Доля различных стран в капиталовложениях в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доля различных стран в капиталовложениях в России



Документ № 1.

Из воспоминаний С.Ю. Витте о реформе железнодорожных тарифов:

В то время частные железнодорожные общества, — а тогда вся сеть русских железных дорог принадлежала частным железнодорожным обществам, — между собою конкурировали в привлечена к себе грузов. Эти частные общества были совершенно свободны в установлении тех или других тарифов и были стеснены только тем, что в уставах указывались высшие тарифные нормы, выше которых общества не могут взимать провозной платы, а ниже этих норм каждая железная дорога имела право взимать такие тарифы, какие она признает для себя выгодными. Кроме того, еще не было определенных правил, обязующих железные дороги опубликовывать тарифы таким образом, чтобы публикации были всем известны. Поэтому действовали не только опубликованные тарифы, но и такие, которые не были опубликованы.

Затем были, так называемые, рефакционные тарифы, т. е. с определенными отправителями входили в такого рода соглашение: если отправитель перевезет определенное, более или менее значительное, количество грузов, то для такого отправителя тариф понижался. Поэтому в тарифах быль полный хаос и не только отправители не знали, сколько стоит перевозка того или другого груза от одного места до другого — это недостаток, хотя и большой, но все, таки сравнительно второстепенный, — но кроме того и железные дороги, конкурируя между собою, страшно понижали тарифы, а так как сами железные дороги были гарантированы казною, т. е. облигации и значительная, по крайней мере, часть акций были гарантированы казною, то все железные дороги давали дефициты более или менее значительные. Эти дефициты покрывала казна, так как она гарантировала капиталы жел. дор. <…> И вот, когда Вышнеградский обратился ко мне с вопросом о том: что надо сделать, чтобы этот дефицит уничтожить?

— Я посоветовал ему, прежде всего, обратить внимание на тарифы, составить тарифный закон, который бы обуздал железнодорожные общества в тарифном деле; предоставить обществам известную инициативу в тарифах, но самый контроль над тарифами возложить на правительство, с тем, чтобы никакой тариф не мог иметь силы без того, чтобы не был опубликован в определенном, правительством установленном порядке, причем каждый тариф должен в известной степени получить санкцию правительства. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.)

Задания к документу:

1. Сформулируйте вопросы к приведенному отрывку из воспоминаний С.Ю. Витте.

2. Определите проблемы железнодорожной отрасли в России конца 19 века.

3. Выявите позицию государства в решении этих проблем.

4. Используя дополнительные материалы (учебник, исследовательскую литературу) охарактеризуйте состояние железнодорожной отрасли в России на рубеже 19-20 вв. и темпы железнодорожного строительства.

5. Раскройте значение развития железнодорожной сети для российской экономики рубежа 19-20 вв.


Документ №2

Из воспоминаний С.Ю. Витте о денежной реформе:

 Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшейся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия. Если бы не было сделано этой реформы с самого начала войны, последовал бы общий финансовый и экономический крах и все те успехи в экономическом отношении, которые достигнуты в последние десятки лет, пошли бы насмарку <…> Я был того убеждения, которое и оправдалось, что цена на серебро будет все более и более падать и что может наступить время, когда серебро совсем потеряет титул благородного материала. Его величество <…> собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе, под своим представительством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, т.е. решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте, которое во всех отношениях укрепило Россию. <…> Я основал реформу на девальвации, т.е. на том основании, что цена рубля против его номинальной цены была понижена, до того чтобы не производить общей пертурбации в России. Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего собственно и не изменилось. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.360-362.)

 

Вопросы к документу:

1. Определите содержание проведенной денежной реформы на основании анализа документа.

2. Определите факторы, обусловившие проведение денежной реформы.

3. Раскройте точку зрения С.Ю. Витте на значение и результаты проведения денежной реформы.


Документ № 3.

Из воспоминаний С.Ю. Витте о введении винной монополии:

Как только я вступил в управление министерством финансов, Государь как-то раз в разговоре сказал мне, что кроме Сибирской ж. д., которую он мне, так сказать, поручил исполнить и относительно которой я ему дал обещание, что приложу все усилия, чтобы осуществить его мысль о соединении России с Владивостоком, он желал бы поручить мне еще исполнение одного дела, находящегося, как он выразился, у него на сердце, а именно питейного дела. Император Александр III говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается, и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства.

Как известно, еще в конце царствования Императора Александра II вопрос этот возбуждался; но принимались все меры паллиативные, так как в то время признавали существовавшую акцизную систему питей такой системой, которая не может подлежать никакому изменению, так как считали, что эта система наилучшая система из всех систем, существовавших раньше по этому предмету. А как известно, раньше существовала только система откупная, так что европейская практика знала в широких размерах только две системы: откупную и акцизную <…>

Основная мысль питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино, иначе как государство, и производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких сие вино покупает государство, а следовательно и удовлетворять тем условиям, какие государство ставит, как покупщик. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.)

 

Вопросы к документу:

1. Установите причины введения винной монополии в России в конце 19 века.

2. Определите сущность винной монополии.

3. Приведите собственные аргументы «за» и «против» введения винной монополии, основываясь не только на тексте источника, но и знаниях по истории России.

4. Используйте данные документа № 9 для характеристики результатов введения винной монополии.


Документ № 4.

Документ №5

Документ №6

Государственный долг мировых держав на 1907 г. (млн.руб)

Страна Сумма долга Платежи по займам Расходная часть бюджета % платежей к бюджету
Франция 11310 359 1358 26,4
Россия 8894 390 2028 19,2
Великобритания 7154 255 1356 18,8
Германия 5035 189 2283 8,3
США 1734 47 1355 3,5

(Россия в начале ХХ века / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002. С.188)

Вопросы к документу:

1. О каких тенденциях в экономическом развитии начала 20 в. свидетельствуют приведенные данные?

2. Сравните финансовое состояние России с другими странами на основании данных. Сделайте вывод.

3. Сравните приведенные данные с текстом документа № 7. Сделайте вывод.

Документ № 7.

Документ № 8.

Документ №9

Документ №10

Структура расходной части государственного бюджета в России за 1900 и 1913 гг. (млн.руб)

Статьи расходов

1900

1913

сумма % к итогу сумма % к итогу

Непроизводительные расходы

Военные расходы 483 25,6 965 28,5
Расходы по госдолгу 317 16,7 424 12,5
В том числе платежи за границу 130 6,7 183 5,4
Расходы на госаппарат 151 7,9 295 8,7
Затраты по сбору налогов 187 9,8 297 8,8
Прочие расходы 30 1,6 23 0,6
Всего 1168 61,8 2004 59,1

Производительнее расходы

 

Вложения в государственные и имущественные предприятия 572 30,2 1108 32,7
Бюджетные вложения в частный сектор 104 5,6 98 2,9
Расходы на просвещение 34 1,8 143 4,3
Прочие расходы 11 0,5 30 0,9
Всего 721 38,2 1379 40,9
Итого 1889 100,0 3383 100,0

 

(Россия в начале ХХ века / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002. С.186)

Вопросы к документу:

1. Определите основные расходные статьи государственного бюджета в начале 20 в.

2. Изменилось ли соотношение между статьями расходов бюджета к 1913 году? Почему?

3. Назовите факторы, повлиявшие на именно такую структуру расходной части бюджета.

4. Проанализируйте статьи расходов и их динамику. Сделайте вывод.

Документ № 11.

Документ №12

Отраслевая структура промышленного производства в России (стоимость продукции млн. руб. и в % к итогу за год)

Год Текстильная Пищевая Обработка животных продуктов Горнозаводская Металлообрабатывающая Химическая Строительных материалов Деревообрабатывающая Всего (прирост в % к 1887гю)

1887

453,8 451,0 64,0 185,8 114,4 54,8 29,0 48,1 1400,9
32,4 32,2 4,6 13,2 8,2 3,9 2,1 3,4 100%

1900

805,2 767,4 118,8 671,6 357,8 131,2 80,7 153,3 3086,0
26,1 24,9 3,8 21,8 11,6 4,2 2,6 5,0 220%

1913

1854,9 1443,7 240,4 1182,4 769,0 478,6 187,7 315,4 6472,1
28,6 22,3 3,7 18,3 11,9 7,4 2,9 4,9 462,0%

(Россия в начале ХХ века / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002. С.170)

Вопросы к документу:

1. Охарактеризуйте отраслевую структуру промышленного производства в России в конце 19-начале 20 вв. Как изменилась отраслевая структура промышленности с 1887 по 1913 гг.?

2. Определите динамику развития отдельных отраслей российской промышленности за указанный период.

3. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, назовите факторы, определившие данную структуру и динамику промышленного производства.


Документ №13.

Доля России, США, Великобритании, Германии и Франции в мировом промышленном производстве (в %)

Страна 1881-1885 1896-1900 1913
Россия 3,4 5,0 5,3
США 28,6 30,1 35,8
Великобритания 26,6 19,5 14,0
Германия 13,9 16,6 15,7
Франция 8,6 7,1 6,4

(Россия в начале ХХ века / Под ред. А.Н. Яковлева. М., 2002. С.172)

Вопросы к документу:

1. Сделайте вывод о месте России в мировом промышленном производстве.

2. Сравните долю России в мировом промышленном производстве с долями других стран и сделайте вывод о характере промышленного развития России.


Документ № 14.

Документ № 1.

Из воспоминаний С.Ю. Витте о реформе железнодорожных тарифов:

В то время частные железнодорожные общества, — а тогда вся сеть русских железных дорог принадлежала частным железнодорожным обществам, — между собою конкурировали в привлечена к себе грузов. Эти частные общества были совершенно свободны в установлении тех или других тарифов и были стеснены только тем, что в уставах указывались высшие тарифные нормы, выше которых общества не могут взимать провозной платы, а ниже этих норм каждая железная дорога имела право взимать такие тарифы, какие она признает для себя выгодными. Кроме того, еще не было определенных правил, обязующих железные дороги опубликовывать тарифы таким образом, чтобы публикации были всем известны. Поэтому действовали не только опубликованные тарифы, но и такие, которые не были опубликованы.

Затем были, так называемые, рефакционные тарифы, т. е. с определенными отправителями входили в такого рода соглашение: если отправитель перевезет определенное, более или менее значительное, количество грузов, то для такого отправителя тариф понижался. Поэтому в тарифах быль полный хаос и не только отправители не знали, сколько стоит перевозка того или другого груза от одного места до другого — это недостаток, хотя и большой, но все, таки сравнительно второстепенный, — но кроме того и железные дороги, конкурируя между собою, страшно понижали тарифы, а так как сами железные дороги были гарантированы казною, т. е. облигации и значительная, по крайней мере, часть акций были гарантированы казною, то все железные дороги давали дефициты более или менее значительные. Эти дефициты покрывала казна, так как она гарантировала капиталы жел. дор. <…> И вот, когда Вышнеградский обратился ко мне с вопросом о том: что надо сделать, чтобы этот дефицит уничтожить?

— Я посоветовал ему, прежде всего, обратить внимание на тарифы, составить тарифный закон, который бы обуздал железнодорожные общества в тарифном деле; предоставить обществам известную инициативу в тарифах, но самый контроль над тарифами возложить на правительство, с тем, чтобы никакой тариф не мог иметь силы без того, чтобы не был опубликован в определенном, правительством установленном порядке, причем каждый тариф должен в известной степени получить санкцию правительства. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.)

Задания к документу:

1. Сформулируйте вопросы к приведенному отрывку из воспоминаний С.Ю. Витте.

2. Определите проблемы железнодорожной отрасли в России конца 19 века.

3. Выявите позицию государства в решении этих проблем.

4. Используя дополнительные материалы (учебник, исследовательскую литературу) охарактеризуйте состояние железнодорожной отрасли в России на рубеже 19-20 вв. и темпы железнодорожного строительства.

5. Раскройте значение развития железнодорожной сети для российской экономики рубежа 19-20 вв.


Документ №2

Из воспоминаний С.Ю. Витте о денежной реформе:

 Одной из крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами. Благодаря этой реформе мы выдержали несчастную японскую войну, смуты, разыгравшейся после войны, и все то тревожное положение, в каком доныне находится Россия. Если бы не было сделано этой реформы с самого начала войны, последовал бы общий финансовый и экономический крах и все те успехи в экономическом отношении, которые достигнуты в последние десятки лет, пошли бы насмарку <…> Я был того убеждения, которое и оправдалось, что цена на серебро будет все более и более падать и что может наступить время, когда серебро совсем потеряет титул благородного материала. Его величество <…> собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе, под своим представительством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, т.е. решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте, которое во всех отношениях укрепило Россию. <…> Я основал реформу на девальвации, т.е. на том основании, что цена рубля против его номинальной цены была понижена, до того чтобы не производить общей пертурбации в России. Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего собственно и не изменилось. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.360-362.)

 

Вопросы к документу:

1. Определите содержание проведенной денежной реформы на основании анализа документа.

2. Определите факторы, обусловившие проведение денежной реформы.

3. Раскройте точку зрения С.Ю. Витте на значение и результаты проведения денежной реформы.


Документ № 3.

Из воспоминаний С.Ю. Витте о введении винной монополии:

Как только я вступил в управление министерством финансов, Государь как-то раз в разговоре сказал мне, что кроме Сибирской ж. д., которую он мне, так сказать, поручил исполнить и относительно которой я ему дал обещание, что приложу все усилия, чтобы осуществить его мысль о соединении России с Владивостоком, он желал бы поручить мне еще исполнение одного дела, находящегося, как он выразился, у него на сердце, а именно питейного дела. Император Александр III говорил, что его крайне мучает и смущает то, что русский народ так пропивается, и что необходимо принять какие-нибудь решительные меры против этого пьянства.

Как известно, еще в конце царствования Императора Александра II вопрос этот возбуждался; но принимались все меры паллиативные, так как в то время признавали существовавшую акцизную систему питей такой системой, которая не может подлежать никакому изменению, так как считали, что эта система наилучшая система из всех систем, существовавших раньше по этому предмету. А как известно, раньше существовала только система откупная, так что европейская практика знала в широких размерах только две системы: откупную и акцизную <…>

Основная мысль питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино, иначе как государство, и производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких сие вино покупает государство, а следовательно и удовлетворять тем условиям, какие государство ставит, как покупщик. (Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849-1911 гг. М., 1991. С.)

 

Вопросы к документу:

1. Установите причины введения винной монополии в России в конце 19 века.

2. Определите сущность винной монополии.

3. Приведите собственные аргументы «за» и «против» введения винной монополии, основываясь не только на тексте источника, но и знаниях по истории России.

4. Используйте данные документа № 9 для характеристики результатов введения винной монополии.


Документ № 4.

Доля различных стран в капиталовложениях в России

Годы   Франция Англия Германия Бельгия Другие страны Итого
1900 млн. руб. 226,1 136,8 219,3 296,5 32,3 911,0
  % 24,8 15,0 21,1 32,5 3,6 100,0
1915 млн. руб. 687,9 535,4 436,1 318,7 227,7 2205,9
  % 31,3 24,8 19,8 14,5 10,3 100,0

(Ушаков А.В. Практикум по истории СССР периода империализма. Вып.1 Россия накануне и во время первой буржуазно-демократической революции. М., 1985. С. 16.)

Вопросы к документу:

1. Установите динамику привлечения иностранного капитала в экономику России начала 20 в. О каких явлениях в российской экономике свидетельствуют приведенные данные?

2. Определите причины именно такого соотношения капиталов разных стран в российской экономике, используя дополнительную литературу и учебник.

3. Приведите аргументы «за» и «против» привлечения иностранного капитала в российскую экономику. Спрогнозируйте результаты присутствия иностранного капитала в экономике России. Используйте для ответа текст документа № 5.


Документ №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.06 с.)