основа – Бог.

Хусайн ибн Мансур ал-Халладж высказывал убеждение во внутреннем единстве всех религий: «Я думал о различных верах, страстно желая понять их, и счел, что они подобны многим ветвям от одного ствола. Не принуждай же человека предпочесть одну веру другой, ибо это отвлечет его от ствола. Ведь сам ствол ищет человека и демонстрирует ему свое величие и все свои сокровенные значения, чтобы он их постиг»[31].

Дух веротерпимости, соединенный с поиском вина восторга от познания Истины, – подлинный дух суфизма. «Прежде, чем в этом мире появился сад, виноградная лоза и виноград, наши души уже были пьяны от вина бессмертия», – говорил Джалал ад-дин Руми.[32]

Таким образом, ислам принципиально отличается от других мировых религий – буддизма и христианства. Прежде всего – это, как неоднократно отмечалось, религия покорности, абсолютной покорности верующего воле Аллаха. Далее. Церковь в исламе не отделена от государства, религиозные деятели могут совмещать функции политика, бизнесмена и проповедника. Начало этому было положено самим основателем этой религии – Мухаммадом, совмещавшем в одном лице религиозного пророка, торговца, политика и военноначальника.

 

ВЫВОДЫ

Все три мировые религии – дети Востока. Буддизм возник в Индии, христианство и ислам зародились на Аравийском полуострове. А Иерусалим стал столицей трех религий: иудаизма, христианства и ислама (хотя священный город ислама – Мекка, но с Иерусалимом существует также связь).

Две из трех религий являются «религиями свободы» – буддизм и христианство, но буддизм – это «свобода от» (мира), а христианство – «свобода для» (мира).

 И в буддизме, и в христианстве существует разделение и отделение религии от государства. В противоположность им, в исламе государство и религия объединены, а свобода рассматривается как богоотступничество, ибо главное в исламе – покорность Аллаху.

Ортодоксальные христианство и ислам строятся на вере в Бога и причастность к религии не предполагает трансформации сознания, личной «встречи» с Богом, более того такая «встреча» считается невозможной. В мистических же направлениях христианства (исихазм) и ислама (суфизм) акцент делается именно на достижении встречи, слиянии с Богом посредствам специфических психотехник. Что же касается буддизма, то само название религии предполагает просветление, пробуждение личности (будда в пер. с санскр. – «просветленный»), что невозможно без психотехники и трансформации психики и сознания, ведущих к «встрече» с духовным миром и его Сущностями.

Если буддизм, ислам и традиционное христианство – дети Востока, то модернизированное христианство в лице протестантских сект – дети Запада, причем современного Запада с его прагматизмом и утилитаризмом. Характерно, что большинство протестантских сект появляются или обретают свою вторую родину в ХIX столетии в США и постепенно «поглощают» весь мир.

Происходит своеобразная американская духовная экспансия, что особенно выражено на примере такой конфессии, как свидетели Иеговы, которая на сегодняшний день обрела статус международной религиозной организации. Наверно, нет такого дома, где бы свидетели Иеговы и их журнал «Сторожевая башня» не были известны. Культивируя священный страх, они формируют определенное мировосприятие верующих, программируя и кодируя их определенным образом. Цель их деятельности – мировое господство, так называемое царство иеговистов – новое мировое государство.

Добрые и безобидные на первый взгляд, иеговисты, как, впрочем, и все сектанты, будучи очень жестко запрограммированы в определенном направлении, становятся жесткими и непримиримыми к любому проявлению свободомыслия, отходам от их варианта христианско-библейского вероучения. В иноверцах они видят либо «материал» для спасения, либо, если этот «материал» не обращается в их веру, несчастных или врагов, которые не будут спасены в день Страшного Суда. Но им ли судить: кто будет спасен? Не берут ли они на себя миссию Бога?

Не зачеркивают ли протестанты самый главный тезис протестантизма: свободную и индивидуальную встречу и диалог самого верующего с Богом? Именно на этом настаивал и боролся за это основатель протестантизма Мартин Лютер. Но история протестантизма, как и история христианства, повторяются: учителя превращают в идола, а учение его деформируют и свободу духа, любовь, совесть превращают в рабство духа, страх и закон.

Так продолжает распространяться стадность и религиозный фанатизм, убивая в человеке личностное начало. Ведь личностью управлять почти невозможно, а стадо само ищет и жаждет своего пастуха, пастыря, будь то на ниве религии, политики или личной жизни.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Буддизм

1. Атхарваведа. – М., 1989.

2. Бхагван Шри Раджниш (ОШО). Алмазная сутра. – К., 1993.

3. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины. – М., Харьков, 2000.

4. Пол Репс. Плоть и кости Дзэн. – Харьков, 1991.

5. Рерих Н.К. Шамбала. – М., 1994.

6. Ригведа. – М., 1972.

7. Розенберг О.О. Труды по буддизму. – М., 1991.

8. Типитака // Антология мировой философии: В 4-х т. – Т.1. – Ч.1. – М., 1969.

9. Топоров В.Н. Комментарии к «Дхаммападе». – М., 1960.

10.Сто великих людей мира. Зороастр. Будда. Конфуций. Магомет. – К., 1991.

11. Торчинов Е.А. Религии мира. – СПб., 1998.

12. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. – СПб., 2000.

13.Улиг Р.Будда: его жизнь, учение и община. – Ростов-на-Дону, 1998.

14. Фромм Е. Психоаналіз і дзен-буддизм // Філософська і соціологічна

 думка. – 1992. – №1, 2.

15.Эррикер К. Буддизм. – М., 2001.

Христианство

1. Апокрифы древних христиан. – СПб., 1989.

2. Библия. Новый Завет.

3. Брайчевський М.Ю. Утверждення християнства на Русі. – К., 1989.

4. Гече Г. Библейские истории. – М., 1990.

5. Історія релігії в Україні / За ред. А.М.Колодного, К.Л.Яроцького. – К., 1999.

6. Історія церкви та релігійної думки в Україні. – У 3-х кн. – К., 1994.

7. Исаев С.А. Теология смерти. – М., 1991.

8. Крянев Ю.В. Христианский экуменизм. – М., 1980.

9. Ланглуа Ш. Инквизиция. – М., 2001.

10. Лобовик Б. Вірування давніх українців та їхніх пращурів. – К., 1996.

11. Мень А. Сын человеческий. – М., 1992.

12. Мень А. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. – М., 1991.

13. Мережковский Д. Иисус неизвестный // Октябрь. – 1992. – №1, 2; 1993. – №1–6.

14. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 2001.

15. Огієнко І.І. Українська церква. – К., 1993.

16. Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991.

17. Ренан Э. Святой Павел. Антихрист. – М., 1992.

18. Ромозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодернизма» // Вопросы философии. – 1991. – №5.

19. Релігійна ситуація в Україні. – К., 1999.

20. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1989.

21. Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. – М., 1990.

Ислам

1. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. – М., 1988.

2. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1988.

3. Коран. – М., 1990.

4. Массе А. Ислам. – М., 1982.

5. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М., 1990.

6. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

8. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. – СПб., 1902.

9. Сто великих людей мира. Зороастр. Будда. Конфуций. Магомет. – К., 1991.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.097 с.)